Молодые британские художники (YBA) читать ~10 мин.
В конце 1980-х и 1990-х годов постмодернистское искусство в Великобритании получило новый импульс с появлением уверенного в себе поколения художников-постмодернистов, позднее названного Молодыми британскими художниками (Young British Artists, или YBA). Участники группы не принадлежали к какому-либо определённому течению или стилю. Это была разнородная смесь живописцев, скульпторов, видео- и инсталляционных художников, а также фотографов. Их объединяли лишь молодость, британское происхождение и причастность к актуальному искусству.
Их творчество часто называют Britart (Брит-арт). Группа YBA стала известна благодаря трём знаковым выставкам: Freeze (1988) и Modern Medicine (1990), куратором которых выступил тогда ещё неизвестный студент Голдсмитского колледжа Дэмиен Хёрст (р. 1965), и Sensation (1997), проходившей в Королевской академии художеств. С 1988 года основным спонсором YBA стал коллекционер и миллионер Чарльз Саатчи, чьё покровительство помогло сделать Лондон европейской столицей постмодернизма. Сам термин «Молодые британские художники» происходит от серии из шести выставок с одноимённым названием, которые проходили в лондонской галерее Саатчи с 1992 по 1996 год.
В настоящее время YBA являются частью британского художественного истеблишмента. Они регулярно становились лауреатами Премии Тёрнера и избирались членами Королевской академии художеств в Лондоне. Их работы выставлялись во многих ведущих галереях современного искусства Европы. Кроме Хёрста, к известным художникам, связанным с движением «Молодых британских художников», относятся: Трейси Эмин, Джейк и Динос Чепмены, Дуглас Гордон, Маркус Харви, Гэри Хьюм, Рэйчел Уайтред, Джиллиан Уэринг, Марк Уоллингер, Марк Куинн, Стив Маккуин, Крис Офили, Дженни Савиль и другие.
Для сравнения с авангардным искусством более ранней эпохи смотрите также: Современная британская скульптура (1930–1970) и Современная британская живопись (1960–2000).
Термин «Молодые британские художники» был, по сути, маркетинговым инструментом для продвижения современного британского искусства в 1990-е годы. Строго говоря, он относится только к художникам, участвовавшим в выставках Freeze или Sensation. Однако это название также используется в более широком смысле для обозначения всех прогрессивных, авангардных британских художников, которые добились признания в конце 1980-х и в 1990-е годы. Для описания британских художников, появившихся в 2000-х годах, был введён новый термин — Post-YBAs. К ним относятся Даррен Алмонд, Майк Нельсон, Тим Ноубл, Оливер Пейн, Ник Рельф, Ева Ротшильд, Саймон Старлинг, Дэвид Торп, Сью Вебстер, Кери Янг и другие.
Характерные черты искусства YBA
Творчество молодых британских художников охватывает все формы живописи, широкий спектр скульптуры и ассамбляжа, современное видео и инсталляционное искусство, разнообразные фотографии и концептуальное искусство. Если у них и есть что-то общее, так это отношение к материалам и творческому процессу по принципу «всё годится» (anything goes). Так, среди известных произведений Britart встречаются: личинки и мёртвые животные (Хёрст); бетонные слепки целых домов (Рэйчел Уайтред); кровать в окружении личного мусора, включая презервативы (Трейси Эмин); раздавленные паровым катком найденные объекты (Корнелия Паркер); слоновий помёт (Крис Офили) и замороженная кровь (Марк Куинн).
Многие работы YBA содержали спорные отсылки, призванные шокировать публику. Примерами могут служить картины Дженни Савиль с изображением тучных обнажённых женщин или жестоко искалеченные манекены братьев Чепмен. Другие же доводили концептуальное искусство до крайности. Например, работа Марка Уоллингера, удостоенная Премии Тёрнера, — это двухчасовой фильм о человеке, бродящем по галерее в костюме медведя. Другой пример — видео Джиллиан Уэринг, в котором актёры в полицейской форме молча стоят в течение часа, или инсталляция Мартина Крида — белая комната с одной лампочкой, которая периодически включается и выключается.
Влияние на британское искусство
YBA подвергались резкой критике за недостаток мастерства и художественных достоинств со стороны многих художественных критиков, а также таких знаменитостей, как композитор Саймон Рэттл и драматург Том Стоппард. Тем не менее британская публика и художественный истеблишмент в целом приняли Britart с большим энтузиазмом.
