Искусство инсталляции читать ~6 мин.
Искусство инсталляции – это относительно новый жанр современного искусства, которым занимается все большее число художников-постмодернистов, и который предполагает конфигурацию или «установку» объектов в пространстве, например, в комнате или на складе. Получившаяся в результате компоновка материала и пространства представляет собой, по мнению её автора, «произведение искусства».
Почему в кавычках? Нам, привыкшим к более академическим формам художественного выражения, иногда трудно понять, в чём именно заключается художественная ценность объектов, объявленных авторами «произведениями искусства» в жанре инсталляции. Таким шедевром может оказаться небрежно разбросанные в центре холла кирпичи, старая половая тряпка, свисающая из ведра с грязной водой или скорлупки грецкого ореха на полу музея или галереи. Если подходить к этому вопросу с формальной стороны, ни один из таких объектов не является «предметом искусства» до того момента, пока он не будет объявлен таковым его автором.
Поскольку инсталляция обычно позволяет зрителю входить и перемещаться в пространстве и/или взаимодействовать с некоторыми его элементами, она предлагает зрителю совершенно иной опыт, чем (скажем) традиционная живопись или скульптура, которые обычно рассматриваются с одной точки отсчёта. Кроме того, инсталляция может задействовать несколько органов чувств зрителя, включая осязание, звук и запах, а также зрение.
Благодаря своей гибкости и трёхмерности, искусство инсталляции испытывает влияние разработок в компьютерном искусстве – например, программных разработок в видео и кинопроекции – а также техник, используемых в авангардном театре и танце. Архитектурный и интерьерный дизайн также оказали влияние.
Прежде всего, инсталляция – это форма концептуального искусства – жанра, в котором «идеи» и «воздействие» считаются более важными, чем качество готового «продукта» или «произведения искусства». (Помните, что инсталляция – это чисто временное произведение искусства. Если её не сфотографировать или не задокументировать каким-либо образом, не будет никаких доказательств её существования.)
Если традиционное произведение искусства позволяет нам оценить мастерство художника, то инсталляция позволяет нам прочувствовать «произведение искусства» и, возможно, даже переосмыслить наши взгляды и ценности.
Как и во всех общих формах концептуального искусства, художники-инсталляторы больше озабочены представлением своего послания, чем материалом, используемым для его представления. Однако в отличие от «чистого» концептуального искусства, которое якобы переживается в сознании тех, кто с ним знакомится, инсталляционное искусство более приземлено и остаётся привязанным к физическому пространству. Концептуальное искусство и искусство инсталляции – два наиболее популярных примера постмодернистского искусства, общей тенденции, отмеченной попытками расширить определение искусства. Обе формы широко представлены во многих лучших мировых галереях современного искусства.
Другие новые художественные стили см. в разделе Движения современного искусства (с 1970 г. и далее).
Типы инсталляций
Искусство инсталляции варьируется от очень простого до очень сложного. Она может быть галерейной, компьютерной, электронной, веб-инсталляцией – возможности безграничны и полностью зависят от концепции и целей художника. Можно использовать практически любой тип материала или средства массовой информации, включая природные или искусственные объекты, живопись и скульптуру, а также такие современные средства массовой информации, как кино, анимация, различные формы фотографии, живое перформансное искусство (включая хэппенинги), звук и аудио.
Некоторые композиции находятся строго в помещении, в то время как другие являются паблик-артом, созданным на открытых общественных пространствах или спроецированным на общественные здания. Некоторые из них немые, а другие интерактивные и требуют участия аудитории.
Некоторые инсталляции создаются специально для определённого пространства. Другие – например, натюрморты с линейными рисунками сгруппированных объектов, сделанные из клейкой ленты, Майкла Крейг-Мартина (р. 1941) – могут быть собраны где угодно. Некоторые из них даже являются частью гастрольных выставок: кинетические световые среды Groupe Recherche d’Art Visuel, которые гастролировали по Европе; Earth Room (1968) Walter De Maria (р.1935)), которая гастролировала по Америке, прежде чем обрела постоянный дом в Нью-Йорке; и «20:50» британского скульптора Ричарда Уилсона – комната, заполненная отработанным маслом, на которую смотрят с пешеходного моста – которая была показана в Лондоне, в Королевской шотландской академии и теперь постоянно установлена в галерее Саатчи, основанной Чарльзом Саатчи. (См. также Премия Тёрнера) Однако, какими бы ни были их особенности, большинство произведений инсталляционного искусства имеют низкую внутреннюю ценность: их настоящая «ценность» – это художественный эффект, который они производят.
