Циничный реализм:
современное китайское искусство читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
В китайском искусстве термин «циничный реализм» – название, впервые использованное в 1992 году искусствоведом Ли Сянтином (р. 1949) – относится к знаменитому стилю современного искусства, которым занималась в 1990-х годах группа пекинских художников после подавления Дэн Сяопином демонстрации на площади Тяньаньмэнь в 1989 году и принудительного закрытия ранее в том же году выставки «Китайский авангард» в Национальной галерее в Пекине. Рассматриваемый как пародия на социалистический реализм, единственную форму официально одобренной фигуративной живописи в Китае того времени, циничный реализм произвёл впечатление на западных коллекционеров искусства, хотя китайские искусствоведы относятся к нему неоднозначно, возмущаясь его западной направленностью. Ведущие современные художники, связанные с этим движением, включают: Юэ Миньцзюнь (р. 1962), хорошо известного своими «улыбающимися» автопортретами, такими как в серии «Шляпа»; Фан Лицзюнь (р. 1963), знаменитого своими изображениями «лысых молодых людей»; и Чжан Сяоган (р. 1958), известного своей серией «Кровные узы». Эти художники входят в число самых успешных современных живописцев во всём Китае, и некоторые из их работ занимают места среди самых дорогих картин на современном международном арт-рынке. Движение циничного реализма тесно связано с «политическим поп-артом» – формой китайского поп-арта конца 1980-х годов, которая ставила под сомнение политические и социальные установки материкового Китая после Культурной революции (1966-1970) и смерти председателя Мао Цзэдуна (1893-1976).
Для ознакомления с эволюцией живописи, скульптуры и других форм искусства в Китае и остальной части Азии см.: Хронология китайского искусства (18 000 до н.э. – настоящее время). ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА Для получения подробной информации о стилях искусства см.: История искусства: хронология. Для краткого ознакомления с конкретными стилями см.: Художественные движения. История
Циничный реализм возник в Пекине в начале 1990-х годов, в период постгнетущего состояния после 1989 года, последовавшего за демонстрациями на площади Тяньаньмэнь. Внезапное закрытие выставок авангардного искусства, таких как выставка «Китайский авангард» в Национальной галерее, в сочетании с удручающим политическим климатом, оставило многих художников в страхе, заставив их уйти в подполье. Больше не было публичных выставок, не было рынка для их живописи и не было официальной площадки для самовыражения. Но удивительным образом отсутствие денег и возможностей послужило заострению их творческих навыков и стимулировало творческие дискуссии. В результате такие художники, как Юэ Миньцзюнь, Ян Шаобинь, Ван Цзиньсун и Сун Юнхун объединились в группы, такие как Художественное сообщество Юаньминъюань и Восточная деревня, проводя нелегальные художественные выставки и обмениваясь идеями. Именно в этой подпольной художественной среде очень влиятельный критик и куратор Ли Сянтин – редактор журнала Fine Art Magazine (1978-1983), организатор «Выставки Звёзд» (1979) и редактор авторитетной газеты China Fine Art Newspaper (1985-1989) – впервые придумал название «циничный реализм». Ли был очень важным контактом и источником знаний для иностранных коллекционеров искусства и кураторов, а также не менее важным промоутером подпольных художников. Таким образом, он сыграл важную роль в формировании зарождающегося течения циничного реализма.
К сожалению, достоинства и эстетика циничного реализма были несколько отодвинуты на второй план более широкими спорами, вызванными некоторыми китайскими интеллектуалами и художниками, о том, было ли это движение манипулируемо Западом: эти критики утверждают, что западный энтузиазм по отношению к движению связан с его диссидентской природой и критикой китайского общества. Более того, говорят они, подавляющее большинство публичных показов работ художников-циничных реалистов проходило на иностранной территории. Конечно, в 1990-х и 2000-х годах большинство покупателей китайского современного искусства были с Запада, поэтому западное «влияние» неоспоримо. И, учитывая отсутствие разрешённых художественных выставок и фестивалей современного искусства в Китае (международно признанному художнику-циничному реалисту Фан Лицзюню не разрешали персональную выставку в Китае до октября 2006 года), также верно, что большинство работ движения выставлялись за рубежом. Но предположение о том, что действует какое-то зловещее западное влияние, отдаёт параноей. (Но см. взгляды молодых китайских художников ниже.) Более зрелая реакция – рассматривать циничный реализм как важный этап в развитии китайской живописи и важный вклад в общество после событий на площади Тяньаньмэнь.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?