Дизайн в стиле модерн читать ~15 мин.
Ар-нуво (или Арт-нуво) – это инновационный интернациональный стиль современного искусства, который стал модным примерно с 1890 года до Первой мировой войны. Возникнув как реакция на дизайн XIX века, в котором преобладали историзм в целом и неоклассицизм в частности, он провозгласил идею искусства и дизайна как части повседневной жизни. Отныне художники не должны упускать из виду ни один повседневный предмет, каким бы функциональным он ни был. Эта эстетика считалась достаточно революционной и новой, отсюда и название – New Art, или Art Nouveau («новое искусство»). Отсюда также тот факт, что термин применялся к множеству различных форм, включая архитектуру, изобразительное искусство, прикладное искусство и декоративное искусство. Отчасти укоренившийся в промышленной революции и движении искусств и ремёсел, но также находящийся под влиянием японизма (особенно гравюр укиё-э таких художников, как Хокусай и его младшего современника Хиросигэ) и кельтского дизайна, модерн получил значительный толчок к выставке 1900 года Универсель (Universelle) в Париже. После этого он распространился по Европе и до Соединённых Штатов и Австралии под местными названиями, такими как Jugendstil (Германия), Stile Liberty (Италия), Sezessionstil (Австрия) и Tiffany style (США). Очень декоративная идиома, ар-нуво, обычно использовала замысловатые криволинейные узоры извилистых асимметричных линий, часто основанных на формах растений (иногда происходящих из форм кельтского искусства La Tene). Цветочные и другие мотивы, вдохновлённые растениями, а также женские силуэты и формы являются популярным элементом дизайна в стиле модерн. Используя различные материалы, этот стиль использовался в архитектуре, дизайне интерьеров, стеклянной посуде, ювелирных изделиях, плакатах и иллюстрациях, а также в живописи и скульптуре. Впоследствии он был заменён в 1920-х годах ар-деко.
Эволюция искусства и дизайна
Подробнее о движениях и стилях см.: История искусства.
Хронология и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства и дизайна, см.: История искусства, хронология.
Художники после 1800 года
Подробная информация о лучших современных живописцах с 1800 года, см.:
Известные художники.
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
Ар-нуво обычно считается делом стиля, а не философией: на самом деле, его появление подсказали отличительные идеи, а не только фантастические желания. Общим для всех наиболее последовательных создателей стиля модерн была решимость выйти за рамки историзма – преувеличенного беспокойства по поводу представлений о прошлом, которое характеризует большую часть дизайна XIX века: они стремились к новому анализу функций и пристальному изучению природных форм, к новой эстетике. Это правда, что внешние границы ар-нуво полны бездумного создания узоров, но в центре и вокруг него была чудесная последовательность работ, в которых декоративное и функциональное сливались с новым и неотразимым эффектом. Ар-нуво – это гораздо больше, чем просто образ или настроение: нам видятся высокие травы на лёгком ветру или водовороты бурной воды или замысловатая растительность – все проистекает из органической природы, интерес к которой следует понимать как производное из чувства упорядоченности жизни, утраченного или искажённого в условиях городского промышленного стресса.
Примечание. Информацию о других направлениях в искусстве и дизайне, подобных модерну, см. в разделе «Движения в искусстве, периоды и школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
Художники и дизайнеры
В дополнение к упомянутым в тексте, вот краткий список известных дизайнеров стиля модерн.
Обри Бердсли (1872-1898)
Иван Билибин (1876-1942)
Уолтер Крейн (1845-1915)
Жюль Шере (1836-1932)
Юджин Грассе (1845-1917)
Густав Климт (1862-1918)
Э.М. Лилиен (1874-1925)
Йозеф Мехоффер (1869-1946)
Альфонс Муха (1860-1939)
Йожеф Риппль-Ронаи (1861-1927)
Валентин Серов (1865-1911)
Константин Сомов (1869-1939)
Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Янош Вазари (1867-1939)
Станислав Выспянский (1869-1907)
Элисеу Висконти (1866-1944).
