Базилика Святого Петра, Рим читать ~7 мин.
Папская базилика Святого Петра в Ватикане (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano), более известная как собор Святого Петра, — самая знаменитая католическая церковь в мире и одно из священнейших мест в христианстве. Традиция возводит её историю к римской архитектуре эпохи раннехристианского искусства. Согласно преданию, собор построен над местом захоронения святого Петра — одного из двенадцати апостолов Иисуса и первого епископа Рима, принявшего мученическую смерть в 64 году н. э. Следуя этой традиции, пап по сей день хоронят внутри базилики.

Нынешнее здание заменило старую базилику Константина, где, к примеру, в Рождество 800 года был коронован император Карл Великий. Строительство современного собора началось в 1506 году при папе Юлии II и завершилось в 1626 году при папе Урбане VIII. В архитектуре и убранстве базилики сочетаются элементы Ренессанса и барокко, включая шедевры ренессансной скульптуры. Над её проектированием, строительством и украшением трудились величайшие старые мастера того времени, в том числе Альберти, Рафаэль, Браманте, Микеланджело и Бернини. Важно отметить, что это папская базилика, а не кафедральный собор, поскольку она не является резиденцией епископа: кафедральным собором Рима служит Архибазилика Святого Иоанна Латеранского. Последняя является главной церковью для верующих Рима, в то время как собор Святого Петра служит центром паломничества для христиан со всего мира.
Для дополнительной информации о религиозной архитектуре см.: Христианское искусство (ок. 150–2000).
Искусство и религия
Начиная с IX века, христианская церковь была неразрывно связана с изящными искусствами, выступая крупнейшим заказчиком и покровителем по всей Европе. Церковь заказывала строительство архитектурных сооружений (базилик, соборов, аббатств), скульптурные произведения (рельефы и статуи) и живопись (алтарные образы и монументальные росписи). Также по её заказу создавалось множество произведений декоративного искусства, включая витражи (особенно в готических соборах), гобелены, фрески (как в Сикстинской капелле), иллюминированные рукописи и книжные миниатюры. В Юго-Восточной Европе особую популярность приобрели мозаика и иконопись. Все эти произведения религиозного искусства создавались для донесения христианского учения до верующих. В некоторые периоды, например, в эпоху Контрреформации, скульпторам и художникам давались подробные указания о том, как именно следует изображать библейские сюжеты. Неудивительно, что собор Святого Петра как мировой центр Римской церкви богато украшен самыми разными видами искусства.
Структура и размеры
Собор, построенный из травертина, достигает высоты около 138 м, длины 222 м и ширины 152 м. Внутренняя длина составляет 211 м. Площадь сооружения — 2,3 гектара, а вместимость — до 60 000 человек. До 1989 года собор считался крупнейшей христианской церковью в мире, но затем уступил первенство базилике Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).
Внутреннее убранство
Доступ паломников в базилику контролируют служащие Ватикана и члены Швейцарской гвардии. Внутреннее пространство собора имеет форму латинского креста с вытянутым нефом, который обрамлён широкими проходами, ведущими к многочисленным капеллам. Среди них — капелла Представления Девы Марии, Клементийская капелла, капелла Мадонны Колонны, Григорианская капелла, капелла «Пьеты» и другие алтари. Под главным алтарём расположена крипта Исповеди (Confessio).
В интерьере собора Святого Петра хранится множество бесценных произведений искусства. К ним относится ренессансная скульптура, такая как «Пьета» (1499) работы Микеланджело. Эпоху барокко представляют грандиозный «Бальдахин» над главным алтарём и «Кафедра Святого Петра» (Cathedra Petri), обе созданы Джованни Лоренцо Бернини. Здесь также находятся образцы неоклассической скульптуры, например, мраморная статуя папы Пия VI работы Антонио Кановы (1757–1822). Интерьер украшают многочисленные папские гробницы со статуями и рельефами, например, «Гробница папы Льва XI» (1634–1644) работы Алессандро Альгарди, а также мозаики и изделия из драгоценных металлов. Примечательно, что масштабная кампания по сбору средств на строительство, стоимость которого оценивается в 46 миллионов дукатов, вызвала протесты по всей Европе и стала одним из факторов, спровоцировавших протестантскую Реформацию.
Внешний облик: фасад и купол
К собору Святого Петра ведёт одноимённая площадь — эллиптическое пространство, обрамлённое дорической колоннадой, вдохновлённой греческой архитектурой. Площадь завершается фасадом собора, спроектированным Карло Мадерно. Его ширина составляет 115 м, а высота — 46 м. Фасад украшен гигантским ордером коринфских колонн высотой 27 м каждая и увенчан тринадцатью статуями: Христа, одиннадцати апостолов (кроме Петра) и Иоанна Крестителя. У подножия лестницы, ведущей к собору, установлены две статуи святых Петра и Павла высотой 5,5 м.
