Художники-импрессионисты (1840-1920) читать ~21 мин.
Цели, которые ставили перед собой художники группы, были смелыми и новаторскими. Они включали в себя:
мгновенное и визуально достоверное изображение сиюминутной сцены;
написание всей работы на открытом воздухе (пленэре), что повлекло за собой отказ от традиционной последовательности подготовительных эскизов и тщательно проработанной итоговой картины;
использование чистого цвета прямо на холсте, а не предварительное смешивание красок на палитре;
применение техники, созданной под влиянием новейших научных исследований в области оптики, которая позволяла изображать свет как совокупность составляющих его цветов;
использование небольших, отрывистых мазков яркой краски;
и, прежде всего, использование света и цвета как единственного средства для объединения композиции, в отличие от традиционного метода, основанного на чётком контуре и моделировании объёма с помощью светотени.
Освобождение света
В совокупности эти цели представляли собой полную переоценку ценностей в искусстве. И всё же, как и во многих «революционных» художественных движениях, их корни можно найти в предшествующих течениях. Акцент на работе непосредственно с натуры вытекал из стремления к фактической точности и прямому наблюдению, которое было характерно для художников-реалистов и последователей философии позитивизма.
Использование импрессионистами цвета во многом обязано открытиям французского учёного Мишеля Эжена Шеврёля. Он заметил, что расположенные рядом цветовые пигменты визуально изменяют друг друга, а при наблюдении с расстояния два разных цвета, нанесённые рядом, сливаются в один новый тон. Подобные теории в конечном итоге привели импрессионистов к практике нанесения чистых цветов на холст, чтобы глаз зрителя смешивал их уже на расстоянии.
Однако на самом деле эта техника была предвосхищена более ранними художниками. Эжен Делакруа (во Франции), а также Джон Констебл и Ричард Паркс Бонингтон (в Англии) оказали значительное влияние на импрессионистов. В своём дневнике Делакруа отмечает: “Констебл говорит, что превосходство зелени на его лугах объясняется тем, что она состоит из множества различных зелёных оттенков, положенных рядом, а не смешанных. Недостаток интенсивности и живости в пейзажах обычных художников происходит оттого, что они пишут их в едином тоне”. Сам Делакруа отказался от земляных тонов и использовал чистые, несмешанные цвета. Он предвосхитил характерные мазки импрессионистов, когда писал: “Хорошо, если мазки не сливаются. Они естественным образом смешиваются на определённом расстоянии по закону симпатии, который их связал. Таким образом, цвет приобретает энергию и свежесть”.
Эти высказывания точно отражают величайший вклад импрессионистов в искусство — освобождение света и цвета и попытку создать ощущение непосредственного визуального впечатления от изображения.
Влияния, сформировавшие импрессионистов
Как единое движение, импрессионизм, по сути, ограничивается 1870-ми годами. После этого десятилетия художники пошли по более индивидуальным путям. 1860-е годы стали для всех будущих импрессионистов временем становления, в течение которого под влиянием различных факторов формировались их идеи. Эти влияния лучше всего прослеживаются в карьере Клода Моне (1840–1926), ведущего члена группы.
Художником, которого Моне уважал больше всего, был Эдуард Мане (1832–1883). В 1860-е годы он был крайне противоречивой фигурой: его картина «Завтрак на траве» (1863) вызвала волну возмущённой критики, когда была выставлена в недавно созданном Салоне отверженных (организованном для показа работ, не принятых официальным Салоном).
Именно те качества, за которые Мане осуждали критики — спонтанная манера письма, отказ от полутонов, отсутствие плавной моделировки и пренебрежение постепенным переходом от света к тени, — привлекли к нему внимание будущих импрессионистов. Вдохновлённый картиной Мане, Моне сам начал работу над своим «Завтраком на траве», проведя несколько месяцев за набросками в лесу Фонтенбло. Однако его замысел отличался от замысла Мане: он хотел изобразить участников пикника такими, какими они предстали в мимолётный миг, залитые солнечным светом.