Дизайнеры мебели
К ним относятся:
Эжен Гайяр (1862-1933)
Луи Мажорель (1859-1926).
Дизайнеры стекла
Среди известных дизайнеров стекла в стиле модерн:
Эмиль Галле (1846-1904)
Рене Лалик (1860-1945)
Луи Тиффани (1848-1933)
Огюст Дом (1853-1909)
Антонин Даум (1864-1930).
Декоративные художники
Известные дизайнеры в стиле модерн в декоративно-прикладном искусстве:
Вилмос Жолнай (1828-1900)
Герман Обрист (1863-1927)
Уилл Х. Брэдли (1868-1962)
Жорж де Фере (1868-1943)
Артус Ван Бриггл (1869-1904).
Определение, характеристики
Нет единого определения или значения ар-нуво. Но вот отличительные факторы.
❶ Философия ар-нуво выступала за применение художественного дизайна к повседневным предметам, чтобы сделать красивые вещи доступными каждому. Ни один объект не был слишком утилитарным, чтобы его «украшать».
❷ В стиле модерн не существовало принципиального разделения между изобразительным искусством (живопись и скульптура) и прикладным или декоративным искусством (керамика, мебель и другие практические предметы).
❸ По содержанию стиль был реакцией на мир искусства, в котором доминировала точная геометрия неоклассические формы. Он был шагом в поиске нового языка графического дизайна, максимально далёкий от исторических и классических моделей, используемых академиями искусств.
❹ Модерн остаётся чем-то вроде зонтичного термина, охватывающего множество стилистических интерпретаций: одни художники использовали новые недорогие материалы и методы массового производства, тогда как другие использовали ценили высокое мастерство и драгоценные элементы.
Типы дизайнов
В соответствии с философией ар-нуво, согласно которой искусство должно стать частью повседневной жизни, здесь использовались плоские декоративные узоры, которые можно было использовать во всех формах искусства. Типичные декоративные элементы это мотивы листьев и усиков растений, переплетённые органические узоры, в основном изогнутые по форме, хотя прямоугольные конструкции также использовались, например, в Шотландии и Австрии. Искусство, выполненное в этом стиле, как правило, изображало птиц, цветы, насекомых и другие зооморфы, а также волосы и пышные тела красивых женщин. Для архитектурных проектов в стиле модерн посмотрите преувеличенные луковичные формы испанского архитектора Антони Гауди (1852-1926) и стилистические входы в парижское метро Гектора Гимара (1867-1942).
История модерна
Термин «ар-нуво» связан с названием парижской художественной галереи «La Maison de l’Art Nouveau», принадлежащей авангардному коллекционеру Зигфриду Бингу (1838–1905), в которой выставлялись работы, созданные в стиле модерн. Репутация и известность галереи значительно повысились благодаря инсталляции современной мебели, гобеленов и предметов искусства на Всемирной выставке 1900 года, после чего название галереи стало почти синонимом стиля.
В то же время в Бельгии этот стиль продвигали Les Vingt и La Libre Esthetique, а в Германии его популяризировал и продвигал журнал под названием Jugend: Münchner illustrierte Wochenschrift für Kunst und Leben (Молодёжь: иллюстрированный еженедельный журнал искусства и образ жизни Мюнхена), поэтому немецкий модерн – наряду с модерном в Нидерландах, странах Балтии и Северной Европы – с тех пор известен как «югендстиль» (молодёжный стиль). В Австрии модерн был популяризирован художниками движения Венского сецессиона, что привело к принятию названия «Сезессионстиль». Фактически, венские сепаратисты, такие как Иосиф Мария Ольбрих (1867–1908) оказали влияние на искусство и архитектуру всей Австро-Венгрии. В Германии после Мюнхенского Сецессиона (1892) и Берлинского Сецессиона (1898) многие из его ведущих практикующих художников снова объединились в 1907 году в качестве членов Deutscher Werkbund (Немецкая рабочая федерация).
