Регионализм:
американская сценическая живопись Среднего Запада читать ~5 мин.
Этот стиль является частью более широкого движения «Американская жанровая живопись», его ответвлением, популярным на Среднем Западе в 1930‑е годы. Художники-регионалисты сознательно отказывались от городской тематики и стремительной индустриализации, предпочитая создавать ностальгические сцены сельской жизни. Картины в этом стиле отличаются реалистичным изображением пейзажей, архитектуры и жителей американского Среднего Запада.
Яркими примерами служат шедевры «Американская готика» (1930, масло на оргалите, Чикагский институт искусств) и «Полночная скачка Пола Ревира» (1931, масло на масоните, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Регионализм, одна из самых патриотических форм американского искусства, совпал по времени с Великой депрессией. Его позитивные образы и ностальгия отчасти смягчали мрачную атмосферу, охватившую сельскую Америку.
В период Великой депрессии регионализм стал одним из двух ведущих художественных направлений в Америке наряду с социальным реализмом. В рамках обоих движений были созданы одни из самых значительных полотен американской живописи XX века. Важно отметить, что в то время Соединённые Штаты были преимущественно аграрной нацией, и доля городского населения была значительно ниже, чем сегодня.
Движение получило поддержку в рамках «Нового курса» президента Франклина Д. Рузвельта. Многие регионалисты участвовали в федеральных художественных программах, таких как Public Works of Art Project (PWAP) и Federal Art Project (FAP). Эти инициативы обеспечивали художников работой, часто в форме создания фресок для общественных зданий — почтовых отделений, библиотек и судов. Это способствовало распространению регионалистского стиля по всей стране и укреплению его связи с национальной идентичностью.
Противостояние европейскому модернизму
Одной из движущих сил регионализма было неприятие европейского современного искусства, особенно абстрактных течений, таких как кубизм, конструктивизм и сюрреализм. Художники стремились утвердить самобытный американский художественный язык, уходящий корнями в жизнь к западу от Миссисипи. Этот сознательный отказ от авангарда в поисках подлинно американского искусства объясняет, почему регионализм иногда ассоциируют с провинциальностью.
Характерные черты
Подобно ранним направлениям американской живописи, таким как «Школа мусорных вёдер» и «Прецизионизм», у регионализма не было единой программы или манифеста. Художников объединяло стремление создать подлинно американское искусство, основанное на принципах натурализма и реализма. Оно должно было отражать достоинство и самобытность жизни американской глубинки.
Значение регионализма
Регионализм ограничил распространение абстрактного искусства, которое концентрировалось преимущественно на Восточном побережье. Лишь в 1940-х годах, с изменением культурных настроений после войны, Нью-Йоркская школа со своим абстрактным экспрессионизмом смогла вытеснить регионализм. Тем не менее, сосредоточенность на американских сюжетах и мотивах помогла искусству США обрести самостоятельность и избавиться от необходимости подражать европейским стилям.
Критика регионализма нарастала со временем. Движение обвиняли в излишней идеализации, национализме и культурной изоляции. После Второй мировой войны, когда США стали мировой державой, обращённый в прошлое и сосредоточенный на сельской жизни стиль многим казался устаревшим и не соответствующим новому международному статусу страны. Это также способствовало его вытеснению более космополитичным абстрактным экспрессионизмом.
Ведущие художники
Тремя ведущими регионалистами были Грант Вуд (1891–1942), Томас Харт Бентон (1889–1975) и Джон Стюарт Карри (1897–1946).
Грант Вуд (Grant Wood) родился на ферме в Анамосе, штат Айова, — штат, который он редко покидал. После ранних опытов в живописи, металлообработке и создании витражей он отправился в Мюнхен. Там, вдохновлённый фламандским и немецким искусством эпохи Возрождения, он выработал свой точный реалистичный стиль, который принёс ему прозвище «Ганс Мемлинг Среднего Запада». Изображая обычных людей и повседневную жизнь Айовы, он добился национального признания благодаря своей работе «Американская готика» (1930).
Томас Харт Бентон (Thomas Hart Benton) родился в штате Миссури. Он учился в Париже у художника-синхромиста Стэнтона Макдональда-Райта, после чего вернулся в Нью-Йорк и преподавал в Лиге студентов-художников (его самым известным учеником был Джексон Поллок). Однако его конфликтный характер привёл к разрыву с нью-йоркской художественной элитой. Бентон вернулся в Миссури, чтобы возглавить Художественный институт и Школу дизайна Канзас-Сити. Будучи ярким представителем регионализма, он подчёркивал уважение к старым мастерам и веру в то, что искусство должно быть социально значимым. Известные работы Бентона: «Колыбель пшеницы» (1938, Художественный музей Сент-Луиса) и «Стог сена» (1938, Музей изящных искусств, Хьюстон).
Джон Стюарт Карри (John Steuart Curry), наименее известный из трёх, родился в Канзасе. Он работал в анекдотическом, порой мелодраматическом стиле, часто изображая суровые реалии сельской жизни и природы. Среди его знаменитых работ — «Крещение в Канзасе» (1928, Музей американского искусства Уитни), «Свиньи, убивающие гремучую змею» (1930, Чикагский институт искусств), а также несколько масштабных фресок (1938–1940) в Капитолии штата Канзас в Топике. Позже он занял должность художника-резидента в Сельскохозяйственном колледже Университета Висконсина.
Эти три художника почти не были знакомы; их «групповая идентичность» была во многом создана Майнардом Уокером (Maynard Walker, 1896–1985), арт-дилером и журналистом из Канзаса. В 1933 году Уокер организовал в Художественном институте Канзас-Сити выставку «Американская живопись после Уистлера». На ней были представлены работы Вуда, Бентона и Карри. В каталоге Уокер призывал коллекционеров покупать это искусство, “а не груды мусора, только что импортированные из Парижской школы”. Его поддержал консервативный издатель Генри Люс: в рождественском номере журнала Time за 1934 год была опубликована картина Бентона и хвалебные отзывы о регионализме.
К другим художникам, связанным с движением регионализма, относятся акварелист из Огайо Чарльз Бёрчфилд (1893–1967), художник из Нью-Мексико Питер Хёрд (1904–1984) и вермонтский художник Пол Сэмпл (1896–1974).
Упадок и наследие
К началу 1940-х годов регионализм исчерпал свой потенциал. По иронии судьбы, движение, возникшее как альтернатива европейской абстракции, уступило место самому мощному американскому абстрактному течению — абстрактному экспрессионизму, который возглавил бывший ученик Бентона, Джексон Поллок (1912–1956).
Основными наследниками традиции натуралистического реализма регионализма считаются иллюстратор Норман Роквелл (1894–1978), чьи ностальгические и чрезвычайно популярные изображения американской семьи сделали его имя нарицательным в 1950-е годы, и Эндрю Уайет (1917–2009). Его темперная работа «Мир Кристины» (1948, Музей современного искусства) соперничает с «Американской готикой» Вуда за звание самой любимой картины Америки.
Работы американских регионалистов хранятся в ведущих художественных музеях США. Информацию о коллекциях, специализирующихся на искусстве США, можно найти в разделе: Художественные музеи Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?