Орфизм (симультанизм) читать ~5 мин.
Орфизм — это недолговечный, но влиятельный стиль красочного абстрактного искусства. Он был создан Робером Делоне (1885–1941) и его женой Соней Делоне-Терк (1885–1979) в качестве реакции на строгий монохромный аналитический кубизм Пикассо и Жоржа Брака. К художникам-абстракционистам, связанным с орфизмом, также относят чешско-французского художника Франтишека Купку (1871–1957), Франсиса Пикабиа (1879–1953), Жана Метцингера (1883–1956), Марселя Дюшана (1887–1968) и Фернана Леже (1881–1955).
Название «орфизм» впервые употребил французский поэт Гийом Аполлинер (1880–1918), отсылая к имени мифического греческого певца Орфея, чья музыка укрощала диких зверей. Вероятно, Аполлинер ввёл этот термин после прочтения книги Василия Кандинского «Über das Geistige in der Kunst» («О духовном в искусстве», 1912) или после бесед с Франсисом Пикабиа и его женой Габриэль Бюффе-Пикабиа. Так он стремился охарактеризовать гармоничные и лиричные композиции нового стиля.
Характеристика
Живопись орфизма сочетала в себе черты фовизма (цвет), кубизма (фрагментация форм) и футуризма (ощущение движения), что делает его ранней формой лирической абстракции. Художники стремились воздействовать на чувства зрителя через наложение плоскостей контрастных оттенков. Цветовые гармонии строились на основе теории цвета, известной как «закон симультанного контраста», который в XIX веке сформулировал французский химик Мишель Эжен Шеврёль.
Сам Делоне не принимал термин «орфизм» и предпочитал называть свой метод «симультанизм» (от фр. simultané — одновременный). Это название отражало его стремление запечатлеть мимолётные зрительные ощущения. Оно напрямую отсылало к закону одновременного цветового контраста и, по мнению художника, лучше соответствовало духу современного искусства. Примерами служат такие картины, как «Команда из Кардиффа» (1912–1913, Музей Ван Аббе, Эйндховен) и «Город Париж» (1912, Музей современного искусства, Париж).
Робер Делоне
Робер Делоне стоял у истоков орфического кубизма. В 1908–1910 годах он начал создавать работы в кубистской манере, но с использованием ярких цветов, отказавшись от приглушённой палитры Брака и Пикассо. Сюжеты его картин также отличались: вместо традиционных для кубизма натюрмортов он обращался к динамичным городским образам в духе футуризма. Это хорошо иллюстрирует серия картин «Эйфелева башня», включающая такие работы, как «Эйфелева башня» (1910, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк) и «Красная башня» (1912).
Постепенно художник отошёл от предметности и обратился к ранней форме лирической абстракции, где эстетика передавалась исключительно через форму и цвет. Он использовал прямоугольные формы в серии «Fenetres» («Окна») и круглые в серии «Disques» («Диски»), сочетая их со сложным символизмом.
Эффект яркого света и цвета усиливался за счёт «симультанного контраста» — результата тщательного сопоставления цветовых плоскостей. Дружба Делоне с Аполлинером привела к тесному сотрудничеству. Поэт посвятил множество статей и комментариев работам художника, продвигая орфизм как новейшее направление Парижской школы.
В марте 1913 года работы Робера и Сони Делоне были впервые показаны на Салоне Независимых. Картины Робера также были представлены на персональной выставке в престижной берлинской галерее «Штурм» (принадлежавшей Герварту Вальдену). Там он оказал сильное влияние на Франца Марка (1880–1916), Августа Макке (1887–1914), Пауля Клее (1879–1940), Василия Кандинского (1866–1944) и Марка Шагала (1887–1985).
Делоне и его жена также участвовали в Первом немецком осеннем салоне (Erster Deutscher Herbstsalon), организованном галереей «Der Sturm», наряду с Пикабиа, Метцингером, Глезом, Леже и несколькими футуристами. Новое течение было замечено и в прессе: в октябре 1913 года газета The New York Times опубликовала статью «Орфизм: новейший культ в живописи», где подчёркивалась ведущая роль Делоне и Купки.
После 1913 года только Делоне и Купка последовательно работали в стиле орфизма. К ним присоединились несколько учеников, в том числе американские художники Патрик Генри Брюс (1881–1936) и Артур Бердетт Фрост. Большинство других мастеров, ранее связанных с этим направлением, перешли к иным живописным методам.
Искусство и музыка
В соответствии с музыкальными ассоциациями, заложенными в названии, художники-орфисты часто использовали музыкальные термины в названиях своих работ. Примерами служат «Аморфа: Фуга в двух цветах» (1912, Национальная галерея, Прага) Франтишека Купки или «Танец у источника» (1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) Франсиса Пикабиа. Сам Делоне также подчёркивал связь между цветом и музыкой.
Похожие группы и стили
Орфизм частично пересекался с деятельностью группы «Золотое сечение» — свободного объединения французских художников-кубистов, куда входили Делоне, Пикабиа, Метцингер, Леже, Дюшан-Вийон, Глез, Хуан Грис и Жак Вийон. Группа провела лишь одну выставку в парижской Galerie la Boétie в октябре 1912 года. Именно на лекции в рамках этой выставки Аполлинер впервые и использовал термин «орфизм». Другое близкое по составу объединение — Группа Пюто — проводило неофициальные встречи в мастерских Раймона Дюшана-Вийона и Жака Вийона.
Появление орфизма отражало более широкое понимание кубизма, характерное для членов группы Пюто, включая Альбера Глеза и Жана Метцингера, авторов первого трактата о движении — «Du Cubisme» (1912). Орфическому кубизму подражали и другие художники. Например, американцы Морган Рассел (1886–1953) и Стэнтон Макдональд-Райт (1890–1973) в 1912 году основали очень близкий по духу стиль — синхромизм.
Знаменитые картины орфистов
К наиболее известным картинам орфистов XX века относятся:
Робер Делоне
- «Эйфелева башня» (1910), Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
- «Эйфелева башня» (1911), Художественный музей, Базель
- «Город Париж» (1912), Музей современного искусства, Париж
- «Окно в город» (1912), Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк
- «Башни Лана» (1912), Музей современного искусства, Париж
- «Окно (Этюд для «Трёх окон»)» (1912), Национальный музей современного искусства, Париж
- «Команда из Кардиффа» (1912–1913), Музей Ван Аббе, Эйндховен
- «Посвящение Блерио» (1914), Художественное собрание, Базель
- «Марсово поле: Красная башня» (1911–1923), Чикагский институт искусств
- «Ритм № 1» (1940), Музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж
Соня Делоне-Терк
- «Проза о транссибирском экспрессе» (1913), Центр Помпиду, Париж
- «Электрические призмы» (1914), Национальный музей современного искусства, Париж
Жан Метцингер
- «Синяя птица» (1913), Музей современного искусства, Париж
Франц Марк
- «Лежащий бык» (1913), Музей Фолькванг, Эссен
Стэнтон Макдональд-Райт
- «Абстракция на спектре (Организация № 5)» (1914–1917), Центр искусств Де-Мойна
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?