Иногда использовались другие, временные, названия, которые отражали новизну стиля или его ленточные криволинейные конструкции. Например, во Франции он был также известен как «le style moderne» или «le style nouille» (стиль лапши); в Испании «arte joven» (молодое искусство); в Италии «arte nuova» и в Нидерландах «Nieuwe kunst» (оба – новое искусство). Стиль также упоминался в честь некоторых его представителей или промоутеров. Например, входы в парижское метро Гектора Гимара привели к временному названию «Метро-стиль»; в Америке это движение было названо «стилем Тиффани» из-за его связи с ювелиром и стеклодувом в стиле модерн Луи Тиффани.
Эволюция модерна
Истоки ар-нуво неясны, хотя большинство историков искусства согласны с тем, что его корни лежат в движениях английского искусства и ремёсел, отстаиваемом медиевистом Уильямом Моррисом, а также в плоской перспективе и ярких цветах японских гравюр на дереве. Эта идиома была усилена волной японизма, захлестнувшей Европу в 1880-х и 1890-х годах, а также стилями декоративной живописи Синтетизма (Гоген) и Клуазонизма (Бернар, Анкетен), разработанными в школе Понт-Авен в Бретани. Подробнее см.: Живопись постимпрессионистов (1880-95).
Как движение, ар-нуво разделяло определённые черты с Романтизмом, искусством братства Прерафаэлитов, символистами и движением искусств и ремёсел, хотя каждое из них имело свои отличительные особенности. Например, в отличие от живописи символистов, ар-нуво имеет характерный визуальный облик и, в отличие от ориентированного на ремесленников Движения искусств и ремёсел, художники в стиле модерн с готовностью использовали новые материалы и не отворачивались от массового производства или технической обработки поверхностей.
Связи были также установлены между практиками югендстиля и художников кельтского стиля, особенно в области абстрактных узоров. «Единство в разнообразии» Кристофера Дрессера (1859 г.) – трактат по ботанике для художников – также оказал влияние. Но именно Артура Хейгейта Макмёрдо (1851-1942) часто называют первым дизайнером, который подавил исторические прецеденты в достаточной мере, чтобы ясно проявился новый стиль. Самым ранним примером ар-нуво было разнообразие ритмических цветочных узоров, которые Макмёрдо использовал в своей обложке книги для городских церквей сэра Кристофера Рена (1883). Его здания, мебель, графика и текстиль определённо, хотя и не исключительно, взяты из мира природы, передают сильное ощущение материалов и структурно элементарны. Макмёрдо принял во многом участие Раскина в социальных и экономических условиях искусства и в конце концов обратился к составлению политических трактатов. Каким бы ни было его точное происхождение, ар-нуво извлёк огромную пользу из экспонатов международных выставок, таких как Paris Exposition Universelle (1900) и Turin Esposizione Internazionale d’Arte Decorativa Moderna (1902), а также в отдельных торговых точках, таких как London’s Liberty&Ко и «Дом искусства нуво» Зигфрида Бинга.
Говорят, что стиль завершают работы Чарльза Ренни Макинтоша (1868-1928), ключевой фигуры в Школе живописи Глазго (1880-1915). Художник, архитектор и дизайнер, его изначально привлекала творческая свобода модерна и поощрение причудливых форм, но он использовал более прохладный подход. Суть его участия можно проследить в одном месте – в Школе искусств Глазго. Система повторяющихся изогнутых форм в главном здании (1897-99) уступила место систематизированным вертикалям и горизонталям в библиотеке (1907-09): новый порядок привёл к упорядоченности. С тех пор потребность и желание экономии средств, желание использовать лёгкое механическое воспроизведение стали доминирующими. И архитектура, и прикладное искусство создали этику и эстетику, основанные на более низменных представлениях о полезности.
