Мифологическая картина: характеристики, виды читать ~7 мин.
Мифологическая живопись – форма исторической живописи, основанная на темах, взятых из мифов, легенд или басен.
Что такое мифологическая живопись? Характеристики
Традиционно классифицируемые как форма исторической живописи, мифологические картины основаны на темах, взятых из мифологии, то есть из традиционных сказок, изобретенных для объяснения определенных убеждений, исторических событий или фактов природы. Мифологические образы также могут быть основаны на баснях или притчах или исторических легендах. Каким бы ни было их происхождение, эти картины обычно представляют собой фигурную роспись и часто выполнены в большом формате. На развитие мифологической живописи в разные времна влияли: искусство эпохи Возрождения (1400-1600 гг.), Романтизм 19 века, а также эстетика академического искусства, отстаиваемая крупнейшими европейскими академиями изящных искусств, в частности престижной Французской академией в Париже.
Самые распространенные типы
Вплоть до 20 века наиболее распространенными мифологическими картинами были те, что иллюстрировали греческие или римские мифы, с участием греческих богов и богинь, таких как Афродита, Аполлон, Артемида, Афина, Дионис, Гера, Гермес и Зевс, а также Каллисто, Ио, Европа, Даная, Ганимед, Леда и Семела. Римские божества, такие как Аполлон, Диана, Юнона, Юпитер, Марс, Меркурий, Нептун и Венера, также были популярными. Все это произошло потому, что итальянское Возрождение почитало все, что связано с искусством классической античности, что подтверждают ведущие искусствоведы и эпохи Просвещения, такие как Иоганн Иоахим Винкельманн (1717-1768), и XIX века, такие как Джон Раскин (1819-1900).
Кроме классической мифологии, мифологические картины могут быть основаны на любых других популярных мифических историях, в том числе связанных с арабскими, кельтскими (см. Кельтская культура), христианскими (см. Библейское искусство), восточными (см. Азиатское искусство), египетскими (см. Египетское искусство)), исламскими (см. Исламское искусство), норвежскими (см. Искусство викингов) или персидской мифологией и это лишь некоторые из них.
В более широком смысле «мифологические картины» могут быть основаны на историях, взятых из литературы. Типичными источниками являются пьесы Уильяма Шекспира, поэзия Теннисона, а также такие книги, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера (около 10 века до н.э.); Басни Эзопа (VI век до н.э.); Энеида Вергилия (70-19 гг. до н.э.) и Метаморфозы Овидия (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.); «Смерть Артура» (1485 г.) (легенда о короле Артуре, Гвиневере, Ланселоте и рыцарях Круглого стола) сэра Томаса Мэлори из Ньюболд-Ревеля (1415-1471); «Тысяча и одна арабская ночь» (1706 г.); «Сказки Гримм» (1812 г.); Алиса в Зазеркалье (1871); Сказки Ганса Христиана Андерсена (1837 г.) и так далее.
Известные мифологические картины
Вот краткий отобранный список мифологических образов, отсортированных по художникам в хронологическом порядке, от флорентийского Возрождения до 20 века.
Боттичелли (1445-1510)
Паллада и Кентавр (1482) Галерея Уффици, Флоренция.
Венера и Марс (1483) Национальная галерея, Лондон.
Рождение Венеры (1486) Галерея Уффици, Флоренция.
Весна (1486) Галерея Уффици, Флоренция.
Иероним Босх (1450–1516)
Сад земных наслаждений (1500-05) Музей Прадо, Мадрид.
Жерар Давид (1460-1523)
Суд Камбиза (1498) Музей Грёнинге, Брюгге.
Джорджоне (1477-1510)
Пасторальный концерт (Fête champêtre) (1509) Лувр, Париж.
«Спящая Венера» (1510) Галерея Старых мастеров, Дрезден.
Иоахим Патенье (1485-1524)
Харон, пересекающий Стикс (1515-24), масло, панель, Прадо, Мадрид.
Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547)
Смерть Адониса (1512) Уффици, Флоренция.
Тициан (около 1485–1576)
Вакх и Ариадна (1522) Национальная галерея, Лондон.
Вакханалия Андриана (1523-15), музей Прадо, Мадрид.
Даная с Эросом (1544 г.) Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
Наказание Тифа (1549 г.) Музей Прадо, Мадрид.
Венера и Адонис (1553 г.), музей Прадо, Мадрид.
Венера с зеркалом (1555) Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.
Диана и Актеон (1556-59) Шотландская национальная галерея.
Похищение Европы (1559–1562 гг.) Музей Изабеллы Стюарт Гарденер, Бостон.
Корреджо (1494-1534)
Даная (1531) Галерея Боргезе, Рим.
Ганимед, похищенный орлом (1532 г.), Художественно-исторический музей, Вена.
Леда и лебедь (1532 г.) Государственныей музеи, Берлин.
Юпитер и Ио (1533 г.) Художественно-исторический музей, Вена.
Аньоло Бронзино (1503-1572)
Аллегория с Венерой и Купидоном (около 1545 г.) Национальная галерея, Лондон.
Тинторетто (1518-1594)
Леда и Лебедь (1552-58) Палаццо Веккьо, Флоренция.
Питер Брейгель Старший (1525-1569)
Пейзаж с падением Икара (1558) Музеи изящных искусств, Брюссель.
Голландские пословицы (1559 г.) Галерея старых мастеров, Берлин.
Безумная Мэг (Далле Грит) (1562), музей Майера ван ден Берга, Антверпен.
Притча о слепых (1568 г.), Музей Каподимонте, Неаполь.
Паоло Веронезе (1528-1588)
Венера и Марс (1578) Музей Метрополитен Нью-Йорк.
Похищение Европы (1585) Палаццо Дукале, Венеция.
