Пейзажная живопись читать ~25 мин.
В изобразительном искусстве термин «пейзаж» – от голландского слова «landchap», «участок земли» – описывает любую картину или рисунок, «главным предметом» которых является изображение живописного вида. Такие пейзажи включают луга, холмы, горы, долины, деревья, реки, леса, прибрежные виды и морские пейзажи. Изображённый вид может быть видом реального места или воображаемой или идеализированной сценой.
См. также: Лучшие пейзажисты.
Пейзаж: место в иерархии жанров
Пейзаж стал устоявшимся жанром в китайском искусстве к четвёртому веку нашей эры, но в западном искусстве пейзажная живопись на самом деле началась только после эпохи искусства Возрождения в шестнадцатом веке. Конечно, многие художники, начиная с римских времён, включали в свои картины живописные виды, но они были второстепенными по отношению к основной теме картины. Основная проблема с пейзажем заключалась в том, что он занимал очень низкое место в академической иерархии жанров. Эта иерархия, кристаллизовавшаяся в эпоху Возрождения, выглядела следующим образом: (1) историческая живопись; (2) портретное искусство; (3) Жанровая живопись, то есть сцены из повседневной жизни; (4) пейзаж; (5) Натюрморт. Этот рейтинг был окончательно закреплён в 1669 году Андре Фелибиеном, секретарём Французской Академии, в его Предисловии к серии опубликованных лекций, которые он читал в Академии. Таким образом, мир искусства – включая его покровителей, учителей и художников – не относился серьёзно к пейзажной живописи и придавал большее значение историческим произведениям, портретам и жанровым картинам. Кроме того, эпоха Возрождения (а затем «неоклассическая» и академическая школы) следовали за греческим искусством, отдавая приоритет человеческому телу, особенно обнажённой натуре. В сравнении с ним, пейзаж не был событием.
История и развитие пейзажной живописи
Проще говоря, до начала-середины шестнадцатого века пейзаж включался в картины исключительно как место действия человека. Картина могла иметь историческое или религиозное послание, для которого пейзаж был лишь фоном. Примеры: Благовещение (1472 г.) Леонардо да Винчи; «Экстаз Святого Франциска» (1480) Джованни Беллини; «Рождение Венеры» (1482 г.) Боттичелли; Отдых на пути в Египет (1597) Караваджо; Буря (1508) Джорджоне. Обратите внимание на Альбрехта Альтдорфера, чей «Пейзаж с пешеходным мостом» (1517-20, Национальная галерея, Лондон) предположительно является первым «чистым» пейзажем.
См. Также: Китайская живопись.
Пейзажная живопись шестнадцатого века
В этот момент некоторые северные художники, такие как Иоахим Патенье (1485-1524), Альбрехт Альтдорфер из Дунайской школы ландшафтного искусства, а также Альбрехт Дюрер (1471-1528) и Питер Брейгель Старший (1525-1569), начали писать пейзажи с большей независимостью. Примером этого является «Охотники на снегу» (1565) Брейгеля. Но даже Брейгель сохранил классические традиции в своей картине «Пейзаж с падением Икара» (1558 г.), которая включает красивые пейзажи исключительно в качестве фона для мифологического послания. Единственный однозначный пейзаж XVI века – это, вероятно, «Вид на Толедо» (1595 г.) Эль Греко (1541-1614 гг.).
Пейзажная живопись семнадцатого века
Несмотря на количество и высокое качество пейзажной живописи в течение шестнадцатого века, она так и не стала популярной до семнадцатого века, с появлением голландской и фламандской школ, включая таких художников, как Альберт Кёйп, работавший в итальянском стиле и реалистический стиль Якоба Ван Рейсдаля и Рубенса. См. Также Маленькую улицу (улица в Делфте) (около 1658, Рейксмузеум, Амстердам) Яна Вермеера. Французский художник, проживающий в Риме Николя Пуссен, был ещё одним влиятельным лицом в жанре, как и популярный художник Клод-Лоррен, чьи «клодовые» композиции (например, «Пейзаж с женитьбой Исаака и Ревекки)», 1648) – это изысканные пасторальные пейзажи в качестве декораций для религиозных сюжетов.