Приложения
Дизайн в стиле модерн был наиболее распространён в стеклянной посуде, ювелирных изделиях и других декоративных предметах, таких как керамика. Но этот стиль также применялся к текстилю, домашнему серебру, домашней утвари, портсигарам, мебели и освещению, а также к рисунку, плакатам, живописи и книжной иллюстрации. Театральное оформление декораций и костюмов было ещё одной областью расцвета нового стиля. Лучшими примерами являются эскизы Леона Бакста (1866-1924) и Александра Бенуа (1870-1960) для Дягилева и Русского балета.. Ар-нуво также нашёл широкое применение в области архитектуры и дизайна интерьеров. В этой области он продемонстрировал более гуманистический и менее функциональный подход к городской среде. Гиперболы и параболы в окнах, арках и дверях были типичными, как и формы для лепных украшений, сплетённые из форм растений. Дизайнеры интерьеров в стиле модерн обновили некоторые из наиболее абстрактных элементов стиля рококо, такие как текстуры пламени и ракушек, а также использовали стилизованные органические формы, расширив «естественный» репертуар, включив в него водоросли, травы и насекомых. В архитектурных проектах в стиле модерн широко использовалось открытое железо и большие неправильные куски стекла.
Декоративное стекло и украшения в стиле модерн
В обеих этих областях ар-нуво нашло выражение, примером чему служат работы Луи Комфорт Тиффани в Нью-Йорке, Чарльза Ренни Макинтоша в Глазго, Эмиля Галле и братьев Даум в Нанси, Франция. Ювелирные изделия периода модерна увидели новый уровень виртуозности в эмалировании, а также появлении новых материалов, таких как формованное стекло, рог и слоновая кость. Рост интереса к японскому искусству (мода, известная как японизм), наряду с повышенным уважением к японским навыкам обработки металла, также стимулировала новые темы и подходы к орнаменту. В результате ювелиры перестали считать себя простыми мастерами, задача которых заключалась в создании оправы для драгоценных камней, таких как бриллианты, и начали видеть себя художниками-дизайнерами. Новый вид украшений в стиле модерн в меньшей степени зависел от содержания драгоценных камней, а в большей – от дизайна. Ювелиры Парижа и Брюсселя были в авангарде движения ар-нуво и именно в этих городах оно достигло наибольшего успеха. В Америке Луи Комфорт Тиффани (1848–1892) был авантюристом, создавшим предметы роскоши, в основном из стекла, часто использующие свечение шелка с металлической переливчатостью и вдохновлённый цветами и перьями. Фирма Тиффани пользовалась огромным успехом и его товары быстро дорожали.
Архитектура ар-нуво
Архитектура в стиле модерн была одним из великих повсеместных культурных импульсов, появившихся практически по всей Европе и Скандинавии, а также в Америке. Очень отличительный стиль развился в Бельгии, где Анри ван де Вельде (1863-1937) отказался от условностей искусства и архитектуры в пользу довольно жёсткого цветочного стиля (его дом в Уккле, 1895), а Виктор Орта (1861-1947), похоже, пропустил свод архитектурных правил через лабиринт ботанических узоров (Hotel Tassel, 1892-31 и Maison du Peuple, 1896-99 в Брюсселе). Орта вызвал всеобщее восхищение за его готовность пересмотреть основные проблемы дизайна и за плавность его адаптации органических принципов. Для дома Tassel он сделал вход в своего рода оранжерею, в которой открытые чугунные опоры сами по себе стилизованы под растения. И Maison du Peuple он построил вокруг извилистого железного каркаса, каждый декоративный элемент которого возник благодаря сдерживанию напряжений. Было сказано, что «он следует тайному закону, которому подчиняется растительность, которая вырастает в неизменных и всегда гармоничных формах, но он заставляет себя никогда не изображать мотив или описывать уединённую кривую, которую можно рассматривать как подделку естественной формы».
