Дизайн в стиле модерн читать ~15 мин.
Ар-нуво (или арт-нуво) – это инновационный международный стиль в искусстве и дизайне, вошедший в моду в период примерно с 1890 года до начала Первой мировой войны. Он возник как реакция на эклектичный дизайн XIX века, в котором преобладал историзм в целом и неоклассицизм в частности. Ар-нуво провозгласил идею о том, что искусство и дизайн должны быть частью повседневной жизни.
Согласно этой идее, художники не должны были пренебрегать ни одним предметом быта, каким бы утилитарным он ни был. Эта эстетика считалась настолько революционной и новой, что дала стилю его название — Art Nouveau («новое искусство»). Этим объясняется и тот факт, что термин применялся к самым разным областям, включая архитектуру, изобразительное искусство, прикладное искусство и декоративное искусство. Стиль частично сформировался под влиянием промышленной революции и «Движения искусств и ремёсел», а также испытал воздействие японизма (в особенности гравюр укиё-э таких художников, как Кацусика Хокусай и его младший современник Андо Хиросигэ) и кельтского дизайна.
Ар-нуво получил значительный толчок к развитию благодаря Всемирной выставке 1900 года в Париже. После этого он распространился по всей Европе, а также в Соединённых Штатах и Австралии под местными названиями, такими как югендстиль (Германия), стиль либерти (Италия), Sezessionstil (сецессионстиль, Австрия) и стиль Тиффани (США). Будучи очень декоративным направлением, ар-нуво, как правило, использовал замысловатые криволинейные узоры и асимметричные волнистые линии, часто основанные на растительных формах (которые иногда берут начало в формах латенской культуры кельтского искусства). Цветочные и растительные мотивы, а также изящные женские силуэты стали популярными элементами дизайна в стиле модерн. Этот стиль, использующий разнообразные материалы, нашёл применение в архитектуре, дизайне интерьеров, производстве изделий из стекла, ювелирном деле, создании плакатов и иллюстраций, а также в живописи и скульптуре. В 1920-х годах на смену ар-нуво пришёл стиль ар-деко.
Эволюция искусства и дизайна
Подробнее о движениях и стилях: История искусства.
Хронология ключевых событий в развитии изобразительного искусства и дизайна: История искусства, хронология.
Художники после 1800 года
Подробная информация о лучших современных живописцах с 1800 года:
Известные художники.
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
Ар-нуво часто воспринимают как вопрос стиля, а не философии, однако на самом деле его появление было продиктовано не только фантазией авторов, но и определёнными идеями. Всех наиболее последовательных создателей стиля модерн объединяло стремление выйти за рамки историзма — чрезмерного увлечения идеями прошлого, характерного для большей части дизайна XIX века. Они искали новые подходы к функциональности, внимательно изучали природные формы и стремились к новой эстетике. Хотя на периферии ар-нуво действительно много бездумного украшательства, в его основе лежит удивительная последовательность работ, в которых декоративное и функциональное сливаются, создавая новый и неотразимый эффект. Ар-нуво — это гораздо больше, чем просто образ или настроение. Образы стиля — высокие травы, колеблемые лёгким ветром, бурные водовороты или замысловатая растительность — проистекают из органической природы. Интерес к ней следует понимать как производное от чувства упорядоченности жизни, которое было утрачено или искажено в условиях городского промышленного стресса.
Примечание. Информацию о других направлениях в искусстве и дизайне, подобных модерну, см. в разделе «Движения в искусстве, периоды и школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
Художники и дизайнеры
В дополнение к упомянутым в тексте, вот краткий список известных дизайнеров стиля модерн.
