Живопись цветового поля: определение, характеристика, история читать ~7 мин.
Термин «живопись цветового поля» относится к особому стилю американского абстрактного экспрессионизма, связанного с Нью-Йоркской школой современного искусства. Созданное Клайффордом Стилом (1904-1980), Барнеттом Ньюманом (1905-1970) и Марком Ротко (1903-1970), это абстрактное искусство характеризовалось большими полями плоских, сплошных цветов, которые окутывали зрителя, когда он видел их с близкого расстояния. Оно намеренно избегало изображения форм, выделяющихся на фоне. Вместо этого форма, фон и холст составляют единое целое, и картина, воспринимаемая как поле, а не как окно, увлекает взгляд за края холста.
Стиль был рассчитан прежде всего на эмоциональное воздействие на зрителя. В конце 1950-х годов второе поколение американских экспрессионистов, включая художников-абстракционистов Хелен Франкенталер (р. 1928), Морриса Луи (1912-1962), Кеннета Ноланда (р. 1924) и Жюля Олицки (1922-2007), разработало более обезличенный, более формалистский стиль Colour Field, лишённый всех эмоциональных и духовных элементов. Этот подход стал одной из нескольких реинтерпретаций абстрактного экспрессионизма, получивших название Post Painterly Abstraction, от художественного критика Клемента Гринберга (1909-1994), и представленных на выставке 1964 года в Музее искусств округа Лос-Анджелес. Это привело к возрождению живописи цветового поля в Британии, примером которой стали работы Робин Денни (р. 1930), Джона Хойланда (р. 1934), Ричарда Смита (р. 1931) и других.
История
Живопись цветового поля возникла в результате различных независимых попыток Стилла, Ротко и Ньюмана в конце 1940-х годов создать вечную форму искусства, которая могла бы преодолеть этический коллапс, вызванный хаосом и бойней Второй мировой войны: вид живописи, который говорил бы сам за себя. Отвергая все формы репрезентативного искусства или фигуративности, они также избегали жестикуляционной абстрактной экспрессионистской идиомы Виллема де Кунинга и Джексона Поллока, хотя «action-painting» последнего можно рассматривать как новаторскую попытку создать «всестороннее» поле цвета, напоминающее огромные полотна Моне с водяными лилиями.
Появление цветового поля фактически разделило абстрактно-экспрессионистскую живопись на два стиля –
❶ жестикуляционный, полный контрастов и действия;
❷ гладкий, плоский, относительно свободный от инцидентов, с большими полями насыщенного цвета.
Представители последнего стиля, такие как Стилл, Ротко и Ньюман, уделяли больше внимания формальным элементам в своей живописи – таким как линия, форма, цвет – чем второстепенным элементам, таким как контекст или повествование, и этот акцент на формализме был сильно поддержан влиятельным художественным критиком Клементом Гринбергом, чья поддержка обеспечила стилю широкое внимание и одобрение. Коллекции США, в которых представлены образцы живописи цветового поля американских художников, см: Художественные музеи Америки.
Художники первого поколения
Марк Ротко, который никогда не признавал ярлык «художник цветового поля», специализировался на масштабных полотнах, перекликающихся с эмоциональным цветом, нанесённым в виде блоков цвета, парящих над цветными фонами.
Хорошим примером является его работа «Пурпурный, чёрный, зелёный на оранжевом». Комментируя эффект от своих картин, он однажды сказал: “Меня интересует только выражение основных человеческих эмоций – трагедии, экстаза, обречённости и так далее – и тот факт, что многие люди ломаются и плачут, когда сталкиваются с моими картинами, показывает, что я передаю эти основные человеческие эмоции”. Ротко добился большого успеха в середине 1950-х годов, и в 1954 году журнал Fortune назвал его «многообещающей инвестицией». См. также: Картины Марка Ротко (1938-1970).
Клайффорд Стилл, выросший на просторах Северной Дакоты и штата Вашингтон, традиционно признается первым художником цветового поля, благодаря ряду работ, выставленных им в 1947 году. Эти работы отличаются сопоставлением разных цветов и неровными вспышками цвета, а также резкими текстурными контрастами гладкости и импасто. Этот текстурный стиль оказался более популярным, чем гладкая поверхность Ньюмана, и репутация Стилла резко возросла в 1950-е годы.
Роберт Мазервелл (1915-1991) создал несколько работ, сочетающих поля живописных поверхностей с жестикуляцией (например, «Элегия к Испанской республике») – Смесь обоих направлений в абстрактном экспрессионизме. Но более поздние картины, такие как его Открытая серия конца 1960-х, 1970-х и 1980-х годов, воплощают только цветовое поле.
Барнетт Ньюман был более поздним начинателем. В 1947 году он курировал выставку для галереи Бетти Парсонс под названием «Идеографическая картина», на которой были представлены картины Марка Ротко, Стилла и Ханса Хофмана. Название выставки происходит от «идеографии», термина, обычно применяемого к меткам в доисторической наскальной живописи, которые предлагают идею объекта.
