Группа русских художников «Бубновый валет» читать ~4 мин.
В истории русского искусства «Бубновый валет» был одним из самых влиятельных художественных объединений. Оно было основано в Москве для проведения выставок авангардного искусства из Европы и России. Хотя первая выставка под этим названием прошла в декабре 1910 года, официально общество было учреждено в 1911-м. В него вошли знаковые художники дореволюционной России, в том числе Михаил Ларионов (1881–1964), его спутница жизни Наталья Гончарова (1881–1962), Пётр Кончаловский (1876–1956), Казимир Малевич (1878–1935), Аристарх Лентулов (1882–1943), Роберт Фальк (1886–1958), Илья Машков (1881–1944), Александр Куприн (1880–1960), а также братья Давид Бурлюк (1882–1967) и Владимир Бурлюк (1886–1917).
Название группы, предложенное Михаилом Ларионовым, было намеренно провокационным. Во-первых, в старом французском карточном жаргоне выражение «бубновый валет» означало «плут» или «мошенник». Во-вторых, в царской России на спины роб каторжников нашивали чёрный ромб, из-за чего их называли «бубновыми тузами». Такое название должно было эпатировать публику, подчеркнуть пренебрежение художников к устоявшимся традициям и заявить о бунтарском духе нового искусства. Все участники объединения находились под влиянием западного современного искусства, представленного такими течениями, как постимпрессионизм, фовизм и кубизм. Эти направления были хорошо известны в России благодаря деятельности общества «Мир искусства» (1898–1924) и художественного журнала «Золотое руно», издававшегося с 1906 по 1909 год. См. также: Живопись XX века (1900–2000).
Первая групповая выставка 1910 года
Первая выставка «Бубнового валета», открывшаяся в декабре 1910 года, стала настоящим вызовом общественному вкусу и произвела фурор. На ней были представлены работы современных художников из Европы и России. Среди иностранных участников были парижские кубисты Анри Ле Фоконье, Андре Лот, Альбер Глез и Жан Метценже, а также работавшие в Мюнхене участники группы «Синий всадник» — Василий Кандинский и Алексей фон Явленский. Русское искусство делилось на две основные категории. Первую представляли работы Фалька, Кончаловского, Лентулова и Машкова, которых критики прозвали «московскими сезаннистами». Их картины отличались яркими красками и упрощёнными формами в духе фовизма. Вторую категорию составили примитивистские полотна Ларионова, Гончаровой и братьев Бурлюк. Русский примитивизм сочетал в себе европейские традиции, мотивы русской средневековой живописи и эстетику народных лубков. Некоторые работы, например, композиции Гончаровой на религиозные темы, были сочтены кощунственными и сняты с выставки по требованию цензуры. Интересно, что оба стиля использовались в театральных декорациях, которые создавали для Сергея Дягилева и его «Русских балетов» Леон Бакст и Александр Бенуа, произведя фурор в Париже в 1909 году.
Группа «Ослиный хвост»
Вскоре после первой выставки в «Бубновом валете» произошёл раскол. Художники разделились на два лагеря: приверженцев национального пути во главе с Ларионовым и более космополитичное крыло, ориентированное на европейские течения, во главе с Давидом Бурлюком. Ларионов и Гончарова обвинили оппонентов в слепом подражании Парижской школе и упадническому немецкому экспрессионизму. В результате в 1912 году они покинули объединение и основали более радикальную группу «Ослиный хвост», посвящённую исключительно развитию русского модернизма. За этим последовали выставки «Мишень» (1913) и «№ 4: Футуристы, лучисты, примитив» (1914). Тем временем «Бубновый валет» продолжил свою деятельность как выставочное общество, просуществовав до 1917 года и активно продвигая в России европейский авангард.
Поздние выставки и значение
Выставки «Бубнового валета» 1912 и 1913 годов, организованные братьями Бурлюк, представили публике работы художников из группы «Синий всадник», а также образцы орфизма кисти Робера Делоне. Кроме того, экспонировались картины Анри Матисса, Пабло Пикассо и Фернана Леже. Многие русские художники, участвовавшие в этих выставках, развивали собственный стиль — кубофутуризм. Наряду с новаторскими работами Владимира Татлина и Любови Поповой, он был представлен на последующих выставках в 1913–1916 годах. Благодаря своей неутомимой организаторской деятельности и ярким лекциям Давид Бурлюк заслужил титул «отца русского футуризма».
«Бубновый валет» стал настоящим «окном в Европу», познакомив русскую публику с новейшими течениями западного искусства. В то же время его участники черпали вдохновение в народном творчестве: русском лубке, ярмарочных вывесках и росписях. Это объединение стало отправной точкой для всего авангардного движения в России и оказало огромное влияние на развитие искусства XX века.
Коллекции
Работы художников XX века, связанных с группой «Бубновый валет», сегодня можно увидеть во многих ведущих художественных музеях мира. Среди них Государственная Третьяковская галерея в Москве, Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге, Галерея Тейт в Лондоне, Музей современного искусства в Нью-Йорке и Музей изящных искусств в Сан-Франциско.
Подробнее об искусстве в России
Для получения дополнительной информации см. эти ресурсы:
Русская живопись XVIII века
Русская живопись XIX века
- Творческая встреча с Андреем Бронниковым: о фотографии, сокровищах скифов и снова о фотографии
- Выставка Вадима Гиппенрейтера «От тишины до взрыва»
- Величайшие портретные картины
- Новый язык сальвадорского искусства
- В художественном музее Тулы открылась выставка творчества Василия Рождественского
- В Алтайском краевом музее продолжили цикл выставок юбиляров этого года показом картин Петра Кончаловского
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?