Как ценить современную скульптуру читать ~13 мин.
В очень простых терминах, выражение «современное трёхмерное искусство» относится к скульптуре современной эпохи, которая началась примерно в 1850 году. Это было время, когда традиционные принципы искусства подвергались серьёзному давлению со стороны модернистов, которые начали подвергать сомнению некоторые педантичные конвенции академического искусства, преподаваемые в великих европейских академиях изящных искусств.
В то же время такие движения, как импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и футуризм, познакомили скульпторов ХХ века с множеством революционных идей. Эстетика современной скульптуры характеризовалась, прежде всего, отходом от простого копирования природы (например, в портретах традиционного стиля, групповых сценах) к произведениям, несущим больше смысла — больше отношения! Были отброшены традиционные правила композиции, перспективы и представления, а спектр используемых материалов резко расширился.
Чтобы оценить огромные изменения, внесённые современным пластическим искусством, помните, что в большинстве школ скульптуры преподавали только рисование с натуры и резьбу по камню, возможно, с некоторым отходом в сторону литья из бронзы и резьбы по дереву. Они были совершенно не готовы ответить на требование новых идей, новых методов и новых материалов.
Чтобы помочь вам научиться (или научить студентов) оценивать произведения современной скульптуры, на этой веб-странице приведены объяснения большинства основных школ с середины XIX века до наших дней. Здесь представлены ссылки на важных современных художников вместе с их произведениями и отдельными пояснениями, где это уместно. Тем не менее, ни одна статья о 3D-искусстве не может быть столь поучительной, как посещение галереи скульптур, сада или музея, где можно прогуляться вокруг экспонатов или даже «войти» в них и внимательно изучить их с разных ракурсов. Поэтому рекомендуем вам посетить наш обзор лучших художественных музеев.
Помните, скульптура — это трёхмерное искусство, которое по-настоящему можно оценить только вживую.
Как ценить скульптуру XIX века (1800-1900)
Скульпторы XIX века переживали тяжёлые времена. Религиозное покровительство рухнуло, а государственное было неопределённым и в основном ограничивалось памятниками монархам, патриотическим государственным деятелям и священнослужителям. Только на рубеже веков скульпторы смогли отразить новые тенденции современного искусства. Исключением из этого правила был великий французский скульптор Огюст Роден (1840-1917). Роден считал себя естественным преемником своего кумира Микеланджело, хотя флорентийский мастер был каменотёсом, а Роден — в основном модельером по бронзе.
Индивидуальные стили этих двух художников также были диаметрально противоположными. Микеланджело олицетворяет вечное благородство античности, тогда как произведения Родена безошибочно современны, с драматичным, выразительным натурализмом. Настоящими предшественниками Родена, безусловно, являются готические скульпторы, которых он страстно восхищался. Смотрите, в частности, его шедевры: «Бронзовый век» (1876, Музей д’Орсе, Париж), «Мыслитель» (1881, Музей Родена, Париж), «Поцелуй» (1888-9, Музей Родена, Париж) и «Граждане Кале» (1889, Музей Родена, Париж).
Среди других скульпторов этого периода, заслуживающих внимания, можно назвать романтиков Франсуа Руда (1784-1855) и Огюста Прео (1809-1879); очень талантливый, легкомысленный Жан-Батист Карпо (1827-1875) и его последователь Жюль Далу (1838-1902); а также классик Альфред Стивенс (1817-1875) и многогранный Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904).
Кроме того, XIX век подарил миру несколько шедевров архитектурной скульптуры. К ним относятся: Колонна Нельсона (1840-3), 185-футовый памятник лорду Нельсону (увенчанный 17-футовой статуей самого Нельсона), спроектированный Э. Х.Бейли и расположенный на Трафальгарской площади; Статуя Свободы (1886, остров Либерти, гавань Нью-Йорка), культовая статуя высотой 302 фута, спроектированная французским скульптором Бартольди (1834-1904); и парижская достопримечательность, высотой 1000 футов Эйфелева башня (1885-9), спроектированная инженером Густавом Эйфелем и архитектором Стивеном Совестре. В 1922 году американский скульптор Дэниел Честер Френч (1850-1931) достиг бессмертия благодаря другой монументальной публичной скульптуре — сидящей фигуре Линкольна в Мемориале Линкольна в Вашингтоне, округ Колумбия.
Биографии критиков и комментаторов, таких как Джон Раскин и другие, см.: Искусствоведы: критика изобразительного искусства (1750-настоящее время).
Другие скульптуры XIX века для оценки
Орест, укрывшийся в алтаре Паллады (1840) Руан. Пьер-Шарль Симарт.
Наполеон, восходящий к бессмертию (1847) Фиксен-ле-Дижон. Франсуа Руд.
Тарцизий, христианский мученик (1868) Музей д’Орсе. Жозеф Фальгье.
