Движение «Искусства и ремёсла» читать ~7 мин.
Одно из самых влиятельных современных художественных направлений, движение «Искусства и ремёсла» было основано в Британии около 1862 года художником, писателем и реформатором Уильямом Моррисом (William Morris, 1834–1896). Оно стало реакцией на негативные социальные и эстетические последствия промышленной революции. Название движению дало «Общество выставок искусств и ремёсел» (Arts and Crafts Exhibition Society), созданное в 1888 году. Его истоки восходят к идеям художественного критика Джона Рёскина (1819–1900), который резко критиковал продукцию, представленную на «Великой выставке» 1851 года.
Идеи Рёскина о сохранении индивидуального мастерства и важности дизайна оказали большое влияние на Уильяма Морриса. Он основал фирму Morris, Marshall, Faulkner & Co., чтобы возродить ручное ремесло в эпоху массового производства. Хотя фирма добилась коммерческого успеха, её изделия были доступны лишь состоятельным клиентам. Тем не менее идеи Морриса вдохновили множество деятелей викторианского искусства и привели к созданию организаций, продвигавших цели движения, таких как Гильдия художников-ремесленников (Art Workers’ Guild, 1884).
Движение «Искусства и ремёсла» в первую очередь было связано с архитектурой и декоративным искусством. Оно охватывало витражи, обои, текстиль, мебель, набивные ткани (чинцы), гобелены, резьбу по дереву, художественную обработку металла, керамику, ювелирные изделия и мозаику. Среди ключевых фигур движения были художники Эдвард Бёрн-Джонс, Данте Габриэль Россетти, Форд Мэдокс Браун, керамист Уильям де Морган, иллюстратор Обри Бирдсли, а также архитекторы и дизайнеры Филип Уэбб, Чарльз Войси и Чарльз Эшби. Движение проложило путь для ар-нуво в Европе, проектов Ле Корбюзье, Вальтера Гропиуса и его школы Баухаус, а также повлияло на школу Глазго. (См. также Ремёсла: история, виды).
Цели, эстетика и идеалы
Движение «Искусства и ремёсла» было социальным и художественным явлением современного искусства, которое зародилось в Британии во второй половине XIX века и распространилось на Европу и США. Его сторонники — художники, архитекторы, дизайнеры и писатели — стремились возродить значение дизайна и мастерства во всех видах искусства. Они считали, что индустриализация жертвует качеством ради количества. Их объединяла общая цель: разрушить иерархию, в которой изящные искусства, такие как живопись и скульптура, ценились выше прикладных. Они хотели вернуть достоинство традиционным ремёслам и создавать искусство, доступное для всех.
Уильям Моррис и идеи Рёскина
Главным идеологом движения «Искусства и ремёсла» был дизайнер, художник и социальный реформатор Уильям Моррис. Будучи убеждённым социалистом, он заявлял: “Я не хочу искусства для немногих, так же как и образования для немногих, или свободы для немногих”. Его взгляды сформировались под влиянием идей архитектора Огастеса Пьюджина, который говорил о моральном превосходстве средневекового искусства, и критика Джона Рёскина. Рёскин осуждал алчность и корысть капиталистического общества, утверждая, что промышленное производство отчуждает рабочего от его труда, лишая его творческой радости. Он призывал вернуться к ремесленным гильдиям, где мастерство и человеческое достоинство стояли на первом месте.
Моррис развил эти идеи, считая, что искусство должно быть одновременно красивым и функциональным. Его идеал — простая и чистая красота средневекового мастерства — укрепился благодаря дружбе с членами Братства прерафаэлитов. Художники, такие как Эдвард Бёрн-Джонс и Данте Габриэль Россетти, также искали в Средневековье эстетическое вдохновение и моральные ориентиры. См. также: Средневековая скульптура и Средневековые художники.
Красный дом
Символическим началом движения стал «Красный дом» (Red House, 1859), построенный для Морриса в Бекслихите, Кент. Проект выполнил его друг, архитектор Филип Уэбб. Дом из красного кирпича, с его асимметричной планировкой, отсутствием показной роскоши и вниманием к деталям, стал знаковым памятником викторианской архитектуры. При его строительстве использовались местные материалы и традиционные методы, а само здание гармонично вписалось в окружающий пейзаж. Моррис спроектировал сад, а интерьер украсили Уэбб, Россетти и Бёрн-Джонс. В итоге Россетти назвал его “больше похожим на поэму, чем на дом”. Это был ранний пример концепции «всеобъемлющего произведения искусства» (Gesamtkunstwerk), ставшей центральной для многих последующих направлений, включая ар-нуво и ар-деко.
