Масоны:
история, структура и влияние тайного общества читать ~12 мин.
История масонского братства насчитывает более трёх столетий, в течение которых оно превратилось из гильдии средневековых строителей в глобальное философское движение. Организация, известная своими символами, ритуалами и принципами равенства, продолжает вызывать интерес как объект исследований и источник конспирологических теорий. Основу масонства составляют идеи самосовершенствования, братской солидарности и поиска духовных истин, выраженные через архитектурную символику и аллегории.
Происхождение и эволюция масонского движения
Корни масонства связаны с ремесленными гильдиями каменщиков, существовавшими в Европе с раннего Средневековья. Строительные артели, возводившие готические соборы, разработали систему профессиональных знаний, передававшихся через ритуалы посвящения. Цеха каменщиков обладали закрытой структурой, а их члены называли друг друга «братьями». К XVII веку в гильдии начали принимать людей, не связанных со строительством. Это привело к трансформации оперативного (ремесленного) масонства в спекулятивное (философское).
Официальной датой основания современного масонства считается 24 июня 1717 года, когда четыре лондонские ложи объединились в Великую ложу Англии. Уже к середине XVIII века движение распространилось по Европе и Америке, адаптируясь к культурным и политическим реалиям разных стран. В эпоху Просвещения масоны стали ассоциироваться с идеями свободы, равенства и рационализма, что вызывало подозрения со стороны монархий и церкви.
Ранние этапы развития в Европе
Первые масонские ложи континентальной Европы появились во Франции, Германии и Нидерландах. Ритуалы и структура организации заимствовали элементы рыцарских орденов, алхимии и каббалы. К 1730-м годам возникли разногласия между «старыми» и «новыми» ложами, что привело к формированию двух основных ветвей:
- Англосаксонское масонство (Великая ложа Англии) сохранило акцент на трёх традиционных степенях (ученик, подмастерье, мастер) и нейтралитет в политике.
- Континентальное масонство (Великий Восток Франции) допускало создание дополнительных степеней и активнее участвовало в общественных дискуссиях.
В Российской империи масонские ложи стали появляться при Петре I, но расцвет движения пришёлся на екатерининскую эпоху. Деятели вроде Николая Новикова и Ивана Елагина продвигали просветительские идеи, открывая школы и библиотеки. Однако в 1822 году Александр I запретил масонство как «тайное общество», что заставило братство уйти в подполье.
Организационная структура и принципы
Основой масонской организации является ложа — локальное объединение членов, проводящее регулярные собрания. Ложи объединяются в Великие ложи или Великие Востоки, которые контролируют деятельность на национальном или региональном уровне. Например, Объединённая великая ложа Англии (UGLE) считается старейшей административной структурой.
Степени посвящения
Традиционное масонство включает три базовых степени:
- Ученик — новичок, изучающий основы символики и этики.
- Подмастерье — член, углубляющийся в философские аспекты учения.
- Мастер — полноправный участник, способный руководить ложей.
Дополнительные степени (например, Шотландский устав предлагает 33 степени) позволяют изучать эзотерические традиции, но не являются обязательными. Переход между степенями сопровождается ритуалами, включающими аллегорические пьесы и лекции.
Этические принципы
Масонство позиционируется как нравственная система, основанная на вере в Высшее Существо (Великого Архитектора Вселенной). Члены обязаны следовать принципам:
- Братская любовь — поддержка товарищей в трудных ситуациях.
- Истина — стремление к познанию через рациональное мышление.
- Милосердие — благотворительная деятельность и помощь нуждающимся.
Политические и религиозные дискуссии запрещены на собраниях, чтобы избежать конфликтов. Это правило, однако, не всегда соблюдалось в истории — например, французские ложи XVIII века стали платформой для критики абсолютизма.
Символизм и ритуалы
Масонская символика заимствована из инструментов средневековых каменщиков, библейских сюжетов и античной философии. Каждый элемент несёт аллегорический смысл, связанный с самопознанием и моральным совершенствованием.

Ключевые символы
- Циркуль и наугольник — олицетворяют гармонию между духовным и материальным. Циркуль символизирует небо и разум, наугольник — землю и практические действия.
- Всевидящее око — напоминание о божественном провидении и моральной ответственности.