Танец (1869) Музей д’Орсе. Жан-Батист Карпо.
Отчаяние (1869) Музей д’Орсе. Жан-Жозеф Перро.
Мемориал Веллингтона (1858-75) Собор Святого Павла. Альфред Стивенс.
Лошадь с бороной (1878) Музей д’Орсе. Пьер Луи Руйяр.
Офелия (1876) Музей д’Орсе. Огюст Прео.
Ленивец (1885) Королевская академия художеств. Лорд Фредерик Лейтон.
Физическая энергия (1904) Кенсингтонские сады, Лондон. Г. Ф. Уоттс.
Молодой человек, стоящий у фонтана (1898) Музей д’Орсе. Джордж Минн.
Купальщица (1899) Музей д’Орсе. Аристид Майоль.
Врата ада (1880-1917) Музей Родена. Огюст Роден.
Как ценить скульптуру XX века (1900-1945)
Новое столетие стало свидетелем появления первых великих современных скульпторов Константина Бранкузи (1876-1957) и Умберто Боччони (1882-1916). В «Поцелуе» (1907, Гамбургский художественный музей, Гамбург) и «Спящей музе» (1910, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Бранкузи сводит природные формы к их абсолютному минимуму, не теряя при этом их сущностной человечности. «Поцелуй», в частности, передаёт глубокий примитивизм, но при этом иллюстрирует веру Бранкузи в силу человеческих эмоций.
Глядя на мир с более политико-исторической точки зрения, футуристическая работа Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913, Музей современного искусства, Нью-Йорк) олицетворяет движение и динамизм машинного века. Она персонифицирует нового технологического человека, мощно шагающего по пространству, и символизирует его триумф над природой. Оба скульптора являются примерами отхода от репрезентативного искусства к более сложному языку, в котором сливаются концептуализм и формализм.
Кубизм, революционный стиль современного искусства, основанный Пабло Пикассо (1881-1973) и Жоржем Браком (1882-1963), вызвал волну экспериментов в абстрактной скульптуре. Примеры кубистского трёхмерного искусства: «Идущая женщина» (1912, Денверский музей искусств) Александра Архипенко (1887-1964); «Большая лошадь» (1914, Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж) Раймонд Дюшан-Вийон (1876-1918); Человек с гитарой (1915, Музей современного искусства, Нью-Йорк) автор Жак Липшиц (1891-1973); Голова женщины (1917, Музей современного искусства, Нью-Йорк) автор Наум Габо (1890-1977); «Фруктовая ваза с виноградом» (1918) Анри Лоран (1885-1954); и «Торс» (1924-6, MoMA, Нью-Йорк) Антуана Певзнера (1886-1962).
Кровавая бойня Первой мировой войны привела к появлению таких мучительных скульптур, как «Павший человек» (1916, Новая национальная галерея, Берлин) и «Сидящий юноша» (1918, Институт искусств Стаделя), обе работы Вильгельма Лембрука (1881-1919), экспрессионистского художника, покончившего жизнь самоубийством после пережитого в госпитале Первой мировой войны. Это также привело к появлению дадаизма, концепция искусства из мусора которого была удачно проиллюстрирована «Фонтаном» (1917, копии в нескольких музеях) Марселя Дюшана (1887-1968) и уникальным Мерцбау Курта Швиттерса (1887-1948).
В межвоенные годы пластическое искусство развивалось по нескольким направлениям, которые можно охарактеризовать в упрощённом виде следующим образом:
Технологическая скульптура
Это было вызвано концепцией технологического прогресса: см. такие направления в трёхмерном искусстве, как футуризм и конструктивизм.
Абстракция
Ультрачистый язык абстрактной скульптуры, из которого были изгнаны все отвлекающие от реальности элементы: см., например, Де Стиль и Абстракция-Творчество.
Движение
Ранние идеи кинетического искусства, воплощённые в «Птице в пространстве» (1925-31, Kunsthaus, Цюрих)Константина Бранкузи (1876-1957); «Вращающиеся пластины» (1920,Художественная галерея Йельского университета) Марселя Дюшана(1887-1968); «Кинетическая конструкция» (1919-20, Тейт, Лондон) НаумаГабо (1890-1977); многочисленные «мобили» Александра Колдера и такие работы, как «Свето-пространственный модулятор» (1930, Музей Буша-Райзингера) Ласло Мохой-Надя (1895-1946).
Абсурд
Затянувшееся дадаизм или антиэстаблишментское настроение: в 1920-е годы оно обрело форму сюрреализма, чрезвычайно влиятельного движения, которое искало новый«сверхреализм» в средстве, объединяющем изобразительное, абстрактное иполуабстрактное искусство. К важным скульпторам-сюрреалистам относятся: Сальвадор Дали (1904-1989), создавший свои замечательные «Диван с губами Мэй Уэст» и «Телефон-омар» (1936, коллекция Тейт); Мерет Оппенгейм(1913-1985), создавшая причудливую работу «Меховой завтрак» (1936, MoMA,Нью-Йорк), и Альберто Джакометти, создавший потрясающую «Женщина сперерезанной горлом» (La Femme Egorgee) (1932, частная коллекция).
