Хэппенинги:
Постмодернистское искусство перформанса читать ~3 мин.
Хэппенинг – это форма авангардного искусства – тип творческого выражения, тесно связанный с перформансом, который сам уходит корнями в теории концептуального искусства двадцатого века, почерпнутые во многом из демонстраций, организованных выразителями дада, такими как Тристан Тцара (1896-1963).
На практике нелегко провести различие между перформансами и хэппенингами: и те, и другие являются формой тщательно спланированного развлечения (хотя и с элементами спонтанности), во время которого художник осуществляет (или управляет) театрализованным художественным событием. То, что легче увидеть, чем описать словами! В любом случае, хэппенинг – это спонтанный перформанс, который находится между драмой и визуальным искусством, и обычно как приглашает, так и вызывает бурную реакцию аудитории. Благодаря своему дадаистскому стилю непостоянства, он был изначально задуман как радикальная альтернатива традиционным принципам ремесла и «постоянного арт-объекта».
Подробное объяснение этой новой формы постмодернистского искусства можно прочесть в книге Майкла Кирби «Happenings» (1965). Этот тип художественных событий особенно ассоциировался с нью-йоркской арт-сценой около 1960 года и до сих пор проводится в лучших галереях современного искусства по всему миру.
История
Собственно термин «хэппенинг» был впервые использован в 1959 году американским художником Алланом Капроу (р. 1927), чья последующая книга «Assemblage, Environments and Happenings» (1966) повлияла на широкий спектр событий современного искусства. Первый «хэппенинг» Капроу «Admission Piece: 18 Happenings in 6 Parts», (Reuben Gallery, New York, 1959), в котором зрители перемещали объекты в галерее, чтобы исчезли все различия между искусством и жизнью.
Действие должно было возникнуть из незапланированной реакции и стать искусством. Композитор Джон Кейдж (1912-1992), создатель «4 минут 33 секунд» (спорной, полностью беззвучной музыкальной композиции) и «события» (знаменитой смеси музыки, танца и других перформансов) (оба 1952), дал импульс и модель, а дополнительная теоретическая поддержка пришла от дада и сюрреализма, а также поп-арта.
После 1959 года другие известные художники начали представлять «Хэппенинги», иногда в сотрудничестве с Капроу, и выставки проходили в Лондоне, Париже, Амстердаме, Дюссельдорфе, Кёльне и Берлине. Среди художников-постмодернистов, занимавших видное место в этом движении, были швейцарский художник-кинетик Жан Тингели (1925-1991), американский художник Джим Дайн (р. 1935), американский поп-артист Рой Лихтенштейн (1923-1997), шведско-американский скульптор Клаес Ольденбург (р. 1929), Роберт Раушенберг (р.1925), Йозеф Бойс (1921-1986), польский мультимедийный художник Тадеуш Кантор (1915-1990) и швейцарский художник-самоучка Бен Вотье (р.1935). Хэппенинги множились на протяжении 1960-х годов, но в начале 1970-х уступили место перформанс-арту, в котором больший акцент делался на сознательно драматических действиях художника. См. также японскую инсталляцию и перформанс художницы Яёи Кусамы (р. 1929), наиболее известной своими хэппенингами с фаллическими изображениями, украшенными точками в горошек.
Движение Флюксус и группа Гутай
Кроме перформанса, одним из прямых отростков искусства хэппенинга стало родившееся в Германии Движение Флюксус (названное в честь латинского слова, означающего «текучий»), которое было основано в 1962 году американским теоретиком и философом искусства литовского происхождения Джорджем Мачюнасом (1931-1978). Его целью, как и многих авангардных движений современного искусства, было создание антиискусства, антибуржуазной программы, объединяющей несколько видов искусства, но вне мира коммерческого искусства. Это не было похоже на более раннее движение Дада, хотя Флюксус избегал политических заявлений последнего.
Десятилетний период деятельности движения состоял в основном из уличных хэппенингов. Среди членов Флюксуса было несколько американских художников, но главной ареной его деятельности была Германия, где в нём некоторое время участвовали Йозеф Бойс и Вольф Востелл (р. 1932).
В Японии хэппенинги как виды перформанса использовались в 1960-е годы группой «Гутай» – авангардной художественной группой, основанной Дзиро Йошихарой в Осаке в 1954 году.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?