- Колонны Боаз и Яхин — врата храма Соломона, обозначающие переход от тьмы к свету.
- Акация — символ бессмертия души, связанный с легендой о смерти мастера Хирама.
Ритуальные практики
Собрания лож проходят по строгому сценарию, включающему:
- Открытие работ — создание сакрального пространства с помощью жестов и слов.
- Инициацию — посвящение новых членов через аллегорические испытания.
- Лекции — толкование символов и этических принципов.
- Закрытие работ — возвращение в «профанный» мир.
Особое место занимает Легенда о Хираме Абиффе, архитекторе храма Соломона, чья смерть и воскресение символизируют путь духовного преображения. Эта история разыгрывается во время возведения в степень мастера.
Масонство в Российской империи и СССР
Первые ложи в России появились при Петре I, но активное развитие началось в екатерининскую эпоху. Крупнейшими центрами стали Москва и Санкт-Петербург, где действовали объединения вроде «Астреи» и «Трёх знамён». Масоны занимались просвещением: Николай Новиков издавал книги, а Иван Шварц организовал Педагогическую семинарию.
Политическая роль в XIX – XX веках
Несмотря на запрет 1822 года, масонские кружки сохранились. В начале XX века они стали платформой для либеральной интеллигенции. После Февральской революции 1917 года многие члены Временного правительства (Александр Керенский, Николай Некрасов) принадлежали к ложам. Историки отмечают, однако, что их влияние часто преувеличивается: масоны не имели единой политической программы.
С приходом к власти большевиков масонство было запрещено как «буржуазный пережиток». Возрождение движения началось только в 1990-х годах с созданием Великой ложи России.
Современное положение и мифы
Сегодня в мире насчитывается около 3 миллионов масонов, крупнейшие сообщества действуют в США, Великобритании и Франции. Организация сохраняет закрытый характер, хотя публикует отчёты о благотворительных проектах. Например, английские ложи ежегодно жертвуют миллионы фунтов на больницы и школы.
Конспирологические теории
С XVIII века масонов обвиняют в стремлении установить мировой контроль. Эти идеи подкреплялись участием отдельных членов в революциях (французской 1789 года, российской 1917 года) и использованием тайной символики. Однако исследования показывают, что масоны не имеют единой политической платформы, а их ритуалы сосредоточены на этическом самосовершенствовании.
Женщины и масонство
Традиционно членство ограничивалось мужчинами, но с XIX века существуют «смешанные» ложи (например, Орден Право Человека). В англосаксонской традиции женские организации (например, Орден Восточной Звезды) работают параллельно с мужскими.
Масонство остаётся феноменом, соединяющим исторические традиции с философскими поисками. Его наследие включает как вклад в культуру Просвещения, так и сложный комплекс символов, продолжающих вдохновлять исследователей.
Влияние масонства на идеи эпохи Просвещения
Эпоха Просвещения, с её акцентом на рационализм, критическое мышление и пересмотр традиционных авторитетов, нашла в масонстве не только союзника, но и своеобразную лабораторию для реализации ключевых идей. Симбиоз этих двух феноменов определил интеллектуальные и политические процессы XVIII – XIX веков, создав основу для трансформации общественного сознания.
Философские основания: деизм и рациональная мораль
Масонство стало проводником деистических концепций, характерных для Просвещения. Вера в Великого Архитектора Вселенной — абстрактного творца, не вмешивающегося в земные дела, — позволяла объединить представителей разных конфессий, избегая догматических споров. Эта позиция отражала общую для эпохи тенденцию к секуляризации, где религия сохраняла этическую, но теряла институциональную власть.
Идеологи масонства, такие как Джеймс Андерсон, интегрировали в свои труды принципы «естественного права» Джона Локка и Шарля Монтескьё. Конституция Андерсона (1723 г.) провозглашала равенство членов лож вне зависимости от социального статуса, что перекликалось с просвещенческими идеалами. Однако масонский универсализм имел ограничения: простолюдинам рекомендовалось придерживаться традиционной религии, тогда как элита могла интерпретировать веру через призму разума.