Органические формы
Растущий стиль биоморфной абстракции, представленный Жаном Арпом (1886-1966), см. его «Торс» (1932, Центр Жоржа Помпиду); Генри Муром (1898-1986); и Барбарой Хепворт (1903-1975), см. её знаковую работу «Пронзённая форма» (1931).
Промышленные материалы
Обычно абстрактная скульптура из металла: представители Дэвид Смит (1906-1965) и Энтони Каро (1924-2013).
Как оценить скульптуру конца XX века (1945-2000)
Этот период стал свидетелем продолжения эволюции шести стилей скульптуры, перечисленных выше, а также появления ряда подлинных инноваций.
Технологическая скульптура
Это единственный стиль, развитие которого, по-видимому, однозначно замедлилось. В настоящее время он сохранился только в архитектурной скульптуре: примером XXI века является Шпиль Дублина, известный как «шип», спроектированный Яном Ричи (Ian Ritchie RA). Однако этот тип скульптуры, несомненно, возродится в новых условиях (например, в космосе или на воде).
Абстракция
Этот стиль был доведён до новых высот школой минимализма в 1960-х годах. Американские скульпторы — такие как Сол Левитт (р. 1928), Дональд Джадд (1928-1994), Уолтер де Мария (р. 1935) и Карл Андре (р. 1935) — сосредоточились на создании интеллектуального вида искусства, сведённого к его основам. Его трудно понять или обсудить, если у вас нет докторской степени по эстетике. Однако следует отметить, что эксперт по современному искусству и коллекционер Чарльз Саатчи придаёт глубокое значение творчеству Дональда Джадда. Среди известных скульптур минималистов можно назвать: «Кейдж II» (1965, MoMA, Нью-Йорк) Уолтера де Мария; «Эквивалент 1» (1969, Kunstmuseum, Базель) Карла Андре; и «Стек» (1967, MoMA, Нью-Йорк) Дональда Джадда.
Движение/Разложение
Примером послевоенной кинетической скульптуры являются Рельеф Мобиль 5 (1954, Музей современного искусства, Сент-Этьен) Поля Бури (1922-2005); Сигнал: «Насекомое-животное из космоса» (1956, Тейт, Лондон) Такиса (р. 1925); а также необычные саморазрушающиеся конструкции, созданные швейцарским авангардным художником Жаном Тингели (1925-1991), такие как «Посвящение Нью-Йорку» (1960, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Работы Тингели сочетали в себе скульптуру, процесс и перформанс, создавая уникальное визуальное зрелище. Можно также утверждать, что временные экологические скульптуры (например, из снега) Энди Голдсворти (р. 1956) также относятся к этой категории.
Абсурд или сюрреализм
Эта традиция была возрождена членами движения поп-арт. Примерами могут служить гигантизм Класа Олденбурга (р. 1929), см., например, его Giant Fag-Ends (1967) и Apple Core (1992); а также юмористическая работа Джо Софа (1968) итальянских художников Джонатана Де Паса (1932-1991), Донато Д’Урбино (р. 1935) и Паоло Ломацци (р. 1936). Кроме того, работы Сезара (1921-1998) (раздавленные автомобили) и скульптуры из мусора Армана (р. 1928) (кучи разбитых телефонов) явно относятся к абсурду, как и скульптуры пауков Маман Луиз Буржуа (1911-2010) и уникальные фигуры Альберто Джакометти в виде палок, такие как «Высокая женщина II» (1960, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В феврале 2010 года бронзовая скульптура Джакометти в натуральную величину «Идущий человек I» (1961) была продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 65 миллионов фунтов стерлингов (104 миллиона долларов) — это самая высокая цена, когда-либо уплаченная за скульптуру на аукционе.
Органические формы
Этот жанр активно развивали как Генри Мур, так и Барбара Хепворт, а затем (возможно) вновь появился в монументальных абстрактных работах Ричарда Серра (р. 1939). Рассматривая работу Серры «Змея» (1994-97) в музее Гуггенхайма в Бильбао, невозможно не думать о ней как о живом существе. Ещё одной выдающейся работой в этой категории является «Разделённая голова» (1963, Фиорини, Лондон) Сезара Балдаччини.
Промышленные материалы
Эта категория развивалась после войны такими художниками, как Тони Смит (1912-1981), см. его «Смерть» (1962, MoMA, Нью-Йорк); Барнетт Ньюман (1905-1970), см. его «Сломанный обелиск» (1963-9, MoMA, Нью-Йорк); Александр Колдер, см. его «Альма-Гербер» (1971, Музей Спренгеля, Ганновер);
и Марк Ди Суверо (р. 1933), см. его «Ангел бури» (1974, Шалон-сюр-Сон).
