Художники раннего Возрождения, Италия читать ~7 мин.
Примерно до 1300 года в европейской живописи, скульптуре и архитектуре господствовали формы готического искусства, которое, в свою очередь, черпало вдохновение в византийском искусстве Восточной Римской империи. Ситуация начала меняться в первые годы XIV века — в эпоху итальянского Проторенессанса (1300–1400) и сиенской школы. Именно тогда флорентийский художник Джотто (1267–1337), ученик Чимабуэ, произвёл революцию своими фресками в капелле Скровеньи (капелле дель Арена) (1303–1310). Джотто стал первым художником, который отказался от условного и плоского готического стиля, наделив свои фигуры объёмом, весом и эмоциональной глубиной. Его новаторский подход заложил основы искусства Проторенессанса — важного переходного этапа к Ренессансу как таковому.
Собственно итальянское Возрождение зародилось в период, известный как кватроченто (XV век, 1400–1500). Его первая фаза называется Ранним Возрождением или флорентийским Ренессансом, поскольку его центром стала Флоренция. Живопись Раннего Возрождения всё ещё находилась под влиянием готических традиций и революционных идей Джотто, однако новые техники, разработанные во Флоренции, вскоре придали искусству Ренессанса новый, самобытный характер.
К трём самым влиятельным основоположникам флорентийского Ренессанса относят архитектора Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi; 1377–1446), ключевую фигуру в архитектуре Раннего Возрождения (см.: Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420–36)); художника Томмазо Мазаччо (итал. Tommaso Masaccio; 1401–1428), автора знаменитых фресок в капелле Бранкаччи; и скульптора Донателло (итал. Donatello, настоящее имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди; 1386–1466), одного из величайших скульпторов эпохи Возрождения и создателя революционной бронзовой статуи Давида. Среди других крупных мастеров Раннего Возрождения выделяются Пьеро делла Франческа (1420–1492), Андреа Мантенья (1431–1506) и Сандро Боттичелли (1445–1510).
Расцвет искусств во Флоренции был бы невозможен без уникальной культурной среды. Город стал центром гуманизма — интеллектуального движения, которое возродило интерес к литературе, философии и искусству Древней Греции и Рима. Могущественная семья Медичи, правившая Флоренцией, выступала в роли щедрых меценатов, поддерживая художников, архитекторов и учёных. Их покровительство, наряду с заказами от богатых гильдий и частных лиц, создавало здоровую конкуренцию и стимулировало творческие поиски. Искусство перестало быть исключительно религиозным; всё большее значение придавалось человеку, его достоинству и месту в мире.
Именно в этот период были сделаны фундаментальные художественные открытия, определившие развитие европейского искусства на столетия вперёд. Филиппо Брунеллески разработал и математически обосновал принципы прямой линейной перспективы, что позволило художникам создавать на плоскости убедительную иллюзию трёхмерного пространства. Одним из первых эту систему применил Мазаччо в своей фреске «Троица». Одновременно с этим возрос интерес к изучению анатомии человека. Скульпторы, такие как Донателло, и художники стремились к максимально точному и реалистичному изображению человеческого тела, его пропорций и движения, черпая вдохновение в сохранившихся античных статуях.
Ниже приведён алфавитный список художников Раннего Возрождения.