В 1866 году, когда он закончил эту картину, Моне написал «Дам в саду», с которой начал свою практику написания работ полностью на открытом воздухе (en plein air).
В начале своего творческого пути Моне познакомился с живописью на пленэре благодаря своему другу, художнику Эжену Будену (1824–1898), когда жил в Гавре. От Будена Моне перенял страсть к передаче мимолётных атмосферных эффектов, и его картины гаваней и пляжей Нормандии в значительной степени посвящены игре света на поверхностях.
Растущий интерес Моне к оптическим эффектам проявился в серии снежных пейзажей, которые он написал в Онфлёре и его окрестностях в начале 1860-х годов. К этому времени его стиль изменился под влиянием знакомства с японским искусством. Японские цветные гравюры на дереве стали известны в Европе с середины XIX века, когда Япония возобновила торговые отношения с Западом. Гравюры часто использовались в качестве обёрточной бумаги и вкладышей для упаковок с чаем, и их можно было дёшево купить в чайных магазинах. Многие художники во Франции, начиная с конца 1850-х годов, коллекционировали эти гравюры, видя в японском искусстве способ обновить свой собственный стиль.
Некоторые черты этого «японизма» перекликались с эффектами, которые художники в то время изучали в своей среде. Среди них — фрагментарная композиция, когда фигуры видны с неожиданных ракурсов или частично обрезаны краем холста (что также было характерно для фотографии), использование чёрного контура, больших плоских цветовых пятен и резкой перспективы. Последний приём был использован Моне в его картине «Дорога в Онфлёре зимой» (1867), поскольку он помогает создать впечатление, полученное при мимолётном взгляде.
Впоследствии перспектива и ракурс неоднократно использовались художниками-импрессионистами, в частности Камилем Писсарро (1831–1903) и Альфредом Сислеем (1839–1899) для изображения дорог, а также Мане для речных видов. Различные аспекты японского искусства были восприняты художниками в соответствии с их индивидуальными интересами. Эдгар Дега (1834–1917), который был больше заинтересован в композиции и рисунке, чем основные импрессионисты, находился под особым влиянием лаконичности японского искусства и возможностей кадрированной композиции, которые он наиболее полно исследовал в своих многочисленных этюдах балерин.
Для Мане привлекательность японского искусства заключалась в использовании цвета; его работы 1860-х годов с плоскими участками яркого цвета отражают его знакомство с японскими гравюрами. Хотя и Мане, и Дега на определённом этапе своей карьеры испытали влияние техники и находок импрессионистов, оба они держались несколько в стороне от основной группы. Их разделяли разное социальное происхождение, возраст, более утончённое мировоззрение и иные художественные цели.
Растущий интерес к фотографии также сыграл важную роль в формировании концепции живописи Моне и его художественного стиля. Его изображение пешеходов на картине «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873), где фигуры искажены до чёрных пятен, в точности повторяет эффекты современных фотографий, сделанных на стеклянных пластинах, которые имели тенденцию размывать движущиеся объекты. Иногда импрессионисты использовали фотографии в качестве основы для своих работ; в других случаях фотография помогала им увидеть предметы и сцены с неожиданных ракурсов.
Моне был связующим звеном между разными членами группы. Он познакомился с Ренуаром и Сислеем в Париже, когда учился в студии Шарля Глейра (1806–1874), и подружился с Писсарро и Полем Сезанном (1839–1906) в Академии Сюиса, также в Париже. С 1864 года все эти художники независимо друг от друга или вместе работали в лесу Фонтенбло.
Огюст Ренуар (1841–1919), хотя и испытал влияние Моне в использовании ярких, плоских цветов, был больше похож на Мане в своей восприимчивости к искусству прошлого. И для него, как и для Мане, именно человеческая фигура оставалась самым захватывающим предметом для художественного выражения.