Прежде чем войти в восемнадцатый век, стоит подчеркнуть, что реальное различие между пейзажем как орнаментом и пейзажем как самостоятельным жанром заключается не в отсутствии человеческих фигур, а в их размере и функциях. Когда фигуры переднего плана занимают большую часть поверхности картины, пейзаж остаётся просто фоном, поэтому Леонардо да Винчи, несмотря на его интерес к пейзажу, не создавал настоящих пейзажных картин. В настоящей пейзажной живописи человеческие фигуры – рассредоточенные или на переднем плане – существуют просто для обозначения масштаба и вызывают у зрителей ощущения главного объекта.
Пейзаж восемнадцатого века
Пейзажная живопись восемнадцатого века продолжала развиваться в ответ на общий социальный и политический климат, созданный старыми режимами в Англии, Франции и остальной Европе. Возникло новое отношение к окружающей среде и в Англии появились отличительные новые топологические традиции, отражающие практику садово-паркового искусства – переустройство природы в угоду аристократическим покровителям. Живописные работы ещё не считались самоцелью. Скорее они изображали божественную гармонию природы и спокойную уверенность в нынешней атмосфере процветания.
Англия
Порядок, а не драма, был доминирующим мотивом в английском пейзаже XVIII века. Примером тому служат работы первого крупного британского пейзажиста Ричарда Уилсона (например, «Уничтожение детей Ниобы», 1760 г.), Томаса Гейнсборо (например, «Мистер и миссис Эндрюс», 1749 г.), Уильяма Марлоу (например, «Пон-дю-Гар Ним», 1767), Джона Роберта Козенса (например, Лондон с Гринвичского холма, 1791) и трагически чахоточный Томас Гиртин (например, Белый дом Челси, 1799), о котором Тернер сказал: «Если бы Том Гиртин был жив, я бы умер с голоду». Примером работ Гиртина является английская школа пейзажной живописи, которая стала свидетелем некоторых из величайших пейзажей, когда-либо созданных.
Европа
Во Франции Жан-Антуан Ватто сочетал красивые пейзажи с весёлостью на открытом воздухе (fete galantes) – см. Анализ известных картин – в то время как такие художники, как Жан-Оноре Фрагонар создавали пенистую листву и облака (например, Качели, 1767). В Италии Джованни Панини был очень успешным художником-созерцателем-пейзажистом (например, «Руины с фигурами»), он был современником Джованни Каналетто, величайшего из всех венецианских живописцев (ведутисти), известного своими точными топографическими взглядами (vedute) Венеции и её водных путей и его новаторской работой по линейной перспективе. Среди других итальянских мастеров пейзажа восемнадцатого века: Франческо Гварди (например, Пейзаж с руинами, 1775), Франческо Цуккарелли (например, Итальянский речной пейзаж) и Бернардо Беллотто (например, Вид Варшавы из Королевского замка, 1772).
Подводя итог, можно сказать, что в этот период живопись привлекала растущий интерес художников и меценатов и становилась все более уважаемым жанром. Несмотря на это, в восемнадцатом веке наблюдался относительно упорядоченный рост понимания и практики пейзажа по сравнению с драматическими художественными событиями девятнадцатого века.
Пейзажная живопись девятнадцатого века
После катастрофических событий Французской революции (1789-93) и Наполеоновских войн (1795-1815), пейзажная живопись стала одним из самых популярных видов искусства и быстро превратилась в основной живописный жанр для художников, меценатов и коллекционеров. Фактически, 19 век создал многие из величайших пейзажей, которые когда-либо видел свет. Возникли две основные традиции: английская и французская, которые повлияли на художников-пейзажистов по всей Европе и Северной Америке и оказали огромное влияние на искусство того периода. В России жанр нашёл свой расцвет в работах движения «Передвижники», основанного в 1863 году, в то время как в Америке доминировало движение «Hudson River School».
ПРИМЕЧАНИЕ: Чтобы увидеть роль, которую пейзажная живопись сыграла в стилистическом развитии искусства XIX века, см.: От реализма к импрессионизму (1830-1900).
