Школа романтического пейзажа реки Гудзон читать ~7 мин.
Школа реки Гудзон — это направление в пейзажной живописи XIX века, объединявшее группу американских художников-единомышленников. Они базировались в Нью-Йорке и испытали сильное влияние романтизма. Вдохновителем движения считается уроженец Англии Томас Коул (Thomas Cole; 1801–1848). Большинство живописцев состояли в Национальной академии дизайна и клубе «Сенчури», а многие работали в одном здании — Studio Building на Западной Десятой улице.
Благодаря своим работам Коул признан основателем школы, хотя его прямое участие в её развитии было ограниченным. Кроме него, к крупнейшим представителям направления относятся Альберт Бирштадт (Albert Bierstadt; 1830–1902) и бывший ученик Коула, Фредерик Эдвин Чёрч (Frederic Edwin Church; 1826–1900). После смерти Коула в 1848 году школу возглавил Ашер Браун Дюран (Asher Brown Durand; 1796–1886). В своих «Письмах о пейзажной живописи» он изложил принципы идеализированного натурализма, ставшие визитной карточкой этого течения.
Локации и сюжеты
Первоначально художники школы реки Гудзон писали пейзажи долины реки Гудзон и её окрестностей, включая горы Адирондак, Катскилл и Белые горы. Позднее география их работ расширилась, охватив живописные виды Дальнего Запада и других уголков Америки. Большинство картин создавалось в мастерской на основе этюдов, сделанных на пленэре. Часто полотна представляли собой композиции, собранные из нескольких реальных и воображаемых видов.
Томас Коул: искусство возвышенного пейзажа
Коул приехал в Нью-Йорк в 1825 году после работы портретистом в Огайо и Пенсильвании. Он решил посвятить себя пейзажу и отправился в путешествие в горы Катскилл. По возвращении он выставил три своих работы в витрине книжного магазина. Картины привлекли внимание влиятельных деятелей искусства — Джона Трамбулла (1756–1843), Уильяма Данлэпа (1766–1839) и Ашера Брауна Дюрана (1796–1886). Впечатлённый Трамбулл купил одну из работ и представил Коула своим друзьям, ставшим его покровителями.
Главный вклад Коула в американскую живопись — исследование «возвышенного» (эстетической категории, связанной с трепетом и необъятностью) в пейзаже. До него ни один художник в Америке не обращался к этой теме. Однако с возрастом взгляды Коула изменились. Его поздние работы, созданные под влиянием Дж. М. У. Тёрнера, стали более аллегоричными. В них отражался страх, что американский материализм уничтожит дикую природу, которую он так ценил.
Ашер Б. Дюран и натурализм
Ашер Дюран, обратившийся к пейзажу лишь в 30-е годы XIX века, находился под большим влиянием натурализма английского мастера Джона Констебла (1776–1837), нежели экспрессивных полотен Дж. М. У. Тёрнера (1775–1851). В своих «Письмах о пейзажной живописи» Дюран дистанцировался от зрелого, но мелодраматичного стиля Коула. Он предлагал более простой подход — создание этюдов на пленэре без излишней философской нагрузки.
Этот метод, нацеленный на передачу света и безмятежности американских пейзажей, нашёл отклик у покровителей искусства, искавших в живописи отдых от городской суеты. Его с энтузиазмом восприняли такие художники, как Джон Фредерик Кенсетт (1816–1872), Мартин Джонсон Хед (1819–1904), Уортингтон Уиттредж (1820–1910), Сэнфорд Робинсон Гиффорд (1823–1880), Джаспер Фрэнсис Кропси (1823–1900) и Жервис МакЭнти (1828–1891).
Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт
Эти два художника заняли промежуточное положение между Коулом и Дюраном. Чёрч, вдохновлённый трудами немецкого натуралиста Александра фон Гумбольдта, сместил акцент с вопросов истории на научные и духовные изыскания. Он создал серию масштабных полотен, воспевающих красоту воды, гор и неба, — например, «Сердце Анд» (1859, Метрополитен-музей) и «Ниагарский водопад» (1867, Национальная галерея Шотландии). Чёрч писал пейзажи не только Америки, но и Арктики, и Палестины.
Главным соперником Чёрча в 1860-е годы был Альберт Бирштадт, родившийся в Германии и выросший в Массачусетсе. Он вернулся в Германию для обучения в Дюссельдорфской академии искусств, а затем снова приехал в Америку. Его визитной карточкой стали монументальные горные пейзажи, такие как «Скалистые горы» (1863, Метрополитен-музей). Публика ценила его драматические сцены с туманами, облаками и преувеличенными световыми эффектами, платя за них большие деньги. Бирштадт много путешествовал по американскому Западу, Канаде, Аляске и Европе.
Люминизм и «Явное предначертание»
Из школы реки Гудзон выросло такое направление, как люминизм. Для него характерно особое внимание к свету, спокойная, созерцательная атмосфера и гладкая живописная манера со скрытыми мазками. Художники-люминисты, среди которых Кенсетт, Хед и Гиффорд, стремились передать в своих работах ощущение тишины и духовной гармонии природы.
