Импрессионистская пейзажная живопись читать ~5 мин.
Во многих отношениях импрессионизм заложил основы современной живописи, в особенности пейзажной. В своём стремлении точно воспроизвести увиденное художники-импрессионисты непреднамеренно отошли от натуралистической традиции, господствовавшей со времён эпохи Возрождения. Проще говоря, импрессионизм фиксировал мимолётные мгновения. Если в этот момент дерево казалось розовым из-за солнечного света или отражения цветов, художник изображал его розовым.
Академические цветовые схемы не позволяли так тонко передавать изменчивость природы под влиянием света. В результате импрессионизм создал новый живописный язык. Он проложил путь к переосмыслению реальности Пикассо, что, в свою очередь, значительно расширило представления об изобразительном искусстве.
Чтобы лучше понять, какую роль сыграли пейзаж и импрессионизм в развитии искусства XIX века, смотрите статью: От реализма к импрессионизму (1830–1900).
Клод Моне
Ведущим представителем французского импрессионизма, самым плодовитым пейзажистом и последовательным сторонником «чистого» метода был Клод Моне (1840–1926). Его принцип можно сформулировать так: “Рисуй именно то, что видишь, не пытаясь это интерпретировать”.
Именно его картина «Впечатление, восход солнца» (1872), представленная на выставке в 1874 году, дала название всему движению. Поздние работы Моне, такие как серии с изображением вокзалов (например, «Вокзал Сен-Лазар», 1877), стогов сена и кувшинок, отражают его многолетнее увлечение светом. Он мог писать один и тот же сюжет десятки раз в разное время суток. Среди знаменитых картин с кувшинками — «Водяные лилии (Нимфеи)» (1897–1926) и «Пруд с кувшинками: Зелёная гармония» (1899, Музей Орсе, Париж).
Среди других его значимых пейзажей, написанных на пленэре, — «Лягушатник» (1869, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), «Пляж в Трувиле» (1870, Атенеум Уодсворта) и «Маковое поле (Аржантёй)» (1873, Музей Орсе). Подобно другим импрессионистам, Моне с увлечением изображал природные эффекты, такие как снег и туман.
О пейзажах XIX века, написанных художниками-импрессионистами, читайте в статье: Анализ современной живописи 1800–2000.
Французские импрессионистские пейзажи
Импрессионизм во Франции, выросший из традиций пленэрной живописи Барбизонской школы, объединил многих известных художников с индивидуальными стилями. Их творчество охватывало все жанры, однако именно пейзаж занимал центральное место, отражая уникальный вклад течения в историю западного искусства. Ключевыми представителями направления, писавшими пейзажи, были Камиль Писсарро (1830–1903), Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919) и Альфред Сислей (1839–1899).
Подробнее смотрите: Характерные черты импрессионистической живописи (1870–1910).
Камиль Писсарро, единственный участник всех восьми выставок импрессионистов, был известен своей активной позицией в движении и постоянными финансовыми трудностями. Его сюжеты — это преимущественно сельские и городские пейзажи, среди которых «Красные крыши» (1877) и «Огород с цветущими деревьями, весна, Понтуаз» (1877).
Пьер-Огюст Ренуар — мастер изображения рассеянного, вибрирующего света. Хотя позднее в его творчестве стали преобладать изображения обнажённой натуры, он оставил заметный след и в пейзажной живописи. Примером служит его работа «Тропинка в высокой траве» (1877).
Альфред Сислей, которого иногда называют «забытым импрессионистом», был особенно искусен в композиции, привнося в свои пейзажи интересные линии и ракурсы. Он создавал исключительные цветовые гармонии в таких работах, как «Канал Сен-Мартен» (1870), «Дорога к машине, Лувесьенн» (1873), «Туманное утро» (1874) и «Снег в Лувесьенне» (1878). Эти и другие полотна импрессионистов входят в число самых известных пейзажей в истории искусства.
О художниках-пленэристах французского стиля из Ирландии читайте в статьях Ирландские художники-пейзажисты и Пленэрная живопись в Ирландии.
Постимпрессионизм
К 1880-м годам движение импрессионистов начало разделяться. Одна группа, последователи Моне, продолжала с научным интересом изучать свет. Других художников, названных постимпрессионистами, не устраивала, по их мнению, «пассивная» природа импрессионизма. Мастера, такие как Жорж Сёра, Поль Сезанн и Винсент Ван Гог, больше интересовались интерпретацией реальности, уделяя внимание структуре, композиции и цвету. Сезанн, например, начинал как импрессионист («Дом повешенного», 1873), а завершил свой путь созданием более структурированных пейзажей, как в серии картин «Гора Сент-Виктуар» (1882–1906).
Жорж Сёра (1859–1891), создатель пуантилизма, строил свои пейзажи по классическим принципам для передачи ощущения спокойного величия. Яркий пример — его городской пейзаж «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884).
Поль Сезанн (1839–1906), оказавший огромное влияние на Матисса и Пикассо, преобразовал импрессионизм. Он стремился передать устойчивую структуру мира, а не мимолётные впечатления, создавая тщательно выверенные пейзажи. Среди них — серии работ «Гора Сент-Виктуар с большим деревом» и «Гора Сент-Виктуар» (1904–1906).
Винсент Ван Гог (1853–1890), художник-экспрессионист, использовал пейзаж для выражения своих внутренних переживаний. Он искажал форму и цвет, чтобы передать чувства, а не просто зафиксировать увиденное. К его пейзажам относятся «Цветущая вишня» (1888), «Старая мельница» (1888), «Мост в Арле» (1888), «Вид на Арль с ирисами» (1888), «Кипарисы» (1889), «Пшеничное поле с кипарисами» (1889), «Звёздная ночь» (1889) и «Пшеничное поле с воронами» (1890).
Пейзажи австралийских импрессионистов
В конце 1880-х и 1890-х годах в Мельбурне зародилась Гейдельбергская школа — ключевое течение австралийского импрессионизма, посвящённое пейзажной живописи на пленэре. Во главе движения стоял Том Робертс (1856–1931), а его видными участниками были Артур Стритон (1867–1943), Фред Маккаббин (1855–1917) и Чарльз Кондёр (1868–1909).
Американский импрессионизм
В XIX веке в американской пейзажной живописи появилось несколько выдающихся школ: школа реки Гудзон (ок. 1825–1875), люминизм, тонализм (яркий представитель — Уистлер, 1834–1903) и американский импрессионизм (ок. 1880–1900). Ведущими представителями импрессионистского движения в США были Уильям Мерритт Чейз (1849–1916), Теодор Робинсон (1852–1896), Джулиан Олден Вейр (1852–1919), Джон Генри Твахтман (1853–1902) и Чайльд Хассам (1859–1935).
- Импрессионизм
- Текучесть форм и мгновенное движение импрессионизма
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- Моё открытие изобразительного искусства XIX-XX веков
- Цветовая палитра, 17-18 век
- Перформанс – интервенция «Из досье собачьей жизни»
- В Сербии прошёл фестиваль «Кюстендорф» Эмира Кустурицы
- Выставка «ИНТЕРВЕНЦИЯ»
- Кристофер Бейкер объявлен новым директором Шотландской Национальной портретной галереи
- Во время кражи акварели Делакруа в галерее не работала сигнализация
- «Труп в библиотеке» Агаты Кристи, краткое содержание
- «Убийство в доме викария» Агаты Кристи, краткое содержание
- «Немезида» Агаты Кристи, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?