Хэппенинги:
Постмодернистское искусство перформанса читать ~4 мин.
Хэппенинг — это форма авангардного искусства, направление, тесно связанное с перформансом. Своими корнями хэппенинг уходит в концептуальное искусство XX века, а его идейной основой послужили акции, которые устраивали представители дадаизма, например Тристан Тцара (Tristan Tzara; 1896–1963).
На практике хэппенинги бывает сложно отличить от перформансов. И то и другое — это заранее спланированное художественное событие с элементами импровизации, в ходе которого художник сам выступает или руководит театрализованным действом. Это зрелище проще увидеть, чем описать словами. По своей сути хэппенинг — это представление на стыке театра и визуального искусства, которое предполагает активное вовлечение зрителей и часто провоцирует их на бурную реакцию. Задуманный как радикальная альтернатива традиционным представлениям о мастерстве и «долговечном» арт-объекте, хэппенинг, в духе дадаизма, подчёркивал сиюминутность и неповторимость происходящего.
Одним из ключевых теоретических трудов, посвящённых этой новой форме постмодернистского искусства, стала книга Майкла Кирби «Happenings» (1965). Хэппенинги прочно ассоциируются с художественной сценой Нью-Йорка 1960-х годов, однако подобные акции до сих пор проводятся в ведущих галереях современного искусства по всему миру.
История
Сам термин «хэппенинг» был введён в 1959 году американским художником Алланом Капроу (Allan Kaprow; 1927–2006). Его более поздняя книга «Assemblage, Environments and Happenings» (1966) оказала значительное влияние на развитие современного искусства. Первый хэппенинг Капроу, «18 хэппенингов в 6 частях» («18 Happenings in 6 Parts», 1959, Галерея Рубен, Нью-Йорк), предлагал зрителям взаимодействовать с объектами в пространстве галереи, тем самым стирая границы между искусством, художником и зрителем, а в конечном счёте — между искусством и жизнью.
Идея заключалась в том, чтобы искусство рождалось из спонтанной, незапланированной реакции участников. Творческий импульс и образец для хэппенингов дал композитор Джон Кейдж (John Cage; 1912–1992). Его работа «Событие № 1» (1952) считается протохэппенингом, а скандально известная композиция «4′33″» (1952), состоящая из четырёх с половиной минут тишины, стала воплощением идеи о том, что искусством может быть само окружение и реакция публики. Дополнительную теоретическую поддержку обеспечили идеи дадаизма, сюрреализма и поп-арта.
После 1959 года и другие известные художники начали организовывать хэппенинги, иногда в сотрудничестве с Капроу. Выставки и акции проходили в Лондоне, Париже, Амстердаме, Дюссельдорфе, Кёльне и Берлине. Среди художников-постмодернистов, сыгравших заметную роль в этом движении, были швейцарский художник-кинетист Жан Тенгели (Jean Tinguely; 1925–1991), американские художники Джим Дайн (Jim Dine; р. 1935) и Роберт Раушенберг (Robert Rauschenberg; 1925–2008), поп-артист Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein; 1923–1997), шведско-американский скульптор Клас Ольденбург (Claes Oldenburg; 1929–2022), немецкий художник Йозеф Бойс (Joseph Beuys; 1921–1986), польский режиссёр и художник Тадеуш Кантор (Tadeusz Kantor; 1915–1990) и швейцарский художник Бен Вотье (Ben Vautier; 1935–2024). Хэппенинги были популярны на протяжении 1960-х годов, но к началу 1970-х уступили место перформансу. В перформансе, в отличие от хэппенинга, фокус сместился с вовлечения аудитории на заранее продуманные, часто символические действия самого художника. Отдельно стоит упомянуть японскую художницу Яёи Кусаму (Yayoi Kusama; р. 1929), чьи инсталляции и перформансы, включая хэппенинги с использованием её фирменного узора в горошек и фаллических мотивов, получили мировую известность.
Движение Флюксус и группа «Гутай»
Одним из прямых «наследников» хэппенинга стало международное движение Флюксус (от лат. fluxus — «поток», «течение»), основанное в 1962 году американским художником и теоретиком искусства литовского происхождения Джорджем Мачюнасом (George Maciunas; 1931–1978). Как и многие другие авангардные движения, Флюксус продвигал антиискусство и антибуржуазные идеи, стремясь объединить разные виды творчества вне коммерческой арт-системы. В отличие от дадаизма, Флюксус в основном избегал прямых политических заявлений, но во многом наследовал его духу.
Активная фаза движения, длившаяся около десяти лет, состояла преимущественно из уличных акций и перформансов. Хотя среди участников Флюксуса было много американских художников, основной площадкой для его деятельности стала Европа, в особенности Германия. К движению на определённом этапе примкнули такие знаковые фигуры, как Йозеф Бойс и Вольф Фостель (Wolf Vostell; 1932–1998).
В Японии идеи хэппенинга ещё в 1950-х годах предвосхитила, а в 1960-х активно использовала арт-группа «Гутай» (Gutaï). Это авангардное объединение было основано в 1954 году в Осаке художником Дзиро Ёсихарой (吉原 治良).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?