Во Франции архитектура девятнадцатого века в стиле ар-нуво была одобрена государством, когда были приняты проекты Гимара для станций парижского метро, а над метро (1898-1900 гг.) выросли сложные конструкции из железа и стекла, напоминающие стебли и семена больших бобов и стручков. Гектору Гимару (1867-1942) понравилась работа Орты в Брюсселе и он надеялся расширить её радикальное нарушение ожидаемого архитектурного поведения. Но наиболее впечатляющие результаты решения переосмыслить дизайн с нуля, можно найти в Испании. Антони Гауди (1852-1926) задумал для Барселоны серию архитектурных феерий, явно проникнутых мыслями о природе в её менее привлекательных проявлениях – кроличье логово или термитник, анатомия рептилий, буйство сорняков. Паласио Гуэль (1885–1885) уже имеет приливы и отливы, ритмическую асимметрию его зрелых работ, но он относительно вежлив. Дом Мила (1905-07) – это беспорядочное собрание из ямочного камня и кручёного железа с планом земли, который полностью игнорирует прямой угол. А собор Саграда Фамилия (1884 г., незавершен) смущает посетителя своими четырьмя башнями, похожими на чудовищные разлагающиеся огурцы: в целом он напоминает огород, захваченный каким-то свирепым вирусом и свободно мутирующий. Между тем в Америке, гигантские офисные здания Луи Салливана (1856-1924) – здание Wainwright, Сент-Луис (1890), Guaranty Building, Buffalo (1894), Carson, Pirie & Scott Store, Чикаго (1899-1904) – в их фасадах, в их сотах внутренней части, а также в полосах и панелях, разделяющих ячейки – буйство растительного орнамента.
Архитектурные проекты в стиле модерн были широко распространены во многих частях Центральной и Восточной Европы, включая Латвию (Рига), Чешскую Республику (Прага), Польшу (Краков), Словению (Любляна), а также Италию. Среди ведущих архитекторов и дизайнеров в стиле модерн были венгерский архитектор Одон Лехнер (1845–1914), французский архитектор Эктор Гимар (1867–1942), испанский архитектор Антони Гауди (1852–1926), бельгийский архитектор Виктор Орта (1861–1947), венские дизайнеры Отто Вагнер (1841-1918) и Йозеф Мария Ольбрих (1867-1908) и это лишь некоторые из них. Образцы зданий в стиле ар-нуво можно увидеть в Южной Америке (Монтевидео в Урагвае) и Австралии.
Известные художники в стиле ар-нуво
Двумя величайшими художниками-графиками движения ар-нуво были французский литограф Жюль Шере (1836-1932), чьё изобретение «хромолитографии с тремя камнями» сделало возможным создание плакатов в стиле модерн, и чешский литограф и дизайнер Альфонс Муха (1860-1939) чьи знаменитые плакаты олицетворяли стиль ар-нуво. Эмиль Галле из Франции и Луи Комфорт Тиффани из Соединённых Штатов были известны своей красочной стеклянной посудой в стиле модерн, равно как и английские художники Обри Бердсли и Уолтер Крейн – своими прекрасными рисунками в стиле модерн. Среди других известных художников, вовлечённых в «новое искусство»: французский ювелирный дизайнер Рене Лалик, венский художник Густав Климт, польский театральный дизайнер и художник-витражист Станислав Выспянски и шотландский архитектор и дизайнер Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928), руководитель школы Глазго.
Наследие и влияние ар-нуво
Хотя стиль арт-нуво способствовал более широкому распространению «красивого» дизайна, он не уменьшал ценность машин или массового производства (как это сделало движение искусств и ремёсел), а вместо этого воспользовался многими технологическими инновациями конца 19 века. Несмотря на это, к Первой мировой войне он уступил место более рациональным процессам проектирования, которые становились более доступными.
Возможно, его наибольшее влияние было на сторонников интегрированного дизайна 20-го века, таких как немецкая школа дизайна Баухаус и голландское дизайнерское движение Де Стейл и графическое искусство, такое как иллюстрации и дизайн плакатов.
В настоящее время ар-нуво рассматривается как важный мост между неоклассицизмом и модернизмом и ряд его памятников внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в частности, исторический центр Риги, Латвия, с более чем 750 зданиями в стиле ар-нуво.
Стили дизайна и движения
Для получения подробной информации о стилях искусства и дизайна конца 19-го и начала 20-го веков см.: Движения современного искусства.
Подробнее о стилях дизайна современного искусства с 1960-х годов см.: Движения актуального искусства.
О значении ар-нуво для графического дизайна см.:
История плаката.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?