Соцреализм читать ~4 мин.
Что такое соцреализм?
В современном искусстве выражение «соцреализм» традиционно ассоциируется с межвоенным американским искусством, которое комментировало социальные, экономические и политические условия, преобладавшие в эпоху депрессии. Воплощённый в творчестве Бена Шана (1898-1969), американский соцреализм был одним из двух современных художественных направлений с левым характером – другим был социалистический реализм советского происхождения. Он развился из более раннего ашканского движения городского искусства, возглавляемого Робером Анри (1865-1929). Что ещё более важно, оно было усилено Федеральным художественным проектом (1935-43), государственной программой WPA, финансируемой общественным искусством, которая способствовала повышению роли художника в обществе.
На пике своего развития Федеральный художественный проект задействовал более пяти тысяч современных художников, занимавшихся плакатным искусством и печатным делом, а также ремёслами и живописью. Украшение общественных зданий было неотъемлемой частью программы, и она также включала Индекс американского дизайна, обширный письменный отчёт о декоративном искусстве в Америке. Другие реалистические движения межвоенных лет включали американскую пейзажную живопись и её ответвление регионализм.
История и характеристики
Два определяющих события 1930-х годов, Великая депрессия и подъем фашизма в Европе, побудили многих американских художников отвернуться от абстрактного искусства и принять реалистические стили живописи. Для регионалистов это означало продвижение идеализированного, часто шовинистического видения аграрного прошлого Америки. Соцреалисты, однако, чувствовали необходимость в более социально сознательном искусстве.
Художники 20-го века, которых часто называют «городскими реалистами» – Бен Шан, Реджинальд Марш (1898-1954), Мозес (1899-1974) и Рафаэль Сойер (1899-1987), Уильям Гроппер (1897-1977) и Изабель Бишоп (1902-1988) – задокументировали человеческую цену политических и экономических трагедий того времени. Их темы связывают их с некоторыми величайшими фотографами того времени, включая Доротею Ланге (1895-1965), Уокера Эванса (1903-1975) и Маргарет Бурк-Уайт (1904-1971) – отмеченную, в частности, за её фотографическое искусство Холокоста – которые достигли того же характерного сочетания репортажа и язвительного социального комментария, создав некоторые из самых долговечных изображений межвоенной Америки. Среди других важных американских практиков реалистической живописи в межвоенный период были Джордж Уэсли Беллоуз (1882-1925), Эдвард Хоппер (1882-1967), Томас Харт Бентон (1889-1975), Норман Рокуэлл (1894-1978), Джон Стюарт Карри (1897-1946), Грант Вуд (1892-1942) и Эндрю Уайет (1917-2009).
Бен Шан
Шан занимался фотографией, а также живописью. Как и многие другие художники-реалисты того времени, он изображал жертв судебных ошибок. Он стал известен в начале 1930-х годов благодаря своим картинам, изображающим суд, тюремное заключение и казнь итальянских иммигрантов Николы Сакко и Бартоломео Ванцетти, которых многие считали жертвами американской ксенофобии. Вместе с другими художниками и фотографами Шан работал на Администрацию безопасности ферм, фиксируя условия сельской бедности для агитации за помощь Фредералу.
Соцреализм против социалистического реализма
В изобразительном искусстве, соцреализм значительно отличается от социалистического реализма. Последний был (и остаётся) формой политической пропаганды, встречающейся только в коммунистических и других тоталитарных режимах, которая прославляет рабочих и крестьян, трудящихся ради достижения «социалистических» целей. Соцреализм, напротив, подчёркивает несправедливость социальной, экономической и политической системы и их влияние на менее обеспеченных членов общества.
Многие художники соцреализма придерживались марксистских принципов, но разочаровались в коммунизме после показательных процессов в Москве (1936-38) и подписания пакта о ненападении в 1939 году. Несмотря на схожие сюжеты, суровый взгляд и мрачный реализм соцреалистов отделяют их работы от героических крестьян советского соцреализма. Можно провести сравнение с работами их современников-реалистов в Германии, таких как Георг Грош (1893-1959) и Отто Дикс (1891-1969) – см. также их движение, Die Neue Sachlichkeit (Новая объективность).
Влияние
Вдохновением для соцреалистов послужила Ашанская школа (многие из них учились у ашанского художника Джона Слоуна в Лиге студентов искусств в Нью-Йорке) и мексиканские фрески, новатором которых был Херардо Мурильо (1875-1964). Его преемники, Диего Ривера (1886-1957), Хосе Клементе Ороско (1883-1949) и Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974), которые выполнили ряд настенных росписей в США, дали пример популярного фигуративного искусства с социальным содержанием. К началу 1940-х годов новые формы искусства, в частности абстрактный экспрессионизм, привлекали внимание критиков и публики.
Коллекции
Работы, иллюстрирующие движение американского соцреализма, можно найти в нескольких лучших художественных музеях США, в том числе в следующих:
Институт искусств Чикаго
Институт американского искусства Батлера, Янгстаун, Огайо
Музей искусств Сидар-Рапидс, Айова
Музей искусств Ноксвилла, Теннесси
Национальный музей американского искусства, Вашингтон
Оклендский музей Калифорнии
Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон
Спрингфилдский музей искусств, Огайо
Художественный музей Своупа, Терре-Хауте, Индиана
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?