Автопортреты, история читать ~8 мин.
Автопортрет – это давно устоявшаяся форма портретного искусства, восходящая к Древнему Египту. С тех пор многие старые мастера, а также современные художники воспроизводили свой собственный образ в различных средствах массовой информации в различных художественных, коммерческих целях и мотивах саморекламы. Действительно, в истории искусства есть несколько примеров, когда художники создавали повторяющиеся автопортреты, иногда по эмоциональным причинам.
Недавние примеры этого навязчивого автопортрета включают работы постимпрессиониста Винсента Ван Гога (1853-1890), немецкого рисовальщика-экспрессиониста и недолговечного вундеркинда Эгона Шиле (1890-1918), мексиканской художницы Фриды Кало (1907-1954).
ПРИМЕЧАНИЕ. На аукционе проданы два самых дорогих автопортрета: «Портрет художника без бороды» (1889 г.) Ван Гога, проданный на Christie’s в 1998 г. за 71,5 миллионов долларов; и «Шесть автопортретов» Энди Уорхола (1986), проданные на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке в 2014 году за 26,7 миллионов долларов. См. Также Поп-арт 60-х Энди Уорхола.
История автопортретов
Кураторы обнаружили несколько остатков автопортретов, выполненных во времена античности, в древнегреческом, египетском или римском искусстве. Отчасти это связано с тем, что сохранилось лишь небольшое количество картин, а отчасти – из-за отсутствия доказательств, касающихся отдельных художников. Скульптура, будучи более прочной, чем настенная роспись или панно, сохранилась в большем количестве.
Среди ранних автопортретов, высеченных в камне, есть один, датированный 1365 годом до нашей эры, созданный Баком, скульптором головы скандального египетского фараона Эхнатона. Бак также выполнил портрет фараона Эхнатона (около 1364 г. до н.э.) и, возможно, бюст Нефертити (около 1350 г. до н.э.). Записи также предполагают, что древнегреческий скульптор Фидий вставил своё подобие на фриз «Битва амазонок» в Парфеноне в Афинах.
Фламандский и немецкий ренессанс
Считается, что самыми ранними автопортретами, сохранившимися после античности, являются автопортреты фламандского художника Северного Возрождения Яна Ван Эйка (1390-1441) (Человек в красном тюрбане, 1433) и живописца французского короля Жана Фуке (1420-1481) (Миниатюрный автопортрет, c.1450). Ван Эйк также написал Портрет Арнольфини (1434 г.), изображающий супружескую пару. Жених якобы сделан по образцу его самого.
Во время немецкого Возрождения нюрнбергский художник и гравёр Альбрехт Дюрер также был плодовитым автопортретистом, выполнив более двенадцати картин и рисунков самого себя серебряным пером, гуашью, маслом и гравюрой на дереве. См., например, Автопортрет с меховым воротником (1500, Старая пинакотека, Мюнхен).
Итальянский ренессанс
Согласно традиции, итальянские художники в эпоху Возрождения, как правило, избегали формальных автопортретов, но часто вставляли свои изображения в свои картины. Художник Мазаччо появляется как апостол на своих фресках в капелле Бранкаччи (около 1426 г.), а Пьеро делла Франческа изображает себя солдатом на религиозной фреске Воскресение (1463 г.). Сандро Боттичелли использовал своё изображение в произведении Поклонение волхвов (1481 г.), Микеланджело Буонарроти использовал собственное лицо при написании фрески Святой Варфоломей на Страшном суде в Сикстинской капелле (1536-1541), а Рафаэль включил себя в число персонажей Афинской школы (1510). Считается, что венецианский художник Тициан включил себя, а также своего сына и молодого двоюродного брата в свою Аллегорию благоразумия (1565–1570). Иногда художник изображал реальный групповой портрет, на котором он присутствовал вполне законно, например, Андреа Мантенья на картине Двор Гонзага (1474 г.). Кроме того, некоторые художники – например, флорентийский Джентиле Беллини и Леонардо да Винчи – делали более формальные автопортреты. Интересно, что скульптор Андреа дель Верроккьо взял молодого Леонардо в ученики и, как полагают, использовал его в качестве модели для своей скульптуры Давида (около 1470 г.). См. Также: Портреты эпохи Возрождения (около 1400-1550 гг.).
Барокко, Рококо, Неоклассика (1600-1800)
С появлением станковой живописи и повсеместного использования масляных красок на холстах все виды портретов, в том числе портреты семьи, друзей, групп и самого себя, стали обычным явлением. Кроме художника-маньериста Эль Греко, более поздние автопортреты эпохи барокко принадлежат испанским мастерам – Веласкесу и Сурбарану, французскому академическому художнику Николя Пуссену, фламандским мастерам Рубенсу (который также много раз писал свою жену и свою семью) и Антонису Ван Дейку, а также плодовитому голландскому гению Рембрандту, написавшему более 40 автопортретов, многие из которых использовались для обучения учеников и в качестве основы для персонажей в его более крупных работах. Смотрите также: Барочные портреты (1600-1700).
Очень интересны работы Иоганнеса Гамппа Тройной автопортрет (около 1646 г.), а также Автопортрет (1641 г., Национальная галерея, Лондон) Сальватора Розы (1615–1673 гг.). Среди работ XVIII века: Автопортрет (1775, Эрмитаж, Санкт-Петербург) немецкого придворного портретиста Менгса (1728-79); Автопортрет между музыкой и живописью (1792, ГМИИ, Москва) швейцарской художницы Анжелики Кауфманн (1741–1807); и Автопортрет в соломенной шляпе (1782, Национальная галерея, Лондон) Элизабет Виже-Лебрен (1755-1842). Для получения дополнительной информации см.: Рококо и неоклассические портреты (c.1760-1850).
Автопортреты девятнадцатого века
Почти все поздние художники рисовали себя индивидуально или в группах. Автопортреты XIX века включают портреты Франсиско Гойи (1800), Эжена Делакруа (1837), Джеймса Макнила Уистлера (1872), Эдуарда Мане (1879), Поля Сезанна (1881), Анри де Тулуз-Лотрека (1883) и Эдуарда Вюйара (1889 г.), наряду с многими другими. Один из самых творческих автопортретов – Мастерская художника (1855) французского реалиста Гюстава Курбе. Полный аллегорического повествования, этот шедевр – его личный манифест реализма – изображает художника за работой в окружении своих «друзей» (справа) и врагов (слева). См. Также пионерку фотографического портретиста Джулию Маргарет Камерон (1815–1879). Ещё одним великим автопортретистом XIX века был Винсент Ван Гог, чьи 37 портретов между 1886 и 1889 годами отражают его эмоциональный и физический упадок. См. Также: Портреты XIX века (1800-1900).
Автопортреты двадцатого века
Примеры 20-го века включают стилистические автопортреты Анри Матисса (1906), Джона Сингера Сарджента (1907), Пьера-Огюста Ренуара (1910), Марка Шагала (1910), сэра Уильяма Орпена (1910), Поля Клее (1922) и Макса Бекманна, в то время как невротический венский художник Эгон Шиле, поглощённый своим животным взглядом на человека, создал множество шокирующих автопортретов (например, Эрос, 1911; или ужасная обнажённая натура, 1910). Эдвард Мунк писал себя регулярно в течение своей жизни, пытаясь изобразить жестокое обращение, которому он подвергался со стороны судьбы (и женщин). Более сдержанный и менее невротичный немецкий художник-импрессионист Ловис Коринт (1858-1925) рисовал себя раз в год в день своего рождения. Его самый известный автопортрет – это, вероятно, Автопортрет со скелетом (1896, Stadtische Galerie, Lenbachhaus). Точно так же Фрида Кало (1907-1954), известная мексиканская художница, искалеченная в автокатастрофе, создала более 50 автопортретов, изображающих её личные мучения. Испанский художник Пабло Пикассо написал широкий спектр автобиографических портретов, изображающих его на разных этапах творческой карьеры. См. Также: Портреты Пикассо (1900-44).
Современный автопортрет
Теперь автопортрет получил развитие во всех медиа. Упомянем портреты Энди Уорхола в стиле поп-арт, сюрреалистические портреты маслом Фрэнсиса Бэкона (1909–1992); крупномасштабные автопортреты в стиле фотореализма парализованного американского художника Чака Клоуса (род. 1940), выстраивающего свои картины на небольших квадратах из фотографий, а также размытые работы немецкого художника Герхарда Рихтера (род. 1932); смешанные автопортреты знаменитой британской нарциссической пары Гилберта и Джорджа (Гилберт Проеш и Джордж Пассмор, 1943 и 1942 гг. рождения). См. Также: Художники-портретисты ХХ века.
Фотографические автопортреты
Новый жанр художественной фотографии, который в значительной степени заменил портретную живопись, использовался для создания автопортретов некоторыми из величайших фотографов 20-го века. Возможно, самым плодовитым создателем автопортретов является Синди Шерман (род. 1954), чьи сюрреалистические снимки охватывают несколько серий, в том числе её «Кадры из фильма без названия» (1977-80), 69 черно-белых фотографий которой были приобретены Музеем современного искусства, Нью-Йорк, примерно за 1 миллион долларов. О других фотографах-портретистах см.: Сесил Битон (1904-1980), Юсуф Карш (1908-2002), Дайан Арбус (1923-1971), Дэвид Бейли (род. 1938) и Энни Лейбовиц (р. 1949).
Коллекции Портретов
Пожалуй, величайшим музеем, посвящённым исключительно портретной живописи, является Национальная портретная галерея в Лондоне, в которой хранится около 200 000 портретов, из которых несколько тысяч – автопортреты. Два впечатляющих собрания автопортретов находятся во Флоренции и в Ирландии. Престижный музей флорентийского искусства, Галерея Уффици, хранит выдающуюся коллекцию, первоначально собранную кардиналом Леопольдо Медичи во второй половине семнадцатого века. Она включает более 200 портретов, в том числе работы Пьетро да Кортона, Жана-Батиста Камиля Коро и Марка Шагала. В Ирландии Национальная коллекция автопортретов, состоящая из более чем 400 автопортретов местных ирландских художников, находится в постоянной экспозиции Университета Лимерика. Коллекция охватывает несколько столетий и включает в себя портреты изобразительного искусства во многих различных средах, от акварели, гуаши, туши, акрила, темперы, туши и масел до скульптурных композиций из бронзы, камня, стали и многочисленных комбинаций смешанных цветов. Ещё одна прекрасная коллекция находится в Национальной портретной галерее Вашингтона.
Подробнее о различных типах живописи (портреты, пейзажи, натюрморты и т.д.) см.: Жанры живописи. Справочник по различным формам изобразительного и прикладного искусства: Виды искусства.
Статьи по теме портретной живописи
Величайшие портретные картины (1400-1970 гг.)
Портреты импрессионистов (1870-1900 гг.)
Портреты экспрессионистов (начало 20 века).
Лучшие художники: Лучшие художники-портретисты.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?