Мифологическая картина:
характеристики, виды читать ~7 мин.
Мифологическая живопись — форма исторической живописи, основанная на темах, взятых из мифов, легенд или басен.
Что такое мифологическая живопись? Характеристики
Мифологические картины традиционно классифицируются как форма исторической живописи. Их сюжеты основаны на темах, взятых из мифологии — традиционных сказаний, созданных для объяснения определённых верований, исторических событий или явлений природы. Источниками также могут служить басни, притчи или исторические легенды. Как правило, это фигуративная живопись, часто исполненная в большом формате. На развитие жанра в разные времена влияли искусство эпохи Возрождения (1400–1600), романтизм XIX века и эстетика академического искусства, которую продвигали крупнейшие европейские академии изящных искусств, в частности престижная Французская академия в Париже.
Основные типы сюжетов
Вплоть до XX века самыми распространёнными были картины, иллюстрирующие греческие и римские мифы. В них фигурировали греческие боги и богини, такие как Афродита, Аполлон, Артемида, Афина, Дионис, Гера, Гермес и Зевс, а также мифические персонажи: Каллисто, Ио, Европа, Даная, Ганимед, Леда и Семела. Популярностью пользовались и римские божества: Аполлон, Диана, Юнона, Юпитер, Марс, Меркурий, Нептун и Венера. Эта традиция зародилась в эпоху итальянского Возрождения, когда почиталось искусство классической античности, и была поддержана ведущими искусствоведами, такими как Иоганн Иоахим Винкельманн (1717–1768) в эпоху Просвещения и Джон Раскин (1819–1900) в XIX веке.
Кроме классической античности, мифологическая живопись может основываться на любых других популярных мифических историях, включая арабские, кельтские (см. кельтская культура), христианские (см. библейское искусство), восточные (см. азиатское искусство), египетские (см. египетское искусство), исламские (см. исламское искусство), скандинавские (см. искусство викингов) или персидские мифологии.
В широком смысле «мифологические картины» могут основываться на сюжетах, взятых из литературы. Типичными источниками служат пьесы Уильяма Шекспира, поэзия Альфреда Теннисона, а также такие произведения, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера (VIII век до н.э.); «Басни» Эзопа (VI век до н.э.); «Энеида» Вергилия (70–19 до н.э.); «Метаморфозы» Овидия (43 до н.э. – 17 н.э.); «Смерть Артура» (1485) сэра Томаса Мэлори (1415–1471), повествующая о короле Артуре, Гвиневре, Ланселоте и рыцарях Круглого стола; «Тысяча и одна ночь» (в Европе издана в 1706); «Сказки братьев Гримм» (1812); «Алиса в Зазеркалье» (1871) Льюиса Кэрролла; «Сказки» Ганса Христиана Андерсена (1837).
Известные мифологические картины
Ниже представлен краткий список известных мифологических произведений, отсортированных в хронологическом порядке по художникам, от флорентийского Возрождения до XX века.
Боттичелли (1445–1510)
«Паллада и кентавр» (1482) Галерея Уффици, Флоренция.
«Венера и Марс» (1483) Национальная галерея, Лондон.
«Рождение Венеры» (1486) Галерея Уффици, Флоренция.
«Весна» (1486) Галерея Уффици, Флоренция.
Иероним Босх (1450–1516)
«Сад земных наслаждений» (1500–1505) Музей Прадо, Мадрид.
Джорджоне (1477–1510)
«Сельский концерт» (Fête champêtre) (1509) Лувр, Париж.
«Спящая Венера» (1510) Галерея старых мастеров, Дрезден.
Иоахим Патенир (1485–1524)
«Харон, пересекающий Стикс» (1515–1524) Музей Прадо, Мадрид.
Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547)
«Смерть Адониса» (1512) Галерея Уффици, Флоренция.
Тициан (ок. 1485–1576)
«Вакх и Ариадна» (1522) Национальная галерея, Лондон.
«Вакханалия андрийцев» (1523–1526) Музей Прадо, Мадрид.
«Даная с Эротом» (1544) Национальный музей Каподимонте, Неаполь.
«Наказание Тития» (1549) Музей Прадо, Мадрид.
«Венера и Адонис» (1553) Музей Прадо, Мадрид.
«Венера с зеркалом» (1555) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Диана и Актеон» (1556–1559) Шотландская национальная галерея, Эдинбург.
«Похищение Европы» (1559–1562) Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
Корреджо (1494–1534)
«Даная» (1531) Галерея Боргезе, Рим.
«Ганимед, похищенный орлом» (1532) Музей истории искусств, Вена.
«Леда и лебедь» (1532) Государственные музеи Берлина, Картинная галерея.
«Юпитер и Ио» (1533) Музей истории искусств, Вена.
Аньоло Бронзино (1503–1572)
«Аллегория с Венерой и Амуром» (ок. 1545) Национальная галерея, Лондон.
Тинторетто (1518–1594)
«Леда и лебедь» (1552–1558) Палаццо Веккьо, Флоренция.
Питер Брейгель Старший (1525–1569)
«Пейзаж с падением Икара» (1558) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
«Нидерландские пословицы» (1559) Картинная галерея, Берлин.
«Безумная Грета» (Dulle Griet) (1562) Музей Майера ван ден Берга, Антверпен.
«Притча о слепых» (1568) Музей Каподимонте, Неаполь.
Паоло Веронезе (1528–1588)
«Венера и Марс» (1578) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Похищение Европы» (1585) Дворец дожей, Венеция.
Аннибале Карраччи (1560–1609)
Фрески Галереи Фарнезе на тему «Любовь богов» (1597–1608).
Караваджо (1571–1610)
«Вакх» (1595) Галерея Уффици, Флоренция.
«Нарцисс» (1595) Палаццо Барберини, Рим.
«Голова Медузы» (1598) Галерея Уффици, Флоренция.
«Амур-победитель» (Amor Vincit Omnia) (1602) Картинная галерея, Берлин.
Рубенс (1577–1640)
«Падение Фаэтона» (1604) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
«Венера у зеркала» (1615) Музей Лихтенштейна, Вадуц.
«Диана, возвращающаяся с охоты» (1615) Галерея старых мастеров, Дрезден.
«Минерва защищает Мир от Марса» (1629–1630) Национальная галерея, Лондон.
«Похищение дочерей Левкиппа» (1618) Старая пинакотека, Мюнхен.
«Нимфы, наполняющие рог изобилия» (1615) Маурицхёйс, Гаага.
«Суд Париса» (1632–1636) Национальная галерея, Лондон.
«Рождение Млечного Пути» (1637) Музей Прадо, Мадрид.
Доменикино (1581–1641)
«Святой Георгий убивает дракона» (1610) Национальная галерея, Лондон.
Николя Пуссен (1594–1665)
«Вакханалия с играющей на лютне» (1628) Лувр, Париж.
«Мидас и Вакх» (1630) Старая пинакотека, Мюнхен.
«Похищение сабинянок» (1634) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Пейзаж с Полифемом» (1649) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Аркадские пастухи» (1650–1655) Лувр, Париж.
Веласкес (1599–1660)
«Венера с зеркалом» («Венера Рокби») (1647–1651) Национальная галерея, Лондон.
Клод Лоррен (1600–1682)
«Пейзаж с Аполлоном и Меркурием» (1645) Галерея Дориа-Памфили, Рим.
«Пейзаж с нимфой Эгерией» (1669) Музей Каподимонте, Неаполь.
Рембрандт (1606–1669)
«Даная» (1636) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пьетро да Кортона (1596–1669)
«Аллегория Божественного Провидения» (1633–1639) Палаццо Барберини, Рим.
Жан-Антуан Ватто (1684–1721)
«Суд Париса» (1721) Лувр, Париж.
Джамбаттиста Тьеполо (1696–1770)
«Триумф Зефира и Флоры» (1734) Ка-Реццонико, Венеция.
«Зевс и Даная» (1736) Университетский музей, Стокгольм.
Фрески Вюрцбургской резиденции (1750–1753).
Франсуа Буше (1703–1770)
«Триумф Венеры» (1740) Национальный музей, Стокгольм.
«Диана, выходящая из ванны» (1742) Лувр, Париж.
«Туалет Венеры» (1751) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Визит Венеры к Вулкану» (1757) Лувр, Париж.
Ангелика Кауфман (1741–1807)
«Ариадна, покинутая Тесеем на Наксосе» (1774) Музей изящных искусств, Хьюстон.
Анри Фюзели (1741–1825)
«Ночной кошмар» (1781) Детройтский институт искусств.
«Ночная ведьма посещает ведьм Лапландии» (1796) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Франсиско Гойя (1746–1828)
«Колосс» (1808–1812) Музей Прадо, Мадрид.
«Шабаш ведьм» («Великий козёл») (1821) Музей Прадо, Мадрид.
«Сатурн, пожирающий своего сына» (1823) Музей Прадо, Мадрид.
Эжен Делакруа (1798–1863)
«Смерть Сарданапала» (1827) Лувр, Париж.
Гюстав Моро (1826–1898)
«Сфинкс» (1864) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
«Орфей» (1865) Музей Орсе, Париж.
«Химера» (1867) Частная коллекция.
«Явление» (1876) Художественный музей Фогга.
Арнольд Бёклин (1827–1901)
«Битва кентавров» (1873) Художественный музей, Базель.
Данте Габриэль Россетти (1828–1882)
«Прозерпина» (1882) Бирмингемский музей и художественная галерея.
Джон Эверетт Милле (1829–1896)
«Офелия» (1852) Галерея Тейт, Лондон.
Фредерик Лейтон (1830–1896)
«Примирение Монтекки и Капулетти» (1854) Йельский центр британского искусства.
«Купание Психеи» (1890) Галерея Тейт, Лондон.
Эдвард Бёрн-Джонс (1833–1898)
«Обман Мерлина» (1874) Художественная галерея леди Левер.
«Сад Пана» (1887) Национальная галерея Виктории, Мельбурн.
Одилон Редон (1840–1916)
«Рождение Венеры» (1905) Частная коллекция.
«Циклоп» (1914) Музей Крёллер-Мюллер, Otterlo.
Джон Уильям Уотерхаус (1849–1917)
«Леди из Шалот» (1888) Галерея Тейт, Лондон.
Пабло Пикассо (1881–1973)
«Две женщины, бегущие по пляжу» (1922) Музей Пикассо, Париж.
Барнетт Ньюман (1905–1970)
«Vir Heroicus Sublimis» (1950–1951) Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.
Джексон Поллок (1912–1956)
«Пасифая» (1943) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Фрэнсис Бэкон (1909–1992)
«Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944) Галерея Тейт, Лондон.
Сай Твомбли (1928–2011)
«Леда и лебедь» (1962) Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.
Величайшие художники-историки
Список лучших мастеров жанра представлен в статье: Лучшие художники-историки.
Для анализа знаменитых мифологических картин, созданных до 1800 года, см. материал: Анализ известных картин (1250–1800). О более поздних полотнах читайте в статье: Анализ современной живописи (1800–2000).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?