Молодые британские художники (YBA) читать ~10 мин.
В конце 1980-х и 90-х годов постмодернистское искусство в Великобритании оживилось благодаря появлению уверенного в себе нового поколения художников-постмодернистов, позже названных Молодыми британскими художниками (Young British Artists). Не принадлежа ни к какому конкретному движению или стилю искусства, они включали в себя разнообразную смесь живописцев, скульпторов, видео/инсталляционных художников и фотографов, без каких-либо общих характеристик, кроме молодости, национальности и участия в актуальном искусстве.
Их работы часто называют Britart. YBA стали известны благодаря трём художественным выставкам: Freeze (1988) и Modern Medicine (1990), куратором которых был неизвестный студент колледжа Голдсмитс по имени Дэмиен Хёрст (р. 1965), и Sensation (1997), проходившей в Королевской академии. С 1988 года главным спонсором YBA был миллионер-коллекционер Чарльз Саатчи, чьё покровительство помогло сделать Лондон европейской столицей постмодернизма. Термин «Молодые британские художники» происходит от названия шести выставок с таким названием, проходивших в галерее Саатчи в Лондоне в период 1992-6 гг.
В настоящее время YBA являются частью британского художественного истеблишмента, они регулярно становятся лауреатами премии Тёрнера и избираются членами Лондонской королевской академии. Они выставлялись во многих лучших галереях современного искусства в Европе. Кроме Хёрста, к известным художникам, связанным с «движением молодых британских художников», относятся: Трейси Эмин, Джейк и Динос Чепмен, Дуглас Гордон, Маркус Харви, Гари Хьюм, Рэйчел Уайтред, Джиллиан Уоринг, Марк Уоллингер, Марк Куинн, Стив Маккуин, Крис Офили, Дженни Савиль и другие.
Для сравнения с авангардным искусством более ранней эпохи см: Современная британская скульптура (1930-1970) и Современная британская живопись (1960-2000).
Термин «Молодые британские художники» на самом деле был не более чем маркетинговым инструментом для продвижения современного искусства Великобритании в 1990-е годы. Строго говоря, он включает только тех художников, которые выставлялись на Freeze, или Sensation. Однако это название также используется в более широком смысле, чтобы охватить всех прогрессивных, авангардных британских художников, которые добились признания в конце 1980-х и в 90-е годы. Новый термин Post-YBAs был придуман для описания британских художников, появившихся в 2000-х годах. К ним относятся Даррен Алмонд, Майк Нельсон, Тим Ноубл, Оливер Пейн, Ник Рельф, Ева Ротшильд, Саймон Старлинг, Дэвид Торп, Сью Вебстер, Кери Янг и другие.
Характеристика стиля искусства YBA
Работы молодых британских художников включают все формы живописи, широкий спектр скульптуры и ассамбляжа, современное видео и инсталляционное искусство, разнообразные фотографии, и концептуальное искусство. Если у них и есть что-то общее, то это, вероятно, отношение к материалам и творческому процессу по принципу «все на свете». Так, среди известных работ Бритарт: личинки (Херст); мёртвые животные (Херст); бетонные слепки целых домов (Рейчел Уайтрид); кровать, окружённая очень личным мусором, включая презервативы (Трейси Эмин); раздавленные найденные объекты паровым катком (Корнелия Паркер); слоновий помёт (Крис Офили); замороженная кровь (Марк Куинн), и это лишь некоторые из многочисленных и разнообразных материалов.
Многочисленные работы YBA также использовали ряд противоречивых ссылок (например, картины Дженни Сэвилл с грубыми формами обнажённых женщин, страдающих ожирением, или зверски изуродованные манекены братьев Чепмен, выставленные в витринах магазинов), чтобы шокировать. Однако другие довели концептуальное искусство до предела. Например, выставка Марка Уоллингера, получившего премию Тёрнера, – двухчасовой фильм о человеке, бродящем по художественной галерее в костюме медведя; или видео Джиллиан Уоринг с актёрами, одетыми в полицейскую форму, которые в течение часа стоят молча; или инсталляция Мартина Крида, представляющая собой белую комнату с одной лампочкой, которая то включается, то выключается.
