Барбизонская школа пейзажной живописи читать ~10 мин.
Важное направление во французской живописи, термин «Барбизонская школа» относится к группе художников, которые около 1848 года поселились во французской деревне Барбизон и её окрестностях, близ леса Фонтенбло. Их также называли школой Фонтенбло. Работы этих художников считаются самым значительным явлением в чисто пейзажной живописи Франции XIX века.
Барбизонские художники, известные прежде всего живописью на пленэре, развили выдающийся натурализм, детально изучая окружающую природу. При этом они отвергли многие каноны академического искусства в своём стремлении создать новую, прозаическую форму реалистической живописи. Эта идиома непосредственно привела к социально ориентированному реализму Гюстава Курбе. Их картины — это в основном пейзажи с равнинами, деревьями и лесами, выполненные в плавной манере.
Наиболее известными представителями Барбизонской школы являются Камиль Коро и Теодор Руссо. Руссо был организатором и лидером группы, а также сторонником её теорий. Среди них были также Жюль Дюпре (1811–1889), чьи работы отличались сумрачным использованием света, и Жан-Франсуа Милле, который стал подлинным новатором благодаря необычной тематике, возвышающей мир крестьян и сельский труд. Шарль-Франсуа Добиньи, специалист по пейзажам с берегами рек, также был важным членом группы, как и художник испанского происхождения Нарсис Диас де ла Пенья (1807–1876).
Истоки и история
Находясь под сильным влиянием голландских пейзажей XVII века и таких художников, как Джон Констебл (1776–1837) и Ричард Паркес Бонингтон (1802–1828) из английской пейзажной живописи, Барбизонская школа стала важным этапом в развитии французского пейзажного искусства — от романтизма к реализму. Возможно, неудивительно для людей, чья страна была опустошена ужасами революции, а затем войны, что французские художники охотно отправлялись на поиски природы — «настоящей» Франции, — которую они изображали на пленэре в провинциальной обстановке. Для общения и экономии они создали несколько сельских художественных колоний — в таких местах, как Барбизон, а позже в Грёз-Сюр-Луан, Понт-Авен и Конкарно. Подобные колонии художников были созданы в Скагене в Дании, Абрамцеве в России и в Ньюлине, Англия.
В Америке барбизонский стиль, ориентированный на работу под открытым небом, превзошёл школу реки Гудзон благодаря усилиям Джорджа Иннесса (1825–1894). Эти движения и группы создали многие из самых известных пейзажных картин в мире и сыграли значительную роль в становлении XIX века «золотым веком» пейзажного искусства, кульминацией которого стала декоративная оптика импрессионизма Моне.
Характерные черты барбизонской пейзажной живописи
Барбизонские художники отвергали классическую традицию пейзажной живописи, примером которой служили Клод Лоррен (1600–1682), Жан-Антуан Ватто (1684–1721) или Жан-Оноре Фрагонар (1732–1806). Их тщательно отшлифованные студийные композиции часто представляли интеллектуальные пейзажи лишь как фон для высокохудожественных исторических повествований. Вместо этого, в манере ранних голландских живописцев, таких как Саломон ван Рёйсдаль (1602–1670), Альберт Кёйп (1620–1691), Якоб ван Рёйсдал (1628–1682) и Майндерт Хоббема (1638–1709), барбизонские художники стремились передать реальный свет сельской местности и реальный цвет, который они видели, а не интеллектуальные пейзажи, созданные их предшественниками. Другими словами, они писали «глазами, а не головой».
Их основной техникой была живопись на пленэре: в отличие от предыдущих художников, которые могли сделать несколько коротких набросков на открытом воздухе, а затем удалиться в свои студии для завершения работы, барбизонцы проводили значительно больше времени, рисуя непосредственно с натуры. Это погружение в окружающую среду привело к тому, что они сосредоточились на деталях сельской жизни, её временах года и, прежде всего, на изменении света и цвета.
Акцент на повседневных визуальных деталях оказал значительное влияние как на соцреализм Гюстава Курбе (1819–1877), так и на импрессионистскую живопись Моне, Писарро и Сислея. В связи с этим уместно также ознакомиться с темой «От реализма к импрессионизму». Однако барбизонскому «реализму» была присуща высокая степень романтизма, и он не достигал полнокровного радикализма Курбе. Его можно рассматривать скорее как приверженность натурализму, а не как реализм в чистом виде.
