Фигуративная живопись читать ~7 мин.
Фраза «фигурная живопись» является неточной альтернативой столь же расплывчатому обобщающему термину «фигуративная живопись», который сам по себе обычно относится к типу изобразительного искусства, основанного на рисовании фигур, в котором основное внимание уделяется реализму человеческой формы без вторжения в более «искусственный» жанр портретной живописи. Проще говоря, фигуративные картины обычно включают в себя изображения людей в неформальных ситуациях без особого акцента на лицах.
Тем не менее, фигуративные работы охватывают широкий спектр различных стилей, включая импрессионизм Эдгара Дега, экспрессионизм Эгона Шиле и современный реализм Люсьена Фрейда. Самая крупная категория фигуративной живописи – обнаженная натура. Современную экспрессионистскую фигурацию иногда называют «неофигуративным искусством».
Основа фигурной живописи
Рисование тела человека с натуры – это классический метод обучения рисованию, который входит в учебные программы большинства школ изобразительного искусства. Студенты изучают и рисуют тело модели, обычно обнаженной и расположенной на возвышении. Большинство экспертов в области изобразительного искусства считают, что это самый правильный и самый достоверный способ научиться изображать трехмерную форму и контуры человеческого тела, и неудивительно, что большинство величайших фигуративных художников прошли академическое образование.
Студенты могут использовать различные средства, включая карандаш, уголь, карандаши конте, мелки, пастель, перо и тушь или даже краски. В 1900-х годах Дублинская столичная школа искусств провела свой первый натурный урок, который вел академический портретист Уильям Орпен.
Фигуры людей на картинах
Нет самостоятельного жанра «фигурной живописи». Жанры живописи ограничены, это исторические картины, пейзажи, портреты, жанровые сцены (обычные повседневные ситуации) и натюрморты. Тем не менее, все эти жанры могут включать фигуративные элементы. История искусства полна известных художников, чье основное внимание было уделено изображению человеческих форм.
Смысл искусства?
Руководство по эстетическим и классификационным вопросам, касающимся изобразительного, декоративного, прикладного искусства, см. в разделе «
Определение и значение искусства».
Фигуративное искусство
Краткий обзор традиций рисования обнаженной натуры: Обнаженные женщины в истории искусства и Обнаженные мужчины в истории искусства.
Мировые лучшие художники
Лучшие художники всех времен.
Раннее изобразительное искусство
Пещерные художники каменного века были первыми в истории примитивными фигуративными художниками, использовавшими множество грубых изображений людей-охотников. За ними последовали египетские художники, написавшие бесчисленное количество фигуративных работ, а также художники из Древней Греции, Этрурии и Рима. К сожалению, большинство фресок античности было утрачено.
Великие деятели искусства эпохи Возрождения
Большинство итальянских старых мастеров эпохи Возрождения были в высшей степени искусными в технике рисования фигур. Например, Леонардо да Винчи детальное знал анатомию, его мастерство в представляющих человеческий облик выражениях и жестах, отражающих эмоции, и его использование сфумато, все отражено в известных фигуративных картинах, таких как: Тайная Вечеря и Мадонна в скалах и многих других.
Микеланджело создал, возможно, самую впечатляющую и влиятельную из всех фигуративных картин в истории искусства – библейские изображения на потолке и алтарной стене Сикстинской капеллы в Риме. Только потолочная фреска насчитывает более 300 фигур. (Подробнее см.: Фрески Сикстинской капеллы.)
За пределами Италии величайшими художниками фигур эпохи Возрождения были Рогир ван дер Вейден (Фландрия) и Маттиас Грюневальд (Германия), чьи религиозные алтари устанавливали новые стандарты в изображении человеческого тела.
Фигуративными художниками 16 века были Караваджо – первый художник, изобразивший главных религиозных деятелей как «обычных людей» – см., например, такие работы, как «Смерть Богородицы» (1601–1616 гг.), – а также великий художник «декорации» Паоло Веронезе, известный «Свадебным пиром в Кане» (1563 г.) и «Праздником в доме Леви» (1573 г.).
Художники-фигурки (1600-1800)
В эпоху барокко 17-го века, фигуративные традиции поддерживали старые мастера, такие как Рубенс и испанская школа во главе с Веласкесом. В Италии Пуссен создал такие шедевры, как «Похищение сабинянок» (1634-38).
