Выставочная группа русских художников «Ослиный хвост»:
основана Ларионовым и Гончаровой читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
В современном искусстве термин «группа «Ослиный хвост» относится к радикальной выставочной группе художников, основанной в 1911 году Михаилом Ларионовым (1881-1964) и Натальей Гончаровой (1881-1962). Важный, хотя и недолговечный, указатель тенденций в русском искусстве в преддверии большевистской революции, объединение «Ослиный хвост» было отколовшейся группой от более крупной группы «Бубновый валет», основанной в Москве в 1910 году. Последняя была создана с целью продвижения авангардного искусства из Европы и России, изначально сосредоточившись на направлениях современного искусства, таких как неоимпрессионизм (1880-е), фовизм (1905-1907), экспрессионизм (1905-1913) и кубизм (1908-1914), включая недавно сформированную группу «Золотое сечение», все из которых были относительно знакомы современным художникам в России и на Украине благодаря работе таких групп, как «Мир искусства» и «Голубая роза/Золотое руно».
«Мир искусства» и «Золотое руно»
«Мир искусства» (1898-1924) было обществом, основанным группой молодых русских художников в Санкт-Петербурге, включая Александра Бенуа (1870-1960), Льва Бакста (1866-1924), Константина Сомова (1869-1939) и Евгения Лансере (1875-1946), как средство продвижения русского модернизма в Европу и наоборот. Такие разные художники, как Филипп Малявин, Владимир Татлин (1885-1953) и Марк Шагал (1887-1985), принимали участие в выставках общества, последняя из которых состоялась в 1924 году. «Золотое руно» (ок. 1905-1909) было влиятельным ежемесячным журналом знакового авангардного художественного общества, известного как группа «Голубая роза». Среди видных членов и участников выставок «Голубой розы» были Ларионов и Гончарова, Павел Кузнецов (1878-1968), Николай Сапунов (1880-1912), Мартирос Сарьян (1880-1972) и Сергей Судейкин (1882-1946).
Раскол с группой «Бубновый валет»
На первой выставке группы «Бубновый валет» разгорелись интенсивные дебаты между Давидом Бурлюком (1882-1967), который решительно поддерживал западное искусство, и Натальей Гончаровой, предпочитавшей русские темы. В результате русские художники разделились на два лагеря. Более традиционный лагерь — то есть те живописцы, вдохновлённые примитивным искусством или исконно русскими темами и мотивами, такими как иконопись и различные виды народного искусства, — возглавляемый Ларионовым и Гончаровой, обвинил своих более западно-ориентированных коллег во главе с Бурлюком (включая русских эмигрантов Василия Кандинского и Алексея фон Явленского) в том, что те находятся под влиянием декадентских иностранных традиций, и быстро сформировал отколовшуюся группу художников «Ослиный хвост», чтобы продвигать живопись XX века, вдохновлённую исключительно русскими темами.
Художественная выставка «Ослиный хвост»
Само название «Ослиный хвост» было выбрано после того, как Ларионов прочитал статью о французских студентах-художниках, которые создали картину, привязав кисть к ослиному хвосту, а затем выставили её на безжюрийном Салоне Независимых в Париже. Единственная художественная выставка, проведённая группой «Ослиный хвост», состоялась в Москве в марте 1912 года и стала первой крупной всероссийской выставкой такого рода. Она представляла собой намеренный разрыв с европейскими традициями в пользу работ, вдохновлённых исконно русскими источниками. Среди известных живописцев XX века из России, принявших участие, были Казимир Малевич (1878-1935), изобретатель супрематизма, а также Любовь Попова (1889-1924) и Владимир Татлин (1885-1953), основатель конструктивизма. Большинство выставленных работ были выполнены в неопримитивистском стиле. Религиозное искусство Гончаровой («Четыре евангелиста», 1910-1911, Русский музей, Санкт-Петербург) было раскритиковано как богохульное и вызвало общественный резонанс. Вскоре после этого группа «Ослиный хвост» распалась, после чего неутомимые Ларионов и Гончарова основали лучизм (ок. 1912-1914) — стиль живописи, основанный на «декадентском» орфизме, — и организовали ещё две выставки: «Мишень» (1913) и «№ 4 — Футуристы, лучисты, примитивисты» (1914), после чего эмигрировали в Париж, где писали театральные декорации для Сергея Дягилева и его «Русских балетов». В Россию они так и не вернулись.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?