Барбизонские художники
Теодор Руссо (1812–1867) был движущей силой барбизонцев. Однако его пленэризм не нашёл поддержки у консервативного французского Салона, которому потребовалось несколько лет, чтобы оценить его талант. Живописные полотна Руссо, например, «Закат в Оверни» (1830), «Панорамный пейзаж» (1830–1840), «Лес в Буаремоне» (1842), «Лес Фонтенбло, утро» (1850), отказались от традиции включать человеческие фигуры для интерпретации или оживления пейзажа. Он позволял природе говорить самой за себя, тем самым проложив путь к импрессионистской пейзажной живописи. Как и некоторые другие художники, он был отчасти романтиком и отчасти реалистом, вдохновляясь духом (романтизм), а также внешним видом (реализм) сельской местности.
Более известный, чем Руссо, но не менее преданный пленэрной живописи, старший Камиль Коро (1796–1875) создал свой собственный уникальный стиль очень привлекательного романтизма с мягкими краями, вызвав замечание, что он «пишет глазом реалиста, но сердцем романтика». Его картины, такие как «Виль д’Аврей» (1875), «Сельская сцена» (1875) и «Мост в Нарни» (1826), демонстрируют его чувство цветовой гармонии, основанное на использовании тонких тональных градаций. Действительно, его использование цвета для создания ощущения перспективы и передачи настроения сцены неизменно замечательно. Именно Камилю Коро импрессионисты обязаны больше всего.
Напротив, Жан-Франсуа Милле (1814–1875), сам сын крестьянина из Нормандии, был убеждённым реалистом. После обучения у местного художника в Шербуре, а затем в Париже (1837) у Делароша, он переехал в Барбизон в 1849 году и оставался там до конца жизни. Будучи глубоко набожным человеком, многие его пейзажи, такие как «Ангелус» (1859) и «Человек с мотыгой» (1862), изображают отнимающую силы, почти священную простоту крестьянской жизни.
По сути, работы Милле ближе к жанровой живописи, чем к пейзажу, но его изображение сельской местности в реалистическом, а не идеализированном ключе оказало большое влияние на пейзажный жанр в целом. Одних только названий его картин достаточно, чтобы передать его приземлённый подход к искусству: «Крестьянин с тачкой» (1848–1852), «Уборка сена» (1850), «Крестьянки с хворостом» (1852), «Фермер, прививающий прививку на дерево» (1865), «Уборка гречихи: Лето» (1868–1874), «Стога сена: Осень» (около 1874). Также, как и другие сельские художники, он был убеждённым сторонником пленэрного искусства. Барбизонская школа во Франции так и не оправилась после смерти Милле в 1875 году.
Другим учеником Делароша был художник Шарль-Франсуа Добиньи (1817–1878), известный своим увлечением пленэризмом. Он использовал тонкую штриховку чистым цветом в стиле, напоминающем более поздних импрессионистов, таких как Моне (1840–1926) и Ренуар (1841–1919), для создания своих безмятежных пейзажей.
Объяснение пейзажной живописи XIX века, подобной той, что создавали барбизонские художники, см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Констант Труайон (1810–1865) специализировался на анималистической живописи и фактически был первым художником-анималистом своей эпохи. Он учился рисовать на Севрской фарфоровой фабрике, а затем занимался у Виктора Бертена, исторического живописца. Примерно в 1830 году он начал писать пейзажи, изображая окрестности Парижа и Турени. Увлечение изучением природы привело его к контакту с пейзажистами Барбизонской школы, среди которых он вскоре стал считаться одним из самых заметных её представителей. Позже он начал включать в свои пейзажи крупных животных, особенно крупный рогатый скот, вдохновлённый голландским художником-анималистом Паулюсом Поттером, чьи работы он изучал во время поездки в Голландию в 1847 году. Его последние работы — морские пейзажи, написанные очень свободно, которые оказали влияние на импрессионистов Эдуарда Мане (1832–1883) и Эжена Будена (1824–1898). Его стиль был натуралистичным, отличался уверенным исполнением и прекрасным цветом.
Нарсис Диас де ла Пена (1808–1876), французский живописец, сын изгнанной испанской семьи, прославился тем, что запечатлел сверкающий свет на лесных полянах. Осиротев в юном возрасте, он начал работать художником по фарфору на фабрике в Севре. Его первая выставка состоялась в Салоне в 1831 году.
Влияние Делакруа и Руссо, а также дружба с Милле привели его к созданию пейзажной живописи, которая была явно индивидуальной и новаторской, с очень эскизным стилем, крупными мазками и пятнами сумрачного цвета. В его бурных сценах природы часто встречаются влюблённые, средневековые фигуры или мифологические персонажи, как в картинах «Фея жемчуга», «Венера и Адонис», «Восточная женщина» и «Тропинка через лес». Покровитель и друг молодого Пьера-Огюста Ренуара (который также начинал свою художественную карьеру как художник по фарфору), он и его работы пользовались большим уважением среди импрессионистов.