Агостино ди Дуччо (1418–1481) Скульптор, Флоренция
Альберти, Леон Баттиста (1404–1472) Архитектор, теоретик
Амодео, Джованни Антонио (1447–1522) Скульптор, Милан
Андреа дель Кастаньо (ок. 1421–1457) Художник
Андреа дель Верроккьо (1435–1488) Скульптор, художник
Андреа делла Роббиа (1435–1525) Скульптор
Андреа ди Бартоло (1389–1428) Художник
Фра Анджелико (ок. 1395–1455) Художник
Антонелло да Мессина (1430–1479) Художник
Антонио да Фабриано (1451–1486) Художник
Антонио ди Доменико да Бамбоччо (1351–1422) Скульптор, Неаполь
Беллини, Джентиле (ок. 1429–1507) Художник
Беллини, Джованни (ок. 1430–1516) Художник
Бенедетто да Майано (1442–1497) Скульптор по мрамору
Бенвенуто ди Джованни (1436–1518) Художник
Бермехо, Бартоломе (ок. 1440 – ок. 1501) Испанский художник
Берругете, Педро (ок. 1450–1504) Испанский художник
Боттичелли, Сандро (1445–1510) Художник
Брунеллески, Филиппо (1377–1446) Архитектор, инженер
Кампаньола, Джулио (ок. 1482 – ок. 1518) Гравёр
Карадоссо (ок. 1452–1527) Ювелир, скульптор
Катена, Винченцо (ок. 1470–1531) Венецианский художник
Чуффаньи, Бернардо (1381–1458) Скульптор
Чивитали, Маттео (1436–1501) Скульптор по мрамору
Коломб, Мишель (ок. 1430–1512) Французский скульптор
Коццарелли, Джакомо (1453–1515) Сиенский скульптор, литейщик бронзы
Кривелли, Карло (ок. 1430–1495) Художник
Кривелли, Витторио (ок. 1440 – ок. 1502) Художник
Дальмау, Льюис (работал в 1428–1461) Испанский художник
Дезидерио да Сеттиньяно (ок. 1430–1464) Скульптор
Доменико ди Бартоло (ок. 1400–1447) Художник
Донателло (1386–1466) Скульптор
Федериги, Антонио (ок. 1420–1490) Сиенский скульптор
Фиорентино, Никколо (1430–1514) Медальер, ювелир
Фоппа, Винченцо (ок. 1430–1515) Художник
Фуке, Жан (1420–1481) Французский художник (см. его «Меленский диптих»)
Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427) Художник
Гиберти, Лоренцо (1378–1455) Скульптор, ювелир
Гирландайо, Доменико (1449–1494) Художник
Джованни ди Паоло (ок. 1403–1482) Сиенский художник
Джулиано да Сангалло (ок. 1445–1516) Архитектор
Гонсалвиш, Нуну (работал в 1450–1490) Португальский художник
Гоццоли, Беноццо (1420–1497) Художник
Юге, Жауме (ок. 1412–1492) Испанский художник
Якопо де Барбари (ок. 1460–1516) Художник, гравёр
Якопо делла Кверча (ок. 1374–1438) Скульптор
Липпи, Филиппино (1457–1504) Художник
Липпи, Фра Филиппо (ок. 1406–1469) Художник
Ломбардо, Пьетро (1435–1515) Скульптор, архитектор
Лука делла Роббиа (1400–1482) Скульптор
Мантегацца, Антонио (умер в 1495) Скульптор, Милан
Мантегацца, Кристофоро (умер в 1482) Скульптор, Милан
Мантенья, Андреа (1431–1506) Художник
Мазолино да Паникале (1383 – ок. 1447) Художник
Маццони, Гвидо (1450–1518) Скульптор
Мелоццо да Форли (1438–1494) Художник
Микелино да Безоццо (ок. 1370 – ок. 1455) Художник
Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Архитектор, скульптор
Мино да Фьезоле (ок. 1429–1484) Скульптор по мрамору
Монтанья, Бартоломео (ок. 1450–1523) Художник
Нанни ди Банко (ок. 1384–1421) Скульптор
Никколо дель Арка (ок. 1435–1494) Скульптор по терракоте
Перуджино (ок. 1450–1523) Художник, учитель Рафаэля, работал над фресками Сикстинской капеллы
Пьеро делла Франческа (ок. 1415–1492) Художник
Пьеро ди Козимо (1462–1522) Художник
Пьеро ди Никколо Ламберти (1393–1435) Скульптор
Пинтуриккьо (ок. 1454–1513) Художник
Пизанелло (ок. 1395–1455) Художник, медальер
Поллайоло, Пьеро (ок. 1443–1496) Художник
Поллайоло, Антонио (ок. 1432–1498) Художник, скульптор, ювелир
Росселлино, Антонио (1427–1479) Скульптор
Росселлино, Бернардо (1409–1464) Скульптор, архитектор
Сассетта (Стефано ди Джованни) (ок. 1392–1450) Художник
Скварчоне, Франческо (1397–1468) Художник
Стефано да Верона (ок. 1379–1438) Художник
Тура, Козимо (ок. 1430–1495) Художник
Уччелло, Паоло (1397–1475) Художник
Уго да Карпи (ок. 1480 – ок. 1532) Мастер ксилографии
Веккьетта (1410–1480) Сиенский художник, скульптор
Пальма Веккьо (1480–1528) Венецианский художник
Венециано, Доменико (ок. 1410–1461) Художник
Виварини, Альвизе (ок. 1445 – ок. 1505) Художник
Виварини, Антонио (ок. 1418 – ок. 1480) Художник
Виварини, Бартоломео (ок. 1432 – ок. 1499) Художник
Цоппо, Марко (1433–1478) Художник
Лучшие картины Раннего Возрождения
Вот подборка некоторых из величайших картин эпохи Возрождения XV века.