Обри Бердслей (1872–1898)
Иван Билибин (1876–1942)
Уолтер Крейн (1845–1915)
Жюль Шере (1836–1932)
Эжен Грассе (1845–1917)
Густав Климт (1862–1918)
Эфраим Моше Лилиен (1874–1925)
Юзеф Мехоффер (1869–1946)
Альфонс Муха (1860–1939)
Йожеф Риппль-Ронаи (1861–1927)
Валентин Серов (1865–1911)
Константин Сомов (1869–1939)
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
Янош Вазари (1867–1939)
Станислав Выспяньский (1869–1907)
Элизеу Висконти (1866–1944)
Дизайнеры мебели
К ним относятся:
Эжен Гайяр (1862–1933)
Луи Мажорель (1859–1926)
Дизайнеры стекла
Среди известных дизайнеров стекла в стиле модерн:
Эмиль Галле (1846–1904)
Рене Лалик (1860–1945)
Луис Комфорт Тиффани (1848–1933)
Огюст Дом (1853–1909)
Антонен Дом (1864–1930)
Художники-декораторы
Известные дизайнеры в стиле модерн в декоративно-прикладном искусстве:
Вилмош Жолнаи (1828–1900)
Герман Обрист (1863–1927)
Уилл Х. Брэдли (1868–1962)
Жорж де Фёр (1868–1943)
Артус Ван Бриггл (1869–1904)
Определение и характеристики
Не существует единого определения или толкования ар-нуво, однако можно выделить его отличительные черты.
Философия ар-нуво заключалась в применении художественного дизайна к предметам повседневного обихода, чтобы сделать красивые вещи доступными для всех. Ни один объект не считался слишком утилитарным, чтобы его нельзя было украсить.
В стиле модерн не было принципиального разделения между изящными искусствами (живопись и скульптура) и прикладными или декоративными (керамика, мебель и другие практичные предметы).
По своей сути стиль был реакцией на мир искусства, в котором доминировала строгая геометрия неоклассических форм. Это был шаг к поиску нового языка графического дизайна, который был бы максимально далёк от исторических и классических образцов, использовавшихся художественными академиями.
Ар-нуво остаётся «зонтичным» термином, охватывающим множество стилистических интерпретаций: одни художники использовали новые недорогие материалы и методы массового производства, тогда как другие ценили высокое мастерство и драгоценные материалы.
Типы дизайна
В соответствии с философией ар-нуво, согласно которой искусство должно стать частью повседневной жизни, в нём использовались плоскостные декоративные узоры, которые можно было применять во всех видах искусства. Типичные декоративные элементы — это мотивы листьев и усиков растений, переплетённые органические узоры, в основном изогнутые по форме, хотя встречались и прямоугольные конструкции, например, в Шотландии и Австрии. В произведениях этого стиля, как правило, изображались птицы, цветы, насекомые и другие зооморфные мотивы, а также струящиеся волосы и пышные фигуры красивых женщин. Примерами архитектурных проектов в стиле модерн могут служить преувеличенные луковичные формы испанского архитектора Антонио Гауди (1852–1926) и стилизованные входы в парижское метро по проектам Эктора Гимара (1867–1942).
История модерна
Термин «ар-нуво» происходит от названия парижской художественной галереи «Maison de l’Art Nouveau» («Дом нового искусства»), принадлежавшей авангардному коллекционеру Зигфриду Бингу (1838–1905). В галерее выставлялись работы, созданные в этом новом стиле. Её репутация и известность значительно выросли после демонстрации современной мебели, гобеленов и предметов искусства на Всемирной выставке 1900 года, после чего название галереи стало почти синонимом стиля.
В то же время в Бельгии стиль продвигали группы «Общество двадцати» (Les Vingt) и «Свободная эстетика» (La Libre Esthétique), а в Германии его популяризировал журнал «Jugend: Münchner illustrierte Wochenschrift für Kunst und Leben» («Молодёжь: Мюнхенский иллюстрированный еженедельник об искусстве и жизни»). Поэтому немецкий модерн, так же как и модерн в Нидерландах, странах Балтии и Северной Европы, стал известен как «югендстиль» (молодёжный стиль). В Австрии модерн был популяризирован художниками Венского сецессиона, что привело к закреплению названия «сецессионстиль». Деятели Венского сецессиона, такие как Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908), оказали значительное влияние на искусство и архитектуру всей Австро-Венгрии. В Германии после Мюнхенского сецессиона (1892) и Берлинского сецессиона (1898) многие ведущие художники в 1907 году объединились в Немецкий Веркбунд (Deutscher Werkbund).
