Section d’Or:
кубистская/орфистская группа парижских художников читать ~6 мин.
В истории искусства термин «Section d’Or» (Золотое сечение) относится к творческому объединению парижских художников XX века. Их деятельность, протекавшая примерно с 1912 по 1914 год, была тесно связана с кубизмом и его ответвлением — орфизмом. Инициатором названия выступил Жак Вийон (Jacques Villon). Он предложил отсылку к классической математической пропорции, известной как золотое сечение (Section d’or). Это наименование подчёркивало стремление участников к строгой геометрии и гармонии, отличавшее их от интуитивного подхода других модернистов.
Хотя глубоко научные концепции в живописи последовательно применяли лишь Вийон и Хуан Грис, интерес к математической структуре объединял всех участников. Основной костяк группы сформировался вокруг мастеров, участвовавших в единственной, но знаковой выставке 1912 года в галерее La Boétie. Среди ключевых фигур «Section d’Or»: Робер Делоне (Robert Delaunay, 1885–1941), Альбер Глез (Albert Gleizes, 1881–1953), Франсис Пикабиа (Francis Picabia, 1879–1953) и Андре Лот (André Lhote, 1885–1962).
К ним примкнули такие новаторы, как Марсель Дюшан (Marcel Duchamp, 1887–1968), Жан Метценже (Jean Metzinger, 1883–1956), Хуан Грис (Juan Gris, 1887–1927) и скульптор Раймон Дюшан-Вийон (Raymond Duchamp-Villon, 1876–1918). Список дополняли Фернан Леже (Fernand Léger, 1881–1955), Луи Маркусси (Louis Marcoussis, 1883–1941) и Роже де ла Френе (Roger de La Fresnaye, 1885–1925).
Корни объединения уходят в деятельность «Группы Пюто» (ответвление Société Normande de Peinture Moderne). В мастерских братьев Дюшан в парижских пригородах Пюто и Курбевуа проходили регулярные встречи. Там собирались художники Франтишек Купка (František Kupka, 1871–1957), Анри Ле Фоконье (Henri Le Fauconnier, 1881–1945), Жан Маршан (Jean Marchand, 1882–1941), а также скульпторы Йожеф Чаки (József Csáky, 1888–1971) и Александр Архипенко (1887–1964). Эти собрания стали интеллектуальной лабораторией будущего движения.
Эволюция кубизма
У истоков раннего кубизма (1907–1909) стояли Пабло Пикассо (Pablo Picasso, 1881–1973) и Жорж Брак (Georges Braque, 1882–1963). Они решительно отвергли перспективу с единой точкой схода, характерную для импрессионизма. Вместо этого художники обратились к двум иным источникам: структурной строгости поздних полотен Поля Сезанна и выразительности африканской скульптуры с её геометрической абстракцией. Детальный анализ перехода от реализма Курбе к абстракции можно найти в разделе От реализма к импрессионизму (1830–1900).
Аналитический этап
Первая фаза сотрудничества Пикассо и Брака (1909–1912) получила название аналитический кубизм. Мастера сознательно избегали эмоционально окрашенных сюжетов и ярких цветов. Предпочтение отдавалось монохромной палитре и нейтральным объектам: натюрмортам или обнажённой натуре. Формы подвергались фрагментации, превращаясь в сложные конструкции из пересекающихся плоскостей.
Многогранные объёмы на этих полотнах одновременно отступали вглубь и выдвигались на зрителя. Это создавало эффект одновременного восприятия объекта с разных сторон. Активное участие в этом процессе принимал Хуан Грис. Пикассо и Брак работали довольно изолированно, выставляясь преимущественно для клиентов своего агента Даниэля-Анри Канвейлера. Однако их эксперименты быстро стали известны в художественной среде, превратив кубизм из узкого стиля в широкое движение.
Синтетический метод
К 1912 году, пройдя через опыты с беспредметным искусством, основоположники кубизма изменили подход. Сюжет стал более узнаваемым и наполнился символизмом. Наступила фаза синтетического кубизма (1912–1914). Художники перестали просто дробить объекты. Они начали реконструировать (синтезировать) изображение, используя технику коллажа и papiers collés (аппликации из бумаги). Именно этот период совпал с активной фазой деятельности группы «Section d’Or».
