Мюнхенский сецессион читать ~4 мин.
В изобразительном искусстве термин «сецессион» (от лат. secessio — «отделение», «уход») обозначает ряд художественных объединений авангарда в Германии и Австрии конца XIX века. Эти группы отделялись от официальных организаций, которые придерживались канонов академического искусства. Первой такой группой стал Мюнхенский сецессион (Münchener Secession), основанный в 1892 году. По его примеру возникли Венский сецессион (1897) и Берлинский сецессион (1898).
Контекст и предпосылки
Сецессионные движения были общеевропейским явлением. Они стали реакцией на жёсткий контроль со стороны официальных академий художеств, которые диктовали эстетические нормы, организовывали выставки и влияли на рынок. Молодые художники стремились к творческой свободе, поиску новых форм и прямому диалогу со зрителем, минуя консервативные жюри и салоны.
К концу XIX века в Мюнхене проживало больше художников, чем в Вене и Берлине вместе взятых. Однако художественная жизнь города находилась под влиянием консервативных кругов во главе с Францем фон Ленбахом. В 1891 году князь-регент Баварии Луитпольд учредил фонд для поддержки традиционной исторической живописи. Эта мера, направленная против современных течений, побудила прогрессивных художников выступить за более широкое понимание искусства, что и привело к расколу.
Парадоксально, но толчком к созданию Мюнхенского сецессиона послужила не консервативность официальной Ассоциации художников (Münchner Künstlergenossenschaft), а её попытка стать излишне открытой. Когда жюри салонов 1889 и 1891 годов стало отдавать предпочтение импрессионизму, руководство ассоциации в ответ объявило, что в будущем на выставки будут приниматься все стили без разбора. Это решение, ведущее к потере качества, побудило прогрессивных художников основать собственную организацию.
История
Мюнхенский сецессион был основан 4 апреля 1892 года, когда 96 бывших членов Ассоциации художников создали «Общество изящных художников Мюнхена» (Verein bildender Künstler Münchens). Финансовую поддержку оказали писатель Георг Хирт, впервые употребивший термин «сецессия», и другие либеральные деятели. Вскоре от официальной ассоциации отделились и более умеренные художники, сформировав группу Luitpold-Gruppe, сохранившую верность принципам Мюнхенской академии.
В число основателей входили около ста художников, скульпторов и архитекторов. Среди них были Бруно Пигльхайн (нем. Bruno Piglhein), первый президент; Пауль Хёкер (нем. Paul Höcker), первый секретарь; а также такие мастера, как Франц фон Штук (нем. Franz von Stuck), Вильгельм Трубнер (нем. Wilhelm Trübner) и Хуго фон Хаберманн (нем. Hugo von Habermann).
Первая выставка Мюнхенского сецессиона состоялась в июле 1893 года. В ней приняли участие 297 художников, представивших 876 работ. Мероприятие имело огромный успех. В 1897 году объединение получило в своё распоряжение выставочное здание на площади Кёнигсплац, где ныне располагается Государственное античное собрание.
Художественные принципы и стиль
Участники Мюнхенского сецессиона стремились к междисциплинарному подходу, продвигая все виды искусства, включая декоративное и дизайн. Их художественный стиль сочетал элементы символизма, модерна (известного в Германии как югендстиль) и натурализма. Заметное влияние на них оказали линейная графика Обри Бёрдсли и синтетизм Поля Гогена.
Ключевыми работами на первой выставке 1893 года стали «Школа борцов» Макса Слевогта, «Грех» Франца фон Штука и «Вечернее небо» Рихарда Римершмида (нем. Richard Riemerschmid). Полотно Штука «Грех» стало эмблемой европейского символизма, а работы других художников демонстрировали как приверженность реалистической традиции, так и новые декоративные поиски в духе югендстиля.
Выставки сецессии организовывались по-новому. Картины размещали на светлых стенах со значительными промежутками, что позволяло зрителю сосредоточиться на каждом произведении. Экспозиции включали не только живопись и скульптуру, но и прикладное искусство и ремёсла. В противовес провинциализму официальных салонов, сецессионисты активно привлекали к участию талантливых иностранных художников.
Дальнейшее развитие и наследие
Движение пережило несколько расколов. В 1901 году часть его членов создала группу «Фаланга» (Phalanx), а в 1913-м был основан «Новый Мюнхенский сецессион». В 1909 году Василий Кандинский и Алексей фон Явленский основали «Новое мюнхенское художественное объединение» (Neue Künstlervereinigung München, NKVM), которое после распада в 1911 году привело к созданию знаменитой группы «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) при участии Франца Марка и Августа Макке.
В 1938 году в ходе нацистской кампании по контролю над искусством, кульминацией которой стала выставка «дегенеративного искусства» (Entartete Kunst), Мюнхенский сецессион был принудительно распущен. Объединение возобновило свою деятельность в 1946 году и в 1992-м отметило столетний юбилей.
Мюнхенский сецессион нарушил монополию официальной Ассоциации художников и задал новый, более открытый стандарт экспонирования искусства. Хотя со временем само движение стало восприниматься как умеренное, оно подготовило почву для появления в Мюнхене более радикальных групп, определивших развитие европейского авангарда XX века. Произведения художников объединения сегодня составляют важную часть коллекции мюнхенской Городской галереи в доме Ленбаха.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?