Английская школа XIX века: Кром, Котман, Констебл, Тернер
Школа пейзажистов Norwich (активная в 1803~1830г.г.), основанная Джоном Кромом (1768-1821) и Джоном Котманом (1782-1842), продлила традиции голландских люминистов и произведила пейзажи, прибрежные и морские сцены со всего Норфолка, предпочитая уличную живопись студийной станковой работе. Затем пришёл художник из Саффолка Джон Констебл (1776–1837) с такими шедеврами, как «Телега для сена» (1821), изображающими человека и природу, существующие в совершенной гармонии. Его ностальгическое качество (ностальгия по уходящему миру невинной деревенской жизни) проистекает из того факта, что в то время сельское хозяйство находилось в состоянии депрессии, а в сельской местности царили беспорядки.
Тем временем на сцену прибыл Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775–1851), величайший и самый оригинальный пейзажист Англии. До 1796 года он работал акварелистом, а в 1802 году стал самым молодым действительным членом Лондонской Королевской Академии. В 1800-х годах его живописные виды стали гораздо более драматичными и романтичными как по сюжету, так и по ощущению движения. Это был совершенно революционный подход к пейзажной живописи. Он начал поднимать пейзаж до статуса исторической живописи, засевая картины историческими действиями (например, Ганнибал и его армия, пересекающие Альпы, 1812 год) и природными силами (например, Сожжение палат лордов и общин, 1835). С 1830-х годов его пейзажное и морское искусство становилось все более свободным, уделяя основное внимание атмосферным эффектам. К началу 1840-х годов некоторые из его картин были почти абстрактными по композиции, растворяясь в дымке цвета и света (например, «Рассвет христианства»). В своём обращении с цветом и светом Тернер предвосхитил импрессионизм.
Драматические произведения Тернера контрастировали с пасторальными, часто религиозными пейзажами его современников. К последним относятся,например, немецкий художник-романтик Каспар Давид Фридрих (1774-1840), чьи небольшие живописные работы (например, «Зимний пейзаж» 1811 года) были полны религиозной символики; Самуэль Палмер (1805–1881) и его глубокий христианский взгляд на природу; и Джон Мартин (1789–1854), чьи картины включали драматические сцены из Библии в обширных панорамных пейзажах.
Позже в том же веке (1884 г.) в Корнуолле была основана школа Ньюлин. Эту комунну художников, специализирующихся на пейзажах и сценах из сельской местности и рыболовства, возглавляли Стэнхоуп Форбс, Фрэнк Брэмли и Норман Гарстин.
Английский пейзаж в перспективе
До прихода Джона Констебла (1776-1837) и Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775-1851) английская школа пейзажной живописи была сильно недооценена. В 1761 году, например, критик Гораций Уолпол (1717-1797) писал (в своих «Анекдотах живописи»): “В стране, столь богато украшенной природными удобствами, удивительно, что мы создали так мало хороших пейзажистов”. Он не мог понять, почему “наши вечно зелёные лужайки, богатые долины, поля сенокосов и хмелевые поля не рассматриваются как объекты”. Этот комментарий не был полностью оправдан. Гейнсборо написал свои «Корнард Вуд» и «Вид на Дедхэм» задолго до Уолпола. Топографическая традиция существовала уже в первой половине века. Самуэль Скотт (около 1702-1772) начал писать свои виды Лондона и Темзы в 1730-х годах, за десять лет до того, как Каналетто (1697-1768) приехал в город, чтобы на время обменять Гранд-канал в Венеции на реку в Вестминстере. Объяснение пейзажных картин XIX века, таких как картины Тернера и Констебла, см. в статье Анализ современной живописи (1800-2000).
Классическое влияние
Верно, однако, что вторая половина века была более плодотворной и знатокам этого периода потребовалось время, чтобы привыкнуть к представлению о том, что художники в Британии могут внести свой оригинальный вклад. Европейские традиции севера и юга вызывали восхищение, хотя и по разным причинам. «Классический» пейзаж, выросший в Италии, имел непреодолимую привлекательность для культурного англичанина в Гранд-туре.. «Классический» – неоднозначное слово, но оно указывает на уважение к древности, которое было особенно сильным у художников, приехавших в Италию из Северной Европы, проявляющееся в их картинах римских руин и регионов, на которые были классические ссылки. Поль Бриль, Адам Эльсхаймер и художники Болонской школы, такие как Аннибале Карраччи (1560–1609) и Доменикино (1581–1641), добавили к тщательно продуманному декоративному оформлению деревьев и озёр намёк на классический сюжет в маленьких фигурках. Ещё одно значение слова «классический» можно найти в смысле порядка и меры, передаваемого пейзажами Николя Пуссена (1594–1665).
