Импрессионистская пейзажная живопись читать ~5 мин.
Во многих отношениях импрессионизм положил начало современной изобразительной живописи, особенно пейзажной живописи. Стремясь точно воспроизвести увиденное, художники-импрессионисты непреднамеренно подорвали натуралистическую традицию, заложенную эпохой Возрождения. Проще говоря, импрессионизм запечатлел мимолётные мгновения. Если в эти мгновения дерево (или пруд) казалось розовым из-за света солнца или отражения цветов, то художник окрашивал дерево (или воду в пруду) в розовый цвет.
Натуралистические цветовые схемы не позволяли так пристально изучать природу и то, как на неё влияет свет. В результате импрессионизм открыл совершенно новый живописный язык и тем самым проложил путь к переосмыслению реальности Пикассо, что, в свою очередь, значительно расширило наши представления об изобразительном искусстве.
Чтобы увидеть, какую роль сыграли пейзаж и импрессионистская живопись в развитии искусства XIX века, см: От реализма к импрессионизму (1830-1900).
Клод Моне
Ведущим представителем французской школы импрессионистов, самым плодовитым её пейзажистом и самым ярым сторонником «чистого» импрессионизма – то есть «рисуй именно то, что видишь, не пытаясь это интерпретировать» – был Клод Моне (1840-1926). Именно его картина «Впечатление, восход солнца» (1872) в 1874 году дала название движению, а его более поздние работы, такие как «Серии» с изображением вокзалов – см. «Гар Сент-Лазар» (1877) – стогов сена и кувшинок, где он писал один и тот же сюжет десятки, а то и сотни раз, – отражают его пожизненное увлечение изображением света. Картины с кувшинками см. например: Водяные лилии (Нимфеи) (1897-1926, различные художественные музеи); и Пруд с кувшинками : Зелёная гармония (1899, Музей д’Орсэ, Париж). Другие пейзажи, написанные на пленэре, см: Гренуйер (1869, Музей Метрополитен, Нью-Йорк); Пляж в Трувиле (1870, Атенеум Уодсворта); и Маковое поле (Аржантей) (1873, Музей д’Орсэ). Как и другие импрессионисты, он был страстным поклонником природных эффектов, таких как снег и туман. (Примечание: О пейзажах XIX века, написанных художниками-импрессионистами, см: Анализ современной живописи 1800-2000).
Французские импрессионистские пейзажи
Возникший на основе пленэрной живописи традиций барбизонской школы пейзажной живописи, импрессионизм во Франции охватывал многих известных художников и множество индивидуальных стилей, а его картины охватывали все жанры, от пейзажа и натюрморта до портрета и жанровой сцены. Однако центральное место в его существовании занимала работа с пейзажами, что отражает его уникальный вклад в историю западного искусства. Среди основных представителей этого направления, писавших пейзажи, были Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919) и Альфред Сислей (1839-1899).
Подробнее см: Характерные черты импрессионистической живописи 1870-1910 гг.
Всегда спорящий и всегда разоряющийся, Писсарро участвовал во всех выставках импрессионистов, и его сюжеты состояли в основном из сельских и городских пейзажей. К его пейзажам относятся: «Красные крыши» (1877) и «Овощной сад с цветущими деревьями, весна, Понтуаз» (1877). Ренуар – величайший из когда-либо существовавших живописцев приглушённого света, который позже обратился исключительно к обнажённой натуре. Среди его работ: Тропинка, ведущая через высокую траву (1877). Альфред Сислей, «забытый импрессионист» и самый недооценённый, был особенно искусен в композиции, внося в свои пейзажи интересные линии и углы, и создавал исключительные цветовые сочетания. Среди его работ: Канал Сен-Мартен (1870), Машинальная дорожка, Лувесьенн (1873), Туманное утро (1874), Снег в Лувесьенне (1878). Эти и более поздние картины импрессионистов являются одними из самых известных пейзажей, созданных до сих пор.
О художниках пленэра французского стиля из Ирландии см. в разделах Ирландские художники-пейзажисты и Пленэрная живопись в Ирландии.
Постимпрессионизм
К 1880-м годам импрессионистическое движение начало разделяться на две основные группы: тех, кто, подобно Моне, продолжал с научным рвением изучать свет, и тех, кого называли постимпрессионистами, таких как Жорж Сёра (1859-1891), Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890) и другие, кто был недоволен «пассивной», по их мнению, природой импрессионизма и больше интересовался интерпретацией. В результате они стали уделять больше внимания вопросам живописной организации, структуры, композиции и цвета. Сезанн начинал как импрессионист с таких работ, как «Дом повешенного» (1873), и заканчивал более структурированными пейзажами, как его серия картин «Мон-Сен-Виктуар» (1882-1906).
Жорж Сёра, родоначальник пуантилизма и дивионизма, организовывал свои пейзажи по классическим принципам, чтобы передать спокойное величие. К его городским пейзажам относятся: Воскресный день на острове Гранж-Жатт (1884). Поль Сезанн – трудоголик и огромное влияние на Матисса и Пикассо – адаптировал импрессионизм в средство медленной остронаблюдательной живописи знакомых пейзажей, используя структуры, похожие на сетку, в попытке продолжить традиции французской классической живописи на открытом воздухе. К его пейзажам относятся: Монтань-Сент-Виктуар с деревьями и домом; Монтань-Сент-Виктуар (1904-6). Винсент Ван Гог, меланхоличный, но плодовитый экспрессионист, пейзажист, каждая картина которого автобиографична, искажает форму и цвет, чтобы выразить свои внутренние чувства, а не просто записать свои наблюдения. К его пейзажам относятся: Вишнёвое дерево (1888); Старая мельница (1888); Урожай, Арль (1888); Мост в Арле (1888); Вид на Арль с ирисами (1888); Кипарисы (1889); Кукурузное поле с кипарисами (1889); Вид на Арль (цветущие сады) (1889); Оливковые деревья (1889); Звёздная ночь (1889); Сборщики оливок (1889); Пшеничное поле с воронами (1890).
Пейзажи австралийских импрессионистов
В конце 1880-х и в 1890-х годах в Мельбурне впервые появилась Гейдельбергская школа австралийского импрессионизма, посвятившая себя пейзажной живописи на пленэре. Во главе с Томом Робертсом (1856-1931), её важными членами были Артур Стритон (1867-1943), Фред Маккаббин (1855-1917) и Чарльз Кондёр (1868-1909).
Американский импрессионизм
Девятнадцатый век пейзажной живописи в Америке стал свидетелем появления нескольких выдающихся школ. Среди них: школа реки Гудзон (ок. 1825-75), движение люминизма, тонализм, олицетворением которого стал Уистлер (1834-1903), и американский импрессионизм (ок. 1880-1900). В импрессионистском движении в США доминировали картины Уильяма Мерритта Чейза (1849-1916), Теодора Робинсона (1852-1896), Дж. Олдена Вейра (1852-1919), Джона Х. Твахтмана (1853-1902) и Чайльда Хассама (1859-1935).
- Камиль Писсарро, пейзажист и импрессионист
- Перформанс – интервенция «Из досье собачьей жизни»
- В Сербии прошёл фестиваль «Кюстендорф» Эмира Кустурицы
- Выставка «ИНТЕРВЕНЦИЯ»
- Кристофер Бейкер объявлен новым директором Шотландской Национальной портретной галереи
- Во время кражи акварели Делакруа в галерее не работала сигнализация
- 92 произведения искусства, украденные более десяти лет назад, выставлены в замке в Па-де-Кале
- «Станция одиннадцать» Эмили Сент-Джон Мандел, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?