Импрессионистские портреты читать ~4 мин.
Импрессионизм — яркое художественное направление, покорившее Париж и весь мир в начале 1870-х годов, — был сосредоточен в основном на пейзажной и жанровой живописи, а не на искусстве портрета. Тем не менее художники-импрессионисты создали множество выдающихся работ в фигуративном рисунке (например, пастели, карандашные и меловые наброски Эдгара Дега) и фигуративной живописи, включая ряд знаменитых портретов.
Портреты импрессионистов кардинально отличались от работ их предшественников. В то время как академическая традиция требовала идеализированных, тщательно проработанных и официальных изображений, созданных в студии, импрессионисты стремились к иному. Они хотели запечатлеть мимолётное мгновение, игру света и тени на лице и фигуре человека, его естественное состояние в привычной обстановке. Их модели — часто друзья и члены семьи — не позировали в застывших позах, а были показаны в движении, за чтением, беседой или отдыхом. Именно этот новаторский подход, передающий живость и непосредственность момента, стал главным вкладом импрессионизма в развитие портретного жанра.
Художники-портретисты импрессионизма
Великий художник-модернист Эдуард Мане (Édouard Manet), чей стиль сочетал в себе черты неоклассицизма, реализма и импрессионизма, создал ставший культовым портрет своей невестки, художницы Берты Моризо, — «Берта Моризо с букетом фиалок» (1872), а также знаменитый «Портрет Эмиля Золя» (1868).
Берта Моризо (Berthe Morisot), будучи и сама выдающейся художницей-импрессионисткой, написала такие работы, как «Портрет матери и сестры художницы» (1869) и «Колыбель» (1872). Близким по стилю к Мане был шведский живописец Андерс Цорн (Anders Zorn), который прославился как портретист высшего общества и автор многочисленных пленэрных работ в жанре ню. Среди его произведений: «Миссис Уолтер Рэтбоун Бэкон» (1897), «Хуго Райзингер» (1907) и «Миссис Джон Кросби Браун» (1900).
Основоположник импрессионизма Клод Моне (Claude Monet) был сконцентрирован на пейзажах, но также создал несколько портретов, в том числе «Камилла Моне с сыном Жаном» (1875). Его соратник Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) написал множество портретов, включая «Мальчик с кошкой» (1868), камерный портрет «Читающая девушка» (1874) и знаменитую работу «Этюд. Торс, эффект солнца» (1876), где игра света на коже передана с помощью характерных мазков. Фредерик Базиль (Frédéric Bazille; 1841–1870) известен своей картиной «Воссоединение семьи» (1867), а Эдгар Дега (Edgar Degas) создал множество портретов, таких как «Семья Беллелли» (1858–1867) и «Портреты на бирже» (1879). Он также писал жанровые портреты, самый известный из которых — «Абсент» (1876). Похожим образом и мастер афиши Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) наполнял свои жанровые сцены из ночной жизни (например, «В Мулен Руж», 1892) миниатюрными портретами друзей и реальных персонажей парижской богемы.
Неоимпрессионизм также представлен портретными работами, такими как «Натурщица в фас» (1886) Жоржа Сёра (Georges Seurat) — основателя дивизионизма, техники, известной как пуантилизм, которая основана на разделении цветов на отдельные точки чистого пигмента.
Постимпрессионистские портреты
Постимпрессионизм — это условное обозначение для творчества художников, которые стремились выйти за рамки импрессионизма, двигаясь в сторону символизма, экспрессионизма и более формальных стилей (как Гоген и Ван Гог), или же пытались создать собственную, более структурированную форму импрессионизма (как Сезанн).
В отличие от импрессионистов, которые стремились зафиксировать внешние, оптические впечатления, постимпрессионисты использовали портрет для выражения внутреннего мира — как своего, так и модели. Нидерландский художник Винсент Ван Гог (Vincent van Gogh) в своих работах, таких как «Портрет Армана Рулёна» (1888) или два варианта портрета доктора Гаше (1890), использовал экспрессивные мазки и символичные цвета, чтобы передать психологическое напряжение и характер человека. Это уже не просто фиксация момента, а глубокое эмоциональное исследование. Точно так же Поль Гоген (Paul Gauguin) в своих портретах, например «Молодая бретонка» (1889), применял упрощённые формы и декоративные цветовые плоскости, чтобы создать обобщённый, почти символический образ.
Основоположник фовизма Анри Матисс (Henri Matisse) написал множество ярких, эмоционально насыщенных портретов своей жены. Художник-примитивист Поль Гоген экспериментировал с различными стилями, создавая такие работы, как «Молодая бретонка» (1889) и «Больше никогда» (1897). Влиятельный художник Поль Сезанн (Paul Cézanne) разработал собственный структуралистский стиль импрессионизма в таких классических картинах, как «Мальчик в красном жилете» (1889–1890), «Мужчина с трубкой» (1890–1892), «Женщина с кофейником» (1890–1895), а также в культовой серии «Игроки в карты» (1892–1896) и поздней работе «Дама в голубом» (1900).
Среди ведущих американских художников-импрессионистов XIX века, работавших в портретном жанре, были Джон Сингер Сарджент (1856–1925), Джулиан Олден Уир (1852–1919), Теодор Робинсон (1852–1896) и Уильям Меррит Чейз (1849–1916). Кроме того, Мэри Кассат (1845–1926) была плодотворной художницей, специализировавшейся на жанровой и фигуративной живописи.
Следующая статья посвящена экспрессионистской портретной живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?