Фотореализм читать ~4 мин.
В современном искусстве термин «фотореализм», или «фотографический реализм», описывает стиль высокодетализированной реалистичной живописи, в котором художник стремится воспроизвести изображение с микроскопической точностью фотографии. Как направление фотореализм, также известный как суперреализм или гиперреализм, получил широкое распространение в США в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Этому способствовали картины таких художников, как Чак Клоуз (Charles Thomas Close; 1940–2021) и Ричард Эстес (Richard Estes; р. 1932), а также необычайно реалистичные скульптуры Джона де Андреа (John De Andrea; р. 1941), Дуэйна Хэнсона (Duane Hanson; 1925–1996) и Кэрол Фойерман (Carole Feuerman; р. 1945). Будучи в полной мере фигуративным, фотореалистическое искусство выступает естественной противоположностью современной ему абстракции.
Как создаётся фотореалистичное искусство
Большинство фотореалистов работают непосредственно с фотографиями или цифровыми изображениями. Они либо используют традиционную технику переноса по сетке, либо проецируют цветные слайды на холст. Цель — добиться одинаковой чёткости деталей по всей поверхности картины. Сюжеты работ могут быть разными: как правило, художники-фотореалисты специализируются на определённых темах, будь то городские пейзажи, портреты или бытовые сцены. Однако сам сюжет зачастую прозаичен и может быть выбран исключительно из-за технической сложности его исполнения. В любом случае основное внимание уделяется точности и детализации, а также тому убедительному эффекту, который готовая работа производит на зрителя.
Влияние фотографии и цифровых изображений
Именно фотография, спустя столетие после своего изобретения, сделала возможным появление фотореализма. Действительно, как иначе можно было бы зафиксировать сцену на то время, которое требуется для её воспроизведения на холсте (дни, а иногда и недели)? Позднее появление программ для работы с цифровыми изображениями дало художникам ещё больше возможностей для увеличения и детального анализа снимков. В результате американские художники, такие как Чак Клоуз, Ричард Эстес и Дон Эдди (Don Eddy; р. 1944), достигли такой степени детализации, которая во многом превосходит работы старых мастеров эпохи Возрождения, например, Яна ван Эйка, Леонардо да Винчи или Тициана.
Хотя гиперреалистичная скульптура и не связана с проецированием изображений, фотография играет в ней не менее важную роль. Для создания своих работ скульпторы используют слепки с живых моделей, а также сотни фотографий для максимально точной передачи деталей внешности и текстур. В отличие от живописи и фотографии, скульптура является трёхмерным искусством, поэтому её создание требует совершенно иных технических подходов и материалов, таких как силикон, стекловолокно и различные смолы.
Истоки и история
Фотореализм возник в 1960-х годах как направление в американском искусстве. Он резко контрастировал с ведущими движениями современного искусства того времени, такими как абстрактный экспрессионизм и минимализм. Хотя фотореализм и является формой реализма, он не стал прямым наследником более ранних реалистических течений в Америке, представителями которых были Уинслоу Хомер (Winslow Homer; 1836–1910) и Эдвард Хоппер (Edward Hopper; 1882–1967). Вместо этого фотореализм оказался ближе к поп-арту, с которым его роднило использование банальных, но мгновенно узнаваемых образов.
При этом фотореализм лишён ироничности и юмора, свойственных поп-арту. Для него, скорее, характерна отстранённая безличность, а тщательная, но механическая детализация может создавать ощущение нереальности происходящего. Таким образом, если поп-артисты стремились вскрыть абсурдность растиражированных медиаобразов общества потребления, то фотореалисты, напротив, были сосредоточены на ценности самого изображения как такового.
Ключевые представители
К наиболее известным американским художникам-фотореалистам относятся ведущие современные художники того периода. Среди них Чак Клоуз (1940–2021), специализировавшийся на гигантских портретах; Ричард Эстес (р. 1932), известный городскими пейзажами со сложными отражениями в витринах; Одри Флэк (Audrey Flack; р. 1931), которая привносила эмоциональное напряжение в свои картины в жанре vanitas; Говард Кановиц (Howard Kanovitz; 1929–2009), чьи работы создавали иллюзию объёмных вырезанных фигур. Также в этом направлении работали Ральф Гоингс (Ralph Goings; 1928–2016), Том Блэкуэлл (Tom Blackwell; 1938–2020), Роберт Бехтл (Robert Bechtle; 1932–2020) и Роберт Коттингем (Robert Cottingham; р. 1935), прославившийся крупными планами рекламных вывесок.
В Европе известными представителями суперреализма стали ирландский художник Джон Доэрти (John Doherty; р. 1949), немецкий художник Герхард Рихтер (Gerhard Richter; р. 1932), швейцарец Франц Гертш (Franz Gertsch; 1930–2022) и француз Клод Ивель (Claude Yvel; р. 1930). К этому течению также принадлежат британские художники Джон Солт (John Salt; 1937–2021), Майкл Леонард (Michael Leonard; р. 1933), Дайанн Ибботсон (Dianne Ibbotson; р. 1946) и Клайв Хед (Clive Head; р. 1965), итальянец Роберто Бернарди (Roberto Bernardi; р. 1974) и другие.
В скульптуре гиперреализм представляют Дуэйн Хэнсон (1925–1996), известный своими сатирическими фигурами обывателей из стекловолокна, и Джон де Андреа (р. 1941), создающий предельно реалистичные скульптуры обнажённых. К этому направлению также относят работы Кэрол Фойерман (р. 1945), Рона Мьюека (Ron Mueck; р. 1958) и Роберта Гобера (Robert Gober; р. 1954).
Работы художников-фотореалистов представлены во многих ведущих художественных музеях Америки, включая Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке. Подробнее см. в статье Художественные музеи Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?