Фигуративная живопись читать ~6 мин.
Термин «фигурная живопись» является менее точной альтернативой более широкому понятию «фигуративная живопись». Последнее относится к направлению изобразительного искусства, в основе которого лежит изображение фигуры человека. Основное внимание в нём уделяется реалистичной передаче человеческой формы, но без формальных рамок, присущих портретному жанру. Фигуративные картины чаще всего изображают людей в непринуждённой обстановке, не всегда с акцентом на лице.
Фигуративные работы охватывают широкий спектр стилей, включая импрессионизм Эдгара Дега, экспрессионизм Эгона Шиле и современный реализм Люсьена Фрейда. Крупнейшей категорией фигуративной живописи считается изображение обнажённой натуры. Современную экспрессионистскую фигурацию иногда называют «неофигуративным искусством».
Основа фигуративной живописи
Рисование человеческого тела с натуры — это классический метод обучения, который входит в учебные программы большинства художественных школ. Студенты изучают и зарисовывают модель, обычно обнажённую и расположенную на подиуме. Многие эксперты в области изящных искусств считают это наилучшим способом научиться передавать трёхмерную форму и контуры человеческого тела. Неудивительно, что большинство великих фигуративистов имели академическое образование.
Студенты могут использовать различные материалы, включая карандаш, уголь, карандаши конте, мелки, пастель, перо и тушь или краски. В 1907 году Дублинская столичная школа искусств провела свой первый урок рисования с натуры, который вёл академический портретист Уильям Орпен.
Фигуры в жанровой системе
Отдельного жанра «фигуративной живописи» не существует. Классическая иерархия жанров живописи включает исторические картины, пейзажи, портреты, жанровые сцены (изображения повседневных ситуаций) и натюрморты. Однако каждый из этих жанров может содержать фигуративные элементы. История искусства знает множество известных художников, для которых изображение человеческой фигуры было центральной задачей творчества.
Для дальнейшего чтения
Руководство по эстетическим и классификационным вопросам: Определение и значение искусства.
Краткий обзор традиций рисования обнажённой натуры: Обнажённые женщины в истории искусства и Обнажённые мужчины в истории искусства.
Раннее фигуративное искусство
Художники каменного века были первыми фигуративистами в истории, создававшими грубые изображения людей-охотников. За ними последовали египетские мастера, оставившие бесчисленное количество фигуративных работ, а также художники Древней Греции, Этрурии и Рима. К сожалению, большинство фресок античности было утрачено.
Фигуративная живопись эпохи Возрождения
Большинство итальянских старых мастеров эпохи Возрождения в совершенстве владели техникой изображения фигуры. Например, Леонардо да Винчи обладал глубокими познаниями в анатомии. Его мастерство в передаче эмоций через жесты и мимику, а также использование техники сфумато, отражены в таких известных работах, как «Тайная вечеря» и «Мадонна в скалах».
Микеланджело создал, возможно, самые впечатляющие и влиятельные фигуративные росписи в истории искусства — библейские сцены на потолке и алтарной стене Сикстинской капеллы в Риме. Только потолочная фреска насчитывает более 300 фигур. (Подробнее см.: Фрески Сикстинской капеллы).
За пределами Италии величайшими фигуративистами эпохи Северного Возрождения были Рогир ван дер Вейден (Фландрия) и Маттиас Грюневальд (Германия). Их религиозные алтари установили новые стандарты в изображении человеческого тела и эмоций.
Среди художников-фигуративистов XVI века выделяется Паоло Веронезе, известный монументальными полотнами «Свадебный пир в Кане» (1563) и «Пир в доме Левия» (1573). На рубеже веков работал Караваджо, который первым начал изображать религиозных персонажей как обычных людей, что видно в его картине «Смерть Богородицы» (1601–1606).
Фигуративная живопись XVII – XVIII веков
В эпоху барокко XVII века традиции фигуративизма продолжали такие старые мастера, как Рубенс, и художники испанской школы во главе с Веласкесом. Во Франции Никола Пуссен создал такие классицистические шедевры, как «Похищение сабинянок» (1634–1638).
