Стиль искусства бидермейер читать ~6 мин.
Термин Biedermeier (бидермейер), вошедший в употребление около 1900 года, относится к стилю в искусстве Германии, Австрии и, в меньшей степени, Скандинавии XIX века. Этот стиль процветал в живописи, дизайне интерьеров и архитектуре в период между 1815 годом — годом Венского конгресса, перекроившего карту Европы после Наполеоновских войн, — и 1848 годом, временем общеевропейских революций. Как правило, название художественного течения отражает его суть или программу основателей. «Бидермейер» же получил своё имя от вымышленного персонажа, Готлиба Бидермейера, — самодовольного обывателя, который был героем сатирических публикаций в мюнхенском еженедельнике «Fliegende Blätter» («Летучие листки»). Этот персонаж стал олицетворением немецкого бюргерства, на которое и был ориентирован стиль бидермейер. Подобно голландской жанровой живописи XVII века, но с лёгким налётом романтизма, бидермейер представлял собой искусство, исполненное уюта и позитивного взгляда на жизнь. Его целью было убедить добропорядочных бюргеров в незыблемости их мира и ценностей. Стиль привлекал как реалистов, так и художников-романтиков.
История и характеристики
Эстетика бидермейера сформировалась на фоне двух ключевых исторических процессов в Германии начала XIX века. С одной стороны, это была растущая индустриализация, которая привела к появлению нового городского среднего класса. С другой — ужесточение политических репрессий после Наполеоновских войн, что побудило людей искать утешение в частной жизни, вдали от общественных бурь. В результате художники бидермейера сосредоточились на изображении комфортного домашнего быта, идиллических сельских сцен и идеализированных исторических сюжетов. Эта атмосфера сохранялась вплоть до революций 1848 года.
Бидермейер можно назвать «одомашненной» интерпретацией величественного неоклассического стиля «ампир». Он отдавал предпочтение уютной жанровой живописи, интимному портрету и спокойной, умиротворяющей исторической живописи. В дизайне интерьеров формальный язык мебели и пространства ещё напоминал о неоклассицизме, но линии стали проще, плавнее и изящнее. Ни один дом в стиле бидермейер невозможно было представить без секретера для ведения переписки и фортепиано для домашних музыкальных вечеров. Такие занятия способствовали развитию культурных интересов среднего класса, таких как чтение и поэтические вечера.
Философия уюта и ухода в частную жизнь
Главной идеей бидермейера стал уход от великих потрясений и героических идеалов романтизма в маленький, предсказуемый и безопасный мир семьи и дома. В ответ на политическую цензуру и нестабильность общество обратилось к таким ценностям, как скромность, трудолюбие, верность и любовь к природе. Искусство этого периода воспевало не великие подвиги, а тихие радости повседневности: семейные праздники, прогулки на природе, чтение у камина. Это стремление к комфорту и эмоциональной гармонии нашло выражение в немецком понятии Gemütlichkeit — ощущении уюта, душевного спокойствия и добродушия, которое стало лейтмотивом всей культуры бидермейера.
Мебель и дизайн интерьеров в стиле бидермейер
Именно в дизайне мебели и интерьеров стиль бидермейер проявился наиболее ярко. Главным для него была не показная роскошь, а функциональность, комфорт и качественные материалы. Мебель изготавливали из светлых пород дерева — вишни, ясеня, клёна, ореха, — подчёркивая естественную текстуру древесины. Для неё характерны плавные, изогнутые линии, отсутствие излишнего декора и продуманные пропорции. Типичными предметами обстановки стали небольшие диванчики, элегантные стулья с мягкими сиденьями, круглые столы, витрины для фарфора, швейные столики и, конечно, секретеры. Интерьеры были светлыми и просторными, с крашеными стенами или обоями в мелкий цветочек, лёгкими муслиновыми занавесками на окнах и обязательным присутствием живых цветов и семейных портретов.
Живопись бидермейера в Германии
В живописи бидермейер развивался главным образом в Германии и на обширных территориях Австро-Венгерской империи. Его живопись отличалась сентиментальностью и вниманием к повседневным сюжетам, порой граничащим с наивностью. К ним относятся групповые семейные портреты, тщательно прописанные натюрморты и небольшие бытовые сцены, напоминающие голландские жанровые картины XVII века. Ярким примером служит картина «Бедный поэт» (1839, Новая пинакотека, Мюнхен). В целом эти работы отражают самодостаточный мир бюргерства с его чётко очерченными границами и интересами. Важно отметить, что чувство национальной гордости, выраженное не героически, а как общая ценность всего сообщества, также пронизывает эти произведения. К наиболее представительным немецким художникам относятся Карл Шпицвег (Carl Spitzweg, 1808-1885), Иоганн Фридрих Август Тишбейн (Johann Friedrich August Tischbein, 1750-1812), Мориц фон Швинд (Moritz von Schwind, 1804-1871), Адриан Людвиг Рихтер (Adrian Ludwig Richter, 1803-1884), а также Франц Крюгер, Георг Керстинг и Юлиус Ольдах.