На протяжении 1860-х годов Ренуар пытался сохранить баланс между определёнными академическими стандартами и живописными новшествами, которые он видел вокруг себя. В использовании глубокого цвета и фактурного мазка в его работах, созданных в Фонтенбло, прослеживается влияние Гюстава Курбе. Однако постепенно — в результате постоянных занятий живописью на открытом воздухе и под влиянием Моне — его палитра становится светлее, а манера письма — свободнее. Но его интерес к человеческой фигуре доминирует даже тогда, когда он ближе всего к Моне по тематике и стилю.
В 1868 году он и Моне вместе работали на реке Сене. Их индивидуальные интерпретации сцены в Лягушатнике (популярном месте для купания на Сене) показывают их контрастные интересы: Ренуар фокусировался на социальных сценах и человеческих фигурах, а Моне — на эффектах света и воды. Именно здесь Ренуар и Моне обнаружили, что тени не коричневые или чёрные, как их традиционно изображали, а окрашены рефлексами от окружающих предметов и среды. Соответственно, они всё больше отказывались от чёрных, коричневых и земляных тонов в своих палитрах.
Наряду с Моне, Писсарро и Сислей были, пожалуй, наиболее верны принципам импрессионизма. Писсарро, хотя и испытал значительное влияние Моне, проявляет гораздо большее уважение к основной структуре картины и к прочным, долговечным аспектам земли и сельской местности.
Сислей, почти полностью сосредоточившийся на пейзажной живописи, испытал сильное влияние Моне в своих поздних работах, выполненных в 1870-е годы. Но его пейзажи, например, «Туманное утро» (1874), и особенно снежные сцены, сохраняют чувство меланхолии и деликатности, присущее только его искусству.
В середине 1870-х годов стиль импрессионизма достиг своего расцвета. Художники, связанные с ним, работали в своей наиболее характерной манере: мелкими, отдельными мазками чистого цвета, наносимого прямо на белый загрунтованный холст без предварительного смешивания. Эти картины импрессионистов передают не только чувство свободы в стиле, но и истинное наслаждение жизнью. Их наиболее типичные сюжеты — завтраки, пикники, променады и прогулки на лодках, а также сцены природы в разном настроении и в разное время года.
С 1872 года Моне жил в Аржантёе на реке Сене, где оборудовал плавучую студию, с которой мог изучать и писать взаимодействие света и воды. Здесь он работал вместе с Ренуаром, а летом 1874 года к ним присоединился Мане, родители которого владели поместьем неподалёку. Это лето ознаменовало пик увлечения Мане импрессионизмом: его палитра стала светлее, техника — свободнее, и он всё больше ценил опыт работы на открытом воздухе.
Его картина «Моне, работающий в своей лодке-студии» (1874) является данью этому этапу и передаёт вновь обретённый восторг Мане от спонтанной передачи физических аспектов сцены. Но хотя газетные критики настойчиво называли молодых художников «бандой Мане», сам Мане никогда не хотел отождествлять себя с импрессионистами и отказывался принимать участие в их выставках. Первая выставка импрессионистов, организованная Дега, состоялась в 1874 году и была очернена как критиками, так и публикой.
Группа импрессионистов распадается
Сама группа, хотя и продолжала проводить выставки до 1886 года, к концу 1870-х годов начала распадаться. Моне покинул Аржантёй в 1876 году и два года спустя поселился в Ветёе, дальше от Парижа. Он начал работать над сериями картин, в которых исследовал одну и ту же тему в разных условиях и в разное время суток: это «Тополя», «Стога сена», «Руанский собор» и «Кувшинки» — последнюю тему он писал вплоть до своей смерти в 1926 году. Эти работы демонстрируют всё большее растворение формы и чувственную передачу света и цвета.
Ренуар, всегда тяготевший к академическому искусству, вернулся к своему основному увлечению — человеческой фигуре, и его поздние работы демонстрируют повышенное внимание к форме, контуру и гладкости поверхности. Писсарро увлёкся цветовыми теориями группы неоимпрессионистов во главе с Жоржем Сёра, и к концу жизни из первоначальной группы чистым импрессионистом остался только Сислей.