Очевидно, что в этом типе пейзажа было много поэтического и романтического чувства, восхитительно переданного в пейзажах Клода Лоррена (1600-1682), который сочетал мечтательные видения древнего прошлого с прекрасно наблюдаемыми эффектами рассвета и заката. Поэзию иного рода можно было найти в диких и суровых сценах, вдохновлённых Калабрией и написанных Сальватором Розой. (1615-1673). Клод, Пуссен и Сальватор были почитаемыми именами среди английских знатоков 18 века. Также очень восхищал Гаспар Дюге (1615–1675), зять Николя Пуссена и замечательный ученик, который принял имя «Пуссен». Но, в частности, Клод был британским кумиром.
Влияние голландской школы
Другой традицией была нидерландская живопись в её более домашнем аспекте. Гордость владения смешалась с чувством привязанности. Для Рубенса область вокруг его собственного загородного дома, Шато де Стин, недалеко от Малина, представляла личный интерес, заставляя его с любовью прописывать каждую деталь. Голландские художники семнадцатого века имели патриотическую привязанность к земле, вырванной из-под иностранного господства. Уровни, сшитые водными путями, горизонтали, живописно обрезанные здесь и там ветряными мельницами и участками леса, вся равнинная сцена, нависшая над движущейся панорамой облаков, были такими же интимными и домашними, как Аркадия в Риме была идеализированной фантазией и Калабрия Сальватора Розы была романтически дикой.
В Англии были знатоки, столь же преданные голландской пейзажной школе, как и классической, Якобу ван Рейсдалю (1628-1682) и Мейндерту Хоббеме (1638-1709), равно как и Клоду и Пуссену. Определённым географическим сходством между Голландией и округами Восточной Англии можно частично объяснять количество голландских картин, приобретённых этими богатыми семьями с домами в этом регионе. К английским пейзажистам долгое время относились с меньшим уважением.
Красивые картины окрестностей Саффолка, написанные Гейнсборо в ранние годы, были той фазой его искусства, которая исчезла из-за принуждения, которое заставило его переехать в Бат и стать модным портретистом. В пейзаже его более поздних лет – побег горожанина – не было ощущения местности, хотя в нём было чувствовалось преимущество света и массы.
Ричард Уилсон
Карьера Ричарда Вильсона (1714-1782) – это пример судьбы чрезвычайно одарённого художника, которого можно было только поверхностно рассматривать как подражателя мастерам классического пейзажа в Италии. Уилсон достаточно хорошо работал портретистом, пока в возрасте 36 лет не уехал в Италию. Он работал в Риме и Неаполе, где у него было несколько учеников и его коллеги-художники, такие как Франческо Цуккарелли (1704-1788), художник декоративных пасторалей, поощряли его желание сосредоточиться на пейзаже. Вернувшись в Лондон через шесть лет, якобы как художник-пейзажист, он обнаружил, что качества широты и простоты, которые делали его сияющие итальянские пейзажи по-настоящему оригинальными, не принимаются во внимание теми, кто хотел более гламурных сувениров в Англии. Ценители без сомнения приняли точку зрения Джошуа Рейнольдса, что пейзажи Уилсона были «слишком близки к общей природе», чтобы допустить включение богов и богинь. Они ценили мифологический привкус. Следующее поколение – и особенно следующее поколение художников – должно было оценить величие Уилсона.
Констебл и Тернер
Родившись с разницей в один год, Констебл и Тернер в равной степени восприняли традиции выдающихся мастеров, изложенные выше. То, что осталось от лекций Констебла по пейзажной живописи, показывает, в какой пропорции он видел прошлое. Это было зрелище величия, упадка и возрождения. Он восхвалял «спокойное, проницательное и прилежное» искусство Пуссена, «возвышенную энергию» Караччи, «сентиментальность и романтическое величие» Доменикино, «безмятежную красоту» «неподражаемого» Клода, «дикую и устрашающую» концепции Сальватора Розы и «свежесть и росистый свет» Рубенса.
