Группа «Кобра», движение абстрактного экспрессионизма читать ~5 мин.
«Кобра» — это европейский эквивалент жестуальной живописи, или «живописи действия», характерной для американского абстрактного экспрессионизма. Это было неконформистское авангардное движение, основанное художниками, скульпторами и графиками из датской группы Høst, голландской группы Reflex и бельгийской Революционной сюрреалистической группы. Будучи одним из немногих движений современного искусства, зародившихся в Северной Европе, «Кобра» наиболее известна своей живописью с детскими образами, яркими основными цветами и выразительными, энергичными мазками. Как и ташизм, группа была тесно связана с жестуалистским направлением более широкой европейской школы абстрактного экспрессионизма, известной как ар информель, и черпала вдохновение в раннем экспрессионистском движении в Германии.
Основание и состав
Название CoBrA — это акроним, образованный от первых букв родных городов основателей: Копенгаген, Брюссель и Амстердам.
Ключевыми фигурами и основателями группы были датские художники Асгер Йорн (дан. Asger Jørgensen; 1914–1973) и Карл-Хеннинг Педерсен (1913–2007); бельгийский писатель Кристиан Дотремон (1922–1979) и художник Пьер Алешинский (род. 1927); а также голландские художники Карел Аппел (нидерл. Christiaan Karel Appel; 1921–2006), Констант (нидерл. Constant Anton Nieuwenhuijs; 1920–2005) и Корнель (нидерл. Guillaume Cornelis van Beverloo; род. 1922). В движение также входили и другие деятели искусства из разных стран Европы. Группа «Кобра» была официально создана в ноябре 1948 года на встрече в парижском кафе «Нотр-Дам», где её участники подписали манифест «La Cause Était Entendue» («Дело было решено»).
Цели
На фоне разрушенной войной Европы члены «Кобры» отвергали традиционные ценности общества, породившего Освенцим. Они стремились создать новый, народный тип экспрессионизма. Художники хотели творить спонтанное и импульсивное искусство, находя вдохновение в детском творчестве. Их целью было не воспроизведение окружающего мира, а свободное выражение подсознательного и инстинктивного. Они требовали «искусства непосредственности», способного передать как бесчеловечность цивилизации, так и надежду на более счастливое будущее. Участники группы категорически выступали против рациональности геометрической абстракции, догм социалистического реализма и буржуазной эстетики, ассоциировавшейся с Парижской школой. Подобно движению дада 1916 года, они также отвергали условности современного искусства, включая теоретические рамки как фигуративной, так и абстрактной живописи. Вместо этого они сочетали элементы обоих направлений, стремясь создать универсальное, доступное искусство для освобождения творческого потенциала человечества.
Деятельность группы была реакцией на ужасы Второй мировой войны. Художники считали, что западная культура с её упором на разум и логику обанкротилась и привела к катастрофе. В поисках нового, более честного языка они обратились к источникам, не «испорченным» цивилизацией: к творчеству детей, душевнобольных и к архаическому искусству. Этот бунт против рационализма и устоявшихся художественных канонов роднил их с сюрреалистами, однако участники «Кобры» отвергали академизм и психоанализ, которые практиковали парижские сюрреалисты под руководством Андре Бретона, в пользу более прямого и необузданного выражения.
Философия «Кобры» строилась на вере в созидательную силу спонтанности. Они прославляли мифы, народные сказания и скандинавский фольклор как хранилища коллективного бессознательного. Вдохновляясь первобытной энергией, художники создавали мифических существ, фантастических животных и деформированные фигуры, которые казались порождениями снов или древних легенд. Они экспериментировали с материалами, часто используя густые, пастозные мазки, чтобы придать своим работам грубую, почти скульптурную текстуру. Совместная работа была важной частью их практики: художники и поэты создавали коллективные произведения, так называемые «картины-слова» (peintures-mots), стирая границы между изображением и текстом.
Манифесты, журнал и выставки «Кобры»
Для распространения своих художественных взглядов группа публиковала манифесты и издавала журнал «CoBrA», в котором, помимо прочего, печатался ряд их совместных работ — «картин-слов». Кроме того, участники движения организовали три ключевые выставки «Кобры»: в Копенгагене (1948), в Городском музее Амстердама (1949) и во Дворце изящных искусств в Льеже (1951).
См. также: Величайшие картины XX века (1900–2000).
Влияния и художественный стиль
Художники «Кобры» черпали вдохновение из нескольких источников: доисторического искусства, различных форм примитивизма, так называемого народного искусства, жестуальных и текстовых граффити, а также скандинавской мифологии. Огромное влияние на них оказало творчество детей и представителей ар брют — концепции, разработанной французским художником Жаном Дюбюффе, который был близким соратником группы. В их работах также прослеживается влияние фантастических образов Жоана Миро (1893–1983) и Пауля Клее (1879–1940). Типичные сюжеты «Кобры» включали фантастических животных, птиц, кошек и собак. Кроме того, художники вдохновлялись свободой и экспрессией китайской каллиграфии. Картины «Кобры», как правило, представляют собой полуабстрактные, очень выразительные композиции, характеризующиеся яркими цветами, энергичной манерой письма и искажёнными человеческими фигурами. Их резкий, грубоватый стиль можно противопоставить более мягкой лирической абстракции.
Угасание идеализма
Подобно более спокойному стилю ташизма, «Кобра» была теоретическим (хотя и не всегда визуально различимым) вариантом ар информель. Однако, поскольку некоторые члены группы придерживались марксистских взглядов, она была более политизированной, чем школа ташистов. К сожалению, с развитием холодной войны утопический идеализм движения стало трудно поддерживать. Возникшие ярость и разочарование участников можно увидеть в некоторых более поздних работах, ярким примером которых служит картина Карела Аппела «Взорванная голова» (1958). Группа «Кобра» распалась в 1951 году. Многие художники-абстракционисты, принадлежавшие к группе, продолжали работать в схожем стиле. Сегодня их работы можно увидеть в ряде ведущих художественных музеев мира, включая Музей Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке, Городской музей Амстердама, Галерею Тейт в Лондоне и Музей современного искусства «Кобра» в Амстелвене (Нидерланды). Впоследствии неоэкспрессионизм во многом унаследовал художественные принципы европейских школ, подобных «Кобре».
Картины «Кобры»
Карел Аппел
«Крик» (1948) Городской музей Амстердама.
«Вопрошающие дети» (1949) Коллекция Тейт, Лондон.
«Плачущий крокодил, пытающийся поймать солнце» (1956) Музей Гуггенхайма, Венеция
Асгер Йорн
«Луна и животные» (1950) Частная коллекция, Париж.
Пьер Алешинский
«В стране чернил» (1959) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду.
- Самые интересные мероприятия Объединения «Выставочные залы Москвы» на предстоящую неделю
- «Похвала глупости» Дезидерия Эразма, краткое содержание
- Дмитрий Венков «Октябрьский переворот»
- Авторский курс Мари Сокол по современному искусству
- Винсент Ван Гог, возможно, страдал от биполярного расстройства
- Маурицхёйс готов к открытию после реконструкции
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?