Иногда использовались и другие, временные, названия, отражавшие новизну стиля или его лентообразные криволинейные формы. Например, во Франции он был также известен как «le style moderne» («современный стиль») или «le style nouille» («стиль лапши»); в Испании — «arte joven» («молодое искусство»); в Италии — «arte nuova», а в Нидерландах — «nieuwe kunst» (оба названия означают «новое искусство»). Стиль также называли в честь некоторых его представителей или популяризаторов. Например, входы в парижское метро по проектам Эктора Гимара привели к появлению временного названия «стиль метро», а в Америке движение получило название «стиль Тиффани» из-за его связи с ювелиром и художником по стеклу Луисом Тиффани.
Эволюция модерна
Истоки ар-нуво не до конца ясны, хотя большинство искусствоведов сходятся во мнении, что его корни лежат в английском «Движении искусств и ремёсел», которое возглавлял медиевист Уильям Моррис, а также в плоскостной перспективе и ярких цветах японских гравюр на дереве. Этот язык форм был усилен волной японизма, охватившей Европу в 1880-х и 1890-х годах, а также стилями декоративной живописи — синтетизмом (Поль Гоген) и клуазонизмом (Эмиль Бернар, Луи Анкетен), — разработанными в школе Понт-Авена в Бретани. Подробнее см.: Живопись постимпрессионизма (1880–1895).
Как движение, ар-нуво имел общие черты с романтизмом, искусством братства прерафаэлитов, символизмом и «Движением искусств и ремёсел», хотя каждое из них обладало своими особенностями. Например, в отличие от живописи символистов, ар-нуво имеет характерный визуальный облик, а в отличие от ориентированного на ремёсла «Движения искусств и ремёсел», художники модерна охотно использовали новые материалы и не отказывались от массового производства и машинной обработки поверхностей.
Также были установлены связи между практиками югендстиля и художниками кельтского стиля, особенно в области абстрактных узоров. Трактат Кристофера Дрессера «Искусство декоративного дизайна» (1862), в котором ботаника рассматривалась с точки зрения художника, также оказал влияние. Однако именно Артура Хейгейта Макмердо (1851–1942) часто называют первым дизайнером, которому удалось в достаточной мере отойти от исторических канонов, чтобы ясно проявился новый стиль. Самым ранним примером ар-нуво считаются ритмичные цветочные узоры, которые Макмердо использовал для обложки книги «Городские церкви Рена» (1883). Его здания, мебель, графика и текстиль, заимствованные из мира природы, передают сильное ощущение материала и структурно элементарны. Макмердо во многом разделял взгляды Рёскина на социальные и экономические условия искусства и в итоге обратился к написанию политических трактатов. Каким бы ни было его точное происхождение, ар-нуво извлёк огромную пользу из международных выставок, таких как Всемирная выставка в Париже (1900) и Международная выставка современного декоративного искусства в Турине (1902), а также из деятельности отдельных торговых площадок, таких как магазин Liberty & Co в Лондоне и «Дом нового искусства» Зигфрида Бинга.
Считается, что стиль достиг своего завершения в работах Чарльза Ренни Макинтоша (1868–1928), ключевой фигуры Школы Глазго (1880–1915). Этот художник, архитектор и дизайнер поначалу был увлечён творческой свободой ар-нуво и его причудливыми формами, но со временем выработал более сдержанный подход. Суть его творческой эволюции можно проследить на примере одного объекта — Школы искусств в Глазго. Система повторяющихся изогнутых форм в главном здании (1897–1899) уступила место строгим вертикалям и горизонталям в библиотеке (1907–1909): новый порядок восторжествовал. С тех пор доминирующими стали потребность в экономии и стремление к лёгкому машинному воспроизводству. И архитектура, и прикладное искусство выработали этику и эстетику, основанные на более приземлённых представлениях о пользе.
