Женщина с жемчужным ожерельем, Ян Вермеер:
значение, толкование читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Женщина с жемчужным ожерельем, Ян Вермеер: Смысл и интерпретация Описание
Художник: Ян Вермеер (1632-75) Техника исполнения: Масляная живопись Жанр: Жанровая живопись Направление: Голландский реализм Местонахождение: Галерея картин SMPK, Берлин.
Для объяснения других картин, см.: Анализ известных картин.
Художественное образование Чтобы оценить художников школы Дельфта, таких как Ян Вермеер и Питер де Хух, ознакомьтесь с нашими образовательными эссе: Оценка искусства и также: Как оценить картины.
Этот изысканный образец голландской жанровой живописи в стиле реализма содержит спокойствие и интроспекцию, которые придают ему ощущение восточной медитации. Действительно, несколько искусствоведов видят в этом явные свидетельства интереса Вермеера к китайскому искусству и философии. Одна из жемчужных картин Вермеера, она связана с другими работами, такими как Женщина с весами (1662-63) и Женщина, пишущая письмо (ок. 1665-66), обе в Национальной галерее искусств, Вашингтон, округ Колумбия - обе среди величайших жанровых картин, представленных в Америке. Характеризуясь фирменной техникой живописи Вермеера, включая его мягкие края мазков и палитру желто-сине-серых цветов, это, как обычно, является мастер-классом изобразительного искусства. Картина, одно из сокровищ голландской живописи XVII века, находится в Staatliche Museen Preussischer Kulturbesitz, Галерее картин, Берлин.
Композиция
Включенная в основной список продаж картин Вермеера 1696 года под номером 36: Молодая женщина украшает себя, очень красивая, эта работа - как Женщина в синем, читающая письмо (ок. 1662-64, Рейксмюсеум, Амстердам) и Женщина с весами - изображает одинокую женщину, которая сосредоточена на каком-то небольшом деле, отвлекаясь от всего остального. Здесь девушка смотрит в свое отражение в зеркале, одновременно застегивая две желтые ленты, прикрепленные к жемчужному ожерелью вокруг ее шеи. Необычно большое и пустое пространство между ней справа и зеркалом слева фокусирует внимание на девушке и ее тихой самопоглощенности, когда она заканчивает туалет. На переднем плане слева, который Вермеер оставил в основном в тени, можно увидеть массивный стол, частично покрытый толстым ковром. На поверхности стола можно различить китайский узел, а также косметическую кисть для пудры. Девушка одета в аналогичную желто-белую шелковую/меховую куртку, как и на Женщина, пишущая письмо (ок. 1665-66) и Любовное письмо (ок. 1666, Рейксмюсеум, Амстердам), а также красную ленту в волосах. Как и во многих интерьерах Вермеера с одной женщиной, сцена освещена светом, проникающим через окно слева, который затем рассеивается и распределяется благодаря обнаженной белизне и серости стены.
В своей основной композиционной структуре работа может быть соотнесена с Девушка, читающая письмо у открытого окна (ок. 1657, Alte Meister Gallerie, Дрезден) с ее профилем, расположением модели и использованием различных элементов - таких как стол - для определения пространственного положения молодой женщины. Кроме того, восхитительные световые эффекты перекликаются с теми, что можно найти в Молочнице (ок. 1658, Рейксмюсеум) и Молодой женщине с кувшином/питчером (ок. 1664-65, Художественный музей Метрополитен, Нью-Йорк), в то время как мотив жемчуга художника, и драгоценности, и тональность, исследуются в полной мере. Оптически и колористически Женщина с жемчужным ожерельем является одним из самых тонких и красивых исследований физического мира художником. Возможно, она была вдохновлена Молодая женщина за туалетом художника Жерара Терборха (1617-81).
Как это обычно бывает у Вермеера, действие происходит в небольшом углу комнаты и на фоне не украшенной серебристо-серо-белой стены. Хотя действие не завершено - женщина все еще подтягивает ленту вокруг своей шеи, чтобы застегнуть ожерелье - Вермеер ничуть не подчеркивал продолжающееся движение, прогресс во времени, а подарил нам идеально сбалансированный момент, который кажется вечным для самого акта, а не для его фиксации. Только многочисленные небольшие изменения, наблюдаемые вокруг рук и пальцев, выдают следы его борьбы для достижения этой цели.
Моральный посыл
Некоторые искусствоведы не были готовы видеть в этом полотне обычные моральные наставления Вермеера, несмотря на включение предметов (жемчуга, зеркало, косметическая кисть), используемых для украшения и декорирования тела, и которые указывают прямо на личное тщеславие - порок, известный в искусстве XVII века как vanitas. Что более того, как упоминалось выше, эта работа тесно связана с Женщиной с весами, одним из самых явных примеров живописи vanitas**, написанным около 1662-63. Последняя работа содержит изображение Страшного суда, которое служит предупреждением против мирских тщеславий - предупреждение, которое, возможно, должно прозвучать и в Женщине с жемчужным ожерельем. (**См. работы Хармена ван Стейнвика: 1612-56.)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?