Мадонна в скалах, Леонардо да Винчи читать ~4 мин.
Эта картина — шедевр христианского искусства и одна из величайших работ в истории живописи.

Название: «Мадонна в скалах» (Virgin of the Rocks)
Художник: Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci; 1452–1519)
Материал: Масло, перенесённая с дерева на холст (версия из Лувра)
Жанр: Религиозная живопись
Направление: Высокое Возрождение
Местонахождение: Лувр, Париж; Национальная галерея, Лондон.
Анализ «Мадонны в скалах» Леонардо да Винчи
Художественное образование
Чтобы оценить картины итальянского Возрождения, написанные почитаемыми старыми мастерами, такими как Леонардо да Винчи, смотрите наши образовательные эссе: Оценка искусства, а также: Как ценить картины.
«Мадонна в скалах» Леонардо да Винчи — одна из величайших картин эпохи Возрождения. Она существует в двух версиях: ранняя (ок. 1483–1486) хранится в Лувре, а более поздняя (ок. 1495–1508) — в Национальной галерее в Лондоне.
Оригинальная версия была заказана для алтаря часовни Непорочного Зачатия в церкви Сан-Франческо-Гранде в Милане. Заказчиками выступило Братство Непорочного Зачатия. Работа над алтарным образом началась вскоре после переезда Леонардо в Милан на службу к герцогу Людовико Сфорца.
По контракту от апреля 1483 года Леонардо должен был написать центральную панель с Девой и Младенцем. Боковые панели с музицирующими ангелами поручили братьям Амброджо и Евангелисте де Предис, которые также отвечали за позолоту и раскраску деревянного обрамления анконы. Луврская «Мадонна в скалах» была, вероятно, завершена к 1486 году. Вскоре после этого Леонардо продал её, предположительно, королю Франции Людовику XII.
Лондонская версия была создана позже, между 1495 и 1508 годами, в качестве замены для алтаря церкви Сан-Франческо-Гранде. Считается, что над ней Леонардо работал вместе с помощниками. Обе эти религиозные картины — это шедевры искусства Ренессанса и одни из немногих работ, которые с уверенностью приписываются кисти самого да Винчи.
Композиция и иконография
Сюжет алтарного образа связан с догматом о Непорочном зачатии Девы Марии. Сцена разворачивается в скалистом гроте. Четыре фигуры — Дева Мария, младенцы Иисус и Иоанн Креститель, а также ангел — образуют пирамидальную композицию. Их позы, взгляды и жесты тесно взаимосвязаны.
В луврской версии ангел (часто идентифицируемый как Уриил) смотрит на зрителя и указывает на младенца Иоанна. Дева Мария обнимает Иоанна, а её другая рука словно нависает в защитном жесте над головой Младенца Христа. Христос, в свою очередь, поднимает руку, благословляя Иоанна.
Жест ангела, указывающего на Иоанна, создаёт горизонталь, которая пересекается с вертикалью, образованной фигурами Марии и Христа. Так формируется символический невидимый крест. Все фигуры объединены в замкнутую композиционную схему, создавая ощущение гармонии и внутреннего единства.
Сфумато и кьяроскуро
Работа со светом и тенью в «Мадонне в скалах» демонстрирует высочайшее мастерство Леонардо. Фигуры, освещённые мягким светом, словно возникают из тёмного пространства грота. Приём кьяроскуро (светотени) придаёт им объём и монументальность, а знаменитое сфумато — дымка, смягчающая очертания, — создаёт плавные переходы между светом и тенью.
Этот натурализм стал вершиной живописных поисков Леонардо и ознаменовал его отход от традиций флорентийского Раннего Возрождения. В отличие от Боттичелли, который в таких работах, как «Весна» или «Рождение Венеры», мог жертвовать анатомической точностью ради выразительности линий, Леонардо стремился к максимальной реалистичности.
Пространство и символизм
Иллюзия глубины создаётся не столько с помощью линейной перспективы, сколько благодаря воздушной. Леонардо мастерски передаёт контраст между чёткими, тёмными скалами на переднем плане и туманными, тающими в дымке горными вершинами вдали. Это придаёт пейзажу таинственность и бесконечную глубину.
Луврская версия, полностью написанная рукой Леонардо, оказала огромное влияние на искусство Высокого Возрождения в Ломбардии и Риме. Её отголоски можно найти, например, в «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Живописное единство образов воды, скал и святых фигур в этом произведении библейского искусства создаёт мощный символ, связанный с таинством Непорочного зачатия.
Скалистый грот — это не только фон, но и важный символ. Он может ассоциироваться с лоном матери, с убежищем и одновременно с местом таинства. В полумраке часовни, освещённой свечами, тёмные скалы и выходящие из тени фигуры должны были производить на верующих особенно сильное впечатление.
Лондонская версия

Вторая версия картины, находящаяся в Лондоне, имеет ряд отличий. Здесь у фигур появились нимбы, а у младенца Иоанна — традиционный для него тростниковый крест. Эти элементы, отсутствующие в луврской работе, делают иконографию более каноничной и лёгкой для прочтения.
Кроме того, ангел больше не указывает на Иоанна и не смотрит на зрителя, его взгляд обращён на Христа. В целом колорит картины более холодный, а свет — более резкий и рассеянный. Считается, что участие помощников в работе над этой версией сделало её живопись менее тонкой и одухотворённой по сравнению с оригиналом из Лувра.
Значение в творчестве Леонардо
Леонардо да Винчи был не только живописцем, но и скульптором, архитектором, учёным и инженером. «Мадонна в скалах» стоит в одном ряду с такими его шедеврами, как портрет «Дама с горностаем», бессмертная «Мона Лиза» и монументальная историческая фреска «Тайная вечеря». Картина в полной мере демонстрирует его гений в работе с композицией, светом и передачей человеческих эмоций, а также его мастерство как мастера рисунка, что подтверждается многочисленными сохранившимися этюдами, в том числе рисунками мелом и рисунками пером и тушью.
Пояснения к другим картинам см: Анализ знаменитых картин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?