Применение
Стиль модерн нашёл наиболее широкое применение в изготовлении изделий из стекла, ювелирных украшений и других декоративных предметов, таких как керамика. Но этот стиль также применялся к текстилю, столовому серебру, домашней утвари, портсигарам, мебели и осветительным приборам, а также к графике, плакатам, живописи и книжной иллюстрации. Ещё одной областью, где новый стиль процветал, была театральная сценография. Лучшими примерами служат эскизы Льва Бакста (1866–1924) и Александра Бенуа (1870–1960) для «Русских сезонов» Сергея Дягилева.
Ар-нуво также нашёл широкое применение в архитектуре и дизайне интерьеров, продемонстрировав более гуманистический и менее функциональный подход к городской среде. Типичными элементами стали гиперболические и параболические формы оконных и дверных проёмов, а также лепные украшения, сплетённые из растительных мотивов. Дизайнеры интерьеров в стиле модерн обновили некоторые из наиболее абстрактных элементов рококо, такие как текстуры, напоминающие пламя и раковины, а также расширили «естественный» репертуар, включив в него изображения водорослей, трав и насекомых. В архитектурных проектах модерна широко использовались открытые железные конструкции и большие куски стекла неправильной формы.
Декоративное стекло и ювелирные изделия в стиле модерн
В обеих этих областях ар-нуво нашёл яркое выражение, примером чему служат работы Луиса Комфорта Тиффани в Нью-Йорке, Чарльза Ренни Макинтоша в Глазго, а также Эмиля Галле и братьев Дом в Нанси, Франция. В ювелирных изделиях эпохи модерна эмалирование достигло нового уровня виртуозности, а также появились новые материалы, такие как формованное стекло, рог и слоновая кость. Рост интереса к японскому искусству (мода, известная как японизм) и повышенное уважение к японским техникам обработки металла стимулировали появление новых тем и подходов к орнаменту. В результате ювелиры перестали считать себя просто мастерами, чья задача — создать оправу для драгоценных камней, и начали видеть себя художниками-дизайнерами.
Новый тип ювелирных изделий в стиле модерн в меньшей степени зависел от ценности камней, а в большей — от самого дизайна. Ювелиры Парижа и Брюсселя были в авангарде движения ар-нуво, и именно в этих городах оно достигло наибольшего успеха. В Америке Луис Комфорт Тиффани (1848–1933) был смелым экспериментатором, создававшим предметы роскоши, в основном из стекла, часто с металлической переливчатостью, вдохновлённые цветами и перьями. Фирма Тиффани пользовалась огромным успехом, и его изделия быстро росли в цене.
Архитектура ар-нуво
Архитектура в стиле модерн стала мощным культурным импульсом, проявившимся практически по всей Европе и Скандинавии, а также в Америке. Очень самобытный стиль развился в Бельгии, где Анри ван де Вельде (1863–1937) отказался от традиционных условностей в пользу довольно строгого флорального стиля (его собственный дом в Уккеле, 1895), а Виктор Орта (1861–1947), казалось, пропустил свод архитектурных правил через лабиринт ботанических узоров (отель «Тассель», 1892–1893, и «Народный дом», 1896–1899, в Брюсселе). Орта вызвал всеобщее восхищение своей готовностью переосмыслить основные проблемы дизайна и плавностью адаптации органических принципов. Для отеля «Тассель» он превратил вход в своего рода оранжерею, где открытые чугунные опоры стилизованы под растения. А «Народный дом» он построил вокруг извилистого железного каркаса, каждый декоративный элемент которого возникал из сдерживаемых напряжений. Говорили, что он “следует тайному закону, которому подчиняется растительность, что вырастает в неизменных и всегда гармоничных формах, но он заставляет себя никогда не изображать мотив или описывать уединённую кривую, которую можно рассматривать как подделку естественной формы”.
Во Франции архитектура в стиле ар-нуво получила государственное одобрение, когда были приняты проекты Эктора Гимара для станций парижского метро. Над входами в метрополитен (1898–1900) выросли замысловатые конструкции из железа и стекла, напоминающие стебли и семена гигантских бобов. Эктор Гимар (1867–1942) восхищался работами Орта в Брюсселе и надеялся развить его радикальный отход от ожидаемых архитектурных норм. Но самые впечатляющие результаты переосмысления дизайна с нуля можно найти в Испании.
