Югендстиль:
ар-нуво в Германии читать ~5 мин.
В искусстве модерна термин «югендстиль» (от нем. Jugendstil — «стиль молодости») обозначает направление в немецком искусстве XIX века. Оно возникло в середине 1890-х годов и просуществовало до Первой мировой войны. Название произошло от мюнхенского журнала «Die Jugend», который продвигал этот стиль в русле ар-нуво — модного тогда вида декоративного искусства в традиции gesamtkunstwerk.
Югендстиль развивался в две фазы. До 1900 года в нём доминировал цветочный орнамент, восходящий к английскому ар-нуво и японскому искусству, в частности к гравюрам укиё-э. После 1900 года наметилась тенденция к абстракции в духе бельгийского архитектора и дизайнера Анри ван де Велде. Для сравнения можно привести работы архитекторов ар-нуво Виктора Орта (1861–1947) и Эктора Гимара (1867–1942).
Раннее влияние на формирование югендстиля оказали движение «Искусства и ремёсла», экспрессивные работы Поля Гогена (синтетизм) и Эмиля Бернара (клуазонизм). Важными источниками вдохновения служили также плакаты литографов, таких как Альфонс Муха, и иллюстрации англичанина Обри Бёрдсли. В Австрии этот стиль назывался Sezessionstil, в Италии — Stile Floreale, а в Испании — Modernismo.
История и характерные черты
Движение югендстиль активно продвигали новые издания, посвящённые как изящным, так и прикладным искусствам: «Pan» и «Die Jugend» (1895–1900), «Simplicissimus» (основан в 1896), «Dekorative Kunst» и «Deutsche Kunst und Dekoration» (оба основаны в 1897). Вскоре последовала поддержка со стороны богатых промышленников и аристократии, что позволило стилю распространиться от графики к архитектуре и прикладному искусству.
Цветочный стиль был преимущественно сентиментальным и натуралистичным, он опирался на природные формы и мотивы народного искусства. Одним из ранних примеров стала вышивка мюнхенского скульптора Германа Обриста (Hermann Obrist; 1863–1927). Его настенное панно «Цикламен» (1892–1894), изображающее изгибающийся цветок, напомнило одному из критиков «внезапные, резкие изгибы от удара бича». Работа получила прозвище «Удар бича» (Der Peitschenhieb).
Другим ведущим мастером цветочного направления был Отто Экман (Otto Eckmann; 1865–1902). Как и многие практики ар-нуво, он сначала обучался живописи, а затем переключился на графику и прикладное искусство. Экман создал множество иллюстраций в своей фирменной каллиграфической манере для влиятельных журналов, таких как «Pan» и «Jugend».
Переход к более абстрактному, геометрическому стилю был связан с деятельностью бельгийского архитектора Анри ван де Велде (Henry van de Velde; 1863–1957). Он призывал отказаться от орнаментальности и натурализма в пользу чётких, функциональных и конструктивных форм. Этот подход, получивший название «саклих» (объективный), нашёл отклик у немецких дизайнеров, стремившихся к созданию практичных и пригодных для массового производства изделий.
Объединённые мастерские искусства и ремёсел
До рубежа веков центром югендстиля оставался Мюнхен. Здесь работали Обрист, Экман, Аугуст Эндель (1871–1925), Рихард Римершмид (1868–1957), Бернхард Панкок (1872–1943) и Бруно Пауль (1874–1968). Как и другие модернистские течения в Германии, движение развивалось на фоне растущего интереса к промышленному дизайну и желания повысить качество немецкой продукции.
Пример британского движения «Искусства и ремёсла» во главе с Уильямом Моррисом был особенно важен. Однако немецкие дизайнеры не отвергали массовое производство. Напротив, они стремились создавать формы, адаптированные к новым технологиям. Это привело к появлению упрощённого, функционального дизайна с меньшим количеством орнамента, что делало изделия более доступными.
