Испанские художники барокко читать ~5 мин.
На протяжении большей части XVI века Испанией правили два монарха — император Карл V (1516–1556) и его сын Филипп II (1556–1598). Оба стремились к централизации королевской власти и тесно связывали корону с церковью. Филипп II особенно интересовался искусством, был хорошо осведомлён о нём и заказывал работы широкому кругу художников. Среди них были Тициан, Иероним Босх и Эль Греко. Однако меценатство в Испании исходило преимущественно от церкви.
Церковь придерживалась особенно консервативных взглядов. Контрреформация в Испании развивалась в строго ортодоксальном направлении, следуя доктринам Тридентского собора. В искусстве подчёркивались темы, которые оспаривались протестантизмом: непорочное зачатие и культ Девы Марии, таинства, заступничество святых. Протестантизм так и не проник в Испанию, но католическое искусство Контрреформации пользовалось большой популярностью. Орден иезуитов, созданный в Испании, стал одним из проявлений религиозного пыла нации.
Характерный испанский стиль искусства барокко во многом обязан национальной гордости за провидцев и мучеников — и их порой ужасающие страдания. Испанское достоинство, гордость за веру, империю и благородство, столь очевидные в портретах того периода, легко переходили в яростные страсти. Мистическое напряжение в испанском искусстве сочеталось с детальной проработкой физических подробностей и стремлением к интенсивному реализму.
Развитие испанской барочной живописи и скульптуры
Испанская живопись эпохи раннего и высокого Возрождения (ок. 1400–1530) дала мало выдающихся испанских художников эпохи Возрождения и произведений непреходящего значения. Даже эпоха маньеризма в Испании (ок. 1530–1600) породила лишь одного великого художника — грека Доменикоса Теотокопулоса, более известного как Эль Греко (1541–1614).
К моменту смерти Эль Греко в 1614 году Толедо утратил статус столицы Кастилии и Испании. Двор переместился в Мадрид, другие города также развивались и процветали. В начале XVII века барочная живопись особенно расцвела в двух центрах — Валенсии и Севилье. Среди ведущих мастеров был представитель тенеброзо Франсиско Рибальта (1565–1628).
Начиная с конца XVI века Испания переживает расцвет барочной живописи. Среди великих мастеров: религиозный живописец Франсиско де Сурбаран (1598–1664); монументальный художник и придворный портретист короля Филиппа IV Диего Веласкес (1599–1660); ведущий мастер натюрморта Хуан де Арельяно (1614–1676); севильский живописец Бартоломе Эстебан Мурильо (1617–1682); придворный портретист Карла II Клаудио Коэльо (1642–1693); кордовский художник и гравёр Хуан де Вальдес Леаль (1622–1690), основавший Севильскую академию изящных искусств.
Испанская колония Неаполь (в 1600 году — второй по величине город Европы) была важным центром контрреформационного искусства. Среди его лидеров выделялся испанский караваджист Хусепе де Рибера (1591–1652). Подробнее см.: Живопись в Неаполе (1600–1700). О караваджизме в городе см.: Караваджо в Неаполе (1607, 1609–1610).
См. также: Скульпторы барокко.
Список наиболее известных испанских художников эпохи барокко
Анхель, Педро (работал в 1583–1617) — Гравёр
Антолинес, Хосе (1635–1675) — Художник (Мадрид)
Арельяно, Хуан де (1614–1676) — Художник (Мадрид)
Баррера, Франсиско (1595–1658) — Художник (Мадрид)
Бобадилья, Херонимо де (ок. 1620–1709) — Художник (Севилья)
Боканегра, Педро Анастасио (1638–1689) — Художник (Гранада)
Кабесалеро, Хуан Мартин (1633–1673) — Художник (Мадрид)
Кахес, Эухенио (1575–1634) — Художник (Мадрид)
Камило, Франсиско (1615–1673) — Художник (Мадрид)
Кампробин, Педро де (1605–1674) — Художник (Севилья)
Кано, Алонсо (1601–1667) — Художник, архитектор, скульптор
Кардучо, Висенте (1576–1638) — Художник