Ритуал как инструмент просвещения
Инициационные практики масонов аллегорически воплощали идею прогресса. Снятие повязки с глаз неофита символизировало переход от невежества к знанию — ключевой нарратив Просвещения. Ритуалы строились вокруг метафор «духовного строительства», где инструменты каменщиков (циркуль, наугольник) превращались в символы гармонии между разумом и действием.
Ложи функционировали как дискуссионные клубы, где обсуждались труды Вольтера, Дидро и Руссо. При этом запрет на политические дебаты, закреплённый в уставах, часто нарушался. Французские ложи, например, стали платформами для критики абсолютизма, подготавливая почву для революции 1789 года.
Политическое влияние: от реформ к революциям
Масонские сети сыграли роль катализатора в распространении революционных идей. В Северной Америке члены лож, включая Бенджамина Франклина и Джорджа Вашингтона, использовали организационные структуры братства для координации борьбы за независимость. Аналогичные процессы наблюдались в Европе: баварские иллюминаты, связанные с масонами, продвигали антиклерикальные и антимонархические программы.
В России масонские кружки Новикова и Лопухина совмещали просветительскую деятельность с формированием гражданской позиции. Их школы, библиотеки и издательские проекты способствовали распространению западных философских течений, что вызвало опаску Екатерины II. Однако к XIX веку российское масонство сместилось в сторону консерватизма, отказавшись от радикальных идей.
Просвещение масс: образование и благотворительность
Масоны реализовывали просветительские идеи через конкретные социальные проекты. В Англии ложи финансировали школы для детей рабочих, а в России — организовывали бесплатные больницы. Николай Новиков, используя масонские связи, издавал сатирические журналы и исторические источники, делая знания доступными широкой публике.
Эти инициативы отражали веру в преобразующую силу образования — краеугольный камень философии Просвещения. Как отмечал Фридрих Шиллер, чьи работы изучались в ложах, культура должна «возвращать человека к природе» через разумное начало.
Конфликты и противоречия: между идеалом и реальностью
Несмотря на общие цели, альянс масонства и Просвещения не был лишён напряжённости. Консервативные течения в братстве, такие как шведский устав, отвергали антиклерикализм философов. Католическая церковь и православные иерархи осуждали масонов за релятивизм в религиозных вопросах, видя в них угрозу традиционным ценностям.
Революционные потрясения конца XVIII века обострили эти противоречия. Если одни видели в масонах двигатель прогресса, другие (как аббат Баррюэль) обвиняли их в заговоре против монархий. Репрессии против лож в России и Баварии показали, что просвещённый абсолютизм готов поддерживать лишь аполитичные формы масонства.
Наследие: от утопии к практике
К XIX веку масонство утратило роль авангарда Просвещения, но его институты сохранили влияние. Ложи стали пространством для реализации либеральных проектов — от отмены рабства до расширения избирательных прав. Принципы братства, равенства и рационального диалога, сформулированные в XVIII столетии, остаются частью современного общественного дискурса, подтверждая глубину взаимного влияния двух эпох.
Связь масонства и Ордена розенкрейцеров: исторические переплетения и идеологические параллели
Взаимодействие масонства и розенкрейцерства представляет собой сложный синтез эзотерических традиций, организационного симбиоза и философской полемики. Эти два движения, возникшие в разное время, но развивавшиеся в рамках общей культурной парадигмы, демонстрируют как точки соприкосновения, так и принципиальные разногласия.
Исторические истоки: от мифа к институционализации
Корни розенкрейцерства восходят к манифестам начала XVII века — Fama Fraternitatis (1614) и Confessio Fraternitatis (1615), провозгласившим существование тайного братства, стремящегося к духовному обновлению человечества. Легендарный основатель Христиан Розенкрейц, согласно текстам, объединил мистические знания Востока и Запада, создав организацию, члены которой занимались алхимией, каббалой и теософией. Однако историки, включая Умберто Эко, отмечают литературно-утопический характер этих документов, созданных, вероятно, кружком немецких интеллектуалов.
Масонство, оформившееся как институт в 1717 году, изначально позиционировало себя как наследник гильдий средневековых каменщиков. Однако уже к 1730-м годам в его структурах появляются элементы, заимствованные из розенкрейцерской традиции:
- Символ розы и креста, интерпретированный как синтез духовного и материального.