Разница между скульптурой и инсталляцией
На первый взгляд, некоторые инсталляции могут напоминать традиционную ремесленную скульптуру или более модернистское искусство ассамбляжа. Но это иллюзия. Искусство инсталляции фактически инвертирует принципы скульптуры. Если последняя предназначена для восприятия со стороны как самодостаточное расположение форм, то инсталляции часто окутывают зрителя пространством произведения. Зритель попадает в контролируемую среду с объектами, а также светом, звуком и проецируемыми изображениями. Формализм композиции остаётся второстепенным – первостепенным является воздействие на пространственные и культурные ожидания зрителя.
История
Появившись в 1970-х годах, инсталляция ассоциируется с концептуальным искусством и, следовательно, может быть прослежена до таких художников, как Марсель Дюшан (1887-1968) и его модернистские редимейды, такие как его спорный писсуар под названием Фонтан (1917). Среди других влияний – авангардные выставки Дада в Берлине и Кёльне; работы художника-коллажиста и скульптора Курта Швиттерса (1887-1948), в частности его «Мерцбау » ассамбляж, заполнивший целое здание; Пространственная комната на Берлинском вокзале в 1923 году, созданная русским художником Эль Лисицким (1890-1941), возможно, самая ранняя инсталляция в истории; «Пространственные среды» художника и скульптора Лучио Фонтана (1899-1968) и его «Белый манифест», излагающий его теории пространственности; «4-33» – беззвучная музыкальная композиция, созданная Джоном Кейджем (1912-1992). Кроме того, большое влияние на развитие жанра инсталляции оказали ассамбляжи и работы американского художника-авангардиста Аллана Капроу (р. 1927) – в частности, его книга 1966 года «Assemblage, Environments and Happenings».
Известные художники-инсталляторы
К известным современным художникам-инсталляторам относятся: Йозеф Бойс (1921-1986) израненный войной экс-профессор монументальной скульптуры Дюссельдорфской академии, чьи инсталляции из сала и войлока, широкое использование найденных предметов, смелые лекции об искусстве и творчестве и долгое посвящение себя карьере позволили ему получить ретроспективу в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке; Итальянские художники Арте Повера Марио Мерц (1925-2003), Микеланджело Пистолетто (род. 1933), Яннис Коунеллис (р. 1936) и Джильберто Зорио (р. 1944); немецкая мультимедийная художница Ребекка Хорн (р. 1944), известная своими фильмами-перформансами, кинетическими инсталляциями и ретроспективой Гуггенхайма, объехавшей Европу в 1994 году; Джуди Чикаго (р.1939), известная своими инсталляциями феминистского искусства – «Званый ужин» (1979, Центр феминистского искусства Элизабет А. Саклер, Бруклинский музей, Нью-Йорк); Брюс Науман (р.1941), известный своими неоновыми световыми скульптурами и видеоинсталляциями; и француз Кристиан Болтански (р. 1944), известный своими инсталляциями из фотографий, иногда со светом. Уникальную форму постмодернизма исповедовали Кристо и Жанна-Клод (оба р. 1935), болгаро-французская пара, прославившаяся своими огромными «эмпакетными» интервенциями в природу. Среди других современных художников-инсталляторов: норвежец Олафур Элиассон, чьи работы включают «Искривлённую лесную тропу» (1998, Towner Art Gallery, Eastbourne); молодые британские художники, такие как Дэмиен Хёрст (р.1965) и Трейси Эмин (род. 1963 г.); и корейцы Нам Джун Пэк (1932-2006), известный своим видеоартом, и До Хо Сух, известный своей композицией Some/One (2002) с изображением тысяч никелевых военных жетонов, в галерее Serpentine, Лондон.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?