Ньюман искал форму искусства, которая была бы более вечной, чем что-то, взятое из природы, которое могло бы устареть или испортиться. В следующем году он написал фундаментальное объяснение цветового поля под названием «Возвышенное сейчас» (1948). Он заявил, что во времена этической неопределённости художники должны стремиться к абсолютной красоте (возвышенному), а не к относительной. Его работы, как правило, отличаются плоскими областями цвета, разделёнными тонкими вертикальными линиями (он называл их «молниями») – воспринимайте их как вспышки космического света или бесконечности.
Хотя на публике Ньюман придерживался идеи, что его работы ненатуралистичны и строго ненарративны, позже он дал им названия, подразумевающие наличие некоего иллюстративного или повествовательного содержания – как в его тёмной картине (1949), которую он назвал Авраам. Его отца, скончавшегося в 1947 году, тоже звали Авраамом.
К сожалению, свободный, минмалистический стиль Ньюмана оказался гораздо менее популярным, чем более экспрессивная идиома Поллока, Де Кунинга и даже Ротко. Лишь в середине 1960-х годов он добился признания как крупный художник.
Джексон Поллок также создал множество нежестикуляционных работ, в частности полуфигуративные картины с чёрными пятнами 1951 года и полноцветные картины с пятнами 1952 года. К этому времени он уже был самым известным американским художником.
Второе поколение художников цветового поля
В конце 1950-х годов под сильным влиянием работ Хелен Франкенталер, новая группа художников – в частности Кеннет Ноланд, Моррис Луис и Жюль Олицки – стали придерживаться ещё более формалистского подхода. Хотя их предшественники в Colour Field, такие как Ньюман и Ротко, всегда отдавали приоритет последовательности формы и процесса, а не жесту, работе кистью и общей случайности, новое поколение стремилось устранить все субъективные следы из своих работ, включая любые следы мазков.
В 1964 году Клемент назвал этот новый формализм «постживописной абстракцией» и организовал специальную выставку 30 представителей нового стиля в Музее искусств округа Лос-Анджелес.
Лишённые метафизической озабоченности и не заботясь о доминирующей декоративности своих работ, эти новые художники создали новый сверхгладкий тип живописи, не имеющий неровностей текстуры или формы. Кроме перечисленных выше, к художникам второго поколения Colour Field относятся: Эл Хелд (р. 1928), Эллсворт Келли (р. 1923) и Фрэнк Стелла (р. 1936).) – все трое более известны как выразители Hard Edge Painting – Джоан Митчелл (1926-1992), Ричард Дибенкорн (1922-1993), Джин Дэвис (1920-1985) и другие.
Упадок
В 1960-е годы формалистическое направление живописи Colour Field (которое Гринберг прозвал Post-Painterly Abstraction) распалось на более мелкие группы, такие как Washington Colour School, Hard-edge painting, Lyrical Abstraction, и Minimal Painting. Большинство этих групп и направлений продолжали придерживаться редукционистской программы, стремясь очистить искусство от излишней риторики и аллюзий, при этом используя тщательно спланированное, психологическое использование цвета.
Прежде всего, поколение художников цветового поля 1960-х годов дерзко представило свою абстракцию как самоцель. Это было обречено на провал. И так оно и случилось. В конце 1960-х – начале 1970-х годов эта затея привела абстрактных экспрессионистов в тупик под названием Минимализм, который ни к чему их не привел. (На самом деле, он привёл их к постминимализму и его уродливому детищу Process Art, которое буквально разлагалось и испарялось!)
Что касается тех художников, которые избегали минимализма, то они были оттеснены на второй план новыми жанрами постмодернистского искусства, такими как видео и инсталляция, а также более сложными разновидностями концептуального искусства, о чем свидетельствует список лауреатов премии Тёрнера. (См. Современное искусство.)
Тем временем в Европе…
В Европе происходила схожая фрагментация: основное движение абстрактных экспрессионистов Арт-информель, распалось на множество различных стилей и направлений, такие как Ташизм, Art Non Figuratif, Абстрактная лирика, и другие.
Картины Colour Field, в основном, находятся в художественных музеях Америки.
- «Тишина» от Альбины Ялозы в Национальном художественном музее Украины
- В Санкт-Петербурге открылась пятая выставка художников-анималистов
- Вечер памяти Игоря Алексеевича Солдатенкова в выставочном центре Калужского музея изобразительных искусств
- Выставка «Пробуждение Дао»
- Концерт. Игорь Хабаров
- Выставка Кирилла Лебедева(Кирилл Кто)
- Выставка «В дни Великого Поста»
- Женщина повредила полотно стоимостью более 30 млн. долларов в музее Денвера
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?