Синтетизм читать ~5 мин.
Термин «синтетизм» описывает стиль постимпрессионистской живописи, который был разработан в 1880-х годах Полем Гогеном (1848-1903), Эмилем Шуффенекером (1851-1934), Эмилем Бернаром (1868-1941), Луи Анкетеном (1861-1932) и другими. Пытаясь отойти от импрессионистской одержимости изучением света, Гоген стремился разработать новый стиль живописи, основанный на двухмерных областях чистого цвета (то есть, с небольшим количеством затенённых областей или любого типа трёхмерной моделировки) и нескольких сильных линиях.
Приёмы синтетизма показаны в шедевре Гогена «Видение после проповеди» (1888, Национальная галерея Шотландии), одной из величайших современных картин, которая изображает два разных уровня реальности: реальный мир и мир снов. Название «синтетизм» означало «синтез» упрощённых форм и цветовых схем с основной идеей или чувством предмета для создания более смелого художественного высказывания.
Синтетизм прочно ассоциируется с колонией художников Понт-Авен в Бретани. Среди других художников-экспрессионистов, живших в Понт-Авене и практиковавших синтетизм, были Якоб Мейер де Хаан (1852-1895), Шарль Лаваль (1862-1894), Поль Серюзье (1863-1927), Шарль Филигер (1863-1928) и Арман Сеген (1869-1903). В своём собственном описании этого нового стиля французской живописи, с его большими участками чистого цвета и чёрными контурами, Эмиль Бернар и Луи Анкетин предпочли использовать название клуазонизм в честь средневековой перегородчатой техники эмалирования.
Характеристика
Гоген, Шуффенекер, Бернар и их кружок во Франции придумали термин «синтетизм» для обозначения своей живописи конца 1880-х и начала 1890-х годов. Написанные в радикальном, экспрессивном стиле, в котором формы и цвета были намеренно искажены и преувеличены, их картины синтезировали ряд различных элементов: внешний вид природы, «сон» художника перед ней и формальные качества формы и цвета. Гоген, лидер группы, считал, что непосредственное наблюдение природы – это только часть творческого процесса, а вклад памяти, воображения и эмоций усиливает эти впечатления, что приводит к созданию более осмысленных форм.
Реакция против импрессионизма
Гоген участвовал в выставках импрессионистов в Париже в начале 1880-х годов, но к 1885 году разочаровался в их настойчивом стремлении описывать только то, что они видели перед собой. Он искал новые темы и новую технику живописи, чтобы достичь «перевода мысли в средство, отличное от литературы». Его целью было рисовать не столько то, что видел глаз, сколько то, что он чувствовал, и поэтому он избегал натурализма импрессионизма и научных увлечений неоимпрессионизма, вместо этого создавая искусство, в котором цвет используется для драматических, эмоциональных или выразительных эффектов.
Гоген черпал вдохновение из множества различных источников. Как и прерафаэлиты в Англии, он изучал средневековое гобеленовое искусство за его смелость и драматизм; как и художники-импрессионисты, он изучал линию и композицию на японских ксилографиях. Он увлекался народным искусством, каменными скульптурами бретонских церквей и доисторическим искусством.
Колония художников Понт-Авена
В решающий для Гогена период в конце 1880-х годов он работал в Бретани, где познакомился с постимпрессионизмом понт-авенских художников Эмиля Бернара и Луи Анкетена (1861-1932), которые развивали стиль клуазонистов, оказавший важное современное влияние на синтетическую работу Гогена. Ключевая ранняя работа Гогена, «Видение после проповеди: Борьба Иакова с ангелом» (1888), написанная во время его пребывания в Понт-Авене, читается как визуальный манифест его революционных идей. Линиями и пространственной организацией картина обязана японским ксилографиям укиё-э (фигуры борцов даже взяты с рисунка Хокусая), а большие площади немодулированного цвета и тяжёлые контуры тесно связаны со стилем клуазонистов. Но результат уникален для Гогена, и синтез – ключ к его успеху.
Выставка в кафе Вольпини
В 1889 году Гоген и его новые друзья Эмиль Бернар, Шарль Лаваль (1862-1894) и Шуффенекер организовали выставку, чтобы показать свои прогрессивные работы в противовес официальной художественной экспозиции на четвёртой Всемирной выставке в Париже, главной достопримечательностью которой была Эйфелева башня (1887-89).
Выставка картин Группы импрессионистов и синтетистов проходила в парижском кафе Вольпини и включала как их работы, так и работы других художников, с которыми они работали в Бретани, таких как Анкетин и Даниэль де Монфрид (1856-1929). Рецензируя выставку, сочувствующие критики, такие как Альбер Орье и Феликс Фенон, похвалили Гогена за упрощение средств и продуманность. Гоген стал одной из ведущих фигур авангардного искусства, соперничая с Жоржем Сёра, основателем пуантилизма.
Символизм
Он также был принят рядом поэтов и художников как лидер движения Символизм. В более поздних произведениях, таких как День богов (Mahana No Atua) (1894) или Откуда мы пришли? Что мы такое? Куда мы идём? (1898), обе картины написаны во время его жизни и работы на Таити, символическое содержание становится все более важным, хотя символы остаются частными, провоцируя вопросы, а не давая ответы.
На самом деле Гоген презирал литературное содержание, предпочитая таинственную и неуловимую вселенную ощущений. В 1899 году он писал: “Подумайте также о музыкальной роли, которую цвет отныне будет играть в современной живописи. Цвет, который является вибрацией, как и музыка, способен достичь того, что является самым универсальным и в то же время самым неуловимым в природе: своей внутренней силы”.
Влияние
Современное искусство Гогена оказалось глубоко влиятельным для последующих поколений художников. При его жизни пример работ синтетистов послужил важным источником вдохновения для наби (1890-е), движения символизма (1886-1900), международного стиля модерн (1890-1914) и его немецкого варианта югендстиля, а также парижского колористического стиля фовизма (1905-6). Впоследствии экспрессионисты, а также различные художники-абстракционисты и последователи сюрреализма ставили Гогену в заслугу развитие своего творчества. Отвергая идею верности художника изображаемому миру, Гоген помог проложить путь к полному отказу от репрезентативного искусства.
Коллекции
Картины экспрессионистов в стиле синтетизма можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности, в Метрополитен-музее, Нью-Йорк; Институте искусств Миннеаполиса; Музее изящных искусств, Бостон; Национальной галерее искусств, Вашингтон; Национальной галерее, Лондон; и Национальных галереях Шотландии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мы с благодарностью отмечаем использование материала Эми Демпси из книги «Стили, школы и движения» (Thames&Hudson, 2007), одного из ведущих руководств по современной французской живописи, которое мы рекомендуем всем изучающим искусство во Франции в конце 19-го века.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Краткое руководство по определённым стилям см.: Художественные движения.
САМОЕ ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО
В МИРЕ. Список лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Объясняем подробнее здесь: Определение искусства. Не забудьте также посетить: Хронология истории искусства.
- Достоинство всех русских - хаос. Выставка лауреатов премии Кандинского в Барселоне
- Триумф de’coeur’ативности. L”ove лет творчества Татьяны Кандауровой
- Выставка голландских мастеров в Нью-Йорке собрала рекордное количество посетителей
- Экспертный совет СТД определил лауреатов премии «Гвоздь сезона»
- Маурицхёйс готов к открытию после реконструкции
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?