Мадонна в скалах, Леонардо да Винчи читать ~5 мин.
Шедевр христианского искусства – она считается одной из величайших картин в истории.

Название: Мадонна в скалах (Virgin of the Rocks)
Художник: Леонардо да Винчи (1452-1519)
Материал: Масляная живопись
Жанр: Религиозное искусство
Направление: Живопись раннего Возрождения
Находится: Лувр, Париж; и Национальная галерея, Лондон (сущестувет две версии).
Описание
Художественное образование
Чтобы оценить картины итальянского Возрождения, написанные почитаемыми старыми мастерами, такими как Леонардо да Винчи, смотрите наши образовательные эссе: Оценка искусства, а также: Как ценить картины.
Одна из величайших картин эпохи Возрождения, эта работа Леонардо да Винчи существует в двух вариантах: более ранний, иногда называемый Мадонна со скал, сейчас находится в Лувре; и более поздний в Национальной галерее, Лондон.
Первоначальная картина была написана Леонардо вскоре после поступления на службу к Людовико Сфорца, герцогу Милана. Заказано было несколько панелей для украшения анконы (резного деревянного алтаря, предназначенного для размещения картин) в капелле Иммаколаты в церкви Сан-Франческо Гранде в Милане.
В апреле 1483 года члены братства Непорочного зачатия разделили проект между Леонардо (ответственным за центральную Деву с младенцем) и братьями Амброджо де Предис (ответственным за восемь музыкальных ангелов на двух боковых панелях) и Евангелистой де Предис (ответственным за переделку анконы). Мадонна в скалах была завершена примерно к 1484 году и, возможно, была установлена в капелле Непорочного Зачатия, как и предполагалось. Однако через некоторое время она была продана за 100 дукатов королю Франции Людовику XII (1462-1515), который, возможно, затем подарил её императору Священной Римской империи Максимилиану I (1459-1519).
Вторая, лондонская версия (ок. 1495-1508 гг.) была заказана в качестве замены для церкви Сан-Франческо Гранде, расписана Леонардо и его помощниками и установлена в соответствии с планом. Обе эти религиозные картины являются шедеврами искусства Ренессанса, не в последнюю очередь потому, что они входят в число немногих известных работ, написанных рукой да Винчи.
Композиция
Заказ на этот алтарный образ был отдан Леонардо на том основании, что он изобразит Деву в честь доктрины Непорочного зачатия – догмата, провозглашающего, что Мария была зачата без первородного греха. Как видно из названия, иконографическая декорация представляет собой скалистый грот, где на каменном полу сидят четыре фигуры в пирамидоподобной композиции, которая, кажется, держит всех четырёх фигур в тесном обмене взглядами и жестами.
Справа архангел Гавриил приветствует нас загадочным взглядом, указывая на детскую фигурку святого Иоанна. Другой рукой он поддерживает сидящего рядом с ним Младенца Христа.
На вершине пирамиды сидит Богородица или Мадонна, чья рука поднята, ладонью вниз, над головой младенца Христа, как бы давая ему благословение. Рука Гавриила, указывающая на младенца Иоанна, образует горизонтальную линию в пространстве между рукой Девы и головой Христа, как бы завершая невидимый крест. Тем временем крошечная правая рука Младенца Христа поднята в жесте благословения, направленном на младенца Иоанна, который молитвенно сжимает руки. Круг завершает Мадонна, которая протягивает руку, чтобы обхватить голову младенца Иоанна.
Свет и тень
Работа Леонардо со светом и тенью – возможно, его самый большой вклад в живопись Высокого Возрождения – почти безупречна. Фигуры выступают из темноты грота, освещённые светом, падающим из левого верхнего угла картины. Получившееся кьяроскуро усиливает массивность и трёхмерность фигур, а мастерство Леонардо сфумато гарантирует, что границы между освещёнными и затенёнными участками лиц и тел фигур переданы с максимально возможной реальностью.
Этот натурализм знаменует собой высшую точку в живописи Леонардо, но свидетельствует о его отказе от стиля флорентийского искусства Возрождения, то есть экспрессионистского метода, отстаиваемого Боттичелли (см. La Primavera (ок. 1482-3 гг.) или Рождение Венеры (1484-6), обе в Уффици), в которых анатомическая точность приносится в жертву художественному эффекту.
Перспектива и глубина
Приподнятая линейная перспектива, с помощью которой картине придаётся иллюзия глубины, создаётся за счёт контраста между зубчатыми чёрными камнями в гроте и туманными профилями горных вершин вдали – немалый подвиг, учитывая узкий тональный диапазон монохромного фона.
Это произведение библейского искусства, которое – в отличие от лондонской «Девы со скал» – было полностью написано Леонардо, и для которого он сделал множество этюдов, оказало значительное влияние на искусство Высокого Возрождения как в Ломбардии, так и в Риме, (см., например, Сикстинская Мадонна Рафаэля) – не в последнюю очередь благодаря живописной манере, с помощью которой художнику удаётся объединить образы воды и скалы с Богородицей и догматом о Непорочном Зачатии.
Обстановка скалистого логова – идеальный образ для того, чтобы вызвать представление о естественном материнстве. В освещённой свечами церкви Сан-Франческо Гранде сверкающая рама вместе с тёмными скалами картины, из тени которых выходят святые фигуры, могли бы навести на мысль о первобытной пещере, идеальной обстановке для таинства Непорочного зачатия.
Лондонская версия

«Мадонна в скалах» в Национальной галерее содержит некоторые детали, обычно упускаемые из виду художником в луврской версии, в том числе нимбы фигур, детский крест из тростника Святого Иоанна.
Другие отличия: Архангел Гавриил больше не указывает на младенца Иоанна и обращён внутрь, а не частично к зрителю; драпировки более лёгкие и открытые; в пещере больше света, он более рассеянный и исходит из разных источников, и так далее. К сожалению, вмешательство ассистентов сделало картину ещё более банальной, чем её несравненная версия в Лувре.
Леонардо да Винчи
Скульптор, архитектор и инженер, а также один из величайших в истории мастеров рисунка (см., в частности, его выдающиеся рисунки мелом и рисунки пером и тушью), Леонардо был мастером портретного искусства (см. его Портрет дамы с горностаем и его бессмертную Мону Лизу), а также исторической живописи (см. его Тайную вечерю).
Пояснения к другим картинам см: Анализ знаменитых картин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?