Элементаризм:
абстрактный стиль дизайна Тео Ван Дусбурга читать ~4 мин.
В современном искусстве термин «элементаризм» обозначает модификацию неопластицизма — направления в рамках стиля Де Стейл, основанного на геометрической абстракции. Этот вид искусства и дизайна был разработан нидерландским художником Тео ван Дусбургом (нидерл. Theo van Doesburg; настоящее имя — Кристиан Эмиль Мария Кюппер; 1883–1931), который также был основателем движения Де Стайл. Сам неопластицизм представлял собой строгую форму абстрактного искусства, созданную Питом Мондрианом (1872–1944) в конце Первой мировой войны.
Характеристики
Следуя философии Де Стейл о сведении искусства к его основным элементам — форме, цвету и линии, — неопластицизм требовал строгого соблюдения правил композиции. Например, допускались только вертикальные или горизонтальные линии и применялись исключительно основные цвета. Элементаризм стал попыткой ван Дусбурга смягчить эти строгие принципы. Он ввёл диагонали и наклонные плоскости, чтобы придать композициям динамику, которой, по его мнению, не хватало в работах Мондриана и его последователей.
Такой отход от пуристских канонов конкретного искусства быстро привёл к идеологическому разрыву между двумя художниками. В 1925 году Мондриан покинул группу Де Стайл, не приняв нововведений ван Дусбурга.
Кроме ван Дусбурга, идеи элементаризма разделяли художники-абстракционисты Барт ван дер Лек (1876–1958) и Фридрих Фордемберге-Гильдеварт (1899–1962), скульптор Жорж Вантонгерло (1886–1965), а также архитекторы Геррит Ритвельд (1888–1964) и Якобус Ауд (1890–1963). В тот период Нидерланды стали центром для нескольких движений абстрактного искусства, возникших как реакция на потрясения Первой мировой войны.
Gesamtkunstwerk — синтез искусств
Ван Дусбург называл свои новые картины «контркомпозициями». В них можно заметить поверхностную связь с футуризмом и вортицизмом, поскольку оба движения использовали диагональ для передачи энергии современной жизни. Однако ван Дусбург, находившийся под влиянием школы Баухаус и русского конструктивизма, больше интересовался архитектурой и дизайном интерьера. Подобно Уильяму Моррису (1834–1896) из Движения искусств и ремёсел, а также последователям югендстиля и Венского сецессиона, ван Дусбург стремился к созданию Gesamtkunstwerk — «тотального произведения искусства», в котором все элементы подчинены единому художественному замыслу.
Связь с Баухаусом
В 1920–1921 годах по приглашению директора Баухауса Вальтера Гропиуса (1883–1969) ван Дусбург посетил школу, где критиковал мистический и экспрессионистский подход швейцарского преподавателя Иоганнеса Иттена (1888–1967). Он даже открыл рядом конкурирующую студию и с восторгом писал другу: “Я всё перевернул в Веймаре”. Иным было его отношение к русскому конструктивисту Элю Лисицкому (1890–1941), с которым он познакомился в 1921 году. Идеи Лисицкого о соединении искусства и архитектуры оказали на ван Дусбурга значительное влияние.
Теоретические основы
Параллельно с творческой практикой ван Дусбург излагал свои идеи в статьях и манифестах. В эссе 1924 года «К коллективной конструкции», написанном совместно с Корнелисом ван Эстереном (1897–1988), он заявлял: “Мы определили истинное место цвета в архитектуре и утверждаем, что живопись без архитектурной конструкции (то есть станковая картина) лишена всякого смысла”. Основные принципы элементаризма были окончательно сформулированы в «Манифесте элементаризма», который публиковался в журнале De Stijl с 1926 по 1928 год.
Синтез искусства и архитектуры
Ключевой идеей ван Дусбурга стало объединение элементаристской живописи и архитектуры, создающее напряжение между диагональными линиями картин и ортогональной структурой интерьера. Этот подход был блестяще реализован при реконструкции кафе «Обетт» (L’Aubette) в Страсбурге — совместном проекте ван Дусбурга, художника Жана Арпа (1886–1966) и его жены Софи Тойбер-Арп (1889–1943).
Внутренние поверхности кафе были украшены яркими диагональными рельефами, которые контрастировали с горизонтально-вертикальной структурой здания. Ощущение динамики и движения создавалось за счёт сочетания контрастных элементов, цвета и освещения. Оформление кафе «Обетт» стало последним крупным проектом ван Дусбурга. Вскоре после этого он оказался вовлечён в новые конфликты. В ответ на создание группы «Круг и Квадрат» (Cercle et Carré), он основал собственное объединение «Конкретное искусство» (Art Concret). Однако в 1931 году художник скончался, и с его смертью движения Де Стайл и элементаризм окончательно угасли, а их последователи примкнули к группе «Абстракция-Творчество» (Abstraction-Création).
Коллекции
Работы в стиле элементаризма и неопластицизма сегодня представлены в ведущих художественных музеях мира, в том числе в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, Городском музее в Амстердаме, Художественной галерее Нового Южного Уэльса в Сиднее и Галерее Тейт в Лондоне.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?