Женщина, держащая весы, Ян Вермеер:
значение, интерпретация читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Женщина с весами, Ян Вермеер: Смысл и интерпретация Описание
Художник: Ян Вермеер (1632-75) Техника исполнения: Масляная живопись на холсте Тип: Жанровая картина (интерьер) Направление: Голландский реализм Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
Для объяснений других картин, см.: Анализ известных картин.
Образование в области искусства Чтобы оценить художников жанрового направления, таких как Ян Вермеер, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка произведений искусства и также: Как оценить картины.
Несомненно, среди величайших жанровых картин, когда-либо созданных, «Женщина с весами» Вермеера была известна - до тех пор пока подробный анализ не выявил, что чаши весов были пустыми - как «Золотой взвешиватель» или «Девушка, взвешивающая жемчуг». Отсутствие золота и жемчуга на весах было установлено путем анализа цветовых пигментов: не было выделения свинцово-оловянным желтым цветом, который Вермеер обычно использовал для изображения золота, и единственный слой выделения на чаше значительно отличается от обычного «двойного слоя» краски (серого плюс белого выделения), который он использовал для представления жемчуга. Также нет свободных жемчужин на столе, ожидающих взвешивания. Тем не менее, небольшие, изящные весы являются центральным элементом и фокусом картины, которая посвящена сопоставлению мимолетных материальных забот с духовными. Это более явно аллегорическое произведение, чем обычно, но некоторые элементы остаются туманными. Работа является образцом стиля жанровой живописи голландских реалистов с его сочетанием живописной техники, морального повествования и, прежде всего, близости - стиля, не имеющего себе равных среди других голландских реалистов из Лейдена, Харлем, Утрехта, Дордрехта или Делфта.
Символизм
Как и многие его современники, Вермеер включал в свои жанровые картины множество символов, которые придавали серьезный смысл обыденной теме. Женщина изображена стоящей тихо, почти как Мадонна, перед зеркалом. На стене за ней висит картина в черной раме с изображением Страшного суда, которая представляет духовные заботы и суд Христа; перед ней стоит стол, усыпанный жемчугом, золотой цепью и другими украшениями, которые представляют материальные блага человека. Пустые весы, слегка удерживаемые между ее тонкими пальцами, показывают, что она взвешивает духовные, а не материальные соображения. В ее изображении нет напряжения или конфликта: напротив, она совершенно спокойна в самопознании (представленном ее отражением в зеркале), которое заключается в том, чтобы вести умеренную жизнь в ожидании окончательного суда Божьего. (Для работы, восхваляющей целомудрие, см. Девушку с жемчужной сережкой (1664-6, Мауритсхайс, Гаага)).
Композиция
В то же время художественный баланс этого шедевра поддерживается обычным и изысканным живописным мастерством Вермеера. Композиция построена вокруг кончиков пальцев женщины, которые находятся точно в точке схода перспективы этой картины. Это место отмечено пересечением руки женщины и нисходящей линии Страшного суда, которое также является центром всей картины. Также существует динамичная взаимосвязь между рядом вертикальных, горизонтальных и диагональных линий на протяжении всей работы. Таким образом, диагональные линии юбки женщины и ее левой руки, а также тень на стене контрастируют с углами живописи и стола.
Цвет и манера письма
Как обычно, обилие деталей позволяет Вермееру продемонстрировать его владение цветом и текстурой. Его фирменная палитра синего, серого и желтого придает сцене прохладную тональность и гармонию, а его виртуозная манера письма - в частности, тонкие отражения на весах, выделения жемчуга и контраст между тонкой синей тканью на переднем плане слева и более грубой текстурой желтого шерстяного платья женщины - и тонкая обработка света, проникающего через щель в шторах, делают всю работу образцом изобразительной живописи.
Анализ «Женщины с весами» (Золотой взвешиватель)
Молодая женщина, взвешивающая золото, в небольшом футляре… необыкновенно хорошо написанная - так это полотно было описано во время аукциона в 1696 году за немалую цену в 155 гульденов; из 21 полотна Вермеера, проданных в тот день, только Вид на Делфт и Молочница были проданы дороже. Действительно, сам факт того, что оно было указано как находящееся в небольшом футляре, а не в обычной раме, говорит о том, что либо его владелец - книготорговец из Делфта Якоб Диссиус - либо сам Вермеер особенно ценили эту работу. Более ранний инвентарь коллекции Диссиуса указывал на то, что три работы Вермеера были обработаны таким образом, хотя у нас нет информации о том, какие еще картины были и какими были эти небольшие футляры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?