Фотореализм читать ~4 мин.
В современном искусстве термин «фотореализм» («фотографический реализм») описывает стиль высокодетализированной реалистической живописи, в котором художник пытается воспроизвести изображение во всей микроскопической точности фотографии. Как направление, фотореализм, также называемый суперреализм или гиперреализм, получил первое широкое распространение в США в конце 1960-х – начале 1970-х годов, в основном благодаря картинам Чака Клоуза (р. 1940) и Ричарда Эстеса (р. 1936), а также необычайно реалистичных скульптур Джона Де Андреа (р. 1941), Дуэйна Хэнсона (1925-1996) и Кэрол Фойерман (р. 1945). Будучи полностью репрезентативным, фотореалистическое искусство является естественным противопоставлением современной абстракции.
Как создаётся фотореалистичное искусство
Большинство фотореалистов работают непосредственно с фотографиями или цифровыми компьютерными изображениями – либо используя традиционную технику сетки, либо проецируя цветные слайдовые изображения на холст. Цель – воссоздать одинаковую чёткость деталей по всей картине. Сюжеты различны – художники-суперреалисты, как правило, специализируются на определённых типах сцен, человеческих фигур или портретов, – но неизменно тема относительно прозаична и лишена особого интереса: она даже может быть выбрана исключительно из-за своей технической сложности. В любом случае основное внимание уделяется точности и детализации, достигнутой художником, и его воздействию на зрителя, которое может быть убедительным.
Влияние фотографии и цифровых изображений
Именно благодаря фотографии – спустя столетие после её появления – стало возможным создание сверхреалистического искусства. Как ещё можно сохранить одну и ту же сцену в течение необходимого времени (дней, а то и недель)? Появление компьютерных графических программ, способных манипулировать цифровыми изображениями, также стало подспорьем в увеличении и анализе содержания и цвета картин. В результате современные американские художники, такие как Чак Клоуз, Ричард Эстес и Дон Эдди, достигли такой степени детализации, которая значительно превосходит все, что было создано великими художниками эпохи Возрождения, такими как Ян ван Эйк, Леонардо или Тициан.
В отличие от этого, фотореализм в скульптуре не имеет никакого отношения к фотографии. Это объясняется тем, что скульптура – трёхмерное искусство, в то время как живопись и фотография – двухмерные. Поэтому скульпторы-суперреалисты сталкиваются с теми же проблемами техники, что и художники эпохи Возрождения.
Истоки и история
Фотореализм возник в 1960-х годах как стиль американского искусства, резко контрастируя с интеллектуальными движениями современного искусства, такими как абстрактный экспрессионизм и минимализм. Хотя номинально фотореализм является разновидностью «реализма», он не был преемником более ранних видов американского реализма, которые практиковали такие художники, как Уинслоу Хомер (1836-1910) и Эдвард Хоппер (1882-1967). Вместо этого он был ближе к поп-арту, чьи банальные, но мгновенно узнаваемые образы он разделял.
Но фотореализм не обладает причудливым юмором поп-арта: он скорее имеет тенденцию быть сверхбезличным, а его тщательная, но неизбирательная детализация может вызвать ощущение нереальности. Таким образом, если поп-артисты стремились подчеркнуть абсурдность многих медийных образов, на которые опирается общество потребления, то фотореалисты стремятся подчеркнуть целостность и ценность изображения.
Первые художники-фотореалисты
К наиболее известным представителям первой школы фотореализма относятся ведущие современные художники, такие как Чак Клоуз (р. 1940), который специализируется на гигантских изображениях невыразительных лиц; Ричард Эстес (р. 1936), который рисует уличные виды с замысловатыми отражениями в стекле; Одри Флэк (р. 1931), которая стремится к эмоциональному эффекту в своих картинах vanitas (натюрморты с моральными посланиями); Говард Кановиц (1929-2009), чьи работы создают иллюзию использования фигурных вырезов; Ральф Гоингс, Том Блэквелл, Роберт Бехтл, и Роберт Коттингем (р.1935), отмеченный крупными планами рекламных вывесок. В Европе известными суперреалистами являются: ирландский художник Джон Доэрти (р. 1940), британские художники Дайанн Ибботсон (р. 1946), Майкл Леонард (р. 1933), Майкл Инглиш (р.1943), Джон Солт (р.1937) и Грэм Дин (р.1951), француз Клод Ивель (р.1930) и немецкий художник Герхард Рихтер (р.1932). Среди других европейских художников-фотореалистов можно назвать: Роберто Бернарди, Франц Гертш, Клайв Хед, Бертран Меньель, и Рафаэлла Спенс. Известные скульпторы, работающие в стиле гиперреализма: веристы Дуэйн Хэнсон (1925-1996), известный своими фигурами потребителей из стекловолокна; Джон де Андреа (р.1941), моделирующий ультрареалистичных обнажённых людей; Рон Мюк и Роберт Гобер.
Работы художников-фотореалистов можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях Америки, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Подробнее см: Художественные музеи в Америке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?