Глазговская школа живописи «Glasgow Boys» читать ~12 мин.
В истории постимпрессионистской живописи термин «Глазговская школа» имеет двойное значение. Первоначально он относился к «Глазговским мальчикам» (Glasgow Boys) — свободному союзу художников-новаторов, которые утвердили современное искусство в Шотландии в период 1880–1900 годов. Этих мастеров сближало неприятие консервативного академического искусства, насаждаемого Королевской шотландской академией в Эдинбурге, и отказ от жёсткой иерархии жанров. Многие из них работали во французских центрах пленэрной живописи, таких как Пон-Авен и Грёз-сюр-Луан. Они были знакомы с барбизонским пейзажем, импрессионизмом Клода Моне (Claude Monet) и ворпсведским реализмом немецкого искусства XIX века.
Стилистически «мальчики» тяготели к натурализму Гаагской школы, доминировавшей в постимпрессионизме в Голландии (ок. 1880–1920), предпочитая его эфемерным колористическим экспериментам импрессионистов. Ключевыми фигурами движения стали Джеймс Гатри (James Guthrie, 1859–1930) и Джон Лавери (John Lavery, 1856–1941). В 1890-х годах группа с успехом выставлялась в Европе и США, а позже её члены влились в состав Академии, оживив её деятельность. Хрестоматийным примером их творчества считается полотно Гатри Дочь батрака (1883, Национальная галерея Шотландии).
Второе значение термина «Глазговская школа» относится к группе дизайнеров и архитекторов, сформировавшейся вокруг Чарльза Ренни Макинтоша (Charles Rennie Mackintosh) в 1890–1910 годах. Их интересы лежали в плоскости декоративного искусства, стиля модерн и эстетики символизма эпохи fin de siècle. Знаковой работой этого направления является акварель Макинтоша Луна жатвы (1892).
Исторический контекст и предпосылки
В 1880-х годах центр художественной жизни Шотландии сместился в Глазго. Предыдущие десятилетия характеризовались ростом выставочной активности: ежегодные экспозиции Королевской шотландской академии (RSA) включали более тысячи работ. Однако Академия оставалась эдинбургским учреждением, и художникам из других регионов было сложно добиться признания. Ответом на эту централизацию стало открытие в 1861 году Института изящных искусств Глазго. Эта инициатива получила поддержку благодаря мощному экономическому росту города, ставшего индустриальным центром.
Показательно, что даже среди художников Эдинбурга наиболее новаторские работы 1880-х годов создавали выходцы с запада страны: Уильям Мактаггарт (William McTaggart) и его последователь Джеймс Лоутон Уингейт (James Lawton Wingate, 1846–1924). Консерватизм Академии позже привёл к основанию более радикального Общества шотландских художников (1891). В конце 1870-х годов талантливый живописец с востока, Артур Мелвилл (Arthur Melville, 1855–1904), нашёл единомышленников в Глазго. Хотя Мелвилл держался обособленно, его новаторский подход к живописи позволяет рассматривать его в контексте Глазговской школы. В 1880-х годах эти мастера доминировали в жанрах интимного пейзажа и портрета, опираясь на опыт Барбизона, Гаагской школы и Джеймса Уистлера.
Состав «Глазговских мальчиков»
Ядро группы составляли Роберт Маколей Стивенсон (Robert Macaulay Stevenson, 1854–1952), Джеймс Патерсон (James Paterson, 1854–1932), Уильям Йорк Макгрегор (William York Macgregor, 1855–1923), Джон Лавери, Джордж Генри (George Henry, 1858–1943), Джеймс Гатри, Уильям Кеннеди (William Kennedy, 1859–1918), Эдвард Артур Уолтон (Edward Arthur Walton, 1860–1922), Джозеф Крохолл (Joseph Crawhall, 1861–1913), Александр Роч (Alexander Roche, 1861–1921) и Эдвард Аткинсон Хорнел (Edward Atkinson Hornel, 1864–1933). К объединению был близок скульптор Питтендрай Макгилливрей (Pittendrigh MacGillivray).
