Японизм (1854-1900) читать ~9 мин.
Термин «японизм» относится к увлечению европейцев японским искусством во второй половине XIX века. В частности, речь идёт о веерах, ширмах, лаковых изделиях, бронзе, шёлке, фарфоре и гравюрах на дереве в стиле укиё-э. Эти предметы начали массово поступать из Японии после того, как в 1854 году сёгунат Токугава под давлением Запада был вынужден открыть свои морские порты для международной торговли. Первоначальное французское слово «japonisme» впервые было использовано в 1872 году искусствоведом Жюлем Кларети в его книге L’Art Francais. В том же году критик Филипп Бюрти популяризовал этот термин в серии статей для журнала La Renaissance Littéraire et Artistique. Понятие «японизм» также может описывать стиль французского декоративного искусства (или определённых ремёсел), выполненного в японской манере. В Англии для произведений искусства, испытавших японское влияние, существует термин англо-японский стиль.
Японизм неразрывно связан с красочными и недорогими гравюрами на дереве периода Эдо (гравюры укиё-э). Их создавали такие мастера, как Кацусика Хокусай (葛飾 北斎; 1760–1849) и Андо Хиросигэ (歌川 広重; 1797–1858), а также Тоёхару (ок. 1735–1814), Тоёкуни (1769–1825), Кунисада (1786–1865), Кэйсай Эйсэн (1790–1848) и Куниёси (1797–1861). Этот вид традиционного японского искусства гравюры оказал огромное влияние на современное искусство по всей Западной Европе. Он стал источником вдохновения для таких течений, как импрессионизм (1870–1880-е), постимпрессионизм (1880–1890-е) и модерн (ок. 1890–1914). Спрос на японские произведения искусства был настолько велик, что парижский торговец Тадамаса Хаяси с 1890 по 1901 год продал более 150 000 гравюр укиё-э.
История
Интерес к восточному дизайну и культуре существовал в Западной Европе примерно с 1700 года. Японский бело-голубой фарфор уже копировали по всему континенту, особенно на Мейсенской мануфактуре в Германии и на фабрике в Шантийи во Франции. Японское керамическое искусство и лаковые изделия также оказывали значительное влияние на европейских мастеров к началу XVIII века. В то же время коллекционеры уже импортировали утончённые классические японские картины (ямато-э) периодов Камакура и Муромати (1185–1573), а также раннего периода Токугава (ок. 1600–1850). Таким образом, к XIX веку японские произведения как изобразительного, так и прикладного искусства становились всё более доступными. (О других дальневосточных модах см.: шинуазри и китайское искусство.)
Культурные контакты с Японией получили мощный импульс в 1853–1854 годах. Экспедиция американского коммодора Мэттью Перри заставила Японию подписать торговые договоры с США и Европой, положив конец более чем 200-летней политике самоизоляции. К 1852 году Музей декоративного искусства в Лондоне (ныне Музей Виктории и Альберта) уже располагал обширной коллекцией японских произведений. Серия выставок в Лондоне (1851), Дублине (1853), Эдинбурге (1856, 1857), Манчестере (1857) и Бристоле (1861) познакомила широкую публику с японским искусством. Кульминацией стала Международная выставка 1862 года в Лондоне — одна из важнейших демонстраций восточного искусства на Западе. За ней последовала Всемирная выставка 1867 года в Париже, где впервые был представлен японский павильон. Годом позже Реставрация Мэйдзи в Японии вернула власть императору и дала дополнительный стимул торговле с Западом. В 1878 году ещё одна Всемирная выставка в Париже предоставила новые возможности для демонстрации произведений искусства из Японии.
Гравюры укиё-э
Термин «укиё-э» (浮世絵) дословно переводится как «образы изменчивого мира». Изначально это понятие имело буддийский оттенок и означало «бренный мир», но в процветающем и гедонистическом обществе периода Эдо (1603–1868) оно стало означать мир мимолётных удовольствий. Гравюры укиё-э были массовым искусством, доступным горожанам. Их сюжетами были сцены из городской жизни: портреты красивых куртизанок и гейш, изображения популярных актёров театра кабуки, эротические сцены, а также пейзажи, исторические и мифологические сюжеты. Именно эта доступность, яркость и необычная для европейцев тематика сделали укиё-э таким популярным на Западе.
Подлинная история японизма началась в Париже в начале 1860-х годов с внезапного увлечения японскими гравюрами на дереве. В Японии эти недорогие и красочные оттиски были настолько распространены, что их порой использовали в качестве обёрточного материала для более ценных товаров. Например, первый экземпляр знаменитой «Манги» Кацусики Хокусая, который увидел французский художник Феликс Бракмон, был использован для упаковки партии фарфора. В 1862 году на модной парижской улице Рю де Риволи открылся магазин La Porte Chinoise, где продавались разнообразные японские товары, включая гравюры укиё-э. Одновременно во французской прессе стали появляться статьи о японской эстетике, техниках живописи и традиционном народном искусстве, что только усилило интерес к восточной культуре. (Японская эстетика также начала проникать в английские учебные пособия. Например, характерное для японцев использование плоских цветовых пятен было включено в книгу Оуэна Джонса «Грамматика орнамента», 1856 год.)
Несколько влиятельных деятелей и коллекционеров активно продвигали японское искусство. Среди них был Сэмюэл Бинг (1838–1905), который в 1880-х годах издавал журнал Le Japon Artistique и владел в Париже магазином, который посещали Ван Гог и Тулуз-Лотрек. Позже его галерея «L’Art Nouveau» дала название целому стилю. Другим энтузиастом был сэр Резерфорд Олкок, британский посол в Токио, который помог организовать японский стенд на выставке 1862 года в Лондоне. Английский дизайнер Кристофер Дрессер (1834–1904) посетил Японию в 1876 году в качестве официального гостя. В Париже также работали японские торговцы произведениями искусства, такие как Тадамаса Хаяси и Иидзима Хандзюро.