Отдельной категорией являются эмоциональные мемориальные скульптуры, посвящённые Холокосту (1933-45). Эта форма искусства Холокоста представлена мемориалами в Треблинке и Дахау.
Инновации
Новые формы скульптуры, появившиеся во второй половине XX века, включают следующие:
Ассамбляж
Созданный Жаном Дюбюффе (1901-1985), ассамбляж включает в себя произведения, созданные из фрагментов природных или искусственных объектов, таких как бытовой мусор. Примерами могут служить «скульптурные стены» Луиз Невельсон (1899-1988), обычно изготовленные из деревянных ящиков, окрашенных чёрной или золотой краской и расположенных на полках в виде ящиков. См. также работы немецкого авангардного скульптора Йозефа Бойса (1921 – 1986). Ассамбляж получил огромный импульс благодаря важной выставке под названием «Искусство ассамбляжа», которая прошла в 1961 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Суперреализм
Возникший из поп-арта и фотореализма, это американский фигуративный жанр, в котором определённые стереотипные личности воссоздаются до мельчайших деталей с использованием полиэстера/стекловолокна и других материалов, включая человеческие волосы. Примерами этого стиля являются такие работы, как «Молодой покупатель» (1973, частная коллекция) Дуэйна Хансона (1925-1996) и «Пара» (1971, Центр Жоржа Помпиду, Париж) Джона Де Андреа (р. 1941). См. также гиперреалистичных пловцов Кэрол Фейерман (р. 1945).
Гигантизм
Традиции монументального дизайна Иосифа Сталина и Альберта Шпеера были продолжены в колоссальных работах лауреата премии Тёрнера Энтони Гормли (р. 1950) — см. его «Ангел Севера» (1997-8, Гейтсхед, Великобритания); и лауреата премии Тёрнера Аниша Капура (р. 1954) — см. его «Марсий» (2002, выставка в галерее Тейт Модерн). Некоторые виды земляной скульптуры или лэнд-арта также относятся к этой категории.
Бритарт (молодые британские художники)
Некоторые работы английской школы постмодернистского искусства, возглавляемой Дэмиеном Хёрстом (р. 1965), Рэйчел Уайтред (1963) и Трейси Эмин (р. 1963), можно было бы легко отнести к категории «Абсурд», но, справедливости ради, они заслуживают отдельной категории — её можно было бы назвать «Полный и абсолютный абсурд». Этот тип современного искусства характеризуется работами Хёрста «Физическая невозможность смерти в сознании кого-либо живого» (мёртвая акула, 1991) и «Стадо» (мёртвый ягнёнок, 1994); а также «Без названия (Дом)» (1993) Уайтред. О трёхмерном искусстве Ирландии см.: Ирландская скульптура: история, скульпторы.
Другие скульптуры XX века, заслуживающие оценки
Приседающая фигура (1907) Музей современного искусства, Вена. Автор: Андре Дерен.
Конец пути (1915) Брукгрин Гарденс, США. Автор: Джеймс Эрл Фрейзер.
Сражающиеся жеребцы (1950), HH Sculpture Garden. Автор Анна Хайатт Хантингдон.
Адам (1938) Хэрвуд-Хаус, Великобритания. Автор сэр Джейкоб Эпштейн.
Человек под открытым небом (ок. 1915) MoMA, Нью-Йорк. Автор Эли Надельман.
Абстракция (1946) Музей Джорджии О’Киф, Санта-Фе. Автор Джорджия О’Киф.
Разрушенный город (1953) Схидамсе Дейк, Роттердам. Автор Осип Задкин.
Линейная конструкция в пространстве, 4 (1962) Музей Уитни. Автор Наум Габо.
Мать и ребёнок (1930) Академия искусств Гонолулу. Автор Жак Липшиц.
Дуга лепестков (1941) Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк. Автор Александр Колдер.
Лунная голова (1964) Фонд Генри Мура, Лидс. Автор Генри Мур.
Небесный собор (1958) Музей современного искусства, Нью-Йорк. Автор Луиз Невельсон.
Открытая геометрическая структура IV (1990) Частная коллекция. Автор: Сол Левитт.
Бургер на полу (1962) Галерея Онтарио. Автор: Клас Олденбург.
Банки из-под пива (1964) Offentliche Kunstsammlung, Базель. Автор: Джаспер Джонс.
Облачная дверь (2004) Миллениум-парк, Чикаго. Аниш Капур.
Майкл Джексон и пузыри (1988) Музей Аструп Фернли. Автор Джефф Кунс.
Щенок (1992) Гуггенхайм, Бильбао. Джефф Кунс.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?