На периферии движения находились Дэвид Голд (David Gauld, 1865–1936) и Стюарт Парк (Stuart Park, 1862–1933), а также представители старшего поколения: Джеймс Элдер Кристи (James Elder Christie, 1847–1914) и Томас Милли Доу (Thomas Millie Dow, 1848–1919). Особого упоминания заслуживает Бесси Макникол (Bessie MacNicol, 1869–1904). Несмотря на раннюю смерть, её творчество демонстрирует условность термина «мальчики», так как женщины играли заметную роль в художественной среде города. Особняком стоял пейслийский художник Джон Куинтон Прингл (John Quinton Pringle, 1864–1925). Важный вклад внёс Джеймс Маклахлан Нэрн (James McLachlan Nairn, 1859–1904), который в 1890 году эмигрировал в Данидин и, вместе с Петрусом ван дер Велденом, стал пионером постимпрессионизма в Новой Зеландии.
Важным союзником художников выступал арт-дилер Александр Рид (Alexander Reid, 1854–1924). Он некоторое время жил в Париже в одной квартире с Винсентом Ван Гогом, который написал его портрет в 1886 году. Рид не только информировал шотландцев о европейских тенденциях, но и активно продвигал их работы на рынке.
Эстетические цели и методы
Объединяющим фактором для школы стало неприятие романтизированных горных ландшафтов, популяризированных Горацио Маккаллохом (Horatio McCulloch) и его последователями. Эти художники считали изображение вересковых пустошей и высокогорного скота изжившим себя штампом. Вместо этого «Глазговские мальчики» обратили взор на Францию. Коллекционеры Глазго в то время активно приобретали работы представителей Гаагской школы и мастеров Барбизона, таких как Теодор Руссо (Théodore Rousseau), Камиль Коро (Camille Corot), Жан-Франсуа Милле (Jean-François Millet) и Шарль-Франсуа Добиньи (Charles-François Daubigny). Это ставило Шотландию в авангард британского коллекционирования.
Следует отметить, что, несмотря на доминирование французского пейзажа XIX века, на формирование барбизонцев и пленэрной живописи в целом повлияли английские мастера: Джон Констебл, Уильям Тёрнер и Ричард Паркс Бонингтон. (См. подробнее: Английская пейзажная живопись).
Технически многие художники группы переняли метод «квадратной кисти» (square brush technique), популяризированный Жюлем Бастьен-Лепажем. Этот приём заключался в использовании плоских кистей квадратной формы для нанесения краски широкими, отчётливыми мазками, что создавало мозаичный эффект и усиливало фактуру поверхности. Такой подход позволял передавать тональные отношения более обобщённо и объективно, избегая излишней детализации и сентиментальности, свойственной викторианскому академизму.
Образование и влияния
Разнообразие стилей внутри группы объясняется различиями в образовании. Уильям Йорк Макгрегор, неформальный лидер объединения, учился в лондонской школе Слейд у Альфонса Легро (Alphonse Legros). Его мастерская стала местом встреч и обмена идеями. Эдвард Уолтон обучался в Дюссельдорфе, а затем в Школе искусств Глазго, где познакомился с Гатри. Сам Гатри брал уроки у Джона Петти в Лондоне. Хорнел посещал Академию в Эдинбурге и учился в Антверпене, а Александр Роч прошёл обучение в Париже у Жана-Леона Жерома. Артур Мелвилл также совершенствовал мастерство в Париже после учёбы в Эдинбурге.
Джон Лавери имел, пожалуй, наиболее разностороннюю подготовку, обучаясь в Глазго, Лондоне и Париже (в Академии Жюлиана и Академии Коларосси). В противовес ему, Джозеф Крохолл был практически самоучкой. Группа представляла собой синтез влияний различных художественных школ Европы. Влияние Уильяма Мактаггарта также было ощутимым, хотя интересы глазговцев — тональный баланс в камерных сценах — отличались от панорамных морских видов Мактаггарта, сближаясь скорее с его сельскими сюжетами.
Пленэрная живопись
Глазговская школа стала первым сообществом шотландских художников, последовательно практиковавшим пленэрную живопись. Это изменило отношение к натуре: художники перестали искать романтические фоны для студийной доработки, начав работать непосредственно на месте. В начале 1880-х годов Патерсон и Макгрегор писали на восточном побережье (Файф), тогда как Уолтон, Крохолл, Гатри и Генри предпочитали окрестности Хеленсбурга и Троссакс. Позже популярными местами стали Кокбёрнспат и Керкубри.