Таким образом, 1880-е годы стали свидетелями того, как художники из первоначальной группы импрессионистов развивали свои независимые стили, а новое поколение — Сезанн, Гоген и Ван Гог, — взяв за основу новации импрессионизма, создало новое, более радикальное искусство, которое изменило живопись XX века.
Французские импрессионисты
Поль Сезанн (1839–1906)
Провалил вступительные экзамены во Французскую академию изящных искусств. Подружившись с Писсарро, он выставлялся с группой только дважды (в 1874 и 1877 годах), после чего стал развивать собственный стиль в рамках пост-импрессионизма.
Эдгар Дега (1834–1917)
В отличие от большинства других, обладал независимым состоянием и не нуждался в продаже своих работ для выживания. Несмотря на это, он стал величайшим художником-фигуристом этого движения.
Эдуард Мане (1832–1883)
После того как его картины «Завтрак на траве» и «Олимпия» были отвергнуты Салоном, он стал героем молодого (импрессионистического) поколения парижских живописцев. В душе оставался классицистом и до конца жизни стремился восстановить свои связи с Салоном. Считается «отцом» современной живописи во Франции.
Клод Моне (1840–1926)
Признанный лидер французского импрессионизма. Приверженец пленэра, всю жизнь стремившийся к мастерству в изображении света, он наиболее известен серией картин с кувшинками, созданных в его саду в Живерни.
Берта Моризо (1841–1895)
Ученица Коро, она познакомилась с Мане, вышла замуж за его брата Эжена и участвовала во всех выставках группы, кроме одной. Считается величайшей художницей-импрессионисткой. Её дочь вышла замуж за французского экспрессиониста Жоржа Руо.
Камиль Писсарро (1830–1903)
Учился во Французской академии изящных искусств, всю жизнь был анархистом, писал городские и сельские пейзажи на пленэре.
Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919)
Первоначально был декоратором по фарфору, брал уроки в студии Шарля Глейра, где познакомился с Моне, Базилем и Сислеем. Участвовал в многочисленных выставках импрессионистов, а также в Салоне (1879). Стал величайшим художником движения, работавшим с «рассеянным светом», а в 1880-х годах пошёл своим путём.
Альфред Сислей (1839–1899)
Родился в Париже в семье англичан, участвовал в пяти выставках группы и до конца жизни оставался (вместе с Моне и Писсарро) верным представителем импрессионизма на открытом воздухе. См: Импрессионистическая пейзажная живопись.
Другие французские художники, связанные с импрессионизмом
Фредерик Базиль (1841–1870)
Богатый молодой друг и соратник Моне, Ренуара и Сислея. Находился под влиянием Мане, финансово поддерживал Ренуара и изображён на картине Моне «Завтрак на траве».
Пьер Боннар (1867–1947)
Отказался от карьеры юриста, чтобы стать художником. Член группы декоративного искусства «Наби» вместе с Полем Серюзье (1864–1927), Морисом Дени (1870–1943) и другими. Позже вместе со своим близким другом Эдуаром Вюйаром (1869–1940) основал стиль «интерьерной» живописи, известный как интимизм.
Эжен Буден (1824–1898)
Учился у Коро, выставлялся в Салоне и вдохновил Моне заняться пленэрной живописью. Участвовал в первой выставке импрессионистов в знак поддержки.
Гюстав Кайботт (1848–1894)
Участвовал с группой в пяти выставках и приобрёл около 70 их картин, став одним из главных меценатов движения.
Поль Гоген (1848–1903)
Бросил карьеру биржевого маклера, чтобы стать художником. Первоначально сотрудничал с Писсарро и участвовал в четырёх выставках группы в 1880-х годах. Позже развил символистскую форму пост-импрессионистской живописи под влиянием Эмиля Бернара, Ван Гога и искусства народов Океании.
Арман Гийомен (1841–1927)
Активный и искусный член кружка импрессионистов. Учился у Писсарро и Сезанна, а чтобы свести концы с концами, работал землекопом. В 1891 году выиграл 100 000 франков в парижской лотерее.
