Искусство Северного Возрождения читать ~11 мин.
В изобразительном искусстве термин «Северное Возрождение» относится к быстрому развитию изобразительного искусства (около 1430-1580 гг.), которое происходило в двух основных областях: нидерландские Низины Фландрии и Голландии, а также вся территория Германии. Вплоть до середины 16 века нидерландские районы управлялись герцогами Бургундскими, а затем Габсбургами, которые также правили большей частью Германии. Северное Возрождение славилось передовыми техниками масляной живописи, реалистичным, выразительным алтарным искусством, портретами на деревянных панно, а также гравюрами на дереве и другими формами гравюры. Каменная скульптура не пользовалась популярностью, но резьба по дереву была немецкой специальностью.
До 1500 года искусство Возрождения в Италии почти не влияло на развитие живописи и скульптуры в Северной Европе. (Во всяком случае, Италия находилась под влиянием Севера.) Даже после 1500 года, во воемена расцвета Высокого Возрождения, такие проблемы, как религия, политика, климат и различные художественные традиции, как правило, сводили к минимуму принятие культурных идей из Флоренции и Рима.
Ренессанс в Северной Европе
О фламандской и голландской масляной живописи: Искусство эпохи Возрождения Нидерландов. О росписи и резьбе по дереву в Германии (1430-1580):
Искусство немецкого Возрождения.
Скульптура эпохи Возрождения
Подробнее о трёхмерных пластических произведениях искусства из мрамора, бронзы, дерева и их авторах:
Скульпторы эпохи Возрождения (1400-1600).
Эволюция визуального искусства
Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире можно найти здесь: Хронология истории искусства.
Готические традиции
Что касается форм искусства, то Север знал об истинном Возрождении так же мало, как Италия о подлинном готическом стиле искусства, но интеллектуальное движение, благодаря которому Западная Европа вышла из Средневековья, было столь же сильным на Севере, как и на Юге. Если мы датируем начало новой эры примерно 1492 годом, годом открытия Нового Света, то это только поворотный момент революции. Движение, которое привело к этому, началось в начале века и с тех пор Европа пережила полную реконструкцию своей культуры.
Северные страны, особенно Фландрия (с её процветающими центрами, такими как Антверпен, Гент и Брюгге) – в то время часть большого герцогства Бургундия – были, наряду с Флоренцией, самым богатым и наиболее экономически развитым регионом Европы. Как и в Италии, здесь развивалась городская культура, в которой усиливалось влияние буржуазии. Несмотря на это общее социальное сходство, на севере не было сопоставимой революции в искусстве. Живопись значительно дольше оставалась привязанной к средневековым традициям. Лишь постепенно в реальном мире появились священные темы. В своих религиозных картинах художники пытались максимально естественно передать пространство, цвет, объём и свет.
В отличие от итальянских художников, северные художники не были заинтересованы в повторном открытии духа Древней Греции. Вместо этого они стремились использовать весь потенциал масляной краски и запечатлеть природу именно такой, какой они её находили. (Примечание: Подробнее о пигментах, использованных в масляной живописи эпохи Возрождения: Цветовая палитра эпохи Возрождения)
Как и в Италии, религия доминировала в живописи и скульптуре того периода, но более тонкими способами и всегда с землистыми краями. Если искусство итальянского Возрождения мечтательно и идеализировано, то северное искусство практично, приземлённо и бесстрастно. Это повлияло на популярность жанров живописи, и мы видим, как историческая живопись уступает место портретному искусству и жанровой живописи, особенно после Реформации (около 1520 г.), когда церковь в Риме перестала быть главным покровителем искусств на Севере Европы. Список наиболее важных работ из Италии и Северной Европы ищите в разделе «Величайшие картины эпохи Возрождения».
Ренессанс в Нидерландах – характеристика
Фламандская живопись и голландская живопись, которые охватывали как светские, так и религиозные темы, отличались широким распространением использования масла и яркими цветами. Фрески были редкостью. Гентский алтарь – пример нидерландского христианского искусства начала 15-го века, хотя Босе и Брейгель Старшие создавали свои собственные инновационные религиозные произведения.
Детальный Реализм
В то время как итальянское искусство 15 века было основано на математически рассчитанной линейной перспективе, Голландское искусство определялось эмпирической перспективой. В отличие от итальянских художников эпохи Возрождения, которые стремились к научному и рациональному пониманию мира и создавали картину, так сказать, изнутри, голландцы пытались докопаться до тайн мира с точным наблюдением за всеми вещами, фиксируя каждую деталь. Художники учились на непосредственном наблюдении и знании последовательности вещей. Они рисовали то, что видели – и, таким образом, как на рисунке выложенного плиткой пола в работе Рогира ван дер Вейдена, они очень близко подошли к эффекту центральной перспективы. Этот подход, основанный на наблюдении и опыте, показал художникам, что формы теряют свои очертания по мере удаления от них, а интенсивность цвета уменьшается и приобретает голубоватый оттенок.