С учётом этих идей в Мюнхене в 1897 году были основаны «Объединённые мастерские искусства и ремёсел» (Vereinigte Werkstätten für Kunst im Handwerk). Их основатели — Обрист, Эндель, Римершмид, Панкок, Пауль и Петер Беренс (Peter Behrens; 1868–1940) — тесно сотрудничали с производителями, но сами изделия не изготавливали. Позднее, в 1903 году, участники Венского сецессиона создали собственную мастерскую — Wiener Werkstätte. Сравните также мюнхенский Сецессион 1892 года и берлинский Сецессион 1898 года.
Переход к абстрактному геометрическому стилю
В 1897 году на Дрезденской выставке прикладного искусства были показаны интерьеры Анри ван де Велде. Его оригинальный криволинейный подход к дизайну мебели вызвал восхищение и получил поддержку немецкого искусствоведа Юлия Майер-Грефе, основателя журнала «Pan». Популярность ван де Велде в Германии росла, он получал многочисленные заказы и, поселившись в Берлине, читал лекции по всей стране.
В то же время цветочный стиль начал трансформироваться в более абстрактную, геометрическую форму в работах Энделя, Обриста и Беренса. Проекты Энделя для фотостудии «Ателье Эльвира» (1897–1898) в Мюнхене имели особое значение; позже здание было уничтожено нацистами как образец «дегенеративного искусства». Растительные и животные мотивы здесь были абстрагированы до почти сюрреалистического состояния. Плакат Беренса 1898 года «Поцелуй» (The Kiss) демонстрирует похожий подход: текучие криволинейные элементы упрощены и сдержаны.
Югендстиль в Берлине, Веймаре и Дармштадте
На рубеже веков мюнхенская группа распалась, а её участники разъехались по другим городам. По всей стране возникали новые мастерские. В Дрездене Римершмид разработал серию фабричной мебели, а в Дармштадте с 1897 года начал выходить журнал «Deutsche Kunst und Dekoration». Его основатель Александр Кох призывал к возрождению ремесленного мастерства и объединению искусств. Он отдавал предпочтение сдержанному дизайну, близкому к работам Чарльза Ренни Макинтоша и М. Х. Бейли Скотта.
Правитель Дармштадта, великий герцог Эрнст Людвиг Гессенский, разделял увлечение Коха британским дизайном. В 1899 году он основал колонию художников, пригласив немецких и австрийских мастеров, включая Петера Беренса и Йозефа Марию Ольбриха (Joseph Maria Olbrich; 1867–1908). Проект сочетал идеалы города-сада с принципами «Искусств и ремёсел» и ар-нуво. В 1901 году здания колонии открылись для публики на выставке «Документ немецкого искусства» (Ein Dokument deutscher Kunst), продемонстрировав идею целостного произведения искусства (gesamtkunstwerk). Сравните также уникальные архитектурные проекты Антонио Гауди (Antoni Gaudí; 1852–1926) в Барселоне.
Наследие
Многие ведущие деятели югендстиля вновь объединились в 1907 году как члены Немецкого Веркбунда, продолжая дискуссию о соотношении искусства и промышленности. Важнейшим наследием югендстиля стала атмосфера экспериментов и стремление к синтезу изящных и прикладных искусств. Эти поиски подготовили почву для создания школы дизайна Баухаус под руководством Вальтера Гропиуса (Walter Gropius; 1883–1969).
Коллекции
Произведения югендстиля можно увидеть в нескольких крупных музеях мира. Среди них — Музей земли Гессен в Дармштадте, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, а также галереи декоративного искусства в Мюнхене и художественная коллекция Университета Глазго.
- «Сойка-ворона» Уэнделла Берри, краткое содержание
- «Дочь нисеев» Моники Соне, краткое содержание
- Стали известны имена лауреатов фестиваля «Сандэнс-2015»
- «Фольксваген Блюз» Жака Пулена, краткое содержание
- Когда появились первые игорные дома
- «Истина и красота» Энн Пэтчетт, краткое содержание
- «Границы» Томаса Кинга, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?