Вернуться к природе
Констебла и Тернера можно считать одинаковыми не только в их взглядах на ландшафтную традицию, но и в том, что они сознательно или бессознательно отражали идею возвращения к природе – которая так сильно витала в воздухе, по мере приближения конца века, когда прежние городские традиции и условности приелись. Жан-Жак Руссо продвигал эту идею философски и даже «Пастораль оперного театра» Буше, как презрительно назвал её Констебл, указывает на полусерьёзное, но в то же время легкомысленное впечатление, произведённое на французский двор. Вордсворт представил идею поэтического изложения в Англии со своим предисловием о принципах поэзии в издании «Лирических баллад» 1800 года. Однако поэтическое чувство к природе стало набирать обороты с тех пор, как Джеймс Томпсон опубликовал свой сборник «Времена года» пятьдесят лет назад. Как его описания пейзажа стимулировали Тернера, видно из цитат, добавленных к названиям его картин в каталогах Королевской академии.
Английская деревня
Несмотря на их равное отношение к природе и многие черты сходства вкусов, удивительно осознавать, какая огромная разница была между двумя почти современными художниками. Констебл, соотечественник по происхождению, был художником с привязанностью к своему родному Суффолку, к равнинам и их огромным небесным сводам, а не горам, будоражившим романтическое воображение; и у него не было желания выезжать за пределы Англии.
Восточная Англия обладала особой способностью удерживать чувства художников, родившихся в этом регионе. Джон Кром (1768-1821), который провёл почти всю свою жизнь в своём родном городе Норидж и как основатель Норвичского общества художников в 1803 году стал лидером единственной местной школы в Англии, был даже больше сторонником регионализма, чем Констебл. В отличие от них, Тернеру, родившемуся на западе центральной части Лондона, среди сумеречного кирпича и под дымным небом, пришлось отправиться в путешествие, чтобы впервые испытать сельский пейзаж. Топографический рисунок, принёсший ему ранний успех, заставил его совершать частые экспедиции по стране, а романтическое беспокойство, а также потребность в альбомах с иллюстрациями заграничных мест, возникшая в конце наполеоновских войн, побуждали его регулярно путешествовать по Европе.
Как романтика его можно противопоставить реалисту Констеблу. Последний обычно работал прямо с натуры в масляных набросках и этюдах, призванных максимально достоверно и спонтанно передать свет и атмосферу сцены перед ним. Тернер прочёл в аксессуарах древних руин всю трагедию упадка и падения цивилизаций и ликовал в бурлящих потоках и головокружительных безднах альпийских маршрутов. Констеблу нравились спокойные каналы и улыбающиеся кукурузные поля; Тернер разрушил реальность, чтобы извлечь из неё новый выброс энергий, хроматических колебаний. Констебл приехал на побережье в Брайтон, чтобы дать подышать морским воздухом своей больной жене и чудесным образом передал свежесть атмосферы. Тернеру пришлось пересечь море, его любимую стихию, испытать и передать его силу и ярость.
Наследие английского пейзажного искусства
Ни один из этих двух великих мастеров пейзажа не имел непосредственного влияния в своей стране. Когда во Франции, в Париже показали «Телегу для сена», это произвело фуррор. По словам Констебла (с заметным отсутствием того уважения, которое другие островные живописцы проявляли к французам), его признание было вызвано тем фактом, что “живость и свежесть были вещами, неизвестными французским картинам…”. Любой недостаток в этом отношении должен был быть восполнен импрессионистами, которых Констебл (а также его более молодой соотечественник Ричард Паркс Бонингтон)) конечно ожидал – во второй половине 19 века. Соединение элементов Тернера было более революционным приключением. Экспрессионистское и абстрактное искусство недавнего времени, если не находилось под его непосредственным влиянием, могли, по крайней мере, сослаться на его великий пример и указать на тот факт, что он призвал новый мир искусства, чтобы восстановить равновесие старого.
Основные события во Франции XIX века
Те же ветры перемен, которые помогли Тернеру произвести революцию в английском ландшафтном искусстве, пронеслись и по Франции. Пленэрная пейзажная живопись получила большое развитие в Барбизонской школе, в Фонтенбло недалеко от Парижа, при Теодоре Руссо и романтичном Камиле Коро. Он имел огромное влияние в Европе и США и проложил путь всемирно известному движению импрессионизма. Прекрасные примеры пленэра импрессионистской пейзажной живописи: Пляж в Трувиле (1870, Уодсворт Атенеум, Хартфорд, Коннектикут), Водяные лилии (Нимфеи) (1897-1926) и Пруд с водяными лилиями (1899, Музей Орсе) Клода Моне (1840-1926); «Снег в Лувесьенне» (1878, музей Орсе) Сислея (1839-1899); «Путь, ведущий через высокую траву» (1877, музей Орсе) Ренуара (1841-1919); и «Красные крыши» (1877, Музей Орсе) Камиля Писсарро (1830–1903). См. Также: Характеристики живописи импрессионистов 1870-1910 гг.
