Люминизм (пейзажная живопись) читать ~4 мин.
В истории искусства термин «люминизм» обозначает стиль реалистической пейзажной живописи, который развился в США в третьей четверти XIX века. Это направление, для которого характерна особая работа со светом, возникло под непосредственным влиянием Школы реки Гудзон. Сам термин ввёл в 1954 году Джон Баур, директор Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке, применив его к творчеству ряда ведущих американских пейзажистов.
Художники-люминисты
К выдающимся представителям люминизма относят как пейзажистов американского фронтира, например, Джорджа Кейлеба Бингема (англ. George Caleb Bingham; 1811–1879), так и мастеров, писавших дикую природу и морские побережья. Многие из них были связаны со Школой реки Гудзон. Среди ключевых фигур — Фиц Хью Лейн (англ. Fitz Hugh Lane; 1804–1865), Мартин Джонсон Хид (англ. Martin Johnson Heade; 1819–1904), Фредерик Эдвин Чёрч (англ. Frederic Edwin Church; 1826–1900) и Джон Фредерик Кенсетт (англ. John F. Kensett; 1816–1872).
Также в этом стиле работали Джаспер Фрэнсис Кропси (англ. Jasper Francis Cropsey; 1823–1900), Сэнфорд Робинсон Гиффорд (англ. Sanford Robinson Gifford; 1823–1880), Альберт Бирштадт (англ. Albert Bierstadt; 1830–1902), Уильям Трост Ричардс (англ. William Trost Richards; 1833–1905), Альфред Томпсон Бричер (англ. Alfred T. Bricher; 1837–1908) и Томас Моран (англ. Thomas Moran; 1837–1926).
Характерные черты люминизма
Работы люминистов — это почти всегда пейзажи или водные сцены, такие как марины и речные виды. Для них характерны холодные, чистые цвета и точная, детализированная проработка объектов, форма которых выявлена светом. Картины часто имеют вытянутый горизонтальный формат и отличаются строгой, почти геометрической композицией, где большие плоскости неба, воды и земли уравновешивают друг друга.
Подобно французскому импрессионизму, люминизм уделяет центральное внимание свету, но трактует его иначе. Если импрессионистический пейзаж создаёт у зрителя эффект погружения в вибрирующую световую среду, то люминистская картина предлагает отстранённый взгляд. Она обладает большей глубиной перспективы, а детали объектов в кристально чистом свете создают впечатление застывшего момента, остановки времени.
Это ощущение покоя и безмолвия усиливается особой техникой. Художники наносили краску тонкими лессировочными слоями, полностью скрывая мазки. В результате живописная поверхность становилась гладкой и глянцевой, что ещё больше подчёркивало чистоту и прозрачность атмосферы. Люминизм как стиль предшествовал французскому импрессионизму, и оба течения развивались независимо. Об их различиях можно узнать из статьи «Характеристики импрессионистской живописи 1870–1910».
Философские основы и мировоззрение
Люминизм тесно связан с философией трансцендентализма, популярной в Новой Англии в середине XIX века. Мыслители, такие как Ральф Уолдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо, призывали к духовному единению с природой, видя в ней отражение божественного начала. Картины люминистов передают это пантеистическое мироощущение: природа в них предстаёт нетронутой, величественной и одухотворённой, а человек либо отсутствует, либо его фигура незначительна перед лицом мироздания.
Известные картины в стиле люминизма
Хотя основоположник Школы реки Гудзон Томас Коул (англ. Thomas Cole; 1801–1848) не был люминистом, его поздние работы, такие как «Сцена на американском озере» (1844, Детройтский институт искусств), предвосхитили интерес этого направления к спокойной, залитой светом природе.
К классическим образцам люминизма относятся морские пейзажи Фица Хью Лейна, например, «Гавань Бостона на закате» (1850–1855, Музей изящных искусств, Вирджиния) и «Корабли в гавани на закате» (ок. 1860, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Также знаковыми являются работы Мартина Джонсона Хида, в частности его серия видов солончаков («Приближающаяся гроза», 1859, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и картины Фредерика Эдвина Чёрча с их драматическим светом.
Забвение и возрождение интереса
К концу 1870-х годов люминизм начал выходить из моды. Американские художники и коллекционеры всё больше увлекались более живописной и эмоциональной манерой Барбизонской школы и зарождавшегося импрессионизма. Стиль был надолго забыт и заново «открыт» искусствоведами лишь в середине XX века.
Ключевую роль в возрождении интереса к люминизму сыграла масштабная выставка «Американский свет: движение люминизма, 1850–1875», прошедшая в 1980 году в Национальной галерее искусства в Вашингтоне. Она окончательно утвердила люминизм как самобытное и значительное явление в истории американской живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?