В XVIII веке яркие человеческие образы создавал Уильям Хогарт (см. также английская фигуративная живопись). В начале XIX века академический классицист Энгр написал знаменитую «Купальщицу Вальпинсона» (1808).
Современная фигуративная живопись XIX века
Эдуард Мане, французский художник-новатор, связанный с импрессионизмом, был одним из величайших мастеров современной фигуративной живописи. Героями его картин становились представители парижской буржуазии, а также куртизанки, нищие и артисты. Среди его известных работ — «Олимпия» (1863). Влияние Мане на Поля Гогена, Поля Сезанна и Пабло Пикассо было огромным.
Илья Репин, выдающийся русский реалист, жанровый художник и портретист, известен своими тщательно выстроенными полотнами, изображающими крестьян, революционеров, участников крестных ходов и знаменитостей.
Томас Икинс, американский художник-реалист и портретист, известен такими работами, как «Макс Шмитт в лодке-одиночке» (1871) и «Клиника Гросса» (1875).
Эдгар Дега, французский импрессионист и талантливый рисовальщик, был ещё одним мастером изображения человеческой фигуры. Он изучал творчество Микеланджело и Мане, а также увлекался фотографией. Среди его картин — многочисленные изображения артистов балета, портреты друзей и сцены из жизни парижанок. Художника особенно интересовало, как поза, одежда и окружение отражают социальный статус или профессию человека. Примерами его виртуозной работы с фигурой являются «Танцовщицы у станка» (1877) и «Женщина в ванне» (1886).
Примечание: работа Поля Сезанна «Большие купальщицы» (Les Grandes Baigneuses) (1898–1905) стала ещё одним знаковым произведением, изображающим обнажённые фигуры в пейзаже. Будучи частью «классического возрождения», она оказала большое влияние на будущих кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака.
Фигуративная живопись ХХ века
Пабло Пикассо был одним из самых талантливых художников-фигуративистов начала XX века. К его ранним шедеврам относятся «Мальчик с трубкой» (1905), «Девушка в сорочке» (1905) и «Портрет Гертруды Стайн» (1906). Хотя Пикассо известен как пионер абстрактного искусства, он также был ключевой фигурой классического возрождения в современном искусстве (1900–1930). Примерами служат его работы «Две обнажённые» (1906), «Сидящая женщина» (1920) и «Две женщины, бегущие по пляжу» (1922).
Другим неоклассиком был Фернан Леже (1881–1955). Среди его модернистских работ: «Механик» (1920), «Три женщины» (1921) и «Обнажённые на красном фоне» (1923).
Кроме Пикассо, одним из самых выдающихся фигуративистов века был венский художник Эгон Шиле (1890–1918), известный своими тревожными и порой гротескными автопортретами. Позже его путь продолжил не менее неоднозначный Бальтюс, который в 1930–1950-е годы сосредоточился на фигуративных изображениях молодых девушек.
Фигуративное направление в абстракционизме представлено американским художником голландского происхождения Виллемом де Кунингом (1904–1997) и его серией «Женщина», ранним примером которой является «Сидящая женщина» (1944). Ещё один великий мастер фигуративного искусства — Люсьен Фрейд, британский художник и внук психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его главной темой было человеческое тело, которое он часто изображал обнажённым в сложных позах. Среди его шедевров: «Обнажённый мужчина с крысой» (1977) и «Художник и его модель» (1986).
Фотореализм
Одним из значительных направлений в современной фигуративной живописи стал фотореализм. Ключевыми фигурами этого движения являются американские художники Ричард Эстес (р. 1932) и Чак Клоуз. Художники-фотореалисты создают полотна, которые внешне напоминают цветные фотографии, но на самом деле являются тщательно проработанными картинами. Их портреты и городские пейзажи поражают своей реалистичностью.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?