Влияние на искусство Великобритании
YBA подверглись резкой критике за отсутствие мастерства и других художественных качеств со стороны многочисленных художественных критиков, а также таких светил, как композитор Саймон Рэттл и драматург Том Стоппард. Тем не менее, другие, включая британскую публику, приняли Britart с большим энтузиазмом, как и в целом истеблишмент изобразительного искусства.
Одной из причин этого является то, что Молодые британские художники освежили и оживили почти все виды современного искусства, заметно повысив при этом показатели посещаемости музеев. Более того, они оживили целое новое поколение современных галерей – включая White Cube Джея Джоплинга, галереи Виктории Миро, Карстена Шуберта, Сэди Коулз, Interim Art Морин Пейли и галерею Энтони Уилкинсона – и значительно увеличили тиражи журналов о современном британском искусстве – включая Frieze, Art Monthly, Art Review, Modern Painters и Contemporary Art.
История YBA
1980-е годы в Великобритании были временем радикальных политических и экономических перемен. В 1984 году была учреждена премия Тёрнера за современное искусство, а также появился рекламный магнат Чарльз Саатчи как самый значительный британский коллекционер послевоенного искусства. Саатчи начал представлять свою коллекцию публике в 1985 году в своей галерее в Сент-Джонс-Вуд.
Ранние приобретения были сделаны в области минимализма и неоэкспрессионизма, а также значительное количество работ Энди Уорхола. (См. также: Поп-арт Энди Уорхола 60-х и 70-х годов). 1980-е годы также стали кульминацией для Голдсмитского колледжа, входящего в состав Лондонского университета, который предлагал весьма прогрессивную программу по искусству под руководством таких влиятельных преподавателей, как Майкл Крейг Мартин. Почти все из 42 YBA, участвовавших в выставке Sensation, обучались в Голдсмитском колледже.
Выставка «Freeze 1988»
На этом фоне студент 2-го курса Голдсмитского колледжа Дэмиен Хёрст организовал выставку работ себя и ещё 16 студентов Голдсмитского колледжа в большом заброшенном здании в районе Доклендс на востоке Лондона. Выставка, названная «Заморозка» , стала возможной благодаря экономическому спаду, который «опустошил» такие здания. Хотя мероприятие не получило значительного освещения в прессе, оно привлекло ряд престижных посетителей, включая Чарльза Саатчи, который приобрёл большинство экспонатов. Оглядываясь назад, Саатчи признался, что не качество искусства вскружило ему голову как коллекционеру: «Что действительно выделялось, так это хмельная развязность всего этого».
Другие выставки YBA
После окончания Голдсмитского университета в 1989 году Хёрст добился большого прорыва в 1990 году, когда он стал одним из организаторов ещё двух влиятельных «складских» выставок на фабрике в Бермондси. На выставке «Современная медицина» Саатчи, как сообщается, был потрясён инсталляцией Хёрста «Тысяча лет». Саатчи немедленно купил эту работу, положив начало долгим и плодотворным деловым отношениям с молодым художником. До этого момента Саатчи уделял основное внимание таким известным фигурам, как Энди Уорхол, Филипп Густон, Алекс Кац, Ричард Серра, Ансельм Кифер, Зигмар Польке, Герхард Рихтер, Дональд Джадд и другие. Теперь он обратил своё внимание на новую перспективную группу YBA.
Также в 1990 году YBA Генри Бонд и Сара Лукас курировали East Country Yard Show, экспонаты которого были представлены на площади 16 000 квадратных метров. Хотя общее количество посетителей оставалось низким, выставка привлекла внимание критиков и некоторых коллекционеров и стала сигналом к грядущему подъёму Британии.
По мнению Эндрю Грэхем-Диксона, художественного критика The Independent, выставки YBA значительно превосходили аналогичные мероприятия, проводимые в любом из признанных институтов современного искусства страны, включая новое многомиллионное здание Liverpool Tate. В результате коммерческие галереи, такие как галерея Джошуа Компстона (Шордич) и галерея «Серпентайн» (Гайд-парк), начали выставлять работы YBA. Вскоре после этого новая волна YBA появилась на таких выставках, как New Contemporaries, New British Summertime и Minky Manky. Среди них была англо-кипрская художница Трейси Эмин (р.1963).