Часть группы — Лавери, Кеннеди и Роч — с 1883 года работала во французской деревне Грёз-сюр-Луан. Там сформировалась международная колония художников, вдохновлённых натурализмом Жюля Бастьен-Лепажа (Jules Bastien-Lepage, 1848–1884). В Грёзе Лавери сблизился с ирландцем Фрэнком О’Мира (Frank O’Meara) и Уильямом Стоттом. Под их влиянием Лавери создал серию тонких работ, исследующих эффекты контрового света и фигуры в движении, что позже нашло отражение в его знаменитой картине Теннисная вечеринка (1885).
Несмотря на географическое разделение, всех членов группы объединяло влияние Бастьен-Лепажа. Однако результаты были различны: буржуазные идиллии Лавери контрастировали с суровым реализмом Гатри. Картина Гатри Дочь батрака (1883) является ярким примером адаптации французского метода к шотландским реалиям. Это честное, лишённое сентиментальности произведение, выполненное в густой технике масляной живописи, перекликается с работой Макгрегора Овощная лавка (1882). Подобная фактурность была далека от «гладкой» манеры старых мастеров вроде Джозефа Ноэля Пейтона.
Декоративность и эксперименты с цветом
Внимание к материальной стороне живописи привело к усилению декоративных качеств. На выставке в Мюнхене в 1890 году критиков поразила «декоративная гармония» работ шотландцев. Это качество прослеживается в ранних картинах Артура Мелвилла, например, в Одри и её козы (1884–1889). Сюжет из Шекспира здесь трактуется через призму идей Джона Рёскина о «естественности».
Джордж Генри и Э. А. Хорнел пошли дальше, сочетая яркую палитру с тем, что биограф Билл Смит назвал «абстрагированным цветом». На них повлиял французский живописец Адольф Монтичелли (Adolphe Monticelli), чьи работы отличались богатой текстурой, напоминающей гобелен. В картинах Хорнела 1891 года (Ручей, Лето) энергия мазка сочетается с композиционными приёмами японской гравюры укиё-э. Галлоуэйский пейзаж Генри (1889) демонстрирует синтез наблюдения натуры и декоративной плоскостности, перекликаясь с бретонскими работами Поля Гогена.
Дэвид Голд и Бесси Макникол развили эти идеи в индивидуальном ключе. Голд использовал локальные плоскости текстурированного цвета, отсылающие к эстетике витража. Макникол объединила фигуративную живопись с декоративным чутьём в работах Французская девушка (1895) и Тщеславие (1902). Артур Мелвилл в своих акварелях, таких как Средиземноморский порт (1892), подчинил форму интенсивности оттенка, предвосхищая фовизм. (См. также: Цветовая палитра: XIX век).
Японизм и Кельтское возрождение
Творчество американца Джеймса Уистлера (James Whistler) оказало глубокое влияние на группу. Именно благодаря Эдварду Уолтону Глазго приобрёл картину Уистлера Карлайл в 1891 году. Уистлер способствовал распространению моды на японское искусство. В 1893 году Генри и Хорнел при поддержке Александра Рида и Уильяма Баррелла отправились в Японию на полтора года. Результатом поездки стали работы Запуск воздушных змеев (Хорнел, 1894) и Японская дама с веером (Генри, 1894).
Японское влияние переплелось с интересом к национальным корням. В 1890-х годах Генри и Хорнел создали совместные полотна на мифологические темы: Друиды: принося омелу (1890) и Звезда на востоке (1891). Эта тенденция совпала с расцветом Кельтского возрождения. Иллюстрации в журнале The Evergreen сочетали японскую графичность и кельтские мотивы, что стало характерной чертой эпохи.
Наследие Лавери и успех группы
Джон Лавери, уроженец Белфаста, стал связующим звеном между шотландским и ирландским искусством. Он известен как выдающийся портретист и пейзажист. Среди его работ — портреты ирландских лидеров Имона де Валеры и Майкла Коллинза, а также образ жены в роли Кэтлин ни Холихан для ирландских банкнот. Как и Уильям Орпен, Лавери добился признания в Лондоне как светский портретист. В начале XX века члены группы прочно вошли в истеблишмент: Джеймс Гатри был президентом Королевской шотландской академии с 1902 по 1919 год.