Философия и программа Section d’Or
Пикассо и Брак фокусировались на сугубо живописных задачах. В отличие от них, участники «Section d’Or» связывали кубизм с широким кругом научных и философских вопросов. Их волновали теория относительности Эйнштейна, неевклидова геометрия и интуитивизм философа Анри Бергсона. Братья Дюшан и Жан Метценже отстаивали значимость математических пропорций. Они поддерживали тесную связь с актуарием Морисом Принсе (Maurice Princet), который, не будучи художником, стал теоретиком и «математиком кубизма».
Среди предшественников особое уважение группы вызывал Жорж Сёра (1859–1891), создатель пуантилизма. В его работах они находили научную ясность и математическую гармонию. Сёра в их глазах стал тем, кто вернул в искусство интеллект и порядок, преодолев описательный характер импрессионизма.
Скандал на Салоне Независимых
В 1911 году художники Пюто решили представить кубизм широкой публике. Они организовали масштабную экспозицию в зале № 41 Салона Независимых. Реакция зрителей оказалась бурной: необычные ломаные формы вызвали шок и возмущение. Этот скандал стал своеобразной репетицией перед знаменитым Армори-шоу 1913 года в Нью-Йорке. Кроме Салона, группа выставлялась в Галерее современного искусства (Galerie de l’Art Contemporain), однако пресса по ошибке окрестила ту выставку «смесью фовизма и кубизма».
Выставка 1912 года: манифест и триумф
После событий 1911 года, закрепивших за группой прозвище «салонные кубисты», художники взяли название «Section d’Or». В октябре 1912 года они открыли собственную выставку — Salon de la Section d’Or — в галерее La Boétie. В экспозиции участвовали все члены кружка Пюто. Пикассо и Брак вновь отсутствовали из-за контракта с Канвейлером, запрещавшего участие в групповых салонах. Впрочем, это лишь подчеркнуло самостоятельность «Золотого сечения» как отдельной ветви авангарда.
Выставка стала крупнейшим смотром кубизма до Первой мировой войны. Более 200 представленных работ (картины и скульптуры) демонстрировали эволюцию стиля с 1909 по 1912 год. Специально к открытию Жан Метценже и Альбер Глез подготовили трактат «О кубизме» (Du Cubisme). Изданный Эженом Фигьером, он стал первым теоретическим обоснованием движения. Успех книги был ошеломляющим: 15 тиражей за один год и перевод на английский уже в 1913-м.
Событие закрепило за кубизмом статус ведущего направления парижского авангардного искусства. Критики и публика по-прежнему спорили о смысле новых форм, но коллекционеры произведений искусства проявили живой интерес. Вслед за выставкой группа запустила одноимённый журнал «Section d’Or», однако дальнейшим планам помешала война.
Попытки возрождения и наследие
Первая мировая война внесла коррективы в расстановку сил. Даниэль-Анри Канвейлер, будучи гражданином Германии, был вынужден покинуть Францию, а его галерея закрылась. Инициативу перехватили дилеры Леонс (Léonce Rosenberg, 1877–1947) и Поль Розенберги (Paul Rosenberg, 1881–1959). Они заключили контракты с ведущими мастерами, став главными маршанами кубизма.
В 1920 году Глез, Леже и Архипенко попытались реанимировать дух «Section d’Or». Они планировали грандиозную передвижную выставку, которая показала бы развитие абстрактного искусства и кубизма. Полностью реализовать замысел не удалось. Состоялась лишь одна выставка в марте 1920 года в галерее La Boétie. В ней, помимо основателей, участвовали представители голландской группы Де Стейл, русского конструктивизма и школы Баухаус.
Время «Золотого сечения» ушло. На авансцену 1920-х годов вырвался бунтарский дадаизм, уступивший затем место сюрреализму. Сегодня работы участников группы украшают залы лучших художественных музеев мира, напоминая о времени, когда геометрия и интеллект правили живописью.
- Орфизм (симультанизм)
- Премьерный спектакль «Папа» нового театра Ростова посвящён родному городу
- Деятельность Папы Бенедикта XVI была направлена на улучшение отношений с миром искусства
- Выставка портретов Папы Юлия II в Музее Штеделя во Франкфурте
- Открытие в Париже памятника Папе Римскому Иоанну Павлу II работы З.К.Церетели.
- Открытие в Париже возле Собора Парижской Богоматери памятника Папе Римскому Иоанну Павлу II работы З.К.Церетели.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?