Аннибале Карраччи (1560–1609)
Фрески Галереи Фарнезе «Любовь богов» (1597–1608).
Караваджо (1571-1610)
Вакх (1595) Галерея Уффици, Флоренция.
Нарцисс (1595 г.) Палаццо Барберини, Рим.
Голова Медузы (1598 г.) Уффици, Флоренция.
Амор Винцит Омния (Победоносный Амур) (1602) Галерея старых мастеров, Берлин.
Рубенс (1577-1640)
Падение Фаэтона (1604) Национальная галерея искусств, Вашингтон, округ Колумбия.
Венера у зеркала (1615 г.) Лихтенштейнский музей, Вадуц.
Диана, возвращающаяся с охоты (1615) Галерея Старых мастеров, Дрезден.
Минерва защищает Пакса от Марса (1629-30), Национальная галерея, Лондон.
Похищение дочерей Левкиппа (1618 г.) Старая пинакотека, Мюнхен.
Нимфы, наполняющие Рог изобилия (1615 г.) Маурицхёйс, Гаага.
Суд Париса (1632–1616), Национальная галерея, Лондон.
Рождение Млечного Пути (1637 г.) Музей Прадо, Мадрид.
Доменикино (1581-1641)
Святой Георгий убивает дракона (1610) Национальная галерея, Лондон.
Николя Пуссен (1594-1665)
Большая вакханалия с женщиной, играющей на лютне (1628) Лувр, Париж.
Мидас и Вакх (1630 г.) Старая пинакотека, Мюнхен.
Похищение сабинянок (1634 г.) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Пейзаж с Полифемом (1649) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пастухи Аркадии (1650-55) Лувр.
Веласкес (1599-1660)
Венера с зеркалом (1647-51) Национальная галерея, Лондон.
Клод-Лоррен (1600-1682)
Пейзаж с Аполлоном и Меркурием (1645) Галерея Дориа Памфили, Рим.
Пейзаж с нимфой Эгерией (1669), Музей Каподимонте, Неаполь.
Рембрандт (1606-1669)
Даная (1636) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Заговор Клавдия Цивилиса (1661 г.) Шведский национальный музей.
Самоубийство Лукреции (около 1666 г.) Институт искусств Миннеаполиса.
Пьетро да Кортона (1596-1669)
Аллегория Божественного Провидения (1633-39) Палаццо Барберини, Рим.
Жан-Антуан Ватто (1684-1721)
Суд Париса (1721) Лувр, Париж.
Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770)
Триумф Зефира и Флоры (1734) Ка’Реццонико, Венеция.
Зевс и Даная (1736 г.), Университетский музей, Стокгольм.
Фрески Вюрцбургской резиденции (1750-53).
Франсуа Буше (1703-1770)
Триумф Венеры (1740) Национальный музей, Стокгольм.
Диана, выходящая из ванны (1742) Лувр, Париж.
Туалет Венеры (1751) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Визит Венеры на Вулкан (1757 г.) Лувр, Париж.
Анжелика Кауфманн (1741–1807)
Ариадна, брошенная Тесеем на Наксосе (1774), Музей изящных искусств, Хьюстон.
Анри Фузели (1741-1825)
Кошмар (1781) Детройтский институт искусств.
Ночная ведьма в гостях у Лапландских ведьм (1796 г.) Метрополитен-музей.
Франсиско Гойя (1746-1828)
Колосс (1808-12) Прадо, Мадрид.
Шабаш ведьм (Великий козел Билли) (1821) Прадо, Мадрид.
Сатурн, пожирающий своего сына (1823) Прадо, Мадрид.
Жак-Луи Давид (1748-1825)
Клятва Горациев (1785) Лувр, Париж.
Эжен Делакруа (1798-1863)
Смерть Сарданапала (1827) Лувр, Париж.
Гюстав Моро (1826-1898)
Сфинкс (1864) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Орфей (1865), музей Орсе, Париж.
Химера (1867 г.), частная коллекция.
Явление (1876 г.) Художественный музей Фогга.
Арнольд Боклин (1827–1901)
Бой кентавров (1873) Художественный музей, Базель.
Данте Габриэль Россетти (1828-82)
Прозерпина (1882) Бирмингемский музей и художественная галерея.
Джон Эверетт Милле (1829-96)
Офелия (1852) Коллекция Тейт, Лондон.
Фредерик Лейтон (1830-1896)
Примирение Монтекки и Капулетти (1854) Йельский центр.
Ванна Психеи (1890) Тейт Британия.
Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898)
Обман Мерлина (1874) Художественная галерея леди Левер.
Сад Пана (1887 г.), Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
Одилон Редон (1840-1916)
Рождение Венеры (1905) Частное собрание.
Циклоп (1914 г.), Музей Кроллера-Мюллера, Нидерланды.
Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917)
Леди Шалотт (1888) Коллекция Тейт, Лондон.
Пабло Пикассо (1881–1973)
Две женщины, бегущие по пляжу (1922), Музей Пикассо, Париж.
Барнетт Ньюман (1905-1970)
Vir Heroicus Sublimis (1950-1) МоМА, Нью-Йорк.
Джексон Поллок (1912-1956)
Пасифая (1943) Музей Метрополитен, Нью – Йорк.
Фрэнсис Бэкон (1909–1992)
Три этюда для фигур у основания распятия (1944) Коллекция Тейт.
Сай Твомбли (1928–2011)
Леда и Лебедь (1962) МоМА, Нью-Йорк.
Величайшие художники-историки.
Список 10 лучших мастеров см.: Лучшие художники-историки.
Для анализа величайших мифологических картин до 1800 года см.: Анализ известных картин (1250–1800). Более поздние полотна см.: Анализ современной живописи (1800–2000 гг.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?