Глазговская школа живописи «Glasgow Boys» читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
В постимпрессионистской живописи термин «Глазговская школа» (или «Глазговские мальчики») обычно относится к свободному объединению прогрессивных художников, которые принесли современное искусство в Глазго в период примерно 1880-1900 годов. Этих художников объединяло неприятие иерархии жанров, а также неприязнь к консервативному академическому искусству Королевской шотландской академии в Эдинбурге. Занимаясь изображением сельской жизни и труда, некоторые из них работали во Франции, в Пон-Авене, Грёз-сюр-Луане и других центрах пленэрной живописи, и были знакомы с барбизонским пейзажем и импрессионизмом Клода Моне, а также с ворпсведским рурализмом немецкого искусства XIX века. Однако в целом они склонялись больше к натурализму Гаагской школы – доминирующей силы в постимпрессионизме в Голландии (примерно 1880-1920) – чем к эфемерному колоризму Моне. Среди их самых известных членов были Джеймс Гатри (1859-1930) и Джон Лавери (1856-1941). Они успешно выставлялись в Лондоне, Европе и Соединённых Штатах в 1890-х годах и в конечном итоге присоединились к КША, привнеся в неё столь необходимую энергию. Типичным шедевром этой группы является Дочь батрака (1883, Национальная галерея Шотландии) Джеймса Гатри. Термин «Глазговская школа» также охватывает вторую группу, действовавшую чуть позже в Шотландии (примерно 1890-1910), которая сформировалась вокруг архитектора и художника Ч.Р. Макинтоша. Её члены были привлечены главным образом декоративным искусством в стиле модерна и fin de siecle символизма. Типичным шедевром является акварельная картина Макинтоша Луна жатвы (1892).
Происхождение и история
В 1880-х годах художественное лидерство Шотландии решительно перешло к молодым художникам, связанным с Глазго. 1870-е и 1880-е годы были временем большого расширения выставочной деятельности, Королевская шотландская академия иногда показывала более тысячи работ на своей ежегодной выставке. Однако успех Академии был эдинбургским успехом, и художникам, не открывшим свои мастерские в столице, было трудно произвести впечатление. Одной из реакций на это стало создание Глазговского института как выставочного органа в 1861 году, инициатива была дополнена меценатством, ставшим возможным благодаря растущей коммерческой и промышленной мощи Глазго. Символично для этого сдвига на запад, что самые новаторские картины, создаваемые в 1880-х годах базировавшимися в Эдинбурге художниками, были работами художников, происходивших с запада, а именно Уильяма Мактаггарта и находившегося под его сильным влиянием художника Джеймса Лоутона Уингейта (1846-1924). Пассивное состояние Академии привело в конечном итоге к созданию в Эдинбурге в 1891 году более радикально настроенного Общества шотландских художников. Но в конце 1870-х годов самый перспективный молодой художник с востока страны, Артур Мелвилл (1855-1904), разделял видение того, чем может быть живопись, с единомышленниками в Глазго. Хотя Мелвилл оставался обособленным от неё, его часто рассматривают вместе с этой Глазговской школой. Эти художники должны были доминировать в 1880-х годах с интимным подходом к пейзажной живописи и портретному искусству, которое многим было обязано Гаагской и Барбизонской школам, с одной стороны, и Уистлеру – с другой.
Члены Глазговской школы
В центре этой Глазговской школы – часто называемой «Глазговские мальчики» – были Роберт Маколей Стивенсон (1854-1952), Джеймс Патерсон (1854-1932), Уильям Йорк Макгрегор (1855-1923), Джон Лавери (1856-1941), Джордж Генри (1858-1943), Джеймс Гатри (1859-1930), Уильям Кеннеди (1859-1918), Эдвард Артур Уолтон (1860-1922), Джозеф Крохолл (1861-1913), Александр Роч (1861-1921) и Эдвард Аткинсон Хорнел (1864-1933). Скульптор Питтендрай Макгилливрей также был связан с группой, а на её периферии находились такие художники, как Дэвид Голд (1865-1936), Стюарт Парк (1862-1933), а также более старшие художники, такие как Джеймс Элдер Кристи (1847-1914) и Томас Милли Доу (1848-1919). Нужно также упомянуть талантливую, но рано ушедшую из жизни Бесси Макникол (1869-1904), которая, хотя и была на несколько лет моложе остальных, ясно показывает ограниченность термина «Глазговские мальчики». Новаторским современником, чья жизнь и творчество оставались относительно обособленными, был пейслийский часовщик Джон Куинтон Прингл (1864-1925). Также представляет интерес здесь Джеймс Маклахлан Нэрн (1859-1904), который был очень важной частью Глазговской школы до отъезда в Данидин в 1890 году. Впоследствии, вместе с голландским художником Петрусом ван дер Велденом (1836-1913), он помог утвердить постимпрессионизм в Новой Зеландии. В роли, дополняющей художников Глазговской школы, был Александр Рид (1854-1924), один из самых проницательных торговцев европейским искусством своего времени. Рид жил в одной квартире в Париже с Ван Гогом, и Винсент написал его прекрасный портрет в 1886 году. Рид был и источником информации для «Глазговских мальчиков» о событиях на континенте, и сторонником и защитником их работ.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?