Живопись бидермейера в Австрии
Австрийское искусство бидермейера отмечено сентиментальным, благочестивым взглядом на мир, который художники передавали в реалистичной и правдоподобной манере. Сюжеты были призваны укрепить чувства безопасности и уюта (Gemütlichkeit), избегая любых политических и социальных комментариев. Картины этого периода были задуманы не только как рассказ о прошлом, но и как достоверное изображение настоящего. В качестве примера можно привести «Портрет семьи Артабер» (1837) Фридриха фон Амерлинга, жанровую сцену «Спор кучеров» (1828) Михаэля Недера или полотно Вальдмюллера «Утро праздника Тела Христова» (1857).
Среди значимых австрийских художников бидермейера — Фердинанд Георг Вальдмюллер (Ferdinand Georg Waldmüller, 1793-1865), Фридрих фон Амерлинг (1803-1887), Иоганн Баптист Райтер (1813-1890), Петер Фенди (1796-1842), Йосип Томинц (1790-1866), Фридрих Гауэрман (1807-1862), Михаэль Недер (1807-1882), Йозеф Данхаузер (1805-1845) и Эдмунд Луи Эдуард Водик (1806-1886).
Искусство бидермейера в Дании
В Дании эпоха бидермейера совпала с «Золотым веком Дании» — периодом исключительного творческого подъёма. Ключевой фигурой того времени был Кристоффер Вильхельм Эккерсберг (Christoffer Wilhelm Eckersberg, 1783-1853) и его ученики. В своих работах они мастерски передавали атмосферу домашней безопасности, привязанности, а также тонкие чувства и жесты, характерные для интимного мира буржуазии. Примером может служить картина Эккерсберга «Женщина перед зеркалом» (1841, Коллекция Хиршпрунга, Копенгаген). К датскому бидермейеру также относят творчество художников Кристена Кёбке, Мартинуса Рёрбю, Вильхельма Бендца, Вильхельма Марстранда и Константина Хансена, а также неоклассические скульптуры, созданные под влиянием знаменитого Бертеля Торвальдсена (1768-1844).
Архитектура
Архитектурный дизайн в стиле бидермейер отличается ясной простотой и элегантностью. Одним из наиболее типичных зданий этого стиля является синагога Штадттемпель в Вене. В Дании архитектура бидермейера развивалась в неоклассическом ключе, что видно в работах Кристиана Фредерика Хансена (Christian Frederik Hansen) и Михаэля Готлиба Биндесбёлля (Michael Gottlieb Bindesbøll). Сочетание простоты и функциональности бидермейера оказало значительное влияние на более поздние движения, такие как «ар-нуво» (и его немецкий вариант «югендстиль»), а также на влиятельную школу дизайна Баухаус, ставшую колыбелью архитектуры XX века.
Коллекции
Произведения эпохи бидермейера хранятся в некоторых из лучших художественных музеев Германии, Австрии и Дании. Крупнейшая коллекция венской живописи этого периода в настоящее время находится в галерее Бельведер в Вене.
Другие художественные движения в Германии и Австрии
Вторая половина XVIII века в Германии была насыщенным периодом в живописи, скульптуре и архитектуре: немецкое барокко сменялось стилем рококо, который, в свою очередь, уступил место неоклассицизму. Германская любовь к классике резко контрастировала с любовью к природе, выраженной в романтизме, который воплотился в пейзажах Каспара Давида Фридриха (1774-1840) и в творчестве назарейцев (ок. 1810-1850). Хотя романтизм частично сохранился в форме символизма, примерно с 1850 года его постепенно вытеснил реализм, представленный Адольфом Менцелем (1815-1905), Францем фон Ленбахом (1836-1904), Вильгельмом Лейблем (1844-1900) и Гансом Тома (1839-1924). Как продолжение реализма развился немецкий импрессионизм, представленный Максом Либерманом (1847-1935), Максом Слефогтом (1868-1932) и Ловисом Коринтом (1858-1925). О приходе модернизма возвестили Мюнхенский сецессион (1892) во главе с Францем фон Штуком, Венский сецессион (1897) под руководством Густава Климта (1862-1918) и Берлинский сецессион (1898) под руководством Макса Либермана.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?