Примечание: новые технологии производства красок – такие как изобретение складной жестяной трубки для краски в 1841 году американским художником Джоном Рэндом – позволили упаковывать масляные краски в тюбики, что позволило художникам работать на открытом воздухе. Это привело к значительному увеличению пленэрной пейзажной живописи в более мягком французском климате.
В Мельбурне, Австралия, пленэрная пейзажная картина была специальностью Школы Гейдельберг в стиле австралийского импрессионизма, во главе с Томом Робертсом. Среди других ведущих членов состояли Артур Стритон (1867-1943), Уолтер Холке (1854-1914), Чарльз Кондёр (1868- 1909) и Фред Маккаббин (1855-1917).
Пейзаж также был очень важным жанром в постимпрессионизме. Среди прекрасных композиций некоторых из лучших художников-постимпрессионистов: Ноктюрн в синем и зелёном: Челси (1871, Галерея Тейт, Лондон) Уистлера (1834–1903); Lac d’Annecy (1896, Галерея Курто, Лондон) Поля Сезанна (1839–1906); Таитянский пейзаж (1893, Миннеаполисский институт искусств) Поля Гогена (1848–1903); Пшеничное поле с воронами (1890, Музей Ван Гога, Амстердам) Винсента Ван Гога (1853-1890); Воскресный полдень на острове Ла Гранж Жатт (1886, Художественный институт Чикаго) и Купальщицы в Аньере (1884, Национальная галерея, Лондон) Жоржа Сёра (1859–1891); «Талисман» (1888, Музей Орсе, Париж) Поля Серюзье (1864-1927); Мулен де ла Галетт в снегу (1923, частное собрание) Мориса Утрилло (1883-1955).
Американская Пейзажная Живопись
В Америке школа пейзажной живописи на реке Гудзон была первой значительной группой, возглавляемой такими художниками, как Томас Коул (1801-1848) и Фредерик Эдвин Чёрч (1826-1900), чьи картины изображали нетронутые просторы нового континента как притчи о Божьей силе и милосердии. Позже в этом веке он дал начало ответвлению, известному как люминизм, примером которого являются пограничные пейзажи Миссури Джорджа Калеба Бингема (1811-1879). Другим блестящим и очень влиятельным американским художником-пейзажистом был Джордж Иннесс (1825–1894), который помог определить стиль импрессионистского мягкофокусного тонализма.
Русские пейзажи
Величайшим русским художником-традиционалистом-пейзажистом – по крайней мере, что касается лесного пейзажа – был Иван Шишкин (1832-898). Лучшие работы Шишкина это: Зима (1890, Русский музей, Санкт-Петербург), Рожь (1878, Третьяковская галеря, Москва), Дубовая роща (1887, Музей русского искусства, Киев), Утро в сосновом лесу (1889, Третьяковская галерея) и Лес графини Мордвиновой в Петергофе (1891, Третьяковская галерея). Другие живописцы из России, большинство из которых принадлежали к пейзажному движению «художники-передвижники»: Исаак Левитан (1860-1900), известный своим Уединённым монастырём («Над вечным покоем», 1894, Третьяковская галерея, Москва) и Владимиркой (Дорога во Владимир) (1892, Третьяковская галерея), Золотой осенью (1895, Третьяковская галерея), Весенним паводком (1897, Третьяковская галерея), Берёзовой рощей (1889, Третьяковская галерея); Василий Поленов (1844-1927), за Московский двор (1878, ГТГ, Москва) и Заросший пруд (1879, ГТГ); Василий Перов (1833-82), самый известный пейзаж которого – «Последний трактир у городских ворот» (1868, ГТГ, Москва); и Валентин Серов (1865-1911), автор Жеребят на водопое в Домотканово (1904, Третьяковская галерея).