Антонелло да Мессина (1430–1479)
Христос в терновом венце (Ecce Homo) (ок. 1470) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Портрет мужчины (ок. 1475) Национальная галерея, Лондон.
Кондотьер (1475) Лувр, Париж.
Джентиле Беллини (ок. 1429–1507)
Процессия на площади Сан-Марко (1496) Галерея Академии, Венеция.
Джованни Беллини (ок. 1430–1516)
Алтарь Сан-Джоббе (ок. 1487) Галерея Академии, Венеция.
Алессандро Боттичелли (1445–1510)
Рождение Венеры (ок. 1484–1486) Галерея Уффици, Флоренция.
Весна (ок. 1482) Уффици, Флоренция.
Доменико Гирландайо (1449–1494)
Старик с внуком (ок. 1490) Лувр, Париж.
Фра Анджелико (ок. 1395–1455)
Алтарь Линайоли (1433) Музей Сан-Марко, Флоренция.
Благовещение (ок. 1440–1445) Музей Сан-Марко, Флоренция.
Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469)
Благовещение с двумя донаторами (ок. 1440) Национальная галерея старинного искусства, Рим.
Филиппино Липпи (1457–1504)
Мадонна с Младенцем и святыми (Мадонна дельи Отто) (1486) Уффици.
Андреа Мантенья (1431–1506)
Фрески в Камера дельи Спози (1465–1474) Герцогский дворец, Мантуя.
Оплакивание мёртвого Христа (ок. 1480) Пинакотека Брера, Милан.
Томмазо Мазаччо (1401–1428)
Фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428) Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция.
Изгнание из рая (ок. 1425) Санта-Мария-дель-Кармине.
Чудо со статиром (ок. 1426) Санта-Мария-дель-Кармине.
Троица (ок. 1427–1428) Санта-Мария-Новелла, Флоренция.
Пьетро Перуджино (ок. 1450–1523)
Христос передаёт ключи апостолу Петру (1481–1482) Сикстинская капелла, Ватикан.
Пьеро делла Франческа (ок. 1415–1492)
Крещение Христа (ок. 1450) Национальная галерея, Лондон.
Бичевание Христа (ок. 1455–1460) Национальная галерея Марке, Урбино.
Портреты Федерико да Монтефельтро и Баттисты Сфорца (ок. 1465–1472) Уффици.
Паоло Уччелло (1397–1475)
Битва при Сан-Романо (ок. 1438–1440) Национальная галерея, Лондон; Лувр, Париж; Уффици, Флоренция.
Охота в лесу (ок. 1470) Музей Ашмола, Оксфорд.
О скульпторах и художниках в Испании см.: Художники испанского Возрождения.
- Проторенессанс
- Художники Проторенессанса
- «Теории относительности» Барбары Хаворт-Аттард, краткое содержание
- Поэт Леонид Аронзон. «В рай допущенный заочно …»
- «Блудное лето» Барбары Кингсолвер, краткое содержание
- «Нечему завидовать» Барбары Демик, краткое содержание
- «Как украсть собаку» Барбары О’Коннор, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?