Автопортреты, история читать ~8 мин.
Автопортрет — это устоявшийся жанр портретного искусства, известный со времён Древнего Египта. С тех пор многие старые мастера и современные художники создавали собственные изображения в различных техниках и материалах, преследуя художественные, коммерческие и рекламные цели. В истории искусства есть немало примеров, когда художники создавали серии автопортретов, порой движимые глубоко личными, эмоциональными причинами.
Яркие примеры такого серийного подхода к автопортрету включают работы постимпрессиониста Винсента Ван Гога (1853–1890), немецкого экспрессиониста Эгона Шиле (1890–1918), прожившего недолгую, но яркую жизнь, и мексиканской художницы Фриды Кало (1907–1954).
Среди самых дорогих автопортретов, проданных на аукционах: «Портрет художника без бороды» (1889) Ван Гога, проданный на Christie’s в 1998 году за 71,5 миллиона долларов, и «Шесть автопортретов» (1986) Энди Уорхола, проданные на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2014 году за 26,7 миллиона долларов. См. также: Поп-арт 60-х Энди Уорхола.
История автопортретов
Сохранилось очень мало автопортретов, созданных в античный период, будь то в древнегреческом, египетском или римском искусстве. Это связано, с одной стороны, с плохой сохранностью живописных произведений, а с другой — с недостатком сведений о конкретных художниках той эпохи. Скульптура, будучи более долговечной, чем настенная роспись или живопись на досках, дошла до нас в большем количестве.
Один из самых ранних скульптурных автопортретов, датируемый 1365 годом до н.э., был создан главным скульптором фараона Эхнатона по имени Бак. Он также является автором портрета самого Эхнатона (около 1364 года до н.э.) и, возможно, бюста Нефертити (около 1350 года до н.э.). Источники также сообщают, что древнегреческий скульптор Фидий включил своё изображение во фриз «Битва амазонок» в афинском Парфеноне.
Фламандский и немецкий ренессанс
Считается, что самые ранние автопортреты, сохранившиеся со времён античности, принадлежат фламандскому художнику эпохи Северного Возрождения Яну ван Эйку (1390–1441) — «Портрет мужчины в красном тюрбане» (1433) — и придворному живописцу французского короля Жану Фуке (1420–1481) — «Миниатюрный автопортрет» (около 1450). Ван Эйк также является автором «Портрета четы Арнольфини» (1434), на котором, предположительно, изобразил самого себя в образе жениха.
В период немецкого Возрождения нюрнбергский художник и гравёр Альбрехт Дюрер был чрезвычайно плодовитым автопортретистом. Он создал более двенадцати автопортретов в различных техниках: рисунок серебряным штифтом, гуашь, масляная живопись и гравюра на дереве. Ярким примером служит его «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500, Старая пинакотека, Мюнхен).
Итальянский ренессанс
В эпоху Возрождения итальянские художники, как правило, избегали формальных автопортретов, но часто включали собственные изображения в свои картины. Художник Мазаччо появляется в образе одного из апостолов в своих фресках капеллы Бранкаччи (около 1426), а Пьеро делла Франческа изображает себя в виде солдата на религиозной фреске «Воскресение» (1463). Сандро Боттичелли поместил своё изображение в картину «Поклонение волхвов» (1481), Микеланджело Буонарроти запечатлел своё лицо на содранной коже Святого Варфоломея на фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле (1536–1541), а Рафаэль включил себя в группу персонажей «Афинской школы» (1510). Считается, что венецианский художник Тициан изобразил себя, своего сына и молодого двоюродного брата в «Аллегории благоразумия» (1565–1570). Иногда художник изображал реальный групповой портрет, в котором он присутствовал, как, например, Андреа Мантенья на картине «Двор Гонзага» (1474). Некоторые художники, такие как флорентиец Джентиле Беллини и Леонардо да Винчи, создавали и более формальные автопортреты. Интересно, что скульптор Андреа дель Верроккьо, учитель молодого Леонардо, как полагают, использовал его в качестве модели для своей скульптуры «Давид» (около 1470). См. также: Портреты эпохи Возрождения (около 1400–1550).
Барокко, рококо, неоклассицизм (1600–1800)
С распространением станковой живописи и повсеместным использованием масляных красок на холсте все виды портретов, включая семейные, групповые и автопортреты, стали обычным явлением. Кроме художника-маньериста Эль Греко, выдающиеся автопортреты эпохи барокко создавали испанские мастера Веласкес и Сурбаран, французский художник-классицист Николя Пуссен, фламандские мастера Рубенс (который также много раз писал свою жену и семью) и Антонис ван Дейк, а также гениальный голландец Рембрандт. Последний написал более 40 автопортретов, многие из которых служили учебным материалом для учеников и основой для персонажей в его крупных работах. См. также: Портреты эпохи барокко (1600–1700).
Особого внимания заслуживают «Тройной автопортрет» (около 1646) Иоганнеса Гумппа, а также «Автопортрет» (1641, Национальная галерея, Лондон) Сальватора Розы (1615–1673). Среди работ XVIII века выделяются: «Автопортрет» (1775, Эрмитаж, Санкт-Петербург) немецкого придворного портретиста Антона Рафаэля Менгса (1728–1779); «Автопортрет на перепутье между искусствами Музыки и Живописи» (1792, ГМИИ, Москва) швейцарской художницы Ангелики Кауфман (1741–1807); и «Автопортрет в соломенной шляпке» (1782, Национальная галерея, Лондон) Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842). Для получения дополнительной информации см.: Портреты в стиле рококо и неоклассицизма (около 1760–1850).