Morris, Marshall, Faulkner & Co
Проект «Красного дома» вскоре перерос в коммерческое предприятие. В 1861 году Моррис, Уэбб, Россетти, Бёрн-Джонс и другие основали производственную фирму Morris, Marshall, Faulkner & Co. (позже Morris & Co.). Её структура была основана на принципах средневековых гильдий, где ремесленники сами разрабатывали и создавали изделия. Целью было производство красивых, полезных и доступных предметов прикладного искусства, чтобы сделать искусство частью повседневной жизни. Компания выпускала мебель, гобелены, витражи, обивочные ткани, ковры, плитку и обои.
Идеология, а не стиль
Главной инновацией движения была его идеология, а не конкретный стиль. Дизайн часто обращался к средневековой эстетике: архитектуре, гобеленам, иллюминированным рукописям и деревенским мотивам. Сюжеты нередко заимствовались из легенд о короле Артуре. Несмотря на успех в повышении статуса ремесленника, движение не смогло создать искусство для масс. Изделия ручной работы были очень дорогими. К 1880-м годам можно было жить в доме Уэбба с обоями Морриса и картинами Бёрн-Джонса, но позволить себе это могли только очень богатые люди. Сам Моррис наиболее известен своими стилизованными растительными узорами для обоев и плитки. Плавные линии его работ, особенно у дизайнеров второго поколения, таких как Артур Макмердо и Чарльз Войси, повлияли на международный стиль ар-нуво, который заимствовал эстетику, но не социальную программу движения.
Архитектура
Архитектура была наиболее влиятельным аспектом движения. Такие архитекторы, как Уэбб, Войси, Норман Шоу и Чарльз Ренни Макинтош, разработали принципы, которые определили развитие не только архитектуры XIX века, но и всего XX века. Они считали, что дизайн должен определяться функцией, а новые здания — гармонировать с ландшафтом. Архитекторы отказались от историзма, отдавая предпочтение местным материалам и народным стилям. В результате появилось множество зданий, особенно домов для среднего класса, которые, по словам историка Николауса Певзнера, были “свежее и эстетически смелее, чем всё, что делалось в это же время за рубежом”. Эти принципы легли в основу движения «Город-сад» в Британии, которое объединило идеи дизайна «Искусств и ремёсел» с социальными реформами Морриса.
Организации движения «Искусства и ремёсла»
Движение включало несколько английских гильдий. В «Столетнюю гильдию» (Century Guild, 1882) входили Артур Макмердо и Селвин Имидж; она издавала журнал The Hobby Horse. «Гильдия художников-ремесленников» (Art Workers’ Guild, 1884), в которую входили Уильям Летаби и Чарльз Войси, ставила целью “продвижение образования в визуальных искусствах и поддержание высоких стандартов дизайна и мастерства”. Для демонстрации работ было создано «Общество выставок искусств и ремёсел» (1888), поскольку Лондонская королевская академия не выставляла прикладное искусство. Один из его членов, Т. Дж. Кобден-Сандерсон, предложивший название движения, определил его цель как стремление “подчинить все проявления человеческого духа одной идее — идее, что жизнь есть творчество”.
Движение «Искусства и ремёсла» в Америке
Принципы движения — использование народных форм и местных материалов — получили развитие и в Америке. Изящные дома и мебель братьев Чарльза и Генри Грин в Калифорнии являются ярким примером утончённого варианта американской архитектуры «Искусств и ремёсел». Однако доминирующей фигурой в жилой архитектуре США начала XX века был Фрэнк Ллойд Райт. Его «дома прерий» с их горизонтальной ориентацией, широкими свесами крыш и свободной планировкой демонстрируют сильное влияние движения. Райт, как и многие другие, придерживался концепции «всестороннего дизайна» и часто сам проектировал встроенную мебель для своих интерьеров. Ключевой фигурой американского движения был также Густав Стикли, чья мастерская создавала простую и функциональную мебель, пропагандируя её через журнал The Craftsman.
Движение «Искусства и ремёсла» в Европе
Идеалы движения распространились в Германии, Австрии, Венгрии и Скандинавии, где были сильны ремесленные традиции. Принципы «Искусств и ремёсел» сочетались с машинным производством и использовались для выражения национальной идентичности. Возрождалось народное искусство и местные средневековые архитектурные стили. Книга немецкого архитектора Германа Мутезиуса «Английский дом» (1904) и выставки, организованные группами Les Vingt и La Libre Esthétique в Брюсселе, познакомили европейскую публику с новым британским стилем. Идеалы движения легли в основу многих мастерских югендстиля, Мюнхенского и Берлинского сецессионов, и в конечном счёте — школы Баухаус.
Наследие и коллекции
Движение «Искусства и ремёсла» начало угасать к началу Первой мировой войны, но его принципы — «функциональность» и «честность материалов» — продолжали оказывать влияние. Позже идеал ремесленника лёг в основу концепции «дизайнера-мастера», а с 1950-х годов — «возрождения ремёсел» в Британии, США и Скандинавии. Произведения, связанные с движением, можно увидеть во многих ведущих художественных музеях, включая музей Орсе в Париже, галерею Тейт, Музей Виктории и Альберта, галерею Уильяма Морриса в Лондоне, а также Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?