Пейзаж ХХ века
Пейзажное искусство ХХ века было переопределено как жанр рядом художественных движений ХХ века. В Америке к ним относятся: прецизионизм (1920-е годы) – идиома, разработанная Чарльзом Демутом (1883-1935) и Чарльзом Шилером (1883-1965), в котором основное внимание уделялось городским пейзажам с промышленными зданиями; Американская сценография и регионализм, оба из которых были сосредоточены на городских пейзажах маленького городка Америки – см. Также неподвижные структуры Эдварда Хоппера, как в Доме у железной дороги (1925, Музей современного искусства) и Маяк на двух огнях (1929, Музей Метрополитен); и фотореализм (1960-70-е годы), городские пейзажи которого выполнены такими художниками, как Рикар Эстес. (р. 1932).
Между тем, лэнд-арт и другие формы экологического искусства также позволили художникам выразить свои чувства к величию и необъятности природы. Таким образом, хотя пейзажная живопись остаётся популярной и продолжает вызывать интерес как у художников, так и у коллекционеров, она развивалась в разных направлениях, не поддерживая статус, достигнутый в девятнадцатом веке. Это не удивительно. Большинство художественных традиций были полностью пересмотрены, если не сметены кубизмом, двумя мировыми войнами и атомной бомбой.
Париж
Хотя талантливые художники и многочисленные художественные движения возникали в Германии, России и Швейцарии, Париж по-прежнему оставался центром современного визуального искусства в начале двадцатого века. Почти все известные западные художники посещали Париж, работали там или знали о его моде в области композиции и живописи. Пейзаж продолжал развиваться как жанр в Европе, но все художники были сильно затронуты новым политическим, а также художественным климатом перемен и отреагировали на это по-разному.
Фовистские пейзажи
Морис де Вламинк (1876-1958), гоночный велосипедист и оркестровый скрипач, активно исследовал фовизм в начале 1900-х годов с красочными, густыми пейзажами. Позже они превратились в формульные композиции, основанные на палитре красного, синего, жёлтого и зелёного цветов. Его пейзажи включают: Буксир в Шату (1906); Вид на Сену (1906 г.), а также виды нескольких зимних деревень. Парижское искусство 1900-х годов также оказало влияние на американца Джона Марина (1870–1953), известного своими кристаллическими морскими пейзажами и лирическим изображением Нью-Йорка. Среди других художников-фовистов, которые внесли свой вклад в жанр пейзажа, были Андре Дёрен, Альбер Марке и Отон Фриез.
Кубистские пейзажи
Вдохновлённый пейзажами Сезанна в геометрическом стиле Экс-ан-Прованса (например, Гора Сен-Виктор, 1904-06, Музей современного искусства Kunstsammlung, Базель), Жорж Брак начал включать кубистские образы в свои пейзажи (Дома в Эстаке, 1908, Художественный музей, Берн). Пикассо также подражал Сезанну в своих взглядах на Орта-дель-Эбро в Испании («Дома на холме», 1909, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Именно элементы этого стиля ранней кубистской живописи имел в виду французский искусствовед Луи Воксель в 1909 году, когда он впервые использовал выражение «bizarreries cubiques», что привело к слову «кубизм».
Немецкие экспрессионистские пейзажи
Die Brucke (Ди Брюке) была сырой, но талантливой группой немецких художников-экспрессионистов из Дрездена, в которую входили Эрнст Кирхнер (1880-1838), Эрих Хекель (1883-1970), Карл Шмидт-Ротлуф (1884-1976), Макс Пехштейн (1881-1955), Отто Мюллер (1874-1930) – находившиеся под влиянием фовистов, Гогена и первобытного искусства в целом. Используя яркие цвета и смелые очертания, они выразили свою радикальную политику в пейзажах современных людей (около 1908 года), а с 1911 года и в городских городских пейзажах. Василий Кандинский (1866-1944), основатель группы Der Blaue Reiter (Синий всадник), русско-немецкий пионер современного искусства, разработал собственный вид пейзажной живописи, но с 1912 года перешёл к полной абстракции. Оскар Кокошка (1886-1980), австрийский художник, был известен своими красочными городами и реками. Напротив, Макс Эрнст (1891-1976), дадаистский художник-сюрреалист, создавал метафизические пейзажи и городские пейзажи в смешанной технике, включая масло и фроттаж. Его пейзажи оказали сильное влияние на Сальвадора Дали, яркого самозваного лидера сюрреалистического движения в межвоенные годы.