Анри-Эдмон Кросс (1856–1910)
Французский художник-неоимпрессионист, на которого повлияла дружба с Люсом, Синьяком, Ван Рейссельберге, Шарлем Камуэном и Анри-Шарлем Мангеном.
Жорж Сёра (1859–1891)
На выставке импрессионистов 1886 года был представлен его шедевр «Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884, Чикагский институт искусств). В 1884 году вместе с Синьяком основал Общество независимых художников.
Поль Синьяк (1863–1935)
Художник и ведущий теоретик цвета пуантилизма. Он убедил Сёра применить технику раздельных мазков чистого цвета (дивизионизм), которую сам развивал после смерти Сёра.
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)
Невысокого роста, покалеченный в юности, он испытал большое влияние Мане, Дега и Ван Гога. Вместе с импрессионистами выставил несколько своих замечательных картин парижских мюзик-холлов в Салоне независимых в 1889 году.
Эдуар Вюйар (1869–1940)
Член группы «Наби», вместе с Боннаром он разработал собственный стиль спокойных импрессионистических интерьеров, известный как интимизм.
Главной музейной витриной французского импрессионизма является Музей Орсе в Париже.
Немецкие импрессионисты
Адольф фон Менцель (1815–1905)
Известный художник, чьё спонтанное изображение света и атмосферы предвосхитило поздний немецкий импрессионизм.
Макс Либерман (1847–1935)
Учился в Веймарской академии художеств, а затем в Париже у художников барбизонской школы. Под сильным влиянием импрессионизма он поселился в Берлине, где писал (и коллекционировал) импрессионистские работы.
Ловис Коринт (1858–1925)
Получил образование в Кёнигсбергской академии художеств, затем учился в Париже и Мюнхене, после чего поселился в Берлине как член движения Берлинский сецессион. Стал одним из самых влиятельных немецких импрессионистов, но после инсульта в 1911 году его стиль сместился в сторону экспрессионизма.
Макс Слефогт (1868–1932)
Как и Коринт, отправился в Берлин, чтобы присоединиться к движению Сецессион. Стал важным немецким художником-импрессионистом, специализируясь на портретах и жанровых картинах, изображающих театры и концертные залы.
Подробнее см. Немецкое искусство XIX века.
Голландские импрессионисты
Йохан Бартольд Йонгкинд (1819–1891)
Значительно старше остальных, Йонгкинд приехал в Париж как пейзажист в 1846 году. Он также регулярно писал побережье Нормандии. В 1863 году он участвовал в «Салоне отверженных» в Париже, оказав заметное влияние на импрессионистов, которые увидели в его спонтанном стиле живописи родственную душу. О более поздних голландских художниках, исповедовавших современный французский «светлый» импрессионизм, см: Пост-импрессионизм в Голландии (1880–1920).
Винсент Ван Гог (1853–1890)
В 1886 году переехал в Париж, где жил со своим братом Тео, одним из немногих арт-дилеров, ценивших Дега, Гогена, Сёра и Тулуз-Лотрека. Под их влиянием Ван Гог расширил свою палитру и в конце концов уехал на юг Франции, чтобы основать там студию для прогрессивных художников. В последние годы жизни его живопись перешла в более экспрессионистский стиль, став более неистовой, с выраженными мазками и ещё более яркими цветами.
Британские импрессионисты
Уолтер Сикерт (1860–1942)
Ученик Уистлера, на которого оказало большое влияние мастерство рисунка его друга Дега. Ведущий британский художник-импрессионист со сдержанной палитрой, он основал группу «Кэмден Таун» в 1911 году и был близким соратником сына Камиля Писсарро Люсьена (1863–1944), Фредерика Спенсера Гора (1878–1914), импрессиониста и первого президента группы «Кэмден Таун», и Гарольда Гилмана (1876–1919), британского пост-импрессиониста.
Филип Уилсон Стир (1860–1942)
Прогрессивный британский художник, чьи пляжные и морские пейзажи 1890-х годов отличались свежей и искромётной импрессионистической манерой. Позже перешёл к более традиционному стилю искусства в духе Гейнсборо и Констебла, а в конечном итоге — к акварелям.