Пейзажист Жюль Дюпре (1811–1889) был одним из самых экспрессивных членов барбизонской группы. Впервые он выставился в Салоне в 1831 году, а три года спустя был награждён медалью второго класса. В том же году он приехал в Англию, где на него произвело глубокое впечатление мастерство Джона Констебла. У него он научился передавать движение в природе; а окрестности Саутгемптона, с их широкими, бескрайними просторами воды, неба и земли, дали ему хорошие возможности для изучения бурного движения грозовых облаков и движения листвы, гонимой ветром.
Цвет у Дюпре был звучным и насыщенным, а его любимыми сюжетами были драматичные закаты, бурные небеса и моря. В конце жизни он изменил свой стиль, заметно увеличив размер мазков и придя к большей простоте в обращении с цветовой гармонией. Среди его главных работ — «Утро и вечер» в Лувре и ранняя «Переход через мост» в коллекции Уоллеса.
К другим художникам-пейзажистам, связанным с Барбизонской школой, относятся: анималист Шарль-Эмиль Жак (1813–1894) и мастер рисунка Анри-Жозеф Арпиньи (1819–1916), известный своими изображениями детей в сельском пейзаже, а также скульптор Антуан-Луи Барие (1796–1875), который специализировался на экзотических животных в небольших сельских сценах с выраженной импастовой росписью.
Голландские и немецкие художники и коллекционеры с особым энтузиазмом относились к картинам Барбизонской школы. Подробнее см. в разделах «Постимпрессионизм в Голландии» (1880–1920) и «Постимпрессионизм в Германии» (около 1880–1910).
Художники, вдохновлённые Барбизоном
Понт-Авен
Популярной колонией французских художников-пленэристов XIX века, вдохновлённых Барбизоном, была бретонская деревня Понт-Авен на южном побережье Бретани. Школа Понт-Авена была наиболее активна в 1880–1890-х годах, когда такие известные художники, как Поль Гоген (1848–1903) и Поль Серюзье (1864–1927), осваивали постимпрессионизм. В частности, они стремились заменить натуралистический подход импрессионистских картин Клода Моне ненатуралистической цветовой гаммой, очерченными формами и чёткими рисунками. Кроме того, они пытались придать человеческое значение обычным сценам с помощью более интенсивного использования цвета и формы, а также эмфатического очерчивания.
Среди ирландских художников-пейзажистов, работавших в Понт-Авене, были: Огастус Николас Бёрк (1838–1891), Алоизиус О’Келли (1853–1941), Родерик О’Конор (1860–1940), Натаниэль Хилл (1861–1934), Уолтер Осборн (1859–1903), Норман Гарстин (1847–1926) и Джозеф Малахи Кавана (1856–1918).
Конкарно
Ещё одна деревня в Бретани, Конкарно, стала местом третьей французской общины художников-пейзажистов в конце века. Импрессионистский пейзажист и жанрист Уильям Джон Лич был одним из ирландских художников, работавших в Конкарно. См. также: «Пленэрная живопись в Ирландии».
Британия: Ньюлинская школа и школа Глазго
В 1880-х годах, несомненно, под влиянием Барбизона, Понт-Авена и Конкарно во Франции, корнуоллский рыбацкий городок Ньюлин начал привлекать английских пейзажистов, которых привлекали местные пейзажи, свет и морской пейзаж Западного Корнуолла. Среди членов Ньюлинской школы были Стэнхоуп Форбс, Фрэнк Брэмли и другие.
Художники Ньюлина практиковали импрессионистский метод работы на открытом воздухе en plein air и использовали сюжеты, взятые из сельской жизни. Примером изобразительного искусства в стиле Ньюлин является картина «Безнадёжный рассвет» (1888) Фрэнка Брэмли. Шотландская школа живописи Глазго (1880–1915), возглавляемая Джеймсом Гатри и Джоном Лэвери, была ещё одной группой прогрессивных художников, которые с большим успехом переняли барбизонские методы пленэра.
Кроме того, радикальная итальянская группа художников, известная как Маккьяйоли, которая активно работала во Флоренции в период 1855–1865 годов, также была вдохновлена техникой пленэра барбизонской школы.
Работы, отражающие барбизонскую манеру живописи, можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?