Англия
Английскую традицию новаторского ландшафтного искусства продолжил Пол Нэш (1889-1946), который персонализировал свой натуралистический язык, чтобы придать своим пейзажам трансцендентный, иногда апокалиптический характер. Грэм Сазерленд (1903–1980) добавил драматические нотки в свои валлийские пейзажи конца 1930-х годов, в то время как Ивон Хитченс (1893–1979) изобразил пейзажи юга Англии полуабстрактно, от руки.
Ирландия
История ирландского искусства раскрывает ряд талантливых ирландских художников-пейзажистов. Два мастера первой половины двадцатого века: Пола Генри (1876-1958), который заработал свою репутацию на небе, болоте, море и сельской местности на западе Ирландии, и Джек Б. Йейтс (1871-1957), чьи полотна в экспрессионистском стиле содержат угрюмые пейзажи западного побережья Ирландии. Примитивный художник с острова Тори Джеймс Диксон был ещё одним уникальным представителем этого жанра. См. Также: Пленэрная живопись в Ирландии.
Сент-Айвс
Как и Ньюлин до этого, город Сент-Айвс в Западном Корнуолле стал маяком для пейзажистов, скульпторов и других художников после завершения строительства Великой Западной железной дороги в 1877 году. Во время визита в Сент-Айвс в 1928 году художника Бена Николсона (1894-1982) поразила примитивность работы местного художника Альфреда Уоллиса. С началом Второй мировой войны Николсон вернулся и поселился недалеко от Сент-Айвса вместе со своей женой Барбарой Хепворт и русским скульптором-конструктивистом Наумом Габо. После войны город стал центром авангардной живописи и скульптуры. Среди членов школы Сент-Айвс – Терри Фрост, Патрик Херон, Вильгельмина Барнс-Грэм, Роджер Хилтон, Питер Ланьон и Брайан Винтер, а также современный гончар Бернард Лич. В 1993 году открылась художественная галерея Тейт Сент-Айвс, в которой были представлены работы этой школы: «Зелёное, черно-белое движение» (1951) Терри Фроста, Живопись с горизонтальными полосами (1958) Патрика Херона и Портлвен (1951) Питера Ланьона.
Послевоенные пейзажи
Во всяком случае, сразу после Второй мировой войны, искусство стало ещё более запутанным и разрозненным. Возникли новые движения, такие как абстрактный экспрессионизм, нео-дада, поп-арт, новый реализм, минимализм, оп-арт, чтобы отразить меняющиеся ценности и творческие приоритеты.
В Австралии группа молодых художников-экспрессионистов во главе с Расселом Дрисдейлом (1912-1981) и Сидни Ноланом (1917-1992) в 1940-х и 1950-х годах создала ряд исключительных пейзажных картин: «Софала» (1947, Художественная галерея Нового Южного Уэльса) Дрисдейла; Экспедиция Бёрк и Уиллс (1948, Сидней Нолан траст) Нолана.
Английский художник-пейзажист Бен Николсон переехал в Швейцарию и основывал свои абстрактные пейзажи на видах из окон и своих путешествиях. Недооценённый русский аристократ Николас де Сталь (1914-1955) создал простые формы в пейзажном стиле с помощью густой цветной краски, прежде чем покончить жизнь самоубийством в 1955 году. Американец Матисс Ричард Дибенкорн (1922-1993) стал известен своими новаторскими полуабстрактными берегами, в то время как поп-художники прибегали к формулам и знакам, связанным с пейзажем и открытой дорогой. Работы Дэвида Хокни (1937 г.р.) – калифорнийские пейзажи, синтезированные из сцен, последовательно просматриваемых из его машины. Художники-фотореалисты также обращают своё внимание на пейзажную живопись с интересными и запоминающимися результатами.
Пейзажное искусство XXI века
Остаётся неясным, как будет развиваться пейзаж в новом веке. Будут ли требования и дисциплины академического искусства стимулировать возврат к традиционным, натуралистическим полотнам, или же мода на абстрактное и дискурсивное искусство, включающее фигуры и действия, а также современные методы доставки, такие как видео, продолжат доминировать? Интересно, какие пейзажи написали бы Тернер и Моне, если бы они были живы сегодня.
Подробнее о различных типах живописи (портреты, пейзажи, натюрморты и т.д.) – см.: Жанры живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?