Новый реализм (Nouveau Realisme) читать ~6 мин.
Термин «Nouveau Realisme» относится к европейскому движению современного искусства, основанному в 1960 году художником Ивом Кляйном (1928-1962) для групповой художественной выставки в галерее Apollinaire в Милане. Термин был впервые введён идеологом группы – художественным критиком Пьером Рестани (1930-2003) – в манифесте движения.
Среди других «новых реалистов» – художник ассамбляжа Арман (1928-2005), леттрист и деколлажист Франсуа Дюфрен (1930-1982), гиперграфический художник Раймонд Хейнс (1926-2005), скульптор-пластик Мартиаль Райсс (р. 1936), Даниэль Шперри (урождённый Даниэль Файнштейн) (р. 1930), известный как «скульптор-щелкунчик», р. 1930), известный своими «картинами с силками», Жан Тингели (1925-1991) пионер кинетического искусства, его жена скульптор Ники де Сен-Фалль (1930-2002), авангардный скульптор Сезар Бальдаччини (1921-1998), художник-коллажист Жерар Дешам (р.1937), афишисты (дизайнеры плакатов) Миммо Ротелла (1918-2006) и Жак де ла Виллегль (р. 1926). Художник по упаковке (empaquetage) Кристо Явачефф (р. 1935) выставлялся вместе с группой, но так и не вошёл в неё официально.
Рассматриваемый как европейская форма американского поп-арта – хотя деятельность его членов предшествовала большинству картин Роя Лихтенштейна и поп-арту Энди Уорхола – Новый реализм ближе по духу к европейскому авангардному искусству 1960-х, такому как Fluxus, новые формы искусства ассамбляжа, например, и Situationist International. Движение распалось в 1970 году, хотя продолжало оказывать влияние на творчество многих ведущих современных художников в течение многих последующих лет.
Характеристики
Главной проблемой Нового реализма было то, как реагировать на изменившуюся роль искусства в новом обществе потребления, в связи с тем, что (по мнению Рестани) изобразительное искусство умирало. Их подход заключался в том, чтобы бросить вызов традиционным формам и материалам искусства, сосредоточившись на новых видах искусства, таких как ассамбляж, концептуализм, коллаж и экспериментальное плакатное искусство.
Однако единого «стиля нуво-реализма» не существовало: между Кляйном и Рестани продолжались споры о том, является ли это движение развитием Дада, антихудожественного движения 20-х годов, или чем-то совершенно новым. Как бы то ни было, группа рассматривала себя как нечто гибридное: с одной стороны, они были связаны с перформансом и швиттерским джанк-артом Дада и его более поздним детищем Нео-Дада, а также с современным кинетическим искусством; с другой стороны, они считали себя создателями совершенно нового типа мультимедийного постмодернистского искусства, способного отразить трансформации во французской популярной культуре.
Группа рассматривала мир как источник, из которого можно брать части и включать их в своё искусство, как способ сблизить жизнь и искусство. В лирическом плане они стремились к «поэтической переработке городской, индустриальной и рекламной реальности». Они предпочитали «реальность» абстракции, но с опаской относились к фигуративному искусству, которое они считали мелкобуржуазным или социалистическим реализмом. Отсюда их ориентация на найденные объекты, чтобы отразить и выразить реальность своего времени.
Новые реалисты впервые применили технику «деколлажа» – демонтажа изображения – в противовес «коллажу» – созданию изображения. Таким образом, вместо того, чтобы постепенно выстраивать картину, добавляя фрагменты других изображений, её разбирают, отрезая или иным образом удаляя фрагменты исходного изображения. Парадоксально, но эффект зачастую один и тот же! Нуво-реалисты в полной мере использовали технику коллажа и ассамбляжа, свободно заимствуя искусство Мерцбау Курта Швиттерса (1887-1948) и редимейды Марселя Дюшана (1887-1968).
Кроме того, самый известный член группы, Ив Кляйн, продолжал экспериментировать с разнообразными видами концептуального искусства и различными видами живописи.