Собор Святого Петра — одна из четырёх главных базилик Рима, наряду с Санта-Мария-Маджоре, Сан-Паоло-фуори-ле-Мура и Сан-Джованни-ин-Латерано. Однако именно его купол, самый высокий в мире, доминирует в панораме города. В основном спроектированный Микеланджело и достроенный его учеником Джакомо делла Порта, купол имеет двухслойную конструкцию, опирающуюся на четыре мощных пилона толщиной 18 м каждый. Микеланджело удалось усилить несущие конструкции, не нарушая центрального единства первоначального проекта Браманте. Главными соперниками купола Святого Петра считаются купол Флорентийского собора, спроектированный Филиппо Брунеллески (1436), купол собора Святой Софии в Константинополе (537) и купол собора Святого Павла в Лондоне, созданный Кристофером Реном (1710). Обслуживанием собора занимаются сампьетрини — особая группа рабочих, постоянно осматривающих и ремонтирующих здание.
Гробницы и реликвии
В соборе Святого Петра находится около 100 гробниц, многие из которых расположены в ватиканских гротах под собором. В них покоятся 91 папа, император Священной Римской империи Оттон II, святой Игнатий Антиохийский и папа Иоанн Павел II. В некрополе, расположенном непосредственно под главным алтарём и куполом, находится гробница самого святого Петра.
В нишах четырёх пилонов, поддерживающих купол, размещены статуи, связанные со святыми реликвиями базилики. Среди них: «Святая Елена с Истинным Крестом» работы Андреа Больджи, «Святой Лонгин с копьём, пронзившим бок Иисуса» работы Бернини (1639), «Святая Вероника с платом» работы Франческо Моки и «Святой Андрей с Крестом Святого Андрея» работы Франсуа Дюкенуа.
История строительства
Папой, который первым предложил идею замены старой базилики, был Николай V (1447–1455). Он поручил Леону Баттисте Альберти (итал. Leon Battista Alberti) и Бернардо Росселлино разработать проект нового здания. Однако лишь при понтификате Юлия II (1503–1513), племянника папы Сикста IV, дело сдвинулось с мёртвой точки. Юлий II решил снести старую базилику, чтобы возвести на её месте новую, достойную его грандиозной гробницы. В итоге проект был завершён только в 1626 году.
В ходе строительства сменилось несколько поколений архитекторов (Capomaestro). Первоначальный проект Донато Браманте (итал. Donato Bramante) предполагал сооружение в форме греческого креста, увенчанного центральным куполом. После его смерти Рафаэль Санти (итал. Raffaello Santi) и другие зодчие предложили план в виде латинского креста. Позднее Микеланджело Буонарроти (итал. Michelangelo Buonarroti), став главным архитектором, вернулся к идее греческого креста. Окончательный вид собору придал Карло Мадерно, который удлинил неф, вновь превратив план в латинский крест, чтобы вместить больше верующих. Это изменение, однако, привело к тому, что фасад частично скрывает вид на купол с площади. Длительный процесс строительства отражает эволюцию искусства от Высокого Возрождения через маньеризм к барокко. Художественное величие и монументальность собора Святого Петра подтвердили статус Рима как духовной столицы христианского мира.
Площадь Святого Петра
Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro) — место, где собираются огромные толпы верующих для папского благословения urbi et orbi («городу и миру»). Этот опыт привлекает в Рим множество паломников. Пространство площади (240 × 340 м) символизирует вселенский охват Церкви. Её спроектировал Джованни Лоренцо Бернини (итал. Gian Lorenzo Bernini), один из самых талантливых архитекторов барокко. Он создал площадь в виде театра, где фасад базилики служит сценой, а сама площадь — зрительным залом. Это решение сделало собор наглядным примером искусства эпохи католической Контрреформации.
Основываясь на архитектуре классической античности, Бернини спроектировал эллиптическое пространство, окружённое четырёхрядной колоннадой, которая украшена статуями 140 святых. Поэт Вильгельм Мюллер писал, что ночью колоннада обнимает площадь, «словно сияющие руки». Сам Бернини видел в колоннаде образ рук Бога, обнимающих верующих. К основной площади примыкает трапециевидная Piazza Retta, создающая более камерное пространство перед входом в собор.
В центре площади Святого Петра стоит египетский обелиск общей высотой около 40 м. Он был привезён в Рим из Египта в 37 году н. э. при императоре Калигуле и изначально находился в Цирке Нерона на Ватиканском холме — месте, где, по преданию, был распят святой Пётр. В 1586 году по приказу папы Сикста V обелиск перенесли на его нынешнее место. С тех пор он почитается как «свидетель» мученичества апостола. Перемещение 350-тонного монолита стало выдающимся инженерным достижением: для этого потребовалось 900 рабочих, 140 лошадей и сложная система лебёдок.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?