Художники-передвижники читать ~6 мин.
Художественное объединение передвижников, формально известное как Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ), было одной из крупнейших и влиятельнейших творческих групп в России второй половины XIX — начала XX века. Его история берёт начало с «Бунта четырнадцати» 1863 года, когда лучшие выпускники Императорской Академии художеств во главе с Иваном Крамским (1837–1887) отказались от участия в конкурсе на большую золотую медаль и покинули академию. Вскоре они основали «Артель художников» — первое независимое творческое объединение в истории русского искусства.
Опираясь на опыт «Артели», в 1870 году художники Москвы и Петербурга создали «Товарищество передвижных художественных выставок», устав которого был официально утверждён 2 ноября. Целью передвижников было знакомство широкой публики, в том числе в провинции, с современным русским искусством, которое они противопоставляли академизму. В своих работах они стремились к реалистичному изображению действительности, часто затрагивая острые социальные и политические вопросы. К движению позже присоединился и Илья Репин (1844–1930), ставший одним из его самых ярких представителей. Передвижники оказали огромное влияние на развитие русской живописи.
Поддержка и коллекционирование
Большую роль в судьбе передвижников сыграли критик Владимир Стасов, который активно продвигал их живопись, и меценат Павел Третьяков. Третьяков приобретал многие лучшие работы художников для своей коллекции, которая впоследствии легла в основу Третьяковской галереи, открывшейся в Москве в 1892 году. Он покупал картины как с выставок, так и напрямую из мастерских.
Кроме Репина и Крамского, в число известных художников-передвижников входили портретисты Николай Ге (1831–1894), Василий Перов (1834–1882), Николай Ярошенко (1846–1898) и автор исторических полотен Василий Суриков (1848–1916). Ключевое место в их творчестве занимали пейзаж и жанровые сцены из народной жизни. Среди выдающихся пейзажистов были Фёдор Васильев (1850–1873), Иван Шишкин (1832–1898), прозванный «царём леса» за его величественные полотна, такие как «Дубовая роща» (1887, Музей русского искусства, Киев), яркие Архип Куинджи (1842–1910) и Николай Дубовской (1859–1918), а также мастер света и цвета Исаак Левитан (1860–1900), автор знаменитой картины «Тихая обитель» (1890, Третьяковская галерея).
Илья Репин
Самым известным членом движения художников-передвижников был Илья Репин (1844–1930). Его творчество охватывало пейзажи (например, «Берег реки», «Осенний букет»), портреты, драматическую историческую живопись (например, «Иван Грозный и сын его Иван») и монументальные жанровые сцены из жизни народа, такие как «Бурлаки на Волге». Репин оставил после себя большое наследие, включая множество рисунков, и даже его пейзажи часто населены людьми.
Как образовалось объединение
История движения началась 9 ноября 1863 года со скандала в Императорской Академии художеств, известного как «Бунт четырнадцати». В этот день был запланирован конкурс к столетнему юбилею Академии. Участникам, претендовавшим на большую золотую медаль, предложили написать картину на заданный сюжет из скандинавской мифологии — «Пир в Валгалле». Молодые художники во главе с Иваном Крамским сочли тему оторванной от российской действительности и потребовали права на свободный выбор сюжета. Получив отказ, 14 лучших выпускников покинули Академию.
Этот бунт сорвал юбилейный конкурс. Сторонники реализма и острой социальной направленности в живописи объединились в независимое содружество, которое получило название «Артель художников». Оно просуществовало недолго, но дало толчок к появлению нового, более масштабного объединения — Товарищества передвижных художественных выставок, участников которого и стали называть передвижниками.
Чем занималась «Артель»
«Артель художников» стала уникальным явлением в истории русского искусства. Она функционировала как независимая коммуна, противопоставляя себя Академии. Участники пропагандировали реализм, социальную направленность в искусстве и отрицали значимость мифологии и академических условностей. Художники, отказавшиеся от большой золотой медали, вели общее хозяйство в доме на Васильевском острове, которым управляла жена Крамского. Артельщики работали на заказ, давали уроки, а по четвергам устраивали собрания, где обсуждали проблемы современного искусства.