Чарльз Ренни Макинтош и «Четвёрка»
В начале 1890-х годов в Школе искусств Глазго сформировалась группа молодых новаторов во главе с Чарльзом Ренни Макинтошем (Charles Rennie Mackintosh, 1868–1928). Ещё в студенческие годы его талант отмечал Джеймс Гатри. В творческий союз, получивший название «Четвёрка» (The Four), вошли Макинтош, его друг Герберт Макнэйр (Herbert McNair) и сестры Маргарет и Фрэнсис Макдональд (Margaret and Frances Macdonald). Их деятельность положила начало Стилю Глазго.
Маргарет Макдональд, ставшая женой Макинтоша, была самостоятельной художницей значительного дарования. Её панно Опера моря (ок. 1916) и другие работы в гипсе и текстиле сыграли важную роль в формировании эстетики группы. «Четвёрка» занималась не только архитектурой, но и плакатом, мебелью и интерьерами. Их стиль отличался удлинёнными линиями, мистической символикой и стилизованными растительными формами.
Вокруг «Четвёрки» возник широкий круг мастериц прикладного искусства, известных как «Глазговские девушки» (Glasgow Girls). Сюда входили иллюстраторы Джесси М. Кинг (Jessie M. King), Кэтрин Кэмерон и Энни Френч, а также художницы по текстилю Джесси Ньюбери и Энн Макбет. Директор Школы искусств Фрэнсис Ньюбери (Francis Newbery) создал уникальную атмосферу, поощрявшую женщин-художниц и позволявшую им занимать ведущие позиции в преподавании и творчестве. Их работы в области вышивки, эмали и книжной графики стали неотъемлемой частью феномена Стиля Глазго, придав ему особую изысканность.
Дизайн и индустриальная эстетика
Стиль Глазго развивался в контексте мощной судостроительной индустрии. Эстетика морской архитектуры — от чайных клиперов, таких как Катти Сарк, до современных лайнеров — влияла на восприятие формы. Художники, выросшие среди верфей Клайда, впитали точность инженерных конструкций. Позже Ле Корбюзье в книге К архитектуре (1923) канонизирует лайнеры как образцы современного дизайна (см. ар-деко).
Идейной базой стиля стало движение «Искусства и ремесла» Уильяма Морриса. Макинтош сочетал ремесленную честность с формальными экспериментами. Влияние оказали графический язык Обри Бёрдслея и органические абстракции Яна Торопа. В мебели Макинтоша, например, в стуле для чайных комнат «Ива» (1904), природные формы подвергаются строгой геометризации, предвосхищая опыты Пита Мондриана и Баухауса. Журнал The Studio сыграл ключевую роль в популяризации этих идей за пределами Шотландии.
Кельтское наследие и Талвин Моррис
Кельтское возрождение было важным источником вдохновения. Ранний проект Макинтоша — надгробие 1888 года — напрямую цитирует формы кельтских крестов. Его друг Талвин Моррис (Talwin Morris, 1865–1911), арт-директор издательства Blackie, внедрил эстетику Глазго в массовый тираж. Дизайн книжных обложек Морриса, сочетавший геометрию с кельтскими узорами и «фирменными» розами Глазго, сделал стиль узнаваемым во всей Британской империи. Моррис также способствовал получению Макинтошем заказа на проектирование Хилл-Хауса (Hill House) — шедевра жилой архитектуры XX века.
Международное признание
Немецкий дипломат и критик Герман Мутезиус (Hermann Muthesius) одним из первых оценил гений Макинтоша, назвав его ведущим архитектором современности. Благодаря публикациям в журналах Dekorative Kunst, работы шотландцев стали популярны в Германии и Австрии. (См. также: Немецкий постимпрессионизм).
Особая связь установилась с художниками Венского сецессиона. В 1900 году «Четвёрка» оформила зал на выставке Сецессиона в Вене, получив восторженные отзывы. Шотландский модернизм оказался близок австрийским исканиям Густава Климта и Йозефа Хоффмана: обе школы стремились к синтезу искусств, объединяя новаторство с глубоким пониманием мифа и истории. Сегодня произведения мастеров Глазговской школы хранятся в лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?