Автопортреты XIX века
Практически все значимые художники XIX века писали себя как в индивидуальных, так и в групповых портретах. Известны автопортреты Франсиско Гойи (1800), Эжена Делакруа (1837), Джеймса Мак-Нейла Уистлера (1872), Эдуарда Мане (1879), Поля Сезанна (1881), Анри де Тулуз-Лотрека (1883) и Эдуара Вюйара (1889). Один из самых оригинальных автопортретов — «Мастерская художника» (1855) французского реалиста Гюстава Курбе. Этот шедевр, наполненный аллегориями, является его личным манифестом реализма и изображает художника за работой в окружении его «друзей» (справа) и «врагов» (слева). Следует также упомянуть пионера фотографического портрета Джулию Маргарет Камерон (1815–1879). Ещё одним великим автопортретистом XIX века был Винсент Ван Гог, чьи 37 портретов, созданных между 1886 и 1889 годами, отражают его эмоциональный и физический упадок. См. также: Портреты XIX века (1800–1900).
Автопортреты XX века
Примеры XX века включают стилистически разнообразные автопортреты Анри Матисса (1906), Джона Сингера Сарджента (1907), Пьера-Огюста Ренуара (1910), Марка Шагала (1910), сэра Уильяма Орпена (1910), Пауля Клее (1922) и Макса Бекмана. Венский художник-экспрессионист Эгон Шиле, исследовавший в своих работах тёмные стороны человеческой натуры, создал множество шокирующих автопортретов (например, «Эрос», 1911; или пугающая «Обнажённая натура», 1910). Эдвард Мунк регулярно писал себя на протяжении всей жизни, пытаясь запечатлеть свои душевные страдания. Немецкий импрессионист Ловис Коринт (1858–1925) рисовал себя раз в год в свой день рождения. Его самый известный автопортрет — «Автопортрет со скелетом» (1896, Городская галерея в доме Ленбаха). Знаменитая мексиканская художница Фрида Кало (1907–1954), искалеченная в автокатастрофе, создала более 50 автопортретов, отражающих её личные мучения. Испанский художник Пабло Пикассо написал широкий спектр автобиографических портретов, запечатлев себя на разных этапах творческой карьеры. См. также: Портреты Пикассо (1900–1944).
Современный автопортрет
В наше время автопортрет существует во всех видах медиа. Следует упомянуть поп-арт портреты Энди Уорхола, сюрреалистические масляные портреты Фрэнсиса Бэкона (1909–1992), крупномасштабные фотореалистичные автопортреты парализованного американского художника Чака Клоуза (р. 1940), который выстраивает свои картины из небольших квадратов фотографий, а также размытые работы немецкого художника Герхарда Рихтера (р. 1932) и автопортреты в смешанной технике знаменитой британской пары художников Гилберта и Джорджа (Гилберт Прош, р. 1943, и Джордж Пассмор, р. 1942). См. также: Художники-портретисты ХХ века.
Фотографические автопортреты
Жанр художественной фотографии, во многом пришедший на смену живописному портрету, использовался для создания автопортретов некоторыми из величайших фотографов XX века. Возможно, самым плодовитым автором автопортретов является Синди Шерман (р. 1954), чьи сюрреалистические снимки охватывают несколько серий, включая её знаменитую работу «Кадры из фильмов без названия» (1977–1980). Серия из 69 чёрно-белых фотографий была приобретена Музеем современного искусства в Нью-Йорке примерно за 1 миллион долларов. О других фотографах-портретистах см.: Сесил Битон (1904–1980), Юсуф Карш (1908–2002), Диана Арбус (1923–1971), Дэвид Бейли (р. 1938) и Энни Лейбовиц (р. 1949).
Коллекции портретов
Одним из крупнейших музеев, посвящённых исключительно портретной живописи, является Национальная портретная галерея в Лондоне, в которой хранится около 200 000 портретов, из которых несколько тысяч — автопортреты. Две впечатляющие коллекции автопортретов находятся во Флоренции и в Ирландии. В престижной Галерее Уффици во Флоренции хранится выдающаяся коллекция, собранная кардиналом Леопольдо Медичи во второй половине XVII века. Она включает более 200 портретов, в том числе работы Пьетро да Кортоны, Жана-Батиста Камиля Коро и Марка Шагала. В Ирландии Национальная коллекция автопортретов, состоящая из более чем 400 работ местных ирландских художников, находится в постоянной экспозиции Университета Лимерика. Коллекция охватывает несколько столетий и включает произведения изобразительного искусства, выполненные в различных техниках: от акварели, гуаши, темперы, акрила и масла до скульптурных композиций из бронзы, камня и стали. Ещё одна прекрасная коллекция находится в Национальной портретной галерее в Вашингтоне.
Подробнее о различных типах живописи (портреты, пейзажи, натюрморты и т.д.) см.: Жанры живописи. Справочник по различным формам изобразительного и прикладного искусства: Виды искусства.
Статьи по теме портретной живописи
Величайшие портретные картины (1400–1970)
Портреты импрессионистов (1870–1900)
Портреты экспрессионистов (начало XX века)
Лучшие художники: Лучшие художники-портретисты.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?