Для пейзажных видов, которые придавали глубину их интерьерам, они изобрели – задолго до Леонардо – воздушную и цветовую перспективу. Вовремя эпохи голландского барокко 17 века, внимание нидерландцев к детализированным повседневным темам легло в основу Золотого века голландского реализма (около 1600–1680 гг.).
Нидерландские художники
Среди ведущих фламандских и голландских старых мастеров: Роберт Кампен (ок. 1378–1444), известный такими работами, как Триптих Зайлерна (1410 г.) и Алтарь Мерод (1425 г.); Ян ван Эйк (1390-1441), известный Гентским алтарём (1432) и свадьбой Арнольфини (1434); ученик Яна ван Эйка, Петрус Христос (около 1410–1475), наиболее известный своим «Портретом девушки» (1470, Галерея Старых мастеров, Берлин); Рогир Ван дер Вейден (1400–1464 гг.), известный своим необычайным реализмом, как в его шедевре «Снятие с креста» (1435 г.), для церкви Нотр-Дам-дю-Деор (ныне в Музее Прадо, Мадрид); Диерих Баутс (1420-1475) за его религиозные картины; Хуго Ван Дер Гус (1440-1482), известный своим алтарём Портинари (1475), повлиявшим на раннее Возрождение во Флоренции; великий Иероним Босх (1450-1516) с его «Садом земных наслаждений» (1510-15) и другими морализаторскими трудами; Иоахим Патенье (1485-1524), пионер-пейзажист; Питер Брейгель Старший (c.1525-1569) более всего известный своими ландшафтно-описательными работами, такими как Вавилонская башня (1563).
Возрождение в Германии – характеристики
Немецкий ренессанс был известен своей графикой и гравюрой, которые были связаны с немецким опытом в развитии процессов печати, как в изобретении печатного станка Иоганном Гутенбергом в 1450-х годах. Ещё одним первым немецким пионером рисунка и гравюры был Мартин Шонгауэр (1448-1491) из Кольмара.
Графика
Фактически, задолго до того, как Гутенберг начал печатать книги, маленькие ялики, напечатанные из деревянных блоков, имели широкое распространение. Позже появились блочные книги в виде серии ксилографий в переплёте с несколькими строками текста. В гравюре на дереве белые части рисунков вырезаются в деревянном блоке до тех пор, пока рисунок не станет рельефным, когда его можно будет нанести чернилами. В офорте и гравировке с другой стороны, художник гравирует или вытравливает («кусает» кислотой) линии на металлической пластине. Чернила, удерживаемые только надрезанными линиями, под давлением впитываются листом бумаги. Таким образом, гравировка на медной пластине может работать с тонкими пересекающимися линиями и гораздо более свободно, чем гравёр по дереву, который сначала тщательно избегал всякой перекрёстной штриховки. Прошло некоторое время, прежде чем они достигли степени совершенства, позволяющей получать полутона. Скорее позже, чем гравюра на дереве, гравюра на меди получила ещё более широкое распространение. Гравюры на меди были работой ювелиров и опытных рисовальщиков.
Новая техника гравировки по металлу предназначалась не только для воспроизведения эфемерных рисунков; более гибкое искусство и ещё одно способное к развитию, оно взяло на себя задачу книжной иллюстрации от художников-миниатюр. В свободной идиоме линии можно было выразить многие вещи, которые было бы запрещено воспроизводить более сложным использованием цвета. По этой причине даже великие мастера шестнадцатого века прибегали к рисованию линий, чтобы выразить свои глубочайшие чувства.
Портретная живопись, как и резьба по дереву, была ещё одной областью, в которой немецкие художники сияли. Экспрессионистская сторона немецкого характера проявилась в ряде ярких религиозных произведений, в том числе выдающихся запрестольных образах и панно.
Величайшие художники Северного Возрождения
Наиболее известными немецкими художниками были Стефан Лохнер (1400-1451), художник «Страшного суда» (1440-е); гравёр Мартин Шонгауэр (пост 1455-91), известный своей «Мадонной в розовом саду» (1473) и более 100 гравюрами с автографом; Маттиас Грюневальд (1470-1528), создатель Изенхаймского алтаря (1510-15); великий рисовальщик Альбрехт Дюрер (1471-1528), известный своим мастерством рисования и гравюрами, в т.ч. гравюрами на дереве, такими как «Четыре всадника Апокалипсиса» (1497-8), а также алтарями, портретами и этюдами природы; Лукас Кранах Старший (1472-1553), известный, например, своим диптихом портреты Лютера и жены (1529 г.); Альбрехт Альтдорфер (1480-1538), известный своими алтарями, ранними пейзажами и отдельными шедеврами, такими как Битва при Иссе (1529); Ханс Бальдунг Грин (1484-1545), известный своим алтарём во Фрайбурге; великий Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), известный своими портретами, такими как «Купец Георг Гизе» (1532), «Послы» (1533), Портрет Генриха VIII (1540).
