Диптих Уилтона (1395 г.):
Анализ, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Уилтонский диптих (1395): Анализ, Интерпретация Описание
Название: Уилтонский диптих Дата: 1395-99 Художник: Неизвестен Материал: Темпера из яиц на дубовой панели Жанр: Религиозное искусство Направление: Готическое искусство Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Для анализа и объяснения других важных картин эпохи Возрождения, см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ Для анализа работ художников-примитивистов Международного готического стиля, см. наши образовательные статьи: Оценка произведений искусства и Как оценить картины.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ПАНЕЛЬНЫЕ КАРТИНЫ Кроме диптихов существуют также Триптихи (картины из трех панелей) и Полиптихи (многопанельные картины).
Уилтонский диптих (ок. 1395-99) – это небольшой диптих, состоящий из двух соединенных шарниром панельных картин, написанных в стиле международного готического искусства – придворного стиля позднего XIV века. Этот редкий пример средневековой живописи, по всей видимости, был создан для короля Ричарда II Английского (жил в 1367-1400 гг.; правил в 1377-99 гг.), поскольку на нем изображен он сам в качестве заказчика, и диптих получил свое название от Уилтон-хауса – родового поместья графов Пембрука, которые владели им на протяжении двух столетий. При открытии правая панель показывает Деву Марию с младенцем, окруженную одиннадцатью ангелами, стоящими в лугу, усыпанном цветами, а сцена на левой панели изображает склонившегося Ричарда II в профиль, обращенного к Деве. На его плаще изображены личные эмблемы белых оленей, а также веточки розмарина – эмблема его жены Анны Богемии. Вокруг его шеи золотой воротник, украшенный Cytisus scoparius (обычный кустарник, известный в латинском как planta genista), от которого происходит династия Ричарда – Плантагенетов. За Ричардом стоит его покровитель, Иоанн Креститель, представляющий его Деве Марии, и английские королевские святые Эдвард Исповедник и Эдмунд Мученик. Каждый покровитель держит свой идентифицирующий атрибут: Иоанн Креститель – символ Агнца Божьего; Эдвард Исповедник – кольцо, которое он подарил Иоанну Богослову; Эдмунд Мученик – стрела, которая стала причиной его смерти в 869 году. В ответ младенец Христос на правой панели поднимает свою руку в благословении.
Когда диптих закрыт, одна сторона содержит королевский герб Ричарда, а другая изображает эмблему Ричарда – белого оленя с небольшим золотым венцом вокруг шеи, стоящего на зеленом лугу под золотым небом.
Диптих имеет размеры около 37 x 53 см (12 x 18 дюймов) в открытом виде и выполнен в технике темперы из яиц, с нанесением тонких глазурей. Фон – как и другие детали – украшен золотым листом. Палитра художника- художника эпохи Возрождения включала использование дорогих цветных пигментов, таких как lapis lazuli для синих одежд на изображении Девы Марии с младенцем на правой панели. Плащ Ричарда II окрашен в красный киноварь – еще один дорогостоящий пигмент. К сожалению, некоторые цвета выцвели; например, розы в волосах ангелов изначально были покрашены гораздо более насыщенным розовым цветом, а зеленая трава на внешней панели с изображением оленя значительно потемнела.
Приемлемый стиль живописи характеризуется чрезвычайно тонким филигранным изображением изящных фигур небольшого размера, с утонченными чертами лица и платьями, ниспадающими мягкими складками.
Уилтонский диптих не датирован, и нет письменных записей о том, когда он был написан. Поэтому ученые продолжают спорить по этому вопросу, и были представлены различные теории. В настоящее время считается, что он был создан в последние пять лет его правления.
Дата Уилтонского диптиха, а также личность Ричарда подтверждается пенатом, который держит ангел, стоящий между королем и младенцем Христом. На нем изображен крест Святого Георгия – эмблема Англии, увенчанная шаром, на котором находится крошечная карта Англии – или Ирландии, где Ричард участвовал в кампании в 1394-5 годах.
Если Уилтонский диптих был написан между 1395 и 1399 годами, то очевидно, что у Ричарда не было много времени, чтобы прожить. Кроме того, включение «одиннадцати» ангелов (традиционного несчастливого числа) может, возможно, намекать на надвигающуюся катастрофу. Однако считается, что значение «одиннадцати ангелов» основано на втором сне молодого Иосифа (Бытие 37:9), в котором солнце, луна и одиннадцать звезд кланяются ему, к которым присоединяется сам Иосиф, становясь двенадцатой звездой (что дает благоприятную сумму). Параллельная схема в Уилтонском диптихе состоит из Иисуса, Девы Марии, одиннадцати ангелов плюс короля Ричарда, что составляет двенадцать ангелов – знак удачи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?