Антонио Гауди (1852–1926) создал для Барселоны серию архитектурных феерий, явно вдохновлённых образами природы в её менее привлекательных проявлениях — кроличьей норы или термитника, анатомии рептилий, буйства сорняков. Дворец Гуэля (1886–1888) уже обладает приливами и отливами, ритмической асимметрией его зрелых работ, но он относительно сдержан. Дом Мила (1906–1910) — это хаотичное нагромождение из ячеистого камня и витого железа с планом, который полностью игнорирует прямой угол. А собор Саграда Фамилия (начало строительства в 1882 г., не завершён) смущает посетителя своими четырьмя башнями, похожими на чудовищные разлагающиеся огурцы: в целом он напоминает огород, захваченный каким-то свирепым вирусом и свободно мутирующий. Тем временем в Америке гигантские офисные здания Луиса Салливана (1856–1924) — здание Уэйнрайт в Сент-Луисе (1891), здание Гаранти в Буффало (1896), универмаг Карсон, Пири, Скотт в Чикаго (1899–1904) — демонстрируют на своих фасадах, в сотовых структурах интерьеров и в панелях, разделяющих ячейки, буйство растительного орнамента.
Архитектурные проекты в стиле модерн были широко распространены во многих частях Центральной и Восточной Европы, включая Латвию (Рига), Чехию (Прага), Польшу (Краков), Словению (Любляна), а также Италию. Среди ведущих архитекторов и дизайнеров модерна были венгерский архитектор Эдён Лехнер (1845–1914), французский архитектор Эктор Гимар (1867–1942), испанский архитектор Антонио Гауди (1852–1926), бельгийский архитектор Виктор Орта (1861–1947), венские дизайнеры Отто Вагнер (1841–1918) и Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908) и многие другие. Образцы зданий в стиле ар-нуво можно увидеть даже в Южной Америке (например, в Монтевидео, Уругвай) и Австралии.
Известные художники в стиле ар-нуво
Двумя величайшими художниками-графиками движения ар-нуво были французский литограф Жюль Шере (1836–1932), чьё изобретение трёхцветной хромолитографии сделало возможным массовое производство плакатов, и чешский литограф и дизайнер Альфонс Муха (1860–1939), чьи знаменитые плакаты стали олицетворением стиля. Француз Эмиль Галле и американец Луис Комфорт Тиффани были известны своими красочными изделиями из стекла в стиле модерн, а английские художники Обри Бердслей и Уолтер Крейн — своими изысканными рисунками. Среди других известных художников, связанных с «новым искусством», — французский ювелирный дизайнер Рене Лалик, венский живописец Густав Климт, польский театральный художник и автор витражей Станислав Выспяньский и шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928), лидер Школы Глазго.
Наследие и влияние ар-нуво
Хотя стиль ар-нуво способствовал более широкому распространению «красивого» дизайна, он не принижал ценность машин или массового производства (как это делало «Движение искусств и ремёсел»), а, напротив, использовал многие технологические инновации конца XIX века. Несмотря на это, к началу Первой мировой войны он уступил место более рациональным подходам к дизайну, которые становились всё более востребованными.
Возможно, наибольшее влияние ар-нуво оказал на сторонников комплексного дизайна XX века, таких как немецкая школа дизайна Баухаус и голландское движение «Де Стейл», а также на графическое искусство, включая иллюстрацию и дизайн плакатов.
В настоящее время ар-нуво рассматривается как важный мост между неоклассицизмом XIX века и модернизмом XX века. Ряд его памятников внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в частности, исторический центр Риги (Латвия), где насчитывается более 750 зданий в стиле ар-нуво.
Стили и движения в дизайне
Для получения подробной информации о стилях искусства и дизайна конца XIX и начала XX веков см.: Движения современного искусства.
Подробнее о стилях дизайна современного искусства с 1960-х годов см.: Движения актуального искусства.
О значении ар-нуво для графического дизайна см.:
История плаката.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?