Ташизм, арт информель читать ~4 мин.
Ташизм — это подстиль в рамках более широкого направления Арт Информель (Art Informel), одного из самых важных течений современного искусства в послевоенной Европе. Ташизм представляет собой форму жестовой живописи, основанную на использовании цветовых пятен, и считается европейским аналогом «живописи действия».
Определение и характеристики ташизма
Термин «ташизм» (фр. Tachisme, от tache — «пятно» или «всплеск») описывает стиль абстрактной живописи, для которого характерно использование пятен, точек и разводов цвета. Этот стиль абстрактного искусства, популярный в конце 1940-х и 1950-х годах, является частью более широкого движения Арт Информель. Хотя термины иногда используют как синонимы, ташизм отличается тем, что фокусируется исключительно на определённом типе выразительного жеста художника. Впервые слово «ташизм» для описания этого современного стиля применил искусствовед Пьер Геген в 1951 году. Позже этот термин популяризировал французский критик Мишель Тапье в своей книге «Иное искусство» (Un art autre, 1952). Однако сам термин появился гораздо раньше: в 1889 году его использовал Феликс Фенеон для описания живописной техники импрессионистов, а в 1909 году — художник и теоретик Морис Дени (1870–1943) по отношению к фовизму, одной из школ французской живописи.
Европейский абстрактный экспрессионизм
Как экспрессионистский и нерепрезентативный стиль, ташизм относят к широкому направлению абстрактного экспрессионизма. Однако сам абстрактный экспрессионизм — это в первую очередь американское движение. Европейские художники-абстракционисты для описания своих поисков в этом русле предпочитали термин Арт Информель. В рамках этого европейского течения ташизм оставался преимущественно французской школой. Считается, что работы ташистов, как правило, более изящны и чувственны, чем работы художников американской школы, которые на их фоне могут казаться более грубыми и экспрессивными.
Негеометрический тип абстракции
Движение Арт Информель, частью которого является ташизм, можно перевести как «искусство без формы». Оно возникло как реакция на строгую геометрическую абстракцию и предложило более интуитивный и спонтанный подход к творчеству. Ташизм — это, по сути, техника жестовой живописи, которая проявляется в спонтанном нанесении на холст пятен и капель краски, а также в использовании каллиграфических знаков и линий. Художники-ташисты часто выдавливали краску на полотно прямо из тюбика, подчёркивая непосредственность творческого акта.
Сходные стили и терминология
Терминология этого периода может сбивать с толку. Несмотря на некоторые нюансы, ташизм часто трудно отличить от других близких явлений, таких как «иное искусство» (фр. Art Autre), лирическая абстракция и сам Арт Информель. Эти названия нередко используются как взаимозаменяемые, подчёркивая скорее теоретические тонкости, чем видимые стилистические различия. Ташизм также идейно близок к европейской арт-группе КОБРА и японскому объединению «Гутай» (Gutai).
Художники-ташисты
Ключевыми представителями ташизма, большинство из которых были французами или работали во Франции, являются:
Жан Фотрие (Jean Fautrier; 1898–1964);
Жорж Матьё (Georges Mathieu; 1921–2012);
Вольс (Wols, настоящее имя — Альфред Отто Вольфганг Шульце; 1913–1951), немецкий художник, живший в Париже;
Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet; 1901–1985);
Сэм Фрэнсис (Sam Francis; 1923–1994), американский художник, работавший в Париже.
Среди других художников, чьё творчество связывают с ташизмом, — американец Марк Тоби (1890–1976), известный своими каллиграфическими работами; британский художник Сент-Айвской школы Патрик Херон (1920–1999); француз Пьер Сулаж (Pierre Soulages; 1919–2022) и бельгиец Анри Мишо (Henri Michaux; 1899–1984).
Работы художников-ташистов можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев Европы. Подробнее см.: Художественные музеи в Европе.
Для более ранних форм экспрессионизма см.: Экспрессионистские картины.
Чтобы узнать о развитии американских абстрактных экспрессионистов в период 1955-65 годов, прочтите о постживописной абстракции и её отдельных школах, таких как живопись цветового поля (с участием Клиффорда Стилла, Марка Ротко, Барнетта Ньюмана, Хелен Франкенталер и других) и живопись жёстких контуров (Эллсуорт Келли, Фрэнк Стелла и другие).
АБСТРАКЦИЯ
Для руководства по беспредметному искусству см.: Абстрактная живопись: Top 100.
Список стилей и периодов: Движения в абстрактном искусстве.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства: Определение искусства.
О масляных, акриловых и акварельных красках: Искусство живописи.
ЛУЧШАЯ СОВРЕМЕННАЯ ЖИВОПИСЬ
Список великих работ: Величайшие современные картины.
ЛУЧШИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
Подробную информацию о лучших современных художниках с 1800 года см.: Известные художники (1830-2010)
Художники XX века (1900-2000).
ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён.
РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях искусства см.: История искусства.
Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: История искусства: хронология.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?