Величайшие скульпторы Северного Возрождения
Ведущие немецкие скульпторы: Ханс Малтшер (1400-1467) автор алтарей в городах Вурцахер (1437) и Штерцинг (1457); Михаэль Пахер (1430-98), наиболее известный из-за Алтаря Святого Вольфганга (1471-81); Вейт Штосс (около 1447-1533) создатель алтаря Смерти Богородицы и Святой Марии, Краков (1477-89); Тильман Рименшнайдер (ок. 1460-1531), скульптор Алтаря Святой Крови (1499-1504); Грегор Эрхарт (c.1460-1540), который вырезал известную Марию Магдалину («La Belle Allemande») (c.1500).
Величайшие картины Северного Возрождения (1430-1580)
Альбрехт Альтдорфер (1480-1538)
Битва при Александре при Иссе (1529) Старая пинакотека Мюнхена.
Ханс Бальдунг Грин (1484-1545)
Коронация Алтаря Богородицы (1512-16) Фрибург-им-Брайсгау.
Три возраста человека со смертью (около 1540 г.) Прадо, Мадрид.
Иероним Босх (1450-1516)
Сад земных наслаждений (1504) Музей Прадо, Мадрид.
Страшный суд (Триптих) (1505-10) Венский сецессион, Вена.
Ecce Homo (1515-6) Музей изобразительных искусств, Гент.
Триптих Хейвейн (1516) Прадо, Мадрид.
Дьерек Баутс (1415-1475)
Алтарь Тайной вечери (1464-7) Церковь Святого Петра, Лувен, Бельгия.
Питер Брейгель Старший (ок. 1525-1569)
Нидерландские пословицы (1559) Государственный музей, Берлин
Битва между карнавалом и Великим постом (1559) Исторический музей, Вена
Безумная Мег Дулле Грит (1562) Музей Майера ван ден Берга, Антверпен
Вавилонская башня (1563) Исторический музей, Вена
Резня младенцев (c.1565-7) Исторический музей, Вена
Охотники в снегу (1565) Исторический музей, Вена
Вифлеемская перепись (1566) Королевский музей изящных искусств, Брюссель
Притча о слепых (1568) Национальный музей Каподимонте, Неаполь
Крестьянская свадьба (1568) Исторический музей, Вена.
Роберт Кампен (1375-1444)
Триптих Зайлерн (Положение во гроб) (1410) Институт Курто, Лондон.
Алтарь Мероде (около 1427) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Алтарь Верля (Диптих) (1438) Музей Прадо, Испания.
Петрус Христос (ок. 1410-1475)
Портрет молодой девушки (1470) Галерея старых мастеров, Берлин.
Лукас Кранах Старший (1472-1553)
Портрет Лютера и жены (Диптих) (1529) Уффици, Флоренция.
Альбрехт Дюрер (1471-1528)
Молодой Заяц (1502) Альбертина, Вена.
Большой кусок дёрна (1503) Альбертина, Вена.
Адам и Ева (1507) Музей Прадо, Мадрид.
Четыре апостола (1526) Старая пинакотека, Мюнхен.
Адам Эльшаймер (1578-1610)
Бегство в Египет (1609) Старая пинакотека, Мюнхен.
Ян ван Эйк (1390-1441)
Гентский алтарь (1432) Святой Бавон Катердал, Гент.
Человек в красном тюрбане (1433) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Арнольфини (1434) Национальная галерея, Лондон.
Мадонна Ролен (1435 г.) Лувр, Париж.
Хуго Ван дер Гус (1440–1482)
Алтарь Портинари (Триптих) (1475) Уффици, Флоренция.
Маттиас Грюневальд (1475-1528)
Изенхеймский алтарь (1512-15) Музей Унтерлинден, Колмар.
Ганс Гольбейн Младший (1497-1543)
Тело мёртвого Христа в гробнице (1521) Художественный музей Базеля.
Послы (1533) Национальная галерея, Лондон.
Портрет Генриха VIII (1536) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Портрет Эразма Роттердамского (1523 г.) Национальная галерея, Лондон.
Портрет сэра Томаса Мора (1527) Собрание Фрика, Нью-Йорк.
Портрет дамы с белкой и скворцом (1527–28) Национальная галерея, Лондон.
Портрет купца Георга Гизе (1532 г.) Государственные музеи Берлина.
Портрет Томаса Кромвеля (1532–1532). Национальная портретная галерея, Лондон.
Стефан Лохнер (1400-1451)
Страшный суд (ок. 1440) Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн.
Ганс Мемлинг (1433-1494)
Триптих Страшного суда (1471) Народный музе, Гданьск.
Доннский Триптих (1480 г.), Национальная галерея, Лондон.
Михаэль Пахер (1434-1498)
Алтарь Вольфганга (1471-81) Зальцкаммергут.
Алтарь отцов церкви (1484 г.) Старая пинакотека, Мюнхен.
Иоахим Патенье (Патинье или Патинир) (1485-1524)
Путешествие в подземный мир (1522) Прадо, Мадрид.
Отдых на пути в Египет (1515 г.) Музей Конинклейка.
Рогир ван дер Вейден (1400-1464)
Снятие с креста (1435-40) Музей Прадо.
Алтарь семи таинств (1445) Музей изящных искусств Конинклейк, Антверпен.
Оплакивание гроба (1450 г.) Галерея Уффици.
Информация о других направлениях и периодах: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?