Меценатство Чарльза Саатчи (1992-97)
Вскоре после выставки в Серпентайне 1991 года Галерея Саатчи начала серию из шести выставок, посвящённых исключительно искусству YBA, под названием Young British Artists I-VI. Проведённые в период 1992-1996 годов, эти выставки не только создали ярлык «Молодые британские художники «, который оказался очень мощным маркетинговым инструментом, но и вызвали массовое освещение в СМИ для многих художников конца 20 века и современных художников из Великобритании, тем самым помогая им утвердить свою репутацию в стране и за рубежом.
Так, например, в 1995 году Britart пересёк Атлантику с масштабной групповой выставкой под названием Brilliant!, проходившей в уважаемом Центре искусств Уокера, Миннеаполис, США; а маринованная акула Дэмиена Хёрста (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living) стала всемирным символом авангардного британского искусства в последнее десятилетие 20-го века.
Наконец, в 1997 году, в знак официального признания движения, Саатчи было разрешено стать сокуратором выставки «Сенсация» в Королевской академии искусств в Лондоне, на которой были представлены работы 42 YBA из его частной коллекции. Благодаря Чарльзу Саатчи, молодые британские художники стали частью постмодернистского истеблишмента.
Лауреаты премии Тёрнера
Последовало дальнейшее признание. Несколько YBA попали в шорт-лист ежегодной премии Тёрнера, одной из немногих главных наград для современных художников в Великобритании, и, соответственно, получили дополнительную телевизионную рекламу на Channel 4, спонсоре конкурса. Члены «движения YBA» среди лауреатов Тёрнеровской премии, в том числе: Рэйчел Уайтрид (1993), Дэмиен Хёрст (1995), Дуглас Гордон (1996), Джиллиан Уиринг (1997), Крис Офили (1998), Стив Маккуин (1999), Марк Уоллинджер (2007).
Британия: 2000 и далее
Как ни странно, открытие в 2000 году Тейт Модерн – главного британского музея современного искусства – не дало особого толчка для YBA, хотя включение их работ подтвердило, что они определённо «прибыли». В начале 2003 года галерея Саатчи переехала из Сент-Джонс-Вуд в здание Каунти-Холла на Саут-Бэнк и начала освещение Britart с ретроспективы Дэмиена Хёрста. Затем в мае 2004 года пожар на складе галереи Саатчи привёл к уничтожению нескольких важных работ, включая картину Трейси Эмин «Все, с кем я когда-либо спала: 1963-1995». В том же году Саатчи заявил, что большинство YBA окажутся «лишь сносками» в истории, и продолжил продавать большое количество работ YBA – многие из которых с огромной прибылью.
Известные работы молодых британских художников
Примеры известных работ YBA можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях Великобритании. Вот краткий список избранных работ. Все работы хранятся в лондонской галерее Саатчи, если это не указано. Кроме того, работы YBAs можно увидеть на некоторых лучших фестивалях современного искусства по всему миру.
Джейк и Динос Чепмен (р.1962 и 1966)
Ад (1999-2000)
Сара Лукас (р.1962)
Два жареных яйца и кебаб (1992)
Полин Банни (1997) Коллекция Тейт, Лондон
Трейси Эмин (р. 1963)
Все, с кем я когда-либо спала 1963-1995 (1995)
Моя кровать (1999)
Rachel Whiteread (р.1963)
Untitled (Freestanding Bed) (1991) Southampton Art Gallery
Маркус Харви (р.1963)
Майра (1995)
Фиона Рэй (р.1963)
Без названия (Комната скорой помощи) Коллекция Тейт
Марк Куинн (р.1964)
Селфи (1991) Частная коллекция
Дэмиен Хёрст (р.1965 г.)
Тысяча лет (1990)
Физическая невозможность смерти… (1991) Частная коллекция
Аптека (1992) Коллекция Тейт, Лондон
Ради любви к Богу (2007) Галерея White Cube
Иэн Дэвенпорт (р. 1966)
Налитые линии: Светло-оранжевый, синий, жёлтый, темно-зелёный, оранжевый (1995) Галерея Хейворд
Глен Браун (р. 1966)
Дали-Христос (1992)
Крис Офили (р.1968)
Святая Дева Мария (1996)
Мартин Крид (р.1968)
227: Свет включается и выключается (2001) Коллекция комнат художника
Дженни Савиль (р.1970)
Гибрид (1997)
Без названия (1990) Частная коллекция
Питер Дэвис (р.1970)
The Hip One Hundred (1998)
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?