Берлинский сецессион читать ~4 мин.
Берлинский сецессион (нем. Berliner Secession) — одно из ключевых художественных объединений в Германии конца XIX – начала XX века. Группа была основана в 1898 году в Берлине под руководством живописца Макса Либермана (нем. Max Liebermann). Художники «отделились» от официальных художественных кругов города с целью создания независимого выставочного общества. Их задачей было продвижение современного искусства в противовес консервативному академизму, поддерживаемому Прусской академией искусств.
Это было третье крупное сецессионистское движение в немецкоязычном пространстве после Мюнхенского сецессиона (1892) и Венского сецессиона (1897). Сам термин «сецессион» (от лат. secessio — отделение, уход) ввёл Георг Хирт, издатель мюнхенского журнала «Югенд» (Jugend), сыгравшего важную роль в становлении ар-нуво, известного в Германии как югендстиль. Подобные группы отвергали официальные художественные институты за их неприятие авангардных течений, таких как импрессионизм и различные формы постимпрессионизма, а также за жёсткую выставочную политику, которая отдавала предпочтение признанным мастерам.
Берлинский сецессион бросил прямой вызов консервативному искусству, которое продвигали Академия и её покровитель, кайзер Вильгельм II. Официальное искусство обычно включало помпезную историческую живопись, традиционные пейзажи и монументальную скульптуру, прославлявшую династию Гогенцоллернов. В состав Сецессиона вошли многие выдающиеся художники того времени, в том числе Ловис Коринт, Макс Клингер, скульпторы Кете Кольвиц и Эрнст Барлах, а также иностранные мастера, например, Эдвард Мунк.
Общее руководство по эволюции живописи, скульптуры и прочих форм искусства: История искусства (2,5 миллиона лет до н.э. — настоящее время).
Истоки и история
Художественная жизнь Берлина в значительной степени контролировалась Прусской академией искусств и Ассоциацией берлинских художников (Verein Berliner Künstler). Обеими организациями руководил художник Антон фон Вернер (1843–1915), действовавший под пристальным вниманием кайзера Вильгельма II. Консервативные вкусы императора определили облик города, где возводились такие постройки, как неороманская Мемориальная церковь (Gedächtniskirche, 1891) и Берлинский кафедральный собор (Berliner Dom, 1894–1905), а также Аллея Победы (Siegesallee) с 32 скульптурами.
Созданию Сецессиона предшествовал ряд конфликтов. В 1892 году выставка работ Эдварда Мунка в Берлине была закрыта уже через неделю по настоянию консервативного крыла Ассоциации художников, шокированного его экспрессивной манерой. В ответ на это прогрессивные художники, включая Вальтера Лейстикова и Макса Либермана, сформировали «Группу одиннадцати» (Vereinigung der XI). Противостояние между консерваторами во главе с фон Вернером и новаторами продолжалось все 1890-е годы.
Последней каплей стал инцидент на Большой берлинской художественной выставке (Grosse Berliner Kunstausstellung) в 1898 году. Жюри присудило медали Кете Кольвиц за её графический цикл «Восстание ткачей» и Вальтеру Лейстикову за пейзаж «Озеро Груневальд». Однако кайзер Вильгельм II лично наложил вето на это решение, сочтя работу Кольвиц подрывной, а синий цвет деревьев на картине Лейстикова — неестественным.
Основание и деятельность
2 мая 1898 года шестьдесят пять художников, последовав примеру коллег из Мюнхена и Вены, основали новое объединение — Берлинский сецессион. Его первым президентом был избран Макс Либерман. Среди основателей и первых членов были Ловис Коринт, Макс Слефогт, Кете Кольвиц, Генрих Цилле, а также влиятельный арт-дилер Пауль Кассирер, ставший секретарём общества. Первая выставка Сецессиона открылась 19 мая 1899 года в берлинском районе Шарлоттенбург и представила около 300 картин и 50 скульптур.
Берлинский сецессион не придерживался единого стиля. В нём были представлены ведущие мастера немецкого импрессионизма (Либерман, Коринт, Слефогт), символисты (например, Макс Клингер), а также молодые художники, тяготевшие к экспрессионизму, такие как Эмиль Нольде и члены будущей группы «Мост»: Эрнст Людвиг Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Объединение служило площадкой для всех современных направлений, отвергаемых официальными салонами.
Более десятилетия Сецессион и художественный истеблишмент находились в состоянии напряжённого сосуществования. Хотя официальные институции сохраняли доминирующее влияние, «бунтари» постепенно стали признанной частью художественной жизни Германии. Это побудило Либермана заявить: “Вчерашние революционеры — сегодня классики!”
Новый сецессион и дальнейшие расколы
Со временем внутренняя политика Сецессиона стала казаться слишком консервативной уже его собственным радикальным членам. В 1910 году жюри выставки под руководством Либермана отклонило 27 работ художников-экспрессионистов. В ответ отвергнутые авторы во главе с Максом Пехштейном и членами дрезденской группы «Мост» создали «Новый сецессион». Они организовали собственную выставку «Художники, отвергнутые Сецессионом. Берлин 1910». Рупором этого авангардного движения стал журнал «Штурм» (Der Sturm), издаваемый Хервартом Вальденом.
Внутренние конфликты привели к тому, что в 1911 году Макс Либерман покинул пост президента, который занял Ловис Коринт. В 1913 году произошёл очередной раскол: Либерман вместе с группой своих сторонников вышел из объединения и основал «Свободный сецессион» (Freie Secession). Первоначальный Сецессион, возглавляемый Паулем Кассирером, провёл свою последнюю крупную выставку в том же году, но формально просуществовал до 1933 года, когда был распущен нацистами в рамках их кампании против так называемого «дегенеративного искусства». (См. также: искусство Третьего рейха 1933–1945).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?