- Ритуалы, связанные с алхимической символикой.
- Концепция «тайных знаний», доступных лишь посвящённым.
Важным этапом стало создание в 1760-х годах Ордена золотого и розового креста — структуры, объединившей масонские ложи с группами алхимиков, считавших себя наследниками розенкрейцеров. В России эта традиция проявилась через деятельность Николая Новикова и Ивана Лопухина, которые совмещали масонские собрания с изучением герметических текстов.
Институциональное пересечение: степени и ордена
Ключевым механизмом интеграции стал ввод степени Рыцаря розы и креста в масонские системы посвящения. В Древнем и принятом шотландском уставе она соответствует 18-й ступени, где неофит изучает каббалистические и алхимические доктрины. Ритуал этой степени включает:
- Интерпретацию легенды о Христиане Розенкрейце как аллегории духовного преображения.
- Работу с символами пеликана, кормящего птенцов собственной кровью (жертвенность), и семиконечной звезды (синтез материи и духа).
- Изучение «Химической свадьбы» — текста, где алхимические процессы метафорически отождествляются с этапами инициации.
В XIX веке возникли гибридные организации, такие как Общество розенкрейцеров Англии (SRIA), основанное в 1865 году. Несмотря на формальную автономию, его члены одновременно состояли в масонских ложах, а ритуалы включали элементы как розенкрейцерской теургии, так и масонской символики.
Философские противоречия: мистика vs рационализм
Хотя оба движения декларировали стремление к «всеобщему благу», их методы и приоритеты различались:
Аспект | Масонство | Розенкрейцерство |
---|---|---|
Цель | Нравственное совершенствование общества | Духовная трансмутация личности |
Основной метод | Рационализм, просветительские проекты | Алхимия, магические практики |
Отношение к религии | Нейтралитет, деизм | Активный синкретизм, критика догматов |
Политическая роль | Либеральные реформы | Уход от мирских дел |
Розенкрейцеры критиковали масонов за излишний материализм, тогда как масоны видели в мистицизме братства угрозу рациональным основам Просвещения. В России эти противоречия проявились в 1780-х годах, когда «мартинисты» (розенкрейцерское течение) во главе с Новиковым конфликтовали с «иллюминатами», ориентированными на социальные преобразования.
Символический диалог: роза, крест и их интерпретации
Центральный символ розенкрейцеров — роза, распустившаяся на кресте, — был адаптирован масонами в двух вариантах:
- Христианский: роза как душа Христа, возрождающаяся через страдания (аллюзия на Воскресение).
- Герметический: синтез женского (роза) и мужского (крест) начал, воплощение философского камня.
Джон Ди, алхимик и розенкрейцер, разработал концепцию иероглифической монады — знака, объединяющего астрономические и каббалистические символы. Этот элемент вошёл в ритуалы как масонских, так и розенкрейцерских лож, став основой для медитативных практик.
Современное положение: расхождения и сотрудничество
К XX веку пути организаций окончательно разошлись:
- Масонство сохранило акцент на благотворительности и межконфессиональном диалоге.
- Розенкрейцерство эволюционировало в сторону эзотерического христианства, оформившись в структуры типа AMORC (Древний мистический орден Розы и Креста), который отрицает политическую деятельность.
Однако точки соприкосновения сохраняются:
- В мартинизме — течении, сочетающем масонские ритуалы с розенкрейцерской теургией.
- В исследовательских ложах, изучающих алхимические рукописи (например, Объединённая великая ложа Англии поддерживает архивы SRIA).
- В символике «вольных каменщиков», где циркуль и наугольник иногда изображаются в обрамлении роз.
Связь масонства и розенкрейцерства остаётся примером динамичного взаимодействия эзотерических традиций, где конкуренция идей не исключает преемственности символов и практик.
- «Мастер и Маргарита», краткое содержание
- Исследовательский анализ ключевых аспектов романа Л.Н. Толстого «Война и мир»
- Гуггенхайм в Нью-Йорке будет поддерживать художников из развивающихся стран
- Великие мексиканские монолиты выложены в сети в высоком разрешении
- Приложение ArtMatch для iPhone - быстрый доступ к возможностям сайта Art.com
- Морской пейзаж: сложнее, чем может показаться
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?