Орфизм (симультанизм) читать ~5 мин.
Это был недолговечный, но влиятельный стиль красочного абстрактного искусства, созданный в основном Робером Делоне (1885-1941) и его женой Соней Делоне-Терк (1895-1979), в ответ на строгий монохроматический стиль аналитического кубизма, который отстаивали Пикассо и Жорж Брак. Другие абстрактные художники, связанные с орфизмом, это, например, франко-чешский художник Франк Купка (1871-1957), Франсис Пикабиа (1879-1953), Жан Метцингер (1883-1956), Марсель Дюшан (1887-1968), Фернан Леже (1881-1955) и другие.
Собственно название «орфизм» было впервые использовано в этом смысле французским поэтом Гийомом Аполлинером (урождённый Вильгельм Аполлинарис де Костровицкий) (1880-1918), в честь греческого певца и музыканта Орфея, музыка которого укрощала даже диких зверей. Аполлинер использовал его – возможно, после прочтения книги Кандинского «Uber das Geistige in der Kunst» (Мюнхен, 1912) или беседы с Франсисом Пикабиа и его женой Габриэль Бюффе-Пикабиа – для выражения гармоничной композиции и лирической эстетики нового стиля.
Характеристика
Орфистская живопись представляла собой смесь фовизма (цвет), кубизма (фрагментарные плоскости) и футуризма (ощущение движения). В некотором смысле это был очень ранний тип Лирической абстракции. Он обращался к чувствам, используя перекрывающиеся плоскости контрастных цветов и цветовые сочетания, основанные на теории цвета, известной как «Закон одновременного контраста цветов», впервые разработанный французским химиком XIX века Мишелем-Евгением Шеврелем.
Сам Делоне избегал названия «орфизм», предпочитая более современный футуристический термин «симультанизм» для описания своего метода фиксации мимолётных визуальных ощущений. Симультанизм не только ссылался на закон одновременного цветового контраста, на котором он был основан, но и считался особенно подходящим названием для стиля современного искусства. Примером его являются такие картины Делоне, как «Команда Кардиффа» (1912-13; Музей Ван Аббе, Эйндховен) и «Парижский город» (1912; Музей современного искусства парижского города).
Робер Делоне
Робер Делоне положил начало орфическому кубизму в период 1908-10 годов, когда он начал создавать работы в стиле кубизма с яркими цветами вместо модных коричневых и серых цветов Брака и Пикассо. Его сюжеты также были совершенно другими – он использовал динамичные городские образы в стиле футуризма, а не более традиционные для кубизма формы натюрмортов. Все это иллюстрирует серия его картин «Тур д’Эйфель», таких как «Эйфелева башня» (1910, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк) и «Красная башня» (1912).
В дальнейшем он постепенно отказался от узнаваемой тематики и обратился к раннему типу лирической абстракции, полагаясь исключительно на форму и цвет для передачи выбранной им эстетики. Он использовал прямоугольные формы в серии «Fenetres» (окна) и круглые формы в серии «Disks» – в сочетании с настойчивым символизмом.
Эффект яркого света и цвета был усилен «одновременным контрастом», результатом тщательного сопоставления цветов. Дружба Делоне с Аполлинером привела к тесному сотрудничеству. Аполлинер писал многочисленные статьи и комментарии к картинам Делоне, в которых он пропагандировал орфизм, как новейшее направление Парижской школы.
В марте 1913 года орфистские работы Робера и Сони Делоне были впервые показаны на Салоне Независимых. Кроме того, картины Роберта были представлены на индивидуальной выставке в престижной галерее Штурм в Берлине (принадлежавшей Герварту Вальдену), где он оказал сильное влияние на таких художников, как Франц Марк (1880-1916), Огюст Макке (1887-1914) и Пауль Клее (1879-1940), а также Василий Кандинский (1866-1944) и Марк Шагал (1887-1985).
Делоне и его жена были также представлены на Хербстском салоне (организованном Der Sturm), наряду с абстрактными работами Пикабиа, Метцингера, Глейзеса, Леже и нескольких художников-футуристов. Новая идиома была также замечена The New York Times, которая в октябре 1913 года опубликовала статью под названием «Орфизм: Новейший культ живописи», в которой особое внимание уделялось значительным ролям, сыгранным Делоне и Купкой.
После 1913 года только Делоне (и Купка) продолжали писать в стиле орфизма, а также один или два ученика, такие как американцы Патрик Генри Брюс (1881-1936) и Артур Бердетт Фрост. Большинство других художников, связанных с орфизмом, перешли к изучению других методов живописи.
Искусство и музыка
В соответствии с музыкальным подтекстом, предложенным Орфеем, несколько художников, связанных с орфизмом, использовали музыкальные термины в названиях своих картин, например, картина Купки «Аморфа: Фуга в двух цветах (1912, Национальная галерея искусств, Прага) или «Танец у источника» Пикабиа (1912, Нью-Йорк, МоМА). Сам Делоне также подчёркивал ряд связей между цветом и музыкой.
Похожие группы и стили
Орфизм в некоторой степени пересекался с «Золотым сечением», свободным объединением французских художников-кубистов, включая Делоне, Пикабиа, Метцингера, Леже, Дюшана-Вийона, Глейзеса, Хуана Гриса и Жака Вийона. Группа провела только одну выставку, в Galerie la Boetie, Париж, в октябре 1912 года, и именно во время своей лекции на этой выставке Аполлинер впервые использовал название орфизм. Вторая подобная группа, состоявшая в основном из тех же членов, называлась Группа Пюто, которая проводила неофициальные встречи в студиях Раймона Дюшана-Вийона и Жака Вийона.
Появление орфизма отразило более широкое видение кубизма, которого придерживались члены группы Пюто, включая Альбера Глейзеса и его соавтора Жана Метцингера, который написал первый трактат о кубизме под названием Du Cubisme (1912). Орфическому кубизму подражали и другие парижские художники, в том числе два парижских американских художника Морган Рассел (1886-1953) и Стэнтон Макдональд-Райт (1890-1973), которые основали очень похожий стиль, известный как Синхромизм, в 1912 году.
Знаменитые картины орфистов
Наиболее важные картины орфических кубистов 20-го века включают:
Робер Делоне
Эйфелева башня (1910) Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
Эйфелева башня (1911) Кунстмузеум, Базель)
Вилле де Пари (1912) Музей современного искусства Вилле де Пари
Окно в город (1912) Нью-Йорк, Гуггенхайм
Тур де Лаон (1912) Музей современного искусства, Париж
Окно (этюд для трёх окон) (1912) Национальный музей современного искусства
Команда Кардиффа (1912-13, Музей Ван Аббе, Эйндховен)
Память Блерио (1914) Кунстсаммлунг, Базель
Марсово поле: La Tour Rouge (1911-23) Институт искусств Чикаго
Ритм 1 (1940) Музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж
Соня Делоне-Терк
Проза Транссиба (1913) Центр Помпиду, Париж
Электрические призмы (1914) Национальный музей современного искусства, Париж
Жан Метцингер
Синяя птица (1913) Париж, Муз. A. Mod. Вилле, Париж
Франц Марк
Лежащий бык (1913) Музей Фолькванг, Эссен
Стэнтон Макдональд-Райт
Абстракция на спектре (Организация 5) (1914-17) Центр искусств Де-Мойна
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?