Датские и шведские импрессионисты
Педер Северин Кройер (1851–1909)
Датский импрессионист норвежского происхождения, лидер колонии художников в Скагене. Известен картинами «Гип-гип ура! Праздник художников в Скагене» (1888, Гётеборгский художественный музей, Швеция) и «Летний вечер на южном пляже Скагена с Анной Анкер и Мари Кройер» (1893, Музей Скагена).
Вильгельм Хаммерсхёй (1864–1916)
Ученик П.С. Кройера, Хаммерсхёй является крупнейшим датским художником-интимистом, который отличается спокойными интерьерами в приглушённых тонах, близкими по духу импрессионизму.
Андерс Цорн (1860–1920)
Величайший шведский импрессионист, известный своими светскими портретами и изображениями обнажённой натуры.
Американские импрессионисты
Джеймс Эбботт Мак-Нейл Уистлер (1834–1903)
После отчисления из Вест-Пойнта он в 21 год отправился в Париж, чтобы изучать живопись. Вместе с Мане, Писсарро, Гийоменом, Фантен-Латуром, Йонгкиндом и Сезанном он участвовал в «Салоне отверженных» в 1863 году. Хотя он никогда не был импрессионистом в строгом смысле слова, его атмосферные ноктюрны были очень импрессионистичны по настроению и проложили путь к появлению собственно американского импрессионизма.
Марк Фишер (1841–1923)
Американский живописец из Бостона, учившийся в студии Шарля Глейра вместе с Моне, Сислеем и Базилем. Поселился в Лондоне, где быстро добился признания.
Мэри Кэссетт (1844–1926)
Дочь богатого питтсбургского банкира, она училась в Пенсильванской академии изящных искусств, а затем в Париже, где по приглашению Дега выставлялась с группой с 1879 года. Она стала ведущей американской художницей-импрессионисткой, а также важным связующим звеном между художниками и американскими коллекционерами. К сожалению, она оставила живопись после того, как в 1914 году её поразила слепота.
Уильям Мерритт Чейз (1849–1916)
Ранний представитель импрессионизма в Америке, он был известен своими парковыми сценами, портретами и, прежде всего, выдающимся вкладом в преподавание искусства в Нью-Йорке, Филадельфии и Чикаго.
Теодор Робинсон (1852–1896)
Ранний представитель импрессионизма, Робинсон провёл почти десять лет во Франции, где стал близким другом Клода Моне. Он придерживался консервативного стиля импрессионизма, в котором важность рисунка никогда не отходила на второй план, но при этом создал одни из величайших шедевров американской импрессионистической живописи. Наиболее известен своими пейзажами, жанровыми работами и сценами с лодками из Коннектикута.
Джон Генри Твахтман (1853–1902)
Уроженец Огайо, учившийся в Мюнхене и Париже. Этот импрессионист-пейзажист, испытавший влияние Уистлера, японского искусства и французского импрессионизма, обладал личным стилем живописи, позволявшим ему наполнять свои полотна разнообразными эмоциональными реакциями.
Джон Сингер Сарджент (1856–1925)
Будучи ярым приверженцем импрессионизма, хотя и испытавшим влияние портретистов старых мастеров, таких как Веласкес и Франс Халс, его стремительная виртуозная техника идеально соответствовала спонтанности этого стиля. Например, его шедевры «Дочери Эдварда Дарли Бойта» (1882) и «Эль Халео» (1882). См. также: Портреты импрессионистов.
Чайлд Хассам (1859–1935)
Обучался в Бостоне, затем в Париже (1886–1889), где перенял технику и цветовую палитру импрессионистов. После этого он поселился в Нью-Йорке и стал одним из первых художников, принёсших импрессионизм в Америку. Будучи выдающимся представителем этого стиля, он (как и Кэссетт до него) удостоился персональной выставки в престижной галерее Поля Дюран-Рюэля в Париже в 1901 году.
