Новый реализм (Nouveau Realisme) читать ~5 мин.
Термин «Новый реализм» (фр. Nouveau Réalisme) обозначает европейское движение современного искусства, основанное в 1960 году. Его идеологом выступил художественный критик Пьер Рестани (1930–2003), а формальным поводом стала групповая выставка в галерее Apollinaire в Милане. Именно Рестани ввёл этот термин в манифесте движения.
В группу «новых реалистов» вошли такие художники, как Ив Кляйн (1928–1962), мастер ассамбляжа Арман (1928–2005), Франсуа Дюфрен (1930–1982), Раймон Энс (1926–2005), Марсиаль Райс (р. 1936), Даниэль Шпёрри (р. 1930), создатель «картин-ловушек», пионер кинетического искусства Жан Тингели (1925–1991) и Жак де ла Виллегль (р. 1926). Позже к ним присоединились скульптор Сезар Бальдаччини (1921–1998), Ники де Сен-Фалль (1930–2002), Миммо Ротелла (1918–2006) и Жерар Дешам (р. 1937). Художник Христо Явашев (1935–2020), известный своими «упаковками» (empaquetage), выставлялся вместе с группой, но формально в неё не входил.
Новый реализм часто рассматривают как европейский ответ американскому поп-арту, хотя многие работы его участников появились раньше произведений Роя Лихтенштейна и Энди Уорхола. По своему духу движение было ближе к другим течениям европейского авангарда 1960-х, таким как Флюксус и Ситуационистский интернационал. Движение распалось в 1970 году, но его влияние ощущалось в творчестве многих ведущих современных художников ещё долгие годы.
Характеристики
Ключевой задачей нового реализма был поиск ответа на изменившуюся роль искусства в обществе потребления. По мнению Рестани, традиционное изобразительное искусство переживало кризис, и группа стремилась бросить вызов его устоявшимся формам, сосредоточившись на таких видах искусства, как ассамбляж, коллаж, концептуализм и экспериментальное плакатное искусство.
При этом единого «стиля нового реализма» не существовало. Между Кляйном и Рестани шли споры о том, было ли движение развитием дадаизма — антихудожественного течения 1920-х годов — или чем-то совершенно новым. Сами участники считали свою группу гибридной. С одной стороны, они ощущали связь с перформансом, джанк-артом в духе Курта Швиттерса и наследием нео-дада. С другой — они видели себя создателями нового типа мультимедийного постмодернистского искусства, отражающего трансформации в массовой культуре.
Новые реалисты провозгласили принцип «поэтической переработки городской, индустриальной и рекламной реальности». Они рассматривали мир как источник образов и материалов, стремясь максимально сблизить искусство и жизнь. Художники предпочитали работать с «реальностью», а не с абстракцией, но при этом отвергали традиционное фигуративное искусство, считая его «мелкобуржуазным». Это привело их к активному использованию найденных объектов для выражения духа своего времени.
Участники движения активно применяли технику «деколлажа» (фр. décollage) — демонтажа изображения, противопоставляя её «коллажу». Вместо того чтобы создавать картину из фрагментов, они разбирали её, отрывая или удаляя части исходного целого. При этом конечный результат парадоксальным образом мог напоминать коллаж. Нуво-реалисты в полной мере использовали техники коллажа и ассамбляжа, вдохновляясь работами Курта Швиттерса и реди-мейдами Марселя Дюшана.
Новые художники-реалисты
Движущей силой группы был Ив Кляйн, художник-самоучка и инструктор по дзюдо. Он прославился своим концептуальным искусством в духе дадаизма. Примером может служить его выставка «Пустота», работа с которой была воссоздана в 2009 году в Центре Помпиду в Париже. Кляйн также знаменит своими «антропометриями» — отпечатками на холсте, сделанными с помощью обнажённых моделей, покрытых краской, — и изобретением патентованного им синего цвета International Klein Blue (IKB).
О новаторской ценности его вклада свидетельствуют высокие цены на его работы. Например, в мае 2014 года на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке его работа «Синий губчатый рельеф (RE 51)» (1959), была продана за 15 миллионов долларов. Подробнее о концептуализме Кляйна можно прочесть в статье Постмодернистское искусство Ива Кляйна (1956–1962).
Другие участники группы исследовали реальность с помощью иных методов. Арман создавал ассамбляжи из бытовых отходов в своих «Poubelles» («Мусорных баках»). Для знаменитой выставки «Le Plein» («Наполнение») в 1960 году он до потолка заполнил галерею мусором. Сезар прославился серией «Компрессии», в которой спрессовывал целые автомобили и другой металлический лом в плотные брикеты.
Миммо Ротелла, Франсуа Дюфрен, Раймон Энс и Жак де ла Виллегль были мастерами деколлажа. Эти художники, называвшие себя «афишистами» (фр. affichistes), создавали композиции, срывая слои старых плакатов, наклеенных друг на друга. Сложные, случайные наслоения фрагментов изображений и текстов в их работах стали прозорливым предзнаменованием информационной перегрузки цифровой эпохи.
Даниэль Шпёрри создавал свои «картины-ловушки» (*tableaux-pièges*), фиксируя на столешницах предметы, оставшиеся после трапезы, и выставляя их вертикально как картины. Работы Ники де Сен-Фалль эволюционировали от ассамбляжей к созданию ярких, гротескных женских фигур. Марсиаль Райс же обращался к языку коммерческой графики, иронично переосмысляя сюжеты из классической живописи.
Жан Тингели, которого считают вторым по значимости участником движения после Кляйна, развивал эстетику кинетического искусства. Его интересовали движение, случайность и неопределённость. Его «метаматики» представляли собой комичные машины, которые сами рисовали абстрактные картины. Его шедевром стала инсталляция «Посвящение Нью-Йорку» (1960) — огромная конструкция из металлолома, которая должна была самоуничтожиться в саду Музея современного искусства в Нью-Йорке, но из-за сбоя устроила пожар.
Выставки нуво-реалистов
Первая выставка «новых реалистов» состоялась в ноябре 1960 года на Парижском фестивале авангарда. В мае 1961 года прошла групповая выставка в парижской галерее J. В 1962 году в галерее Сидни Джениса в Нью-Йорке состоялась международная выставка «Новые реалисты», объединившая французскую группу и американский поп-арт. Последним совместным показом стала выставка на Биеннале в Сан-Марино в 1963 году. После смерти Ива Кляйна в июне 1962 года движению стало трудно сохранять свою идентичность.
Похожие статьи
Художники-постмодернисты — ведущие современные художники и скульпторы. Художники двадцатого века — ведущие художники, работавшие маслом, акрилом и другими современными материалами. Скульпторы двадцатого века — главные представители пластического искусства от Пикассо до Кунса. Работы, отражающие стиль нового реализма, можно увидеть в некоторых из лучших галерей современного искусства в мире.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?