Лучшие миниатюристы, величайшие лимеры читать ~8 мин.
Традиция миниатюрной живописи — создания портретов малого формата для медальонов, шкатулок или табакерок — восходит к средневековому искусству. Её истоки лежат в техниках, применявшихся при создании иллюминированных рукописей. Этот жанр процветал в Англии и континентальной Европе с 1500 по 1850 год, пока его не вытеснила фотография. Хотя миниатюра развилась в узкоспециализированное направление изобразительного искусства, к ней обращались многие из лучших портретистов, включая Жана Фуке, Ганса Гольбейна, сэра Томаса Лоуренса и Генри Реберна. См. также Величайшие портретные картины (50 избранных полотен).
Портретная миниатюра выполняла особую социальную функцию, отличную от станковой живописи. Эти изображения служили дипломатическими подарками, знаками монаршей милости или тайными сувенирами для возлюбленных. Их интимный характер требовал от художника не только технического совершенства, но и умения передать психологическую глубину на крошечной площади. Хранили такие портреты в дорогих оправах, нередко украшенных драгоценными камнями, или носили у сердца, скрытыми от посторонних глаз.
Выдающиеся мастера миниатюры
Ниже представлен обзор ведущих миниатюристов Англии и Европы с кратким описанием их карьеры и вклада в развитие жанра.
Жан Пюсель (ок. 1290–1334)
Жан Пюсель (Jean Pucelle), французский современник Джотто, был одним из самых влиятельных готических книжных живописцев Парижа начала XIV века. О его жизни известно немного, за исключением того, что он возглавлял процветающую мастерскую по созданию манускриптов. Будучи фаворитом французского двора, Пюсель привнёс в миниатюру натурализм, указывающий на знание достижений флорентийского проторенессанса. Его творчество стало мостом между высокой готикой и изысканным интернациональным готическим стилем. До появления Братьев Лимбург у него не было достойных преемников. Среди шедевров мастера: Бельвильский бревиарий (1323–26, Национальная библиотека, Париж) и Часослов Жанны д’Эврё (1324–28, Метрополитен-музей). См. также иллюстрации к «Божественной комедии» Данте, выполненные сиенцем Джованни ди Паоло (ок. 1400–82).
Жан Клуэ (1485–1540)
О жизни Жана Клуэ (Jean Clouet), сына фламандца Яна Клуэ Старшего, не сохранилось документальных свидетельств. Его наследие известно лишь по небольшому числу портретов, включая Мужчину с томиком Петрарки (Королевская коллекция, Виндзор), и серии рисунков (Музей Конде, Шантийи). Стилистически он принадлежит к натуралистической школе фламандской живописи. Искусствоведы иногда сопоставляют его с современником Гансом Гольбейном (1497–1543). Однако, если картины Гольбейна линейны, то работы Клуэ отличаются более мягкой лепкой формы и использованием светотени, напоминающей позднее сфумато Леонардо да Винчи.
Лукас Хоренбут (1493–1544)
Потомок фламандского иллюстратора, книжный график и живописец Лукас Хоренбут (Lucas Horenbout) получил пост придворного художника английского короля Генриха VIII в 1531 году. Именно ему приписывают обучение молодого Ганса Гольбейна искусству миниатюры. Ряд исследователей считает Хоренбута автором самых ранних английских миниатюрных портретов. Вероятно, этими первыми работами были парные изображения Генриха VIII и его первой супруги Екатерины Арагонской.
Николас Хиллиард (1547–1619)
Николас Хиллиард (Nicholas Hilliard) — самый прославленный английский «лимер» (от англ. limner — иллюминатор, миниатюрист). Он получил известность благодаря овальным портретам при дворе Елизаветы I и Якова I. Хиллиард создал минимум две станковые картины с изображением королевы, но его истинным призванием была миниатюра. Технически консервативный, он избегал глубоких теней, следуя вкусам королевы, и создавал изысканные линейные образы. Хиллиард намеренно искажал пропорции ради композиции, а его портреты часто содержали зашифрованные послания, используемые в придворном флирте. Он написал трактат The Art of Limning (1600). Дело отца продолжил сын Лоуренс (ок. 1579–1640). Крупнейшее собрание его работ хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Исаак Оливер (1568–1617)
Ученик Хиллиарда, Исаак Оливер (Isaac Oliver), с 1590-х годов стал его главным соперником. Оливер, сын гугенота-ювелира, бежавшего из Франции, открыл собственную мастерскую после обучения у королевского лимера. В 1604 году он стал придворным миниатюристом королевы Анны Датской, а позже работал на принца Генриха Уэльского. Стиль Оливера был современнее хиллиардовского: он активнее использовал линейную перспективу и светотень (кьяроскуро) для придания фигурам объёма. Оливер также создавал миниатюрные исторические картины. Его преемником стал сын Питер (1594–1647), прославившийся копиями полотен старых мастеров в малом формате.
