Соцреализм читать ~4 мин.
В современном искусстве термин «социальный реализм» относится к направлению в американском искусстве межвоенного периода. Его представители исследовали социальные, экономические и политические проблемы эпохи Великой депрессии. Ярким воплощением этого течения стало творчество Бена Шана (Ben Shahn; 1898–1969). Американский социальный реализм был одним из двух художественных направлений левой направленности — вторым являлся социалистический реализм советского происхождения. Направление развилось из «школы мусорных вёдер» — движения городского реализма, возглавляемого Робертом Генри (1865–1929). Его становление также поддержал Федеральный художественный проект (1935–1943), государственная программа Управления общественных работ (WPA), которая финансировала создание произведений искусства и способствовала повышению роли художника в обществе.
На пике своего развития Федеральный художественный проект привлёк более пяти тысяч художников, которые занимались плакатным искусством, графикой, ремёслами и живописью. Важной частью программы было украшение общественных зданий. В её рамках был создан Индекс американского дизайна — обширный письменный отчёт о декоративном искусстве в Америке. Другие реалистические движения межвоенных лет включали американскую жанровую живопись и её ответвление — регионализм.
История и характеристики
Два определяющих события 1930-х годов — Великая депрессия и подъём фашизма в Европе — побудили многих американских художников отказаться от абстрактного искусства в пользу реалистических стилей. Для регионалистов это означало создание идеализированного, часто с налётом шовинизма, образа аграрного прошлого Америки. Социальные реалисты, напротив, стремились к созданию более социально осознанного искусства.
Художники XX века, которых часто называют «городскими реалистами» — Бен Шан, Реджинальд Марш (1898–1954), братья Мозес (1899–1974) и Рафаэль Сойеры (1899–1987), Уильям Гроппер (1897–1977) и Изабель Бишоп (1902–1988) — документировали человеческую цену политических и экономических трагедий своего времени. Их тематика перекликается с работами великих фотографов той эпохи, таких как Доротея Ланж (1895–1965), Уокер Эванс (1903–1975) и Маргарет Бурк-Уайт (1904–1971). Последняя, в частности, запечатлела ужасы нацистских концлагерей. Эти мастера добились характерного сочетания репортажа и острого социального комментария, создав одни из самых запоминающихся образов межвоенной Америки. Среди других значимых представителей реалистической живописи того периода были Джордж Уэсли Беллоуз (1882–1925), Эдвард Хоппер (1882–1967), регионалисты Томас Харт Бентон (1889–1975), Грант Вуд (1892–1942) и Джон Стюарт Карри (1897–1946), а также Норман Рокуэлл (1894–1978) и Эндрю Уайет (1917–2009).
Бен Шан
Бен Шан (Ben Shahn) занимался фотографией и живописью. Как и многие художники-реалисты того времени, он изображал жертв судебных ошибок. Шан получил известность в начале 1930-х годов благодаря серии картин, посвящённых суду, заключению и казни итальянских иммигрантов-анархистов Николы Сакко и Бартоломео Ванцетти, которых многие считали жертвами американской ксенофобии. Вместе с другими художниками и фотографами он работал на Администрацию по защите фермерских хозяйств, документируя сельскую бедность для агитации в пользу федеральной помощи.
Социальный реализм против социалистического реализма
В изобразительном искусстве социальный реализм существенно отличается от социалистического реализма. Последний был и остаётся формой политической пропаганды, распространённой в коммунистических и других тоталитарных режимах. Он прославляет рабочих и крестьян, которые трудятся для достижения «социалистических» целей. Социальный реализм, напротив, акцентирует внимание на несправедливости социальной, экономической и политической систем и их влиянии на уязвимые слои общества.
Многие художники — социальные реалисты разделяли марксистские убеждения, но разочаровались в коммунизме после показательных процессов в Москве (1936–1938) и подписания пакта о ненападении в 1939 году. Несмотря на схожие сюжеты, суровый взгляд и мрачный реализм этих художников отличают их работы от героизированных образов советского соцреализма. Здесь можно провести параллель с творчеством их современников-реалистов в Германии, таких как Георг Гросс (1893–1959) и Отто Дикс (1891–1969), и их движением «Новая вещественность» (Die Neue Sachlichkeit).
Влияние
Источниками вдохновения для социальных реалистов служили «школа мусорных вёдер» (многие из них учились у художника этого направления Джона Слоуна в Лиге студентов-художников Нью-Йорка) и движение мексиканского мурализма. Его ключевые фигуры — Диего Ривера (1886–1957), Хосе Клементе Ороско (1883–1949) и Давид Альфаро Сикейрос (1896–1974) — выполнили ряд настенных росписей в США, став примером популярного фигуративного искусства с социальным посылом. К началу 1940-х годов внимание критиков и публики начали завоёвывать новые формы искусства, в частности абстрактный экспрессионизм.
Коллекции
Работы, иллюстрирующие движение американского социального реализма, можно найти в нескольких ведущих художественных музеях США, в том числе в следующих:
Институт искусств Чикаго
Институт американского искусства Батлера, Янгстаун, Огайо
Музей искусств Сидар-Рапидс, Айова
Музей искусств Ноксвилла, Теннесси
Оклендский музей Калифорнии
Смитсоновский музей американского искусства, Вашингтон
Спрингфилдский музей искусств, Огайо
Художественный музей Своупа, Терре-Хауте, Индиана
Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?