Одна из причин этого в том, что Молодые британские художники освежили и оживили практически все виды современного искусства, значительно увеличив посещаемость музеев. Кроме того, они способствовали появлению целого поколения новых галерей современного искусства — включая White Cube Джея Джоплинга, галереи Виктории Миро, Карстена Шуберта, Сэди Коулз, Interim Art Морин Пейли и галерею Энтони Уилкинсона — и значительно увеличили тиражи британских журналов о современном искусстве, таких как Frieze, Art Monthly, Art Review, Modern Painters и Contemporary Art.
История YBA
1980-е годы в Великобритании были временем радикальных политических и экономических перемен. В 1984 году была учреждена Премия Тёрнера в области современного искусства, а на художественной сцене появился рекламный магнат Чарльз Саатчи, ставший самым значительным британским коллекционером послевоенного искусства. Саатчи начал представлять свою коллекцию публике в 1985 году в своей галерее в Сент-Джонс-Вуд.
Его ранние приобретения включали работы в стиле минимализма и неоэкспрессионизма, а также значительное число произведений Энди Уорхола. (См. также: Поп-арт Энди Уорхола 60-х и 70-х годов). 1980-е годы также стали знаковым периодом для Голдсмитского колледжа, входящего в состав Лондонского университета, который предлагал прогрессивную программу по искусству под руководством таких влиятельных преподавателей, как Майкл Крейг-Мартин. Почти все 42 художника-участника выставки Sensation учились в Голдсмитском колледже.
Выставка Freeze (1988)
На этом фоне второкурсник Голдсмитского колледжа Дэмиен Хёрст организовал выставку работ — своих и ещё 16 студентов — в большом заброшенном здании в лондонском районе Доклендс. Выставка под названием Freeze стала возможной благодаря экономическому спаду, из-за которого подобные здания пустовали. Хотя мероприятие не получило широкого освещения в прессе, оно привлекло ряд влиятельных посетителей, включая Чарльза Саатчи, который приобрёл большинство экспонатов. Позднее Саатчи признавался, что его как коллекционера привлекло не столько качество искусства, сколько общая атмосфера: “Что действительно выделялось, так это хмельная развязность всего этого”.
Другие выставки YBA
Окончив Голдсмитский колледж в 1989 году, Хёрст совершил прорыв в 1990-м, выступив соорганизатором ещё двух влиятельных «складских» выставок на бывшей фабрике в Бермондси. На выставке Modern Medicine Саатчи, по сообщениям, был ошеломлён инсталляцией Хёрста A Thousand Years («Тысяча лет»). Саатчи немедленно приобрёл эту работу, что положило начало долгим и плодотворным деловым отношениям с молодым художником. До этого момента Саатчи уделял основное внимание таким известным фигурам, как Энди Уорхол, Филип Гастон, Алекс Кац, Ричард Серра, Ансельм Кифер, Зигмар Польке, Герхард Рихтер и Дональд Джадд. Теперь он переключил своё внимание на новую многообещающую группу YBA.
Также в 1990 году YBA Генри Бонд и Сара Лукас курировали выставку East Country Yard Show, которая разместилась на площади в 16 000 квадратных метров. Хотя общее число посетителей оставалось невысоким, выставка привлекла внимание критиков и коллекционеров, ознаменовав собой грядущий подъём британского искусства.
По мнению Эндрю Грэма-Диксона, художественного критика газеты The Independent, выставки YBA значительно превосходили аналогичные мероприятия, проводимые в любом из признанных институтов современного искусства страны, включая новый филиал галереи Тейт в Ливерпуле. В результате коммерческие галереи, такие как галерея Джошуа Компстона (Шордич) и галерея «Серпентайн» (Гайд-парк), начали выставлять работы YBA. Вскоре новая волна YBA заявила о себе на таких выставках, как New Contemporaries, New British Summertime и Minky Manky. Среди этих художников была и англо-кипрская художница Трейси Эмин (р. 1963).
Меценатство Чарльза Саатчи (1992–1997)
Вскоре после выставки 1991 года в галерее «Серпентайн» галерея Саатчи запустила серию из шести выставок под общим названием Young British Artists I – VI, посвящённую исключительно творчеству YBA. Эти выставки, проходившие с 1992 по 1996 год, не только утвердили сам бренд «Молодые британские художники», оказавшийся мощным маркетинговым инструментом, но и обеспечили широкое освещение в СМИ для многих британских художников конца XX века, помогая им укрепить свою репутацию в стране и за рубежом.