18 Век стал свидетелем чудесных человеческих форм, созданных Уильямом Хогартом (см. Также английскую фигуративную живопись) и академическим классиком Энгром – см. его «Купальщица Вальпинкона» (1808).
Современная Живопись Фигуры
Эдуард Мане, французский художник- импрессионист 19-го века был одним из великих современных художников. Среди его подданных были проститутки, пьющие, нищие и певцы, а также парижская буржуазия. Среди его известных фигуративных картин – Олимпия (1863 г.). Художественное влияние Мане на его современников, таких как Поль Гоген и Поль Сезанн, как и на более поздних художников, таких как Пабло Пикассо, было глубоким.
Илья Репин, плодовитый российский реалист, жанровый художник и портретист, известен своими точно структурированными и сочиненными полотнами с крестьянами, революционерами, крестными ходами и знаменитостями.
Томас Икинс, американский фигуративный реалист, сюжетный художник и академический портретист, известен работами «Макс Шмитт в Единственном черепе» (1871 г.) и «Клиника Гросса» (1875 г.).
Эдгар Дега, французский художник-импрессионист и талантливый рисовальщик, был еще одним мастером рисования человеческих форм. Он изучал работы Микеланджело и Мане и увлекался фотографией. Среди его картин множество артистов балета, портреты друзей, обычных парижанок и обнаженных женщин. Он особенно интересовался тем, как физиономия, поза, одежда и другие атрибуты человека отражают его социальный статус или профессию. Среди его многочисленных картин с виртуозными фигурами : «Танцовщицы в баре» (1888 г.) и «Женщина в бане» (1886 г.).
Примечание: работа Сезанна «Большие купальщицы» (Les Grandes Baigneuses) (1894–1905) была еще одним очень влиятельным рисунком, изображающим обнаженных женщины в пейзажной обстановке. Являясь частью «возрождения классики», он оказал большое влияние на будущих кубистов Пабло Пикассо и Жоржа Брака.
Фигуративная живопись ХХ века
Пабло Пикассо был одним из самых талантливых фигуративистов начала 20 века. См., в частности, такие работы, как «Гарсон а ля трубка» (1905 г., частное собрание), «Девушка в сорочке» (1905 г., собрание Тейт) и «Портрет Гертруды Стайн» (1906 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Несмотря на то, что Пикассо известен, в значительной степени, своим абстрактным искусством, он также был ключевой фигурой классического возрождения в современном искусстве (1900-30): см., например, «Две обнаженные» (1906, MOMA, Нью-Йорк); Сидящая женщина (Пикассо) (1920, Париж); Большая купальщица (1921, Музей оранжереи, Париж); Две женщины, бегущие по пляжу (1922, Музей Пикассо, Париж). Другим неоклассиком был Фернан Леже (1881-1955), его модернистские работы: «Механик» (1920, Национальная галерея Канады); Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк); Обнаженные на красном фоне (1923, Художественный музей, Базель); и Две сестры (1935, Gemaldegalerie, Берлин). Кроме Пикассо, молодой венский художник Эгон Шиле (1890–1918) был, пожалуй, первым по-настоящему выдающимся художником века, известным своими тревожными, а иногда и гротескными автопортретами. Затем последовал столь же неоднозначный Бальтюс, который сосредоточился на эротических фигуративных изображениях молодых девушек 1930-55 годов.
Абстрактное крыло образной традиции иллюстрируется американским художником голландского происхождения Виллемом де Кунингом (1904–1997) в его серии «Женщина», ранним примером которой является «Сидящая женщина» (1944, Метрополитен-музей). Еще один великий деятель современного искусства – Люсьен Фрейд, британский художник немецкого происхождения и внук психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его главным предметом было человеческое тело, обычно изображаемое обнаженным в надуманных позах. Среди его редко выставляемых полотен с изображением человеческого тела, такие шедевры, как: «Обнаженный мужчина с крысой» (1977); Обнаженная девушка с яйцом (1980); Белла (1982); и Художник и модель (1986).
Фотореализм
Последнее слово в фигуративной живописи, фотореализм – это движение в современном искусстве, среди ключевых фигур которого американский художник Ричард Эстес (1932 г.р.) и Чак Клоуз. Художники-фотореалисты создают картины, которые напоминают цветные фотографии, но на самом деле являются тщательно выполненными картинами. Их портреты и рисунки удивительно реалистичны.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?