Синтетизм читать ~5 мин.
Термин «синтетизм» описывает стиль постимпрессионистской живописи, который был разработан в 1880-х годах Полем Гогеном (1848–1903), Эмилем Шуффенекером (1851–1934), Эмилем Бернаром (1868–1941), Луи Анкетеном (1861–1932) и другими художниками. Стремясь отойти от импрессионистского увлечения изучением света, Гоген разрабатывал новый стиль живописи. Он основывался на двухмерных областях чистого цвета с минимальным количеством затенённых областей или трёхмерной моделировки и нескольких выразительных линиях.
Приёмы синтетизма ярко проявились в шедевре Гогена «Видение после проповеди» (1888, Национальная галерея Шотландии). Эта работа считается одной из величайших современных картин и изображает два различных уровня реальности: действительный мир и мир видений. Название «синтетизм» означало синтез упрощённых форм и цветовых решений с основной идеей или эмоциональным содержанием предмета. Цель заключалась в создании более смелого художественного высказывания.
Синтетизм тесно связан с колонией художников Понт-Авен в Бретани. Среди других мастеров, живших в Понт-Авене и практиковавших синтетизм, были Якоб Мейер де Хаан (1852–1895), Шарль Лаваль (1862–1894), Поль Серюзье (1863–1927), Шарль Филигер (1863–1928) и Арман Сеген (1869–1903). Описывая этот новый стиль французской живописи с его большими участками чистого цвета и чёрными контурами, Эмиль Бернар и Луи Анкетин предпочитали использовать термин клуазонизм. Название происходило от средневековой перегородчатой техники эмалирования.
Характеристики стиля
Гоген, Шуффенекер, Бернар и их круг во Франции создали термин «синтетизм» для обозначения своей живописи конца 1880-х — начала 1890-х годов. Написанные в радикальном экспрессивном стиле, их картины намеренно искажали и преувеличивали формы и цвета. Произведения синтезировали различные элементы: внешний облик природы, художественное видение автора и формальные качества формы и цвета.
Гоген, лидер группы, считал непосредственное наблюдение природы лишь частью творческого процесса. Память, воображение и эмоции усиливали эти впечатления, что приводило к созданию более содержательных художественных форм.
Реакция против импрессионизма
Гоген участвовал в выставках импрессионистов в Париже в начале 1880-х годов. Однако к 1885 году он разочаровался в их стремлении описывать только видимое. Художник искал новые темы и техники живописи, чтобы достичь «перевода мысли в средство, отличное от литературы».
Его целью было изображать не столько то, что видел глаз, сколько то, что он чувствовал. Поэтому Гоген избегал натурализма импрессионизма и научных методов неоимпрессионизма. Вместо этого он создавал искусство, где цвет использовался для драматических, эмоциональных или выразительных эффектов.
Гоген черпал вдохновение из множества источников. Подобно прерафаэлитам в Англии, он изучал средневековое гобеленовое искусство ради его смелости и драматизма. Как и художники-импрессионисты, он исследовал линию и композицию японских ксилографий. Мастер увлекался народным искусством, каменными скульптурами бретонских церквей и доисторическим искусством.
Колония художников Понт-Авена
В решающий период конца 1880-х годов Гоген работал в Бретани. Там он познакомился с постимпрессионизмом понт-авенских художников Эмиля Бернара и Луи Анкетена (1861–1932). Они развивали стиль клуазонистов, оказавший важное влияние на синтетические работы Гогена.
Ключевая ранняя работа Гогена «Видение после проповеди: Борьба Иакова с ангелом» (1888) была написана во время пребывания в Понт-Авене. Картина читается как визуальный манифест его революционных идей. Линиями и пространственной организацией произведение обязано японским ксилографиям укиё-э — фигуры борцов даже взяты с рисунка Хокусая. Большие площади немодулированного цвета и тяжёлые контуры тесно связаны со стилем клуазонистов. Результат уникален для Гогена, и синтез становится ключом к его успеху.
Выставка в кафе Вольпини
В 1889 году Гоген и его единомышленники — Эмиль Бернар, Шарль Лаваль (1862–1894) и Шуффенекер — организовали выставку. Они хотели показать свои прогрессивные работы в противовес официальной художественной экспозиции Всемирной выставки в Париже. Главной достопримечательностью той выставки была Эйфелева башня (1887–1889).
«Выставка картин Группы импрессионистов и синтетистов» проходила в парижском кафе Вольпини. Экспозиция включала как их работы, так и произведения других художников, с которыми они сотрудничали в Бретани — Анкетена и Даниэля де Монфрида (1856–1929). Критики-единомышленники, такие как Альбер Орье и Феликс Фенон, хвалили Гогена за упрощение средств и продуманность подхода. Гоген стал одной из ведущих фигур авангардного искусства, соперничая с Жоржем Сёра, основателем пуантилизма.
Связь с символизмом
Гоген был принят поэтами и художниками как лидер движения символизм. В поздних произведениях, таких как «День богов (Mahana No Atua)» (1894) или «Откуда мы пришли? Что мы такое? Куда мы идём?» (1897), символическое содержание становится всё более важным. Обе картины написаны во время жизни и работы на Таити. Символы остаются личными, провоцируя вопросы, а не давая ответы.
Гоген презирал литературное содержание в живописи, предпочитая таинственную и неуловимую вселенную ощущений. В 1899 году он писал: «Подумайте также о музыкальной роли, которую цвет отныне будет играть в современной живописи. Цвет, который является вибрацией, как и музыка, способен достичь того, что является самым универсальным и в то же время самым неуловимым в природе: своей внутренней силы».
Влияние на последующие поколения
Современное искусство Гогена оказало глубокое влияние на последующие поколения художников. При его жизни работы синтетистов послужили важным источником вдохновения для группы наби (1890-е годы), движения символизма (1886–1900), международного стиля модерн (1890–1914) и его немецкого варианта югендстиля. Влияние распространилось и на парижский колористический стиль фовизма (1905–1906).
Впоследствии экспрессионисты, различные художники-абстракционисты и последователи сюрреализма признавали заслуги Гогена в развитии своего творчества. Отвергая идею верности художника изображаемому миру, Гоген помог проложить путь к полному отказу от репрезентативного искусства.
Музейные коллекции
Произведения в стиле синтетизма можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира. Среди них Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Институт искусств Миннеаполиса, Музей изящных искусств в Бостоне, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, Национальная галерея в Лондоне и Национальные галереи Шотландии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мы с благодарностью отмечаем использование материала Эми Демпси из книги «Стили, школы и движения» (Thames & Hudson, 2007) — одного из ведущих руководств по современной французской живописи, которое мы рекомендуем всем изучающим искусство во Франции конца XIX века.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Краткое руководство по определённым стилям см.: Художественные движения.
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Объясняем подробнее здесь: Определение искусства. Не забудьте также посетить: Хронология истории искусства.
- Достоинство всех русских - хаос. Выставка лауреатов премии Кандинского в Барселоне
- Триумф de’coeur’ативности. L”ove лет творчества Татьяны Кандауровой
- Выставка голландских мастеров в Нью-Йорке собрала рекордное количество посетителей
- Экспертный совет СТД определил лауреатов премии «Гвоздь сезона»
- Маурицхёйс готов к открытию после реконструкции
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?