Характеристики и влияние японизма
Гравюры укиё-э и японская живопись восхищали европейских художников своей свежестью и неевропейским подходом. Их привлекали асимметричные композиции, использование сильных диагоналей и силуэтов, смелое кадрирование, вытянутые форматы изображений, воздушная перспектива и необычные ракурсы. Особенное впечатление производили большие «плоские» (без теней) области яркого цвета. Большинство этих черт прямо противоречили традициям западного академического искусства и стали для художников XIX века источником новых идей. Изображения укиё-э с их изогнутыми линиями, узорчатыми поверхностями и плоскостной трактовкой пространства послужили важным источником вдохновения для постимпрессионистских стилей, таких как синтетизм (1888–1894), клуазонизм (1888–1894) и группа «Наби» (1890-е), а также для модерна (ок. 1890–1914), югендстиля (ок. 1890–1914) и Венского сецессиона (1897–1939). Некоторые композиционные приёмы, такие как пустое пространство, заполненное лишь абстрактными элементами цвета и линии, проложили путь к революции в абстрактном искусстве, начавшейся в конце 1900-х годов с появлением кубизма.
Японизм не ограничился живописью и графикой. Его влияние распространилось на дизайн, архитектуру и моду. Европейские интерьеры наполнились ширмами, веерами, бамбуковой мебелью и японским фарфором. В моду вошли кимоно, которые европейские женщины носили в качестве элегантных домашних халатов. Японские мотивы — журавли, карпы, ирисы, цветущая сакура — появились на обоях, тканях и ювелирных украшениях. Японский дизайн (мебель, книги, бумага, архитектура, сады) также повлиял на викторианское искусство, особенно на английское Движение искусств и ремёсел, начиная с конца 1880-х годов.
Западные художники, испытавшие влияние японизма
Американский художник Джеймс Уистлер (1834–1903) был одним из первых приверженцев японизма. Он создал несколько картин в японском стиле, включая знаменитую «Принцессу из страны фарфора» (1863–1865, Павлинья комната, Галерея Фрира, Вашингтон). Именно Уистлер познакомил прерафаэлита Данте Габриэля Россетти с японским искусством, положив начало культу японизма в этом богемном кругу.
Клод Моне (1840–1926) использовал элементы японской живописи как в портретах, так и в пейзажах. Примером в портретном искусстве является его картина «Мадам Моне в японском костюме» (1876, Музей изящных искусств, Бостон). В пейзажной живописи влияние японизма заметно в работе «Яблони в цвету» (1873, частная коллекция) с её лёгкостью мазка и нежными красками. См. также кусты в японском стиле и асимметричную композицию в картине «Церковь и Сена в Ветёе» (1881, частная коллекция). Моне также спроектировал собственный водный сад в японском стиле в Живерни, где написал множество пейзажей, включая знаменитый «Пруд с водяными лилиями» (1899, Художественный музей Филадельфии) и «Японский мостик» (1918–1924, Музей Мармоттан-Моне, Париж).
Посетив в 1890 году крупную выставку гравюр укиё-э в парижской Школе изящных искусств, американская художница-импрессионистка Мэри Кассат (1844–1926) была вдохновлена работами Китагавы Утамаро (喜多川 歌麿; ок. 1753–1806) и создала в его честь серию из десяти цветных офортов. Поль Гоген (1848–1903) пошёл ещё дальше и использовал традиционные японские техники гравюры на дереве как в своём синтетизме, так и в отдельных работах, таких как «Видение после проповеди (Борьба Иакова с ангелом)» (1888, Национальные галереи Шотландии), где композиция борцов заимствована у Хокусая.
Японское искусство, особенно гравюры на дереве, было огромным источником вдохновения для Винсента Ван Гога (1853–1890), который восхищался их насыщенными цветами, смелым дизайном и элегантной простотой линий. Познакомившись с гравюрами укиё-э в галерее своего брата Тео и в соседней галерее Бинга, Ван Гог создавал копии работ Хиросигэ, например, «Мост под дождём (в стиле Хиросигэ)» (1887, Музей Ван Гога, Амстердам). Мотивы укиё-э присутствуют и в других его картинах: «Цветущее сливовое дерево» (1887) и «Куртизанка» (1887), обе в Музее Ван Гога. Последняя основана на гравюре Кэйсая Эйсэна, которую Ван Гог увидел на обложке журнала Paris Illustré. Кроме того, на его «Портрете папаши Танги» (1887, Музей Родена, Париж) на фоне изображены шесть разных гравюр укиё-э.
Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901) использовал преувеличенные цвета, контуры и выражения лиц, характерные для гравюр с актёрами кабуки, для создания своего яркого плакатного искусства. В то же время члены группы «Наби», такие как Пьер Боннар и Эдуар Вюйар, были вдохновлены необычными ракурсами и точками зрения мастеров укиё-э, таких как Хокусай.
Среди других современных художников, на которых повлияла мода на японизм, были импрессионисты Эдгар Дега, Огюст Ренуар и Камиль Писсарро; гравёр Феликс Валлоттон, график Обри Бёрдслей, создатель литографических плакатов Альфонс Муха и представитель Венского сецессиона Густав Климт. Влияние японизма также испытали архитекторы Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959), Эдвард Годвин и Чарльз Ренни Макинтош, а также керамисты Таксиль Доа и Эдмон Лашеналь. В Шотландии Ч. Р. Макинтош и Школа Глазго (1880–1915) находились под сильным влиянием стилистики и колорита японизма.
Работы, отражающие стиль японизма и влияние японского визуального искусства, можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?