Карреньо де Миранда, Хуан (1614–1685) — Художник (Мадрид)
Кастелло, Висенте (ок. 1588–1636) — Художник (Валенсия)
Кастильо, Антонио дель (1616–1668) — Художник (Кордова)
Кастильо, Хуан дель (ок. 1590–1657) — Художник (Севилья)
Серезо, Матео Младший (1626–1666) — Художник (Мадрид)
Чурригера, Хосе Бенито (1665–1725) — Архитектор
Коэльо, Клаудио (1642–1693) — Художник (Мадрид)
Коллантес, Франсиско (1599–1656) — Художник (Мадрид)
Корте, Габриэль де ла (1648–1694) — Художник (Мадрид)
Корте, Хуан де ла (ок. 1590–1662) — Художник (Мадрид)
Диас, Диего Валентин (1586–1680) — Живописец (Вальядолид)
До, Джованни (ок. 1617–1656) — Живописец (Неаполь)
Эскаланте, Хуан Антонио Фриас-и- (1633–1670) — Художник (Мадрид)
Эспиноса, Хуан Баутиста де (1590–1641) — Художник
Эспиноса, Хуан де (1628–1659) — Художник (Мадрид)
Фернандес, Грегорио (ок. 1576–1636) — Скульптор (Вальядолид)
Гонсалес, Бартоломе (1564–1627) — Художник
Гутьеррес, Хуан Симон (1643–1718) — Художник (Севилья)
Хамен, Хуан ван дер (1596–1631) — Художник (Мадрид)
Эррера, Франсиско де, Старший (ок. 1590–1656) — Художник
Эррера, Франсиско де, Младший (1622–1685) — Художник
Хиепес, Томас (ок. 1610–1674) — Художник (Валенсия)
Ириарте, Игнасио де (1621–1670) — Художник (Севилья)
Ледесма, Блас де (ок. 1602–1614) — Художник (Гранада)
Майно, фрай Хуан Баутиста (1581–1649) — Художник (Мадрид)
Мартинес, Хусепе (1600–1682) — Художник
Масо, Хуан Баутиста Мартинес дель (1610–1667) — Художник (Мадрид)
Мена, Педро де (1628–1688) — Скульптор
Монтаньес, Хуан Мартинес (1568–1649) — Скульптор
Мойя, Педро де (1610–1674) — Художник
Мурильо, Бартоломе Эстебан (1617–1682) — Художник (Севилья)
Нуньес де Вильявисенсио, Педро (1640–1700) — Художник (Севилья)
Орренте, Педро (ок. 1580–1645) — Художник (Валенсия)
Пачеко, Франсиско (1564–1654) — Художник (Севилья)
Паломино, Ацисло Антонио (1655–1726) — Художник
Пареха, Хуан де (ок. 1606–1670) — Художник
Переда, Антонио де (1611–1678) — Художник (Мадрид)
Перес Сьерра, Франсиско (1627–1709) — Художник (Мадрид)
Перес, Бартоломе (1634–1693) — Художник (Мадрид)
Понсе, Антонио (1608–1677) — Художник (Мадрид)
Пуга, Антонио (1602–1648) — Художник (Мадрид)
Рамирес, Фелипе (ок. 1628–1631) — Художник (Толедо)
Рибальта, Франсиско (1565–1628) — Художник (Мадрид, Валенсия)
Рибальта, Хуан (1597–1628) — Художник (Валенсия)
Рибера, Хусепе де (1591–1652) — Художник (Италия)
Риси, Франсиско (1614–1685) — Художник (Мадрид)
Роэлас, Хуан де лас (ок. 1560–1625) — Художник (Севилья)
Ролдан, Педро (1624–1699) — Скульптор (Севилья)
Сальсильо, Франсиско (1707–1783) — Скульптор
Санчес Котан, Хуан (1561–1627) — Художник
Солис, Франсиско де (ок. 1620–1684) — Художник (Мадрид)
Спаньолетто, Ло (прозвище Риберы, Хусепе де) (1591–1652) — Художник
Томе, Нарсисо (работал в 1715–1742) — Скульптор
Торрес, Клементе де (ок. 1662–1730) — Художник
Тристан, Луис (1586–1624) — Художник (Толедо)
Вальдес Леаль, Хуан де (1622–1690) — Художник (Севилья)
Веласкес, Диего Родригес де Сильва-и- (1599–1660) — Художник
Виладомат-и-Манальт, Антонио (1678–1755) — Художник (Барселона)
Вилландрандо, Родриго де (работал в 1608–1622) — Художник (Мадрид)
Сурбаран, Франсиско де (1598–1664) — Художник
Сурбаран, Хуан де (1620–1649) — Художник (Севилья)
Дополнительные ресурсы
Архитекторы барокко
Скульптура барокко
Фламандское барокко (1600–1680)
Голландское барокко (1600–1680)
Испанское барокко (1600–1700)
- Траурный венок – скорбная грань между прошлым и будущим
- Краткое содержание рассказа Чехова «Моя жизнь»
- Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
- Краткое содержание повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
- Краткое содержание рассказа «Первая охота» Михаила Пришвина
- «Нам здесь не место» Дженни Торрес Санчес, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?