Популярность школы была тесно связана с доминировавшей в США XIX века идеологией «Явного предначертания» (Manifest Destiny). Величественные и нетронутые пейзажи воспринимались как символ божественного дара американскому народу и свидетельство его исключительности и великого будущего. Картины художников школы отражали национальный оптимизм и гордость за необъятные просторы страны.
Влияние Дюссельдорфской школы
Обучение Бирштадта в Дюссельдорфе оказало заметное влияние на его творчество. Дюссельдорфская школа живописи славилась детализированными, часто повествовательными и аллегорическими пейзажами. Бирштадт соединил эту европейскую традицию с американской тематикой. Он сочетал точность в деталях с драматизмом и грандиозностью композиции, что отличало его работы от более сдержанных произведений других художников школы реки Гудзон.
Упадок
Школа реки Гудзон начала терять популярность к концу Гражданской войны. Отчасти это было связано с влиянием французской барбизонской школы, чей более камерный и интимный стиль становился всё более привлекательным для американской публики. Первым этот стиль в Америке освоил Джордж Иннесс (George Inness; 1825–1894), который к середине 1880-х годов стал самым признанным пейзажистом страны. Считается, что название «школа реки Гудзон» ввёл художественный критик газеты «New York Tribune» Кларенс Кук именно в период её упадка.
Наследие
На протяжении полувека романтические и величественные полотна школы реки Гудзон формировали представление американцев о дикой природе своей страны. Это было первое самобытное американское художественное объединение, разделявшее убеждение, что американский пейзаж является естественным проявлением божественного начала. Из этого движения выросли такие течения, как люминизм и школа Скалистых гор.
Музейные коллекции
Одна из крупнейших коллекций картин Коула и других художников школы реки Гудзон находится в музее Уодсворт Атенеум в Хартфорде, Коннектикут. Их произведения также можно увидеть во многих лучших художественных музеях Америки, включая Метрополитен-музей, Бруклинский музей, Нью-Йоркское историческое общество, Художественный центр Фрэнсис Леман Лёб, Ньюаркский музей, Детройтский институт искусств, Национальную галерею искусства в Вашингтоне, Смитсоновский музей американского искусства, Институт истории и искусства Олбани, музей Гилкриз в Талсе и Музей американского искусства Уэстервельт Уорнер в Таскалусе. Подробнее см.: Художественные музеи Америки.
Список художников школы реки Гудзон
К художникам, связанным с движением, относятся:
Томас Даути (1793–1856)
Ашер Браун Дюран (1796–1886)
Томас Коул (1801–1848)
Роберт Уолтер Уэйр (1803–1889)
Джон Уильям Кэзильер (1811–1893)
Джон Фредерик Кенсетт (1816–1872)
Мартин Джонсон Хед (1819–1904)
Уортингтон Уиттредж (1820–1910)
Роберт Скотт Данкансон (1821–1872)
Сэнфорд Робинсон Гиффорд (1823–1880)
Уильям Харт (1823–1894)
Фредерик Эдвин Чёрч (1826–1900)
Дэвид Джонсон (1827–1908)
Жервис МакЭнти (1828–1891)
Джеймс Макдугал Харт (1828–1901)
Томас Хилл (1829–1908)
Альберт Бирштадт (1830–1902)
Герман Оттомар Херцог (1831–1932)
Уильям Стэнли Хезелтайн (1835–1900)
Томас Моран (1837–1926)
К ним можно добавить Джорджа Кейлеба Бингема (1811–1879), одного из лучших пейзажистов Америки. Он провёл большую часть жизни в Миссури, но придерживался эстетики, близкой к школе реки Гудзон, и был тесно связан с люминистским пейзажем.
Избранные картины школы реки Гудзон
Ниже представлен краткий перечень наиболее известных работ, созданных художниками школы.
Томас Коул
«Дальний вид на Ниагарский водопад» (1830), Художественный институт Чикаго
«Путь империи: дикое состояние» (1836), Нью-Йоркское историческое общество
«Вид на Катскиллы — ранняя осень» (1837), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Гора Шрун, Адирондак» (1838), Кливлендский музей искусств
«Ущелье в Белых горах» (1839), Национальная галерея искусства, Вашингтон
Фредерик Эдвин Чёрч
«Водопад Текендама» (1854), Художественный музей Цинциннати
«Деревенский дом» (1854), Художественный музей Сиэтла
«Водопады Ниагары» (1857), Национальная галерея искусства, Вашингтон
«Сердце Анд» (1859), Метрополитен-музей
«Сумерки в дикой местности» (1860), Кливлендский музей искусств
«Котопахи» (1862), Детройтский институт искусств
«Северное сияние» (1865), Национальная галерея искусства, Вашингтон
«Ниагарский водопад» (1867), Национальная галерея Шотландии
Альберт Бирштадт
«Скалистые горы, пик Ландера» (1863), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Примеры американской пейзажной живописи XX века можно найти в работах уроженца Айовы Гранта Вуда (1891–1942) и пенсильванского художника Эндрю Уайета (1917–2009).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?