Художники-передвижники читать ~8 мин.
Художественное движение «Странники», формально известное как Общество передвижных художественных выставок (и менее формально – «Передвижники»), было образовано в 1863 году членами Санкт-Петербургской Академии художеств, в их числе: Иван Крамской (1837-1887) и (позже) Илья Репин (1844-1930). Передвижники – важная группа в дореволюционном русском искусстве, ассоциация прогрессивных социально и политически настроенных русских художников, которые предшествовали импрессионизму на десятилетие и творчество которых, главным образом, было связано с сельской пейзажной живописью, ездили по живописным местам в сельской местности, и переносили на свои холсты то, что они видели, чтобы повысить осведомленность о сельской жизни за пределами города. Их цель состояла в том, чтобы изобразить сильные и слабые стороны страны в ласковой, национальной, но реалистичной манере. Участники этого движения создали широкий спектр пейзажей, портретов и жанровых картин, которые затем представляли на выставках по всей России. Будучи нетрадиционными, передвижники оказали глубокое и всестороннее влияние на русскую живопись.
Третьяковская коллекция
Художники получали разнообразную поддержку со стороны других русских художников, а также искусствоведа Владимира Стасова, который продвигал их живопись и художественную программу. Художник-коллекционер Павел Третьяков приобрел множество их лучших работ, которые впоследствии легли в основу Третьяковской галереи, открывшейся в Москве в 1892 году.
Кроме Репина и Крамского, в число известных странствующих художников входили портретисты Николай Ге (1831–1894), Василий Петров (1834–1882), Николай Ярошенко (1846–1898), исторический художник Василий Суриков (1848-1916). Тем не менее, пейзажные и сельские жанровые картины были основной частью творческой программы. Среди пейзажистов: Федор Васильев (1850–1873), Иван Шишкин (1832-98) по прозвищу «Царь леса» – рассмотрите его великолепную Дубовую рощу (1887, Музей русского искусства, Киев), яркие художники-пейзажисты Архип Куинджи (1842–1910) и Николай Дубовской (1859–1918) и эксперт по свету и цвету Исаак Левитан (1860-1900) – см. его Тихую обитель (1890, Третьяковская галерея).
Культура этой художественной группы использовалась Лениным и другими большевистскими агитаторами, чтобы стимулировать поддержку их радикальных идей. Однако, после прихода к власти, Ленин заменил их новой Ассоциацией художников революционной России (AARR), которая стала популярной среди традиционных художников, восставших против европейских абстрактных движений, вдохновленных кубизмом и сюрреалистами в начале двадцатого века.
Позже, ассоциация AARR легла в основу русских социалистических и реалистических художественных движений 1930-х годов, которые десятилетиями доминировали в советском изобразительном искусстве.
Илья Репин
Самым известным членом движения художников-передвижников был Илья Репин (1844-1930), чьи работы включали в себя пейзажи (например, Берег реки, Осенний букет), портреты (например, Махмуд IV), драматическую историческую живопись (например, Иван Грозный и сын его Иван) и сельские жанровые сцены (например Бурлаки на Волге). Он также оставил много своих рисунков, и даже его пейзажи населены людьми.
История движения началась в 1863 году. Причиной тому стал скандал, произошедший в художественной императорской академии. Участие в бунте приняли выпускники, считающиеся лучшими, – всего 14 человек. Впоследствии они создали объединение, проповедующее современное искусство. Их идеями прониклись другие живописцы. Так появилось легендарное товарищество передвижников, просуществовавшее до 1923 года.
Как образовалось объединение
В знаменательный день (9 ноября) в Академии был запланирован конкурс, посвященный её столетнему юбилею. Предполагалось, что конкурсанты, имеющие малую золотую медаль, предоставят картины, написанные по тематике «Пир в Валгалле». Но молодым людям германо-скандинавский сюжет показался неприемлемым. Художники посчитали его несовременным, далеким от реалий. Под руководством Ивана Крамского академисты поочередно покинули учебное заведение.
Юбилейное конкурсное мероприятие оказалось сорванным. Сторонники реализма и острой социальной направленности в живописи объединились в независимое содружество, которое получила название «Артель художников». Оно просуществовало недолго, но дало толчок к появлению товарищества, организовывавшего передвижные выставки. Его участников именовали передвижниками.
Чем занималась «Артель»
Творческое объединение стало действительно уникальным в истории русского искусства. Оно функционировало независимо от академии. Участники пропагандировали реализм, предпочитали в работах социальную направленность, отрицали значимость мифологии, наигранности. Художники, устроившие бунт, отказавшиеся от большой золотой медали ради идеи, имели общее хозяйство. Оно находилось в одном из домов Василеостровского острова. Управлялась с ним жена Крамского. Сами артельщики рисовали на заказ, проводили уроки для желающих, каждый четверг устраивали собрания, где обсуждались проблемы, имеющиеся в области современного искусства.
Вскоре существование «коммуны» прекратилось из-за финансовых разногласий. Некоторые художники пожелали возобновить сотрудничество с Академией. Это возмутило Крамского настолько, что он покинул Артель. Постепенно её хозяйство превратилось в убыточное. Спустя семь лет со дня создания последней появилось новое объединение. Живописцы из Москвы и Петербурга вдохновились идеей народничества. Главной задачей «Товарищества передвижных художественных выставок» стала просветительская работа. Члены объединения устраивали выставки, посещая с ними разные города. Они противопоставляли собственное творчество приевшемуся академизму.
Кто они – лучшие из лучших
Василий Перов – художник, известный как «певец скорби». Персонажи большинства его картин – обычные крестьяне, изображенные голодными, замученными, замерзшими, горюющими за умершими родными. Рисовал он и портреты, и исторические сюжеты.
Алексей Саврасов – надежда русского искусства. Именно так называли его в кругах петербуржской интеллигенции. Он писал подлинную природу, характерную для средней полосы, объединяя в полотнах два стиля – романтизм, реализм.
Иван Шишкин – царь леса, воспевавший величественную красоту природы, научившийся очень тонко передавать на холст цветовую гамму.
Илья Репин, известный жанровыми и историческими полотнами. Некоторые его работы стали классикой русского художественного искусства. Есть в коллекции мастера портреты.
Николай Ге – математик, ставший живописцем. Его лучшая работа в реалистичном стиле – «Тайная Вечеря».
Василий Поленов писал красивые пейзажи, используя необычные яркие, сочные краски, мечтавший полностью воссоздать земную жизнь Христа на холсте.
Братья Васнецовы – художники, влюбленные в родные края. Виктор предпочитал бытовую и историческую живопись, рисовал иллюстрации к книгам и эскизы к архитектурным постройкам, расписал множество храмов. Аполлинарий писал этюды неба, пейзажи разных уголков России.
Василий Суриков – мастер исторических полотен. Живописец уделял особое внимание персонажам своих картин, прорабатывал не только черты лица, но жесты, и наряды.
Архип Куинджи – непризнанный художник. Поступив в Академию только с третьей попытки, он сумел стать одним из лучших в своей эпохе. Его работы покупались коллекционерами и императорской семьей. В арсенале живописца есть несколько мрачных полотен, полностью отражающих основные принципы передвижников.
Исаак Левитан писал пейзажи под настроение. Он создал множество картин, отображающих природу Крыма, Волги, Парижа.
Братья Маковские. Владимир писал картины, рисунки, жанровые сцены. Константин был одним из самых дорогих портретистов. На многих его полотнах встречается также бытовые жанровые сцены.
Валентин Серов – портретист и иллюстратор. Художник написал много пейзажей, в том числе смешанных с портретным рисунком или интерьером.
Задачи сообщества
Основное направление деятельности сообщества художников-передвижников – организация выставок картин, на которых показаны реалии современной жизни без прикрас.
Товарищество составило собственный устав, официально утвержденный в 1870 году. Согласно последнему, его участники могли устраивать выставки в любом городе Империи для ознакомления с творчеством жителей провинциальных поселений, развития любви к художественному искусству со стороны обычных граждан, облегчения продажи работ. Описывались в уставе правила управления, требования к новичкам, прочие детали.
Выставки
Длительность самой первой выставки составила почти 60 дней. Она стартовала в конце ноября 1871 года. В процессе её проведения полотна побывали в Петербурге. Затем отправились в Москву, Киев и Харькове. Среди них числились работы Шишкина, Перова, Крамского, Клодта, Саврасова, Мясоедова. Мероприятие вызвало настоящий резонанс в обществе.
Примечательным стало то, что доход от выставки был поделен честно на всех её участников, чего ранее не случалось в Академии. До этого художники не имели высоких доходов, так как средства передавались в императорскую казну. В кассу товарищества каждый член объединения отдавал всего 5%. Также сюда шли деньги, собранные за вход на выставки.
Вступая в ряды движения, творческие люди получали возможность обрести всероссийскую славу. После этого их картины не пылились по музеям и галереям. Между товариществом и Академией велось серьёзное противостояние. Прекратить его пытался Третьяков. В то же время он оказывал передвижникам материальную помощь и моральную поддержку.
За годы существования товарищества было организовано не менее полусотни художественных экспозиций, увиденных жителями многих городов, – от Тулы до Воронежа, от Ярославля до Кишинева. Устраивались вернисажи в Саратове, Казани, Одессе, Риге. Полотна, которые не раскупались в больших поселениях, отправлялись дальше.
Попасть в члены общества художников было трудно. Молодые живописцы могли только выставлять свои работы в качестве экспонатов, но их мнение не учитывалось. Им не разрешали устраивать собственные выставки, участвовать в сторонних вернисажах. Именно из-за отсутствия новых участников существование организации стало невозможным, что произошло в 1923 году.
- Выставочный проект Абсолют Банка и «Новых передвижников»
- В Хабаровский художественный музей из Санкт-Петербурга прибыла выставка «Передвижники. XXI век»
- Выставка одной картины - К 180-летию со дня рождения художника-передвижника А.А.Киселева «Въезд в деревню»
- Выставка «Художники-передвижники. К 150-летию первой выставки Товарищества передвижных выставок»
- «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век»
- В Выборге открылась 72-я выставка Товарищества современных художников-передвижников
- Выставка «Новые передвижники»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?