Выставочная группа русских художников «Ослиный хвост»:
основана Ларионовым и Гончаровой читать ~3 мин.
В истории современного искусства название «Ослиный хвост» закрепилось за радикальным объединением художников. Группа была основана в 1911 году Михаилом Ларионовым (Mikhail Larionov, 1881–1964) и Натальей Гончаровой (Natalia Goncharova, 1881–1962). Это объединение стало важным индикатором смены вектора в русском искусстве накануне революционных событий.
Возникновение группы стало результатом раскола в более крупном сообществе «Бубновый валет», созданном в Москве годом ранее. Изначальной целью «Валета» была популяризация западного авангарда в России.
Участники ориентировались на актуальные европейские течения: неоимпрессионизм, фовизм и ранний кубизм. Они изучали опыт французских коллег, включая представителей группы «Золотое сечение». Многие идеи были знакомы современным художникам России благодаря просветительской деятельности предшественников.
Предшественники: «Мир искусства» и «Голубая роза»
Важную почву для авангарда подготовило общество «Мир искусства» (1898–1924). Его основали молодые русские художники из Санкт-Петербурга: Александр Бенуа, Лев Бакст, Константин Сомов и Евгений Лансере. Их задачей был экспорт русского модернизма на Запад и интеграция европейской эстетики в российскую культуру.
В выставках объединения участвовали мастера разных направлений, от Филиппа Малявина до Марка Шагала. Другим значимым явлением стал журнал «Золотое руно», связанный с символистской группой «Голубая роза». Среди её экспонентов были будущие лидеры авангарда: Ларионов, Гончарова, Мартирос Сарьян и Павел Кузнецов.
Идеологический раскол
На первой выставке «Бубнового валета» проявились непримиримые противоречия. Давид Бурлюк отстаивал приоритет западных художественных принципов, следуя по пути французских новаторов. Наталья Гончарова и Михаил Ларионов выступили с резкой критикой этой позиции. Они призывали обратиться к национальным истокам.
Русский авангард разделился на два лагеря. Сторонники Ларионова черпали вдохновение в примитивном искусстве Востока, русской иконописи и образцах народного творчества (лубке, вывесках). Они обвинили группу Бурлюка, а также сотрудничавших с ними Василия Кандинского и Алексея фон Явленского, в эпигонстве и следовании «декадентским» иностранным образцам.
Эстетика и философия
Ларионов стремился утвердить самостоятельную ценность русской живописи XX века. Художники «Ослиного хвоста» намеренно огрубляли формы, использовали яркие, открытые цвета и нарушали законы классической перспективы. Их работы сочетали уличный фольклор с сакральными мотивами.
Отказ от европейской академической школы был демонстративным. Участники группы заявляли, что подлинное искусство рождается не в салонах Парижа, а в провинциальных вывесках и росписях подносов. Этот подход получил название неопримитивизма и стал фундаментом для дальнейших экспериментов.
Скандальная выставка
Название объединения возникло благодаря курьёзу. Ларионов узнал о мистификации в парижском Салоне Независимых, где группа студентов выставила картину, «написанную» хвостом осла по кличке Лоло. Решив эпатировать публику, Ларионов принял этот «бренд» как вызов критикам. Группа заявила: “Если вы считаете, что мы пишем хвостами — пусть так и будет, мы принимаем это имя”.
Единственная выставка «Ослиного хвоста» открылась в Москве в марте 1912 года. Она стала первой масштабной демонстрацией самостоятельной русской школы живописцев авангарда. В экспозиции участвовали Казимир Малевич (будущий создатель супрематизма), Владимир Татлин (основоположник конструктивизма) и Любовь Попова.
Цензура и распад
Мероприятие сопровождалось скандалом. Цензурный комитет усмотрел кощунство в работах на религиозные сюжеты, представленных Гончаровой (цикл «Четыре евангелиста»). Картины были конфискованы, что вызвало бурный общественный резонанс.
Объединение просуществовало недолго. Вскоре Ларионов и Гончарова перешли к разработке теории лучизма. Этот стиль отчасти перекликался с французским орфизмом, но имел собственную теоретическую базу. Организовав выставки «Мишень» (1913) и «№ 4», художники покинули Россию. В Париже они создавали новаторские декорации для антрепризы Сергея Дягилева и его «Русских балетов».
Дополнительная информация
Материалы о развитии искусства в Москве и Санкт-Петербурге:
Искусство петровской эпохи
Русская живопись XVIII века
Русская живопись XIX века
Музейные собрания
Произведения участников группы хранятся в крупнейших художественных музеях мира. Значительные коллекции находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Нью-Йоркском музее современного искусства (MoMA) и Музее Гуггенхайма. Также работы представлены в Центре Помпиду (Париж), галерее Тейт (Лондон) и Художественном музее Базеля.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?