Сэмюэл Купер (1609–1672)
Сэмюэл Купер (Samuel Cooper), племянник и ученик миниатюриста Джона Хоскинса, считается величайшим английским мастером XVII века. По свидетельству Сэмюэла Пипса, Купер был талантливым музыкантом и лингвистом. В годы гражданской войны он писал портреты представителей обоих лагерей, включая Оливера Кромвеля и короля Карла II. Его стиль — яркий пример барочной живописи, отличающийся от плоскостной манеры Хиллиарда реализмом и мощью. Купер разрабатывал профили монарха для чеканки новых монет. Его работы представлены в Королевской коллекции (Виндзор), Рейксмюсеуме и частных английских собраниях.
Жан Петито (1607–1691)
Швейцарский эмальер Жан Петито (Jean Petitot), уроженец Женевы, начинал как ювелир. В Англии он выполнил ряд портретов для Карла I. После казни короля Петито перебрался в Париж, где в сотрудничестве с Жаком Бордье создавал эмалевые миниатюры. Получив апартаменты в Лувре, он стал официальным художником Людовика XIV, запечатлев весь цвет французского двора. Петито признан величайшим мастером эмалевой миниатюры в истории искусства. Эта техника требовала обжига в печи, что делало краски вечными, но чрезвычайно усложняло процесс живописи. Его наследие хранится в Лувре, Музее Виктории и Альберта и других ведущих собраниях французской живописи XVII века.
Розальба Карриера (1675–1757)
Венецианская художница Розальба Карриера (Rosalba Carriera) совершила революцию в жанре, начав использовать пластины из слоновой кости вместо традиционного пергамента (веллума). Слоновая кость придавала краскам особое внутреннее свечение, идеально подходящее для передачи телесных тонов, хотя и требовала новой техники наложения мазков. Карриера работала в Париже, Риме и Вене, а также создавала расписные табакерки для путешественников Гранд-тура. Она также прославилась как мастер пастельного портрета. В 1705 году её избрали почётным членом римской Академии Святого Луки (Accademia di San Luca). Ее работы украшают Галерею старых мастеров в Дрездене и многие другие музеи.
Иеремия Мейер (1735–1789)
Иеремия Мейер (Jeremiah Meyer), назначенный миниатюристом и эмальером короля Георга III, также разрабатывал королевский профиль для монетной чеканки. Вместе с Ричардом Косвеем и Джоном Смартом он входил в элиту европейских миниатюристов XVIII века. Мейер виртуозно сочетал точность рисунка с мягкостью колорита, характерной для английской школы того времени.
Ричард Косвей (1742–1821)
Английский миниатюрист и коллекционер Ричард Косвей (Richard Cosway) проявил талант в раннем возрасте. Он обучался у Томаса Хадсона и в Рисовальной школе Уильяма Шипли. В 1769 году Косвей поступил в школы Королевской академии в Лондоне, став её полноправным членом два года спустя. Дружба с принцем Уэльским сделала его самым модным миниатюристом Лондона. Косвей славился умением тактично льстить моделям, придавая им изящество и блеск, а его работы на слоновой кости отличались прозрачностью и лёгкостью мазка.
Озиас Хамфри (1742–1810)
Уроженец Девона Озиас Хамфри (Ozias Humphry) учился в Рисовальной школе Шипли и у Сэмюэля Коллинза в Бате. Ценные советы ему давали знаменитые живописцы: Томас Гейнсборо и Джошуа Рейнольдс. Начав карьеру в 1762 году, Хамфри стал ведущим миниатюристом эпохи. В 1791 году его избрали в Королевскую академию, а годом позже он получил титул портретиста при короле. Он был близким другом Джорджа Стаббса и написал его биографию. Многие миниатюры Хамфри, изображающие членов королевской семьи, по сей день находятся в Виндзоре.
Джон Смарт (1741–1811)
Джон Смарт (John Smart), работавший преимущественно в Лондоне и Индии, считается одним из самых техничных миниатюристов своего времени. Хотя он учился вместе с Косвеем, их стили были противоположны. Манера Смарта отличалась скрупулёзной детализацией, глубоким знанием анатомии и реализмом. Шелковистая фактура и идеальная полировка красочного слоя стали его визитной карточкой. Смарт никогда не жертвовал сходством ради лести, что делало его портреты документально точными.
Петер Адольф Холл (1739–1793)
Шведский художник Петер Адольф Холл (Peter Adolf Hall) начал изучать рисунок в Стокгольме после отказа от медицинской карьеры. В 1766 году он выполнил важный заказ на портреты шведских принцев и вскоре переехал в Париж. Там он разработал новаторский метод работы гуашью по слоновой кости. Холл использовал свободный, широкий мазок и свежую палитру цветов, что было нетипично для миниатюры. Это придавало его работам живость, недоступную при старой технике пуантили (точечного письма). Внимание к деталям костюма и драпировок закрепило за ним славу одного из лучших миниатюристов Европы.
Жан-Батист Изабе (1767–1855)
Француз Жан-Батист Изабе (Jean-Baptiste Isabey) учился у Клодо и великого неоклассициста Жака-Луи Давида. Следуя примеру Розальбы Карриеры, он начинал с росписи табакерок. Изабе успешно пережил смену политических режимов: он писал Марию-Антуанетту, деятелей Революции (выставляясь в Салоне), а затем стал придворным художником Наполеона и Жозефины. После реставрации Бурбонов он сохранил положение, создав портрет Людовика XVIII. Изабе мастерски адаптировал стиль ампир к миниатюре, а его работы можно увидеть в лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?