Так, в 1995 году Britart пересёк Атлантику с масштабной групповой выставкой под названием Brilliant!, проходившей в авторитетном Центре искусств Уокера в Миннеаполисе, США. А работа Дэмиена Хёрста с акулой в формальдегиде (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living) стала всемирным символом авангардного британского искусства последнего десятилетия XX века.
Наконец, в 1997 году, в знак официального признания движения, Саатчи выступил сокуратором выставки Sensation в лондонской Королевской академии художеств, где были показаны работы 42 художников YBA из его частной коллекции. Благодаря Чарльзу Саатчи молодые британские художники стали частью постмодернистского истеблишмента.
Лауреаты Премии Тёрнера
Последовало и дальнейшее признание. Несколько YBA вошли в шорт-лист ежегодной Премии Тёрнера, одной из главных наград для современных художников в Великобритании, и, как следствие, получили дополнительное освещение на телеканале Channel 4, который спонсировал конкурс. Среди лауреатов Премии Тёрнера, принадлежащих к YBA, были: Рэйчел Уайтред (1993), Дэмиен Хёрст (1995), Дуглас Гордон (1996), Джиллиан Уэринг (1997), Крис Офили (1998), Стив Маккуин (1999) и Марк Уоллингер (2007).
YBA: 2000-е годы и далее
Как ни странно, открытие в 2000 году галереи Тейт Модерн — главного британского музея современного искусства — не стало для YBA особым стимулом, хотя включение их работ в экспозицию подтвердило их окончательное признание. В начале 2003 года галерея Саатчи переехала из Сент-Джонс-Вуд в здание Каунти-холла на южном берегу Темзы и начала освещение Britart с ретроспективы Дэмиена Хёрста. Затем в мае 2004 года пожар на складе галереи Саатчи уничтожил несколько важных работ, в том числе инсталляцию Трейси Эмин Everyone I Have Ever Slept With 1963–1995. В том же году Саатчи заявил, что большинство YBA останутся «лишь сносками» в истории искусства, и начал распродавать значительную часть своей коллекции их работ, часто с огромной выгодой для себя.
Известные работы молодых британских художников
Знаковые работы YBA представлены в некоторых из ведущих художественных музеев Великобритании. Ниже приведён краткий список избранных произведений. Если не указано иное, работы находятся в коллекции лондонской галереи Саатчи. Кроме того, работы YBA можно увидеть на многих крупнейших фестивалях современного искусства по всему миру.
Джейк и Динос Чепмены (р. 1966 и 1962)
Hell (1999–2000, «Ад»)
Сара Лукас (р. 1962)
Two Fried Eggs and a Kebab (1992, «Две яичницы и кебаб»)
Pauline Bunny (1997) Коллекция Тейт, Лондон
Трейси Эмин (р. 1963)
Everyone I Have Ever Slept With 1963–1995 (1995, «Все, с кем я когда-либо спала, 1963–1995»)
My Bed (1999, «Моя кровать»)
Рэйчел Уайтред (р. 1963)
Untitled (Freestanding Bed) (1991, «Без названия (Отдельно стоящая кровать)») Галерея искусств Саутгемптона
Маркус Харви (р. 1963)
Myra (1995, «Майра»)
Фиона Рэй (р. 1963)
Untitled (Emergency Room) («Без названия (Палата скорой помощи)») Коллекция Тейт
Марк Куинн (р. 1964)
Self (1991, «Автопортрет») Частная коллекция
Дэмиен Хёрст (р. 1965)
A Thousand Years (1990, «Тысяча лет»)
The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living (1991, «Физическая невозможность смерти в сознании живущего») Частная коллекция
Pharmacy (1992, «Аптека») Коллекция Тейт, Лондон
For the Love of God (2007, «Ради любви к Богу») Галерея White Cube
Иэн Дэвенпорт (р. 1966)
Poured Lines: Light Orange, Blue, Yellow, Dark Green, Orange (1995) Галерея Хейворд
Гленн Браун (р. 1966)
Dali-Christ (1992, «Дали-Христос»)
Крис Офили (р. 1968)
The Holy Virgin Mary (1996, «Святая Дева Мария»)
Мартин Крид (р. 1968)
Work No. 227: The lights going on and off (2001, «Работа № 227: Свет включается и выключается») Коллекция Artist Rooms
Дженни Савиль (р. 1970)
Hybrid (1997, «Гибрид»)
Untitled (1990, «Без названия») Частная коллекция
Питер Дэвис (р. 1970)
The Hip One Hundred (1998)
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?