Новые художники-реалисты
Движущей силой группы был Ив Кляйн, художник-самоучка и инструктор по дзюдо, прославившийся своим неправдоподобным, как Дада , концептуальным искусством, примером которого стала его «пустая» выставка, повторенная недавно на выставке 2009 года «Специализация чувствительности в состоянии сырого материала в стабилизированную живописную чувствительность» в Центре Помпиду в Париже. Кляйн также прославился тем, что использовал обнажённых моделей для нанесения краски на свои холсты (антропометрия), а также изобретением цвета International Klein Blue (IKB).
О новаторской ценности его вклада свидетельствуют высокие цены, которые сегодня платят за его работы. Например, в мае 2014 года на аукционе Sotheby’s Contemporary Art Sale в Нью-Йорке его работа Relief Eponge Bleu (Re 51) (1959), состоящая из сухого пигмента и синтетической смолы, натуральных губок и гальки на картоне, была продана за 15 миллионов долларов. Подробнее о концептуализме Кляйна см: Постмодернистское искусство Ива Кляйна (1956-62).
У других новых реалистов горизонты были несколько более узкими. Арман создавал коллекции из бросовых земных материалов в своих «Poubelles» («Мусорных баках»). Для своей знаменитой выставки «Le Plein» («Полностью») в Galerie Iris Clert в 1960 году Арман заполнил галерею от пола до потолка найденным им мусором. Сезар прославился тем, что спрессовывал целые автомобили в глыбы сверхконденсированного металлического хлама.
Ротелла, Дюфрен, де ла Виллегль и иногда Хейнс создавали свои композиции, отрывая слои плакатов (affiches), которые скапливались друг на друге. Сложное, произвольное наслоение фрагментарных изображений и текстов в работах этих афишистов стало казаться все более прозорливым предзнаменованием информационной перегрузки, с которой мы вступаем в новый век.
Споэрри, Дешам и Хейнс использовали и другие виды найденных материалов, иногда создавая инсталляции в стиле «walk-in». Работы Ники де Сен-Фалль эволюционировали от своего рода фанк-ассамбляжа, напоминающего раннего Джима Дайна, к фирменному лексикону фанковых чёрных женских фигур с яркими цветными деталями. Мартиал Райсс все чаще использовал лексику поп-коммерческой графики с часто ироничными сюжетами из классической живописи.
Жан Тингели – после Кляйна самый значительный участник манифеста нуво-реализма – развил эстетику кинетического искусства из интереса к движению и непостоянству, случайности и неопределённости. Его «метаматики» представляли собой комически структурированные машины, которые технически рисовали «абстрактные экспрессионистские» картины.
Другие работы представляли собой странное собрание радиоприёмников, лампочек и моторизованных механизмов, которые дёргались то в одну, то в другую сторону в энергичном проявлении бессмысленной активности. Часто он даже предлагал зрителю поучаствовать в своих карнавальных затеях. Его «шедевр», Homage to New York (1960), представлял собой ассамбляж, или конструкцию из хлама, которая должна была самоуничтожиться в саду Музея современного искусства в Нью-Йорке – но не смогла уничтожить себя, как было запрограммировано, и вместо этого устроила пожар.
Выставки нуво-реалистов
Первая выставка нуво-реалистов состоялась в ноябре 1960 года на Парижском фестивале авангарда. После этого, в мае 1961 года, состоялась групповая выставка в парижской галерее J (ее возглавляла жена Рестани). В 1962 году в галерее Сидни Джениса в Нью-Йорке группа организовала Международную выставку «Новые реалисты» – совместный показ современного американского поп-арта и движения «Нуво реализм»; а в 1963 году состоялось последнее групповое шоу – выставка на Биеннале в Сан-Марино. Движению было трудно сохранить свою идентичность после смерти Ива Кляйна в июне 1962 года.
Похожие статьи
Художники-постмодернисты – Путеводитель по ведущим современным художникам и скульпторам. Художники двадцатого века – Путеводитель по ведущим художникам, работающим маслом, акрилом и современными средствами. Скульпторы двадцатого века – Путеводитель по главным представителям пластического искусства, от Пикассо до Кунса. Работы, отражающие стиль Nouveau Realisme (Новый реализм), можно увидеть в некоторых излучших галерей современного искусства в мире.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?