Джулиан Олден Уир (1852–1919)
Американский художник, известный своими импрессионистическими пейзажами, а также более консервативными натюрмортами, цветочными картинами и портретами. Близкий друг Твахтмана, он стал президентом Ассоциации американских художников и скульпторов.
«Десять американских художников» (ок. 1898–1919)
Эта группа американских импрессионистов состояла из десяти прогрессивных художников из Бостона и Нью-Йорка, большинство из которых учились в Париже. Они выставлялись вместе в серии выставок с 1898 по 1919 год. Среди членов группы были: Чайлд Хассам, Фрэнк У. Бенсон (1862–1951), Джозеф Де Камп (1858–1923), Томас У. Дьюинг (1851–1938), Уильям Л. Меткалф (1858–1925), Роберт Рид (1862–1929), Джон Х. Твахтман (1853–1902), Эдмунд С. Тарбелл (1862–1938), Эдвард Э. Симмонс (1852–1931), Уильям Мерритт Чейз (1849–1916) и Джулиан Олден Уир (1852–1919).
Русские художники, испытавшие влияние импрессионизма
Хотя этих художников чаще относят к движению передвижников и реализму, в их творчестве, особенно в зрелый период, заметно влияние импрессионизма в работе со светом, цветом и в пленэрной живописи.
Иван Шишкин (1832–1898)
Мастер русского пейзажа, в поздних работах которого прослеживается интерес к передаче света и воздуха, характерный для импрессионизма.
Иван Крамской (1837–1887)
Выдающийся портретист и один из лидеров передвижников, в чьих работах на открытом воздухе заметно стремление к большей живописной свободе.
Илья Репин (1844–1930)
Один из ключевых художников русского реализма, который в некоторых своих портретах и этюдах использовал приёмы, близкие к импрессионизму, для достижения живости и непосредственности.
Исаак Левитан (1860–1900)
Величайший русский пейзажист, создатель «пейзажа настроения». Его работы демонстрируют виртуозное владение цветом и светом для передачи тончайших состояний природы.
Валентин Серов (1865–1911)
Выдающийся портретист. Его ранние шедевры, такие как «Девочка с персиками», считаются яркими образцами русского импрессионизма.
Итальянские и испанские импрессионисты
Ранняя форма импрессионизма в Италии представлена в работах Джованни Фаттори (1825–1908), Сильвестро Лега (1826–1895), Серафино де Тиволи (1826–1892), Джузеппе Аббати (1836–1868) и Телемако Синьорини (1835–1901), которые были связаны с движением Маккьяйоли. В Испании ведущим импрессионистом был каталонский художник Хоакин Соролья-и-Бастида (1863–1923).
Австралийские импрессионисты
Том Робертс (1856–1931)
«Отец» австралийской пейзажной живописи. Он был одним из первых художников, познакомивших Австралию с импрессионизмом (1885) после короткой поездки в Европу. Стал успешным портретистом и одним из пионеров австралийской пленэрной живописи.
Подробнее см: Гейдельбергская школа (ок. 1886–1900) и Австралийский импрессионизм.
Джон Питер Рассел (1858–1930)
Современник Робертса, он учился в художественном колледже Слейд в Лондоне, а затем подружился с Ван Гогом в Париже, где общался с художниками, работавшими в стиле клуазонизма, — Луи Анкетеном, Эмилем Бернаром, а также со скульптором Роденом. Испытал сильное влияние Моне, с которым встречался несколько раз. Окончательно вернулся в Сидней в 1908 году, где был практически забыт.
Артур Стритон (1867–1943)
Самый успешный из художников Гейдельбергской школы и величайший пейзажист в группе.
Фред Мак-Каббин (1855–1917)
Один из ранних представителей Гейдельбергской школы, хотя его обязанности преподавателя рисунка в школе дизайна в Мельбурне ограничивали его деятельность как художника-пленэриста; стал одним из основателей Австралийской художественной ассоциации.
Чарльз Кондёр (1868–1909)
Художник, литограф и дизайнер вееров английского происхождения; один из ранних членов Гейдельбергской группы и близкий друг Робертса в конце 1880-х годов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?