Портретная живопись эпох рококо и неоклассицизма читать ~3 мин.
Если XVII век был эпохой войн и религиозных противостояний, то XVIII столетие стало более спокойным временем, прошедшим под знаком разума и Просвещения.
В живописи это проявилось в двух доминирующих стилях. Первым был рококо — изящный и причудливый стиль декоративного искусства, покровителями которого являлись король Людовик XV и мадам де Помпадур. Его яркими представителями были Антуан Ватто, Жан-Оноре Фрагонар, Франсуа Буше и Джованни Баттиста Тьеполо.
Позднее возник второй стиль — неоклассическая живопись. Это более строгое и героическое направление неоклассического искусства, изначально наиболее влиятельное в архитектуре, также зародилось во Франции, но быстро распространилось по всей Европе. Обе школы породили свои характерные типы портрета.
Портрет в стиле рококо
В отличие от торжественности, присущей эпохе барокко, портретисты рококо подчёркивали изящество и непринуждённую элегантность своих моделей. Стиль, зародившийся в дизайне интерьеров, уделял большое внимание фактуре тканей, деталям одежды и аксессуарам, которые указывали на высокий социальный статус изображаемых персон. Часто такие портреты носили камерный, интимный характер.
Во Франции в этом стиле работали Франсуа Буше (François Boucher), Гиацинт Риго (Hyacinthe Rigaud) и Жан-Марк Натье (Jean-Marc Nattier), автор известного портрета «Пётр I, царь России». Выдающимся мастером женского портрета была Элизабет Виже-Лебрен (Élisabeth Vigée Le Brun), создавшая многочисленные изображения королевы Марии-Антуанетты.
В Англии ведущими портретистами рококо были сэр Джошуа Рейнольдс (Sir Joshua Reynolds) и его вечный соперник Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough). В Шотландии прославился Аллан Рэмзи (Allan Ramsay), официальный живописец короля Георга III. Рейнольдс высоко ценил талант швейцарской художницы Ангелики Кауфман (Angelica Kauffman), также работавшей в Лондоне. См. также: Художники рококо.
Портрет в стиле неоклассицизма
В противовес лёгкости рококо, более академический неоклассический стиль портрета демонстрировал серьёзность, моральную строгость и глубокий историзм. Художники черпали вдохновение в идеалах античной Греции и Рима, стремясь к ясности композиции, чёткости линий и сдержанной цветовой гамме. Модели часто изображались в героических позах или в обстановке, отсылающей к классической древности.
Одним из ранних представителей неоклассицизма в портрете был Антон Рафаэль Менгс (Anton Raphael Mengs), прозванный «немецким Рафаэлем». К ведущим мастерам этого направления принадлежат французы Жак-Луи Давид (Jacques-Louis David), автор картин «Смерть Марата» (1793) и «Наполеон на перевале Сен-Бернар» (1801), и его ученик Жан Огюст Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres), создавший «Портрет Наполеона на императорском троне» (1806).
При этом Энгр порой сочетал неоклассическую строгость с вниманием к роскошным тканям, что заметно в его знаменитой «Большой одалиске» (1814) или в «Портрете баронессы Бетти де Ротшильд» (1848). Немецкий художник Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн (Johann Heinrich Wilhelm Tischbein) создал хрестоматийный образ эпохи Просвещения — «Гёте в Римской Кампанье» (1787). Особое место занимает творчество испанца Франсиско де Гойи (Francisco de Goya). Его портреты, такие как «Портрет герцога Веллингтона» (1816), отличаются драматизмом и глубоким реализмом. См. также: Художники-неоклассицисты.
Американский портрет
В Северной Америке портретная живопись развивалась собственным путём. Здесь работали два выдающихся художника, специализировавшихся на фигурной живописи и портретах. Джон Синглтон Копли (John Singleton Copley) был ведущим живописцем Бостона и Новой Англии. Его работа «Мистер и миссис Ральф Изард» (1775) демонстрирует внимание к деталям и психологическую точность.
Гилберт Стюарт (Gilbert Stuart), работавший в так называемой «большой манере», прославился портретами первых пяти президентов США, включая каноническое изображение Джорджа Вашингтона (1796). Американский портрет того времени в целом отличался большей сдержанностью и реализмом по сравнению с европейскими образцами, отражая пуританские ценности и идеалы молодой республики.
ДАЛЕЕ: Портретная живопись XIX века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?