Однако из-за внутренних разногласий, в том числе финансовых, «коммуна» распалась. Когда некоторые художники решили возобновить сотрудничество с Академией, Крамской покинул Артель. Спустя семь лет после её основания на смену пришло новое объединение, вдохновлённое идеями народничества, — «Товарищество передвижных художественных выставок».
Кто они — лучшие из лучших
Василий Перов — художник, которого называли «певцом скорби». Герои его картин — простые люди, чью тяжёлую жизнь он изображал без прикрас. Также писал портреты и картины на исторические сюжеты.
Алексей Саврасов — один из основоположников русского реалистического пейзажа. Он писал подлинную природу средней полосы России, объединяя в своих полотнах лиризм и реализм.
Иван Шишкин — «царь леса», воспевавший величие и красоту русской природы и мастерски передававший на холсте её многообразие.
Илья Репин — мастер жанровых и исторических полотен, многие из которых стали классикой русского искусства. Также создал обширную галерею портретов современников.
Николай Ге — выпускник физико-математического факультета, ставший живописцем. Его картина в реалистичном стиле «Тайная вечеря» вызвала широкий общественный резонанс.
Василий Поленов — писал пейзажи, используя яркую, сочную палитру, и мечтал создать живописный цикл, воссоздающий земную жизнь Христа.
Братья Васнецовы — художники, влюблённые в родные края. Виктор известен работами на темы русской истории и фольклора, был также театральным художником и архитектором. Аполлинарий прославился как мастер исторического пейзажа, в частности, старой Москвы.
Василий Суриков — мастер масштабных исторических полотен. Художник уделял огромное внимание деталям, тщательно прорабатывая образы персонажей, их жесты и костюмы.
Архип Куинджи — самобытный художник, добившийся признания несмотря на трудности. Его работы, отличающиеся декоративностью и экспериментами со светом, покупали коллекционеры и члены императорской семьи.
Исаак Левитан — создатель «пейзажа настроения». Он создал множество картин, отражающих тончайшие состояния природы России.
Братья Маковские. Владимир был мастером жанровых сцен. Константин прославился как один из самых высокооплачиваемых портретистов своего времени, также писал масштабные полотна на исторические и бытовые темы.
Валентин Серов — выдающийся портретист и рисовальщик. В его наследии также много пейзажей и картин на исторические темы.
Задачи и выставки Товарищества
Главной задачей Товарищества была просветительская деятельность: организация передвижных выставок по городам Российской империи. Согласно уставу, утверждённому в 1870 году, это делалось для «ознакомления с творчеством жителей провинциальных поселений, развития любви к художественному искусству… [и] облегчения продажи работ».
Первая выставка открылась в Петербурге в конце ноября 1871 года и имела огромный успех. Затем она экспонировалась в Москве, Киеве и Харькове. На ней были представлены работы Шишкина, Перова, Крамского, Саврасова и других мастеров.
Товарищество было построено на кооперативных началах: доход от продажи билетов и картин распределялся между участниками, а в общую кассу отчислялось 5%. Это обеспечивало художникам финансовую независимость от Академии и позволяло обрести всероссийскую известность. За полвека было организовано 47 передвижных выставок, а также параллельные экспозиции в городах, куда не доезжали основные.
Со временем попасть в члены Товарищества становилось всё труднее, а его художественные принципы начали устаревать. Это привело к творческому застою, и в 1923 году объединение прекратило своё существование. Реалистические традиции передвижников были подхвачены Ассоциацией художников революционной России (АХРР), которая стала основой для формирования социалистического реализма — доминирующего направления в советском искусстве.
- Выставочный проект Абсолют Банка и «Новых передвижников»
- В Хабаровский художественный музей из Санкт-Петербурга прибыла выставка «Передвижники. XXI век»
- Выставка одной картины - К 180-летию со дня рождения художника-передвижника А.А.Киселева «Въезд в деревню»
- Выставка «Художники-передвижники. К 150-летию первой выставки Товарищества передвижных выставок»
- «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век»
- Чехов